9 февраля 2007 г.
Мычание ягнят
Успех "Молчания ягнят" позволил его продюсеру — великому Дино де Лоурентису — превратить историю психиатра-людоеда в сагу. Знаменитый триллер, который в начале 2000-х обзавелся сразу двумя продолжениями — "Ганнибалом" и "Красным драконом", теперь оброс и приквелом. "Ганнибал: Восхождение" призван поведать миру о том, как вырастить из мальчика не мужа, но маньяка.
Режиссер Питер Уэббер, три года назад блестяще дебютировавший мелодрамой "Девушка с жемчужной сережкой", сильно рисковал, берясь за "Ганнибала". Без Энтони Хопкинса — а его в фильме о молодом Лекторе не могло быть по определению — триллер заранее лишался главного козыря. Нет Хопкинса — нет воплощенного зла: сумасшедшего профессора, играющего со своими противниками в психологические игры и заранее пожирающего их широко распахнутыми голубыми глазами.
Не могло быть в "Восхождении" и Джоди Фостер, а значит, о вечном противостоянии неразделимых, как инь и ян, противоположностей — мужчина—женщина, добро—зло — тоже следовало забыть. И Питер Уэббер забыл. Его "Ганнибал" совсем о другом.
В конце войны в доме на лесной опушке пряталась от фашистов и мародеров литовская семья: мама (Ингеборга Дапкунайте), папа, 10-летний сын Ганнибал и 5-летняя дочка Миша. Их нашли. Сначала немецкий летчик застрелил родителей, а потом на одинокое жилище набрели озверевшие бандиты. Доев гнилую картошку, они окинули взглядом дом и увидели пухлощекую девочку... Через несколько дней, когда должен был настать черед мальчишки, из лесу вышли советские солдаты. Каннибалы сбежали, а Ганнибал вырос в статного юношу с прекрасными манерами, университетским образованием и неукротимым желанием отомстить.
Натуралистичный и в то же время стильный (за воссоздание духа эпохи в фильме отвечала Анна Шепард, работавшая на "Пианисте" и "Списке Шиндлера") "Ганнибал" может считаться младшим братом "Убить Билла" и "Олдбоя". Причем в отличие от своих более именитых коллег Питер Уэббер не питает иллюзий относительно мести и ее влияния на душу мстителя. Месть, сколько бы она ни прикрывалась высокопарными фразами о благородном возмездии и торжестве справедливости, все равно остается преступлением. Мститель превращается в убийцу, и сам, в свою очередь, должен быть наказан. Зло порождает зло. Цепочка бесконечна?
По мнению Питера Уэббера и сценариста Томаса Харриса — нет. У Ганнибала Лектора (Гаспар Ульель) в "Восхождении" достойных противников не нашлось, зато у молодого человека есть антагонист — инспектор Паскаль Пупиль (Доминик Вест). Его семья тоже погибла во время войны, но он преступников не расчленяет, чтобы скушать, а разыскивает и предает суду — куда более достойный способ избавиться от душевного разлада. Кстати, Джоди Фостер тоже шла к Энтони Хопкинсу, чтобы, поймав маньяка, заставить замолчать ягнят, снившихся ей по ночам.
Известия Ру
Анна Федина