11 декабря 2006 г.
25 лет от любви до Америки
Николай Караченцов приветствует “Авось”
…Вся Москва — в “Ленкоме”. Садишься в кресло — бац: что там катается по полу? Ба-а, бутылка с шампанским. На этикетке — “Юнона” и “Авось”, 25 лет. Пошел дым, начинается этот мистический спектакль, без сомнения, самый знаменитый и молодой за последние четверть века…
…10 минут до спектакля — в холле не протолкнуться. Кобзон, Розовский, Рыбников, Глаголева, Янковский, Збруев — легче сказать, кого здесь нет. И вдруг — раскатистые аплодисменты по всему фойе. Что? Кто? Ну конечно… А в честь кого бы еще они были возможны: Николай Петрович идет вместе с женой Людой. Парадный черный костюм, бабочка. До последнего не знали: приедет — не приедет. Но этот вечер был бы невозможен без него, бессменно игравшего в “Юноне” все эти годы, пока не… Собственно, и спектакль начался с того, что все как один разом встали и 10 минут приветствовали артиста. Он смотрел до конца, два отделения, хотя можно представить, что это ему стоило. И уходя, помахал артистам, которые выкладывались до последнего, словно бы говоря: искусство театра воскрешает; Петрович, мы ждем тебя!
Двадцать лет в ожиданьи прошло,
Ты в пути, ты все ближе ко мне…
…Прощальная ария Кончиты. Тихо выходит. В белом одеянии Вечной невесты, в вуали. Зритель первую секунду не понимает: как так? Кончиту весь спектакль играла молоденькая Алла Юганова. А кто под вуалью? Но с первых слов — конечно: Елена Шанина, первая исполнительница роли. Ария прерывается аплодисментами. А за нею — “нынешние Кончиты”: Алла Юганова и Анна Большова… Шанина как эстафету передает Югановой свечу…
…Как сказал Захаров — “Юнона” проживет еще 25 лет. И кто сомневается: если столь органично, без тени наигрыша и фальши, одно поколение красиво встречается с другим…
…Дима Певцов появился едва ль не на мгновение: по задумке Захарова — все, кто так или иначе был причастен к “Юноне”, должны — кровь из носу — выйти на сцену. И он — главный дублер Караченцова — несмотря на травму, все-таки спел финальную партию Резанова. Сам же аплодируя нынешнему “главному” — Виктору Ракову.
Вместо флейты подымем флягу,
Чтобы смелее жилось.
Под Российским небесным флагом
И девизом “Авось”.
…Красивый и убедительный образ, пронизанный нервом и страстью. Под конец, уже на “Аллилуйе”, Раков будто не понимал происходящего, что спектакль кончился, все несут цветы, поздравляют. Он все еще плыл на том корабле, не мог вынырнуть из роли…
Московский Комсомолец
Ян СМИРНИЦКИЙ