8 декабря 2006 г.
Согласно картине Гибсона цивилизация майя миролюбивостью отнюдь не отличалась
Кино со Стасом Тыркиным
ИСТОРИЧЕСКИЙ БОЕВИК
На экраны страны выходит новая режиссерская работа Мела Гибсона «Апокалипсис» о гибели древней цивилизации
«Апокалипсис»
Режиссер - Мел Гибсон
В ролях: Руди Янгблад, Рауль Трухильо, Родольфо Паласиос
****
Новый фильм Мела Гибсона начинается с полукомической сцены охоты на тапира и последующего поедания охотниками его половых органов. Зная суровый нрав Гибсона и его манеру истязать своих экранных героев и зрителей, легко предположить, что шуточки ниже пояса скоро закончатся и мало не покажется никому. И точно: идиллическое существование деревни майя, явленное в первых кадрах картины, нарушает неожиданное вторжение захватчиков и начинается кровавая резня. Главного героя, молодого охотника по имени Лапа Ягуара, берут в плен и вместе с сородичами конвоируют в город майя, где высокая цивилизация соседствует с ужасным дикарством. И где Лапу ждет участь быть принесенным в жертву богам. С вершины величественной пирамиды катятся в ревущую толпу отрубленные головы, устрашающе татуированные жрецы вырывают из еще живых пленников истекающие кровью сердца... По мнению Гибсона, цивилизация майя отнюдь не отличалась миролюбивостью и активно разрушала себя изнутри, всячески приближая таким образом собственный апокалипсис. А завоеватели из Старого Света (появляющиеся в самом финале) сыграли в деле уничтожения древнего народа весьма незначительную роль.
У новой картины безумного Мела, несомненно, много общего со «Страстями Христовыми», своим запредельным натурализмом повергшими 2 года назад в шок весь христианский мир. «Апокалипсис» тоже снят принципиально жестко, с соблюдением единства места и времени, без всякой дурной символики. На мертвом языке (в «Страстях...» звучали арамейский и латынь, здесь - юкатекский диалект языка майя). Без звезд, с актерами и статистами, являющимися представителями коренного населения Латинской и Центральной Америки.
Натурализма «Апокалипсису» не занимать, но до «Страстей Христовых» ему все-таки далеко. Может быть, именно поэтому картина разрешена для показа в любой аудитории. И вправду, что сегодняшним детям, воспитанным на гипержестоких видеоиграх, дикие обычаи племени майя? И в «Страстях...», и в «Апокалипсисе» жестокость нужна Гибсону, чтобы расшевелить современного зрителя, которого уже ничем не проймешь. И вернуть библейскому ли, историческому преданию-мифу дыхание реальных событий. Главная неожиданность «Апокалипсиса», главное отличие его от предыдущей картины - то, что очередная бескомпромиссная натуралистическая притча Гибсона оборачивается в финале отличным голливудским приключенческим боевиком, пусть и на замечательно проработанном историческом фоне. Поначалу смиренно бредущий на свою «голгофу» Лапа Ягуара побеждает животный страх и оказывается вполне себе «крепким орешком». Прыткий и ловкий, он, возможно, не хуже Брюса Уиллиса сумел бы спасти мир, а потом пообедать. Но цивилизации майя, увы, уже ничем не поможешь.
Комсомольская Правда. Ру