15 февраля 2007 г.
Британско-монгольское иго
На Берлинском фестивале звезды радуют только папарацци, бабушка ради внука идет работать в стрип-клуб, а учительницы терзают друг друга.
Берлинале откровенно скучает: если в первые дни об этом говорили только вытянувшиеся или сморщенные от недовольства лица журналистов, то теперь это настроение передалось и зрителям. Они, к примеру, совсем перестали ходить на просмотр красных дорожек, в результате чего даже таким звездам, как Кейт Бланшетт и Джуди Дэнч, пришлось демонстрировать наряды только выстроившимся в линию папарацци. Целыми днями идет дождь, звезды кутаются в теплые пальто, почти все мужчины носят черные шляпы а-ля Михаил Боярский.
В конкурсной программе после шести дней томительного ожидания наконец появился фаворит – бельгийская лента «Ирина Пальм».
Журналисты, соскучившиеся по хорошему кино, устроили ее режиссеру Сэму Гарбарски пятиминутную овацию и каждый свой вопрос на пресс-конференции начинали с поздравлений. На фоне тоскливых ретродрам, сделанных по одной и той же схеме байопиков и фильмов о проблемах сексуальных меньшинств, из которых в основном и состоит программа нынешнего Берлинале, «Ирина Пальм» – прекрасный образец того, каким, по идее, и должно быть фестивальное кино. Это история о тихой и скромной женщине с принципами, внуку которой требуется срочная операция. Провести ее могут только в Австралии, но оплатить перелет и проживание в стране должны родители мальчика. У них такой суммы нет, и тогда 50-летняя Мэгги решает найти работу. Отчаяние приводит ее в стрип-клуб, хозяин которого разыскивает женщину с гладкими руками – именно такими, как у Мэгги. Ее задача – сидеть в комнате с серыми стенами и красной дыркой и за определенную плату помогать мужчинам, просовывающим в дырку свой самый ценный орган, решать их мужские проблемы.
После пары недель напряженной работы руками Мэгги становится звездой лондонского Сохо и берет псевдоним Ирина Пальм.
Это не драма, как может показаться из синопсиса, это невероятно смешная комедийная мелодрама с чудесным хэппи-эндом. Очень простая – ни одной лишней сцены, ни одного лишнего слова, ни одной лишней шутки. Очень британская, несмотря на постановщика-бельгийца, – такие истории в молодости любил Кен Лоуч. В плане сексуальных цен – совершенно невинная. Марианна Фэйтфулл, играющая роль Мэгги, за полтора часа перевоплощается из забитого жизнью существа в настоящую женщину-вамп. Теперь она считается главной претенденткой на получение приза за лучшую женскую роль.
Серьезную конкуренцию Фэйтфулл может составить пока только Джуди Дэнч.
Фильм Ричарда Айра «Заметки о скандале», в котором она снялась вместе с Кейт Бланшетт, рассказывает о пожилой учительнице, изводящей своих подруг. Старая дева, которая сходит с ума от одиночества, выбирает своей новой жертвой молодую коллегу, только пришедшую работать в школу. Вместе они ходят на выставки и в театр, сидят в кафе и говорят о литературе. Каждый день старуха ведет дневник и описывает все, что происходит вокруг. Позже выясняется, что у героини Бланшетт роман с одним из учеников. Когда она устает от более чем пристального внимания к своей персоне со стороны старшей коллеги и отказывается ехать с ней на похороны кота, та выдает тайну. Развернувшаяся пружина больно бьет обеих, но в итоге Бланшетт возвращается к мужу, а старуха находит себе новую наперсницу.Это уже не первая работа Джуди Дэнч с режиссером Айром, до этого была «Айрис» – история последних лет жизни писательницы Айрис Мердок, за которую актрису в очередной раз номинировали на «Оскар». Как и в том фильме, в «Заметках о скандале» все сосредоточено на прищуре Дэнч, на ее жестах и на ее безумной улыбке.
Присутствует даже сцена купания ее героини в ванной. Как заметила сама актриса, «слишком поздно, конечно». Но жюри в любом случае должно это оценить.
Из молодых актрис пока выделяется только Ю Нан – китаянка, сыгравшая главную роль в конкурсном фильме Ванг Куанана «Замужество Туйи». Действие происходит в монгольских степях, главная героиня работает за десятерых, пытаясь прокормить маленького сына с дочерью и хромого мужа. Когда она теряет последние силы, родственники предлагают ей снова выйти замуж. Туйя согласна, но только при условии, что ее старый муж останется в новой семье. В монгольский домик едут сваты, друг детства неожиданно делает предложение, а муж от горя пытается покончить с собой. Не вполне безупречную режиссуру в этом фильме прикрывают красивые пейзажи, национальные монгольские костюмы и некоторая оригинальность в выборе темы: кино про монголов в Берлине еще не показывали.
Во второй по значению фестивальной программе «Панорама» презентовали «Интервью» Стива Бушеми – блестящий американский римейк фильма Тео ван Гога, ему и посвященный. Солируют сам Бушеми и блондинка Сьенна Миллер. Других героев в этой картине нет, действие происходит ровно столько же времени, сколько длится фильм, в одном и том же помещении – в квартире бездарной актрисы из фильмов категории В, к которой главный герой, журналист, приходит брать интервью. Перед началом показа Бушеми вышел на сцену и честно признался, что весь день пил, поэтому, скорее всего, после премьеры будет не в состоянии отвечать на вопросы.
Ему, разумеется, простили все: уж лучше сразу объявить себя лузером и скромно помолчать в сторонке, чем делать вид, что ты всерьез хочешь спасти мир.
Газета Ру
Текст: Ксения Реутова. Фото: outnow.ch.