16 февраля 2007 г.
Следите за руками
Отдохнуть от мировых проблем в Берлине позволяет лишь секс-комедия
БЕРЛИН — Прошедшая в рамках Берлинале церемония Cinema for Peace, чьи награды неофициально называют “Оскарами с мозгами”, — хороший повод поговорить о ценностях и критериях фестиваля. В этом году они отражаются в конкурсной программе с печальной наглядностью.
На благотворительный гала-вечер Cinema for Peace специально приезжают звезды, не имеющие прямого отношения к фестивалю. К примеру, в этот раз среди них засветились Ричард Гир и Катрин Денев. Известный своим почитанием буддизма Гир выступил с речью в защиту Тибета, притесняемого со стороны китайского правительства, и аккомпанировал на рояле тибетской певице-беженке. Вим Вендерс наградил Клинта Иствуда за его антивоенную дилогию о знаменитой битве при Иводзиме (“Флаги наших отцов”, “Письма с Иводзимы”), равно почтительную к американцам и японцам, победителям и жертвам. Афроамериканец Форест Уитекер, получая приз за роль в ленте “Последний король Шотландии”, посвященной диктатуре в Уганде, рассказал о своем путешествии по Африке и назвал ее колыбелью человечества. Шэрон Стоун провела аукцион, разыграв билет на благотворительный вечер Каннского фестиваля, который будет посвящен борьбе со СПИДом, — билет был продан за $58 000. А немецкий режиссер Оливер Хиршбигель, известный своим фильмом о Гитлере “Бункер”, обнародовал замысел нового фильма, который будет посвящен трагедии в Беслане.
Подобные сюжеты, которые ратуют за мир во всем мире, действуют как гуманитарная помощь и взывают к ней, каждый день пополняют конкурсную программу Берлинале. Но лучше она от этого не становится. Хорошо, конечно, что фильм “Бофорт” (Beaufort) рассказывает о выводе израильских войск из Ливана, о тамошней “девятой роте”, заброшенной в военную крепость, но выдержать его тягомотный ритм способен только самый политически заинтересованный зритель.
Так же беспомощен и американский “Город на границе” (Bordertown). Он гордо приоткрывает завесу над сексуальной и трудовой эксплуатацией мексиканских женщин, работающих за гроши на крупные корпорации. Тема, бесспорно, больная и важная. Но проникнуться пафосом этого банального триллера с Дженнифер Лопеc, играющей журналистку с позициями, которая, не успев спасти мексиканских работниц, мчится в Ирак, не получается при всем сочувствии к героям.
Немецкий фильм “Йелла” (Yella) об экономических трудностях современной Германии, вгоняющих своих граждан в депрессию, и вовсе сделан в протокольном стиле бухгалтерского отчета — без экономического образования разобраться в нем трудновато. От этих картин — публицистических галочек — ни жарко ни холодно. Все их достоинства исчерпываются обращением к острой проблематике. Не будем называть их конъюнктурными. Куда более огорчает их неталантливость.
Между тем фестиваль подходит к концу, а его отчетливый лидер до сих пор не проявился. Из громких имен осталось посмотреть новый фильм Франсуа Озона “Ангел” (Angel), припасенный на закрытие. Исключений из мейнстримного и по большей части развлекательного конкурса очень мало, но они, к сожалению, носят слишком локальный и специфический характер. Такова, к примеру, лента “В память о самом себе” (In Memory of Myself) — о тихой, но напряженной жизни венецианского монастыря. Итальянец Саверио Костанцо изготовил фильм-жест — интровертный и лишенный внешнего действия, целиком сосредоточенный на рефлексиях и сомнениях молодого героя, решившего стать монахом. Есть надежда, что председатель жюри Пол Шредер, известный не только как режиссер и сценарист, но и как автор книги о религиозных аспектах в кино, оценит эту скупую и молчаливую картину.
И только одного конкурсанта с натяжкой можно назвать фаворитом фестиваля. Лента Сэма Гарбарски “Ирина Палм” (Irina Palm) сорвала самые громкие аплодисменты у прессы, на официальной премьере зрители хлопали и выражали восторг до последнего титра, а когда на сцену поднялась съемочная группа, в зале и вовсе началась массовая истерика. Примечательно, что в фильме нет ни геополитики, ни экономики, ни конфликтов мирового масштаба. Социальность, впрочем, есть.
Чтобы быстро достать денег на операцию смертельно больному внуку, немолодая британская домохозяйка устраивается на работу в секс-клуб. От нее требуется не торговать собой, а удовлетворять мужчин мануально — через дыру в стенке. Поначалу работа вгоняет ее в краску, а потом начинает приносить не только деньги, но и славу и даже удовольствие. Под сценическим именем Ирина Палм героиня становится звездой заведения — от клиентов нет отбоя. Но свои подозрительные отлучки из дома она, естественно, держит в секрете, который остается таковым до поры до времени.
Комическая ситуация напоминает знаменитый фильм “Полная обнаженка” — про английских пролетариев, от безработицы решивших организовать группу мужского стриптиза. “Ирина Палм” — тоже отменный образец социальной комедии в лучших традициях британского кино. Частная и эмоциональная история сочетается тут с социальным фоном, а зрительский потенциал — с авторской интонацией. Это самый живой фильм фестиваля, которому прочат все главные награды. И прежде всего — приз за лучшую женскую роль знаменитой певице и рок-иконе Марианн Фейтфул, сыгравшей подвиг Ирины Палм мягко и без пафоса, с умом и без слащавости.
Евгений Гусятинский
Для Ведомостей
16.02.2007, №28 (1802)