15 февраля 2007 г.
Сильвестер Сталонне. В шестьдесят лет жизнь только начинается
ОН ДЕВЯТЬ раз становился обладателем «Золотой малины» — американской премии за самые худшие достижения в кино. Но, несмотря на явную нелюбовь критиков и киноакадемиков, фильмы с его участием неизменно делали главное — кассу, а сам герой становился любимым актером миллионов по всему миру. Ему много раз давали понять, что драматическое искусство — не его конек, а он упорно продолжал сниматься. И если режиссеры не обращали на него внимания, то свою актерскую судьбу он брал в собственные руки.
ВСЯ карьера Сильвестра Сталлоне в кино похожа на бой за место на голливудском небосклоне, который он достойно продолжает и на седьмом десятке своей жизни. Наверное, поэтому его главный киногерой — боксер Рокки Бальбоа, непобежденный чемпион. Похоже, в шестьдесят жизнь только начинается. Во всяком случае, сам Сталлоне доказал это премьерой шестого фильма знаменитой киноэпопеи «Рокки».
…Тогда, в середине 70-х прошлого века, юношеские мечты Сталлоне сыграть настоящего героя казались фантастикой. Все, чего он добился к тридцати годам, — это участие в эротических лентах. Однако в один зимний вечер незадолго до Рождества, вернувшись со студии после очередных неудачных проб, Сталлоне решил, что так дальше продолжаться не может. Режиссеры упорно не замечали его талант. Всякий раз определяющим фактором заинтересованности продюсеров становились его объемные мышцы. Ситуацию усугубляла особенность мимики актера. Дело в том, что Сталлоне родился с частично поврежденными нервными окончаниями лица — часть щеки, губ и языка осталась парализованной на всю жизнь.
НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ
В Музее искусств в Филадельфии хранятся слепки подошв обуви, в которой Сталлоне снимался в первой картине о Рокки
СЕВ за стол, он достал бумагу и карандаш и к утру написал историю про боксера-чемпиона, любящего свою семью и знающего цену словам «честь» и «достоинство».
Молодой актер много лет увлекался боксом и, взявшись за сценарий, решил описать историю, очень похожую на жизнь реального бойца по имени Чак Вепнер. Чак был достаточно посредственным спортсменом, в 60–70-х его «укладывали» многие чемпионы.
Но в 1975 году, на самом закате карьеры, Вепнеру повезло встретиться на ринге с великим и непобедимым Мохаммедом Али. Тому срочно был нужен белый и недорогой соперник для проходного боя. И, о чудо, заметно толстеющий немолодой Вепнер в 9-м раунде отправил самого Али в нокдаун! Публика ахнула, не понимая, как реагировать на такое событие. Ведь этого не могло быть, чтобы Али лежал у ног малоизвестного боксера. И пусть уже в 15-м раунде великий чемпион все же взял верх и нокаутировал полупенсионера, защитив свой титул, Чак Вепнер не стал для него легкой добычей. С того момента вся Америка и боксерский мир прославляли «того самого», который задал жару Мохаммеду.
Гонорар актера за фильм «Рокки» составил 23 тысячи долларов
Эта история на самом деле была красивой и буквально сама просилась на экран. Ну а имя своему герою Сталлоне дал в честь другого знаменитого боксера — Рокки Марчиано. Так же, как и сам Слай, он был итало-американцем. Кроме того, он был чемпионом, не проигравшим ни одного боя, одержавшим 49 побед в 49 сражениях.
Но написание сценария в Голливуде еще не означало успеха, и впереди актера ожидало много трудностей. Однако та самая ночь стала отправной точкой в новой жизни супергероя Сильвестра Сталлоне. С рукописью в кармане он обивал пороги студий, предлагая за бесценок свой сценарий. Главным условием было его обязательное участие в фильме в качестве актера, играющего главную роль. Вскоре нашлись продюсеры, которых предложение Сталлоне заинтересовало, и уже через несколько недель начались съемки истории о боксере Рокки Бальбоа — картины, которой через тридцать лет суждено будет попасть в список лучших фильмов Америки.
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ «КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ»
ПРЕМЬЕРА прошла с ошеломляющим успехом. Кассовые сборы принесли создателям «Рокки» такую прибыль, о которой они и не мечтали. Гонорар же Сталлоне составил скромные 23 тысячи долларов.
Свои главные дивиденды актер начал получать, когда «Рокки» объявили претендентом на премию «Оскар» в десяти номинациях! Причем сам Сталлоне попал в шорт-лист одновременно за лучший сценарий и за лучшую мужскую роль.
Однако многие посчитали, что подобная честь была бы слишком большим подарком для тридцатилетнего артиста, и Сталлоне остался без награды. Впрочем, «Рокки» оказался настолько удачным фильмом, что вполне заслуженно был награжден тремя золотыми статуэтками в других номинациях — за лучшую режиссуру, монтаж и, самое главное, стал обладателем «Оскара» за лучший фильм года.
Еще год назад старина Слай с горем пополам оплачивал счета за квартиру, а сегодня его носили на руках, брали интервью, приглашали в ток-шоу, расспрашивали о творческих планах и требовали продолжения «Рокки».
Собственно говоря, после такого успеха «Рокки-2» напрашивался сам собой. В конце концов режиссеры-ителлектуалы не спешили приглашать Сталлоне в свои картины. А ведь он всю жизнь мечтал сняться у таких корифеев, как Скорсезе и Бертолуччи.
За пару лет до «Рокки» он очень серьезно рассчитывал на роль в ставшем потом культовым «Крестном отце». Но на каком-то этапе «завалил» пробы, а роль, как известно, сыграл Аль Пачино.
По иронии судьбы спустя время критики стали называть Сталлоне новым Марлоном Брандо, который, будучи молодым, тоже сыграл боксера в фильме «В порту». «Новому Брандо» прочили не менее головокружительную карьеру не только в боевиках, но и в настоящем игровом интеллектуальном кино. Но, как философски рассуждает на экране Рокки, «в жизни не все происходит так, как загадываешь».
И началась череда картин, где Сталлоне играл, по сути, того же Рокки, несмотря на то что названия менялись — «Ночные ястребы», «Первая кровь», «Рокки-2», «Рокки-3», «Рэмбо-2», «Рэмбо-3»…
ПОИСК НОВЫХ ФОРМ
ТАК продолжалось достаточно долго, с той лишь разницей, что Сталлоне все чаще стал сам писать сценарии и снимать свои картины. Естественно, главные роли он исполнял тоже сам. Вот тогда-то и начались поначалу робкие, тихие, а потом все более громкие и резкие насмешки в его адрес. Все видели только большие мышцы, но по-настоящему актерских открытий никто не замечал. Своеобразным ответом на все происходящее стал снятый Сталлоне мюзикл «Остаться в живых» с Джоном Траволтой в главной роли. Но попытка сделать продолжение хитовой когда-то «Лихорадки субботнего вечера» оказалась неудачной.
Околокиношные люди в Америке довольно потирали руки, когда год за годом Сталлоне становился «почетным» обладателем «Золотой малины» то за худшую главную роль, то за худшую режиссуру, а то и за худшую главную роль десятилетия! Но популярность Слая во всем мире росла. И публика, не желавшая «грузиться» авторским кино, с удовольствием смотрела «Кобру», «Специалиста» и другие картины Сталлоне. А фразы его персонажей — «Можно проиграть, но как победитель» или «Если ты не веришь в себя, то нет ничего реального» — становились жизненным кредо миллионов поклонников в разных странах.
На открытие русского ресторана актер приехал. Но с медведем танцевать отказался
Но все же клеймо «актер одной роли» не давало покоя Сталлоне. В 1991 году он дебютировал в комедиях «Оскар» и «Стой или моя мама будет стрелять». Киноакадемики не без удовольствия наградили Сталлоне очередной «Золотой малиной». Однако настоящие поклонники Слая отдали должное попытке своего кумира проявить актерские качества, которых они раньше не видели. А уже через год он ответил им взаимностью и выпустил в прокат новый блокбастер «Скалолаз». За ним последовали «Убийцы», где он сыграл в паре с Антонио Бандерасом.
ВОЗВРАЩЕНИЕ РОККИ
Секс-символы вчерашних дней: Сталлоне и Шэрон Стоун
НО В ДАЛЬНЕЙШЕМ попытки актера вернуться на голливудский олимп терпели неудачу. Один за другим проваливались «Полицейские» и ремейк «Убрать Картера». А боевик «Детоксикация» оказался настолько слабым, что его даже не выпустили на широкий экран. Наступил момент, когда всерьез заговорили о завершении кинокарьеры Сильвестра Сталлоне.
Но, пока недруги отправляли его в отставку, Сталлоне решил разыграть свою козырную карту, которая уже не раз его выручала. Фильм о Рокки Бальбоа с одноименным названием мог стать красивой лебединой песней Сильвестра Сталлоне. Естественно, недоброжелатели снова рассмеялись. О каком Рокки может идти речь, когда Сталлоне уже столько лет? Тем более что все трюки он собирался выполнять сам.
Актер оказался хитрее своих недругов. В сценарии Рокки столько же лет, сколько и Слаю в жизни. Одним этим он избавил себя от насмешек по поводу возраста.
История проста и понятна. Боксер-пенсионер развлекает себя и друзей тем, что, надев малиновый пиджак, рассказывает в собственном ресторанчике байки из своей жизни. А по утрам ходит на кладбище на могилку жены. Эдакий вдовец, тихо доживающий свой век в компании аквариумных черепашек. В какой-то момент ему становится скучно и он решает еще разочек выйти на ринг и подраться с непобежденным чемпионом Мейсоном Диксоном. Каким будет финал, догадаться несложно.
Александр СВЕТЛОВСКИЙ
Фото Рейтер
АИФ Ру