Новости

19 февраля 2007 г.

Медвежья заслуга

На Берлинале не показали фильма, который оставит след в истории кино

Валерий Кичин

Конкурсные фильмы 57-го Берлинского кинофестиваля, выражаясь языком ипподрома, скакали ноздря в ноздрю и показали весьма скромное время.
Перед жюри стояла невыполнимая задача: найти лучшего из средних. Таковым оказался фильм из КНР "Свадьба Туи".
Это вторая подряд победа китайского кино на крупнейших конкурсах: в Венеции-06 "Золотого льва" взяла тоже китайская лента - "Натюрморт". "Свадьба Туи" режиссера Ван Цяньян, комедия из жизни пастухов Внутренней Монголии, которым под натиском индустриализации грозит переселение, - хороший фильм.
Но это не тот фильм, который оставит след в истории кино. На его месте свободно могли бы оказаться ничего не получившие немецкие "Фальшивомонетчики" или другая китайская лента "Затерянные в Пекине". Наверное, социальные проблемы индустриализации действуют на членов жюри особенно сильно, потому что и венецианский призер "Натюрморт" - о том же.
Лучшим режиссером назвали израильтянина Иосифа Цедара, сделавшего драму "Бофорт" о ливанской кампании 2000 года, - решение политическое, ибо это хоть и посредственная, но идейно важная картина о последствиях государственного авантюризма. Еще один "Серебряный медведь" отошел Ариэлю Роттеру, снявшему самый скучный фильм фестиваля "Другой" - о человеке, пытавшемся убежать от самого себя. У этой картины вообще случился нечаянный бенефис: ей выпала и премия за мужскую роль - актеру Хулио Чавесу (убей меня бог, если я вспомню хотя бы его лицо!). Приз Альфреда Бауэра, который присуждается новаторским работам, определен в комедии "Я киборг, и это хорошо" (режиссер - Пак Чхан Ук).
Все спорили, кому достанется "Серебряный медведь" за женскую роль, - Марион Котияр, виртуозно сыгравшей Эдит Пиаф, или Марианне Фэйтфулл - "сексуальной работнице" из "Ирины Палм". Оказалось, ни той и ни другой, а приз увезет Нина Хосс из немецкой "Йеллы". Наверное, потому, что надо же как-то наградить хозяев поля. Отмечен "серебром" и ансамбль актеров из "Ложного искушения" - это уже книксен в сторону обойденных главными призами американцев.
Ассоциация международной прессы ФИПРЕССИ наградила картину чешского классика Иржи Менцеля "Я служил английскому королю"; почетным призом за вклад в киноискусство увенчан автор "Бонни и Клайда" Артур Пенн, а жюри сексуальных меньшинств своего медвежонка "Тедди" отдало Хельмуту Бергеру, снимавшемуся у Висконти в "Проклятых" и у Тинто Брасса в "Салоне Китти", - опять же за вклад.Комментировать тут нечего. Когда в конкурсе нет ни одного очевидного лидера, любое решение жюри покажется случайным и спорным. Лучше расскажу о последних хитах Берлинале.Бурлеск Иржи Менцеля "Я служил английскому королю", получивший приз ФИПРЕССИ, богат по "вещественному оформлению", остроумно поставлен и отлично сыгран. Это рассказанная с мрачным юмором история официанта, который хотел стать миллиардером и неуклонно шел к своей мечте, но когда разбогател и купил роскошный отель, пришли коммунисты, все национализировали и всех богачей посадили. Режиссер увлеченно стилизует картину то под комедию времен Великого немого, то под провинциальный шик 30-х, главный персонаж словно сошел со страниц романа про авантюриста Феликса Круля - он всегда оказывается в нужный момент в нужном месте и вовремя, кому нужно, подставит подножку. Автор занят судьбой героя и, если не считать брезгливости по отношению к фашизму, от политики дистанцируется. Самые злые и патриотически пафосные моменты картины связаны с временем, когда чешские власти сдали страну фашистам, и в знак протеста вся Прага вдруг разучилась говорить по-немецки. Я с интересом ждал, в какой стилистике Менцель изобразит освобождение Праги советскими войсками - но этот момент он тактично обошел.
Самым интригующим фильмом были "Затерянные в Пекине": они явились в ореоле цензурного скандала. Это своеобразная версия "любви втроем": зажиточный "новый китаец" - хозяин массажного салона - насилует свою работницу Лиу, и когда та забеременела, уже непонятно, кто отец ребенка - ее босс или все-таки молодой муж, мойщик окон Ань Кунь. Вокруг этого отцовства и строятся конфликты. Эротические сцены сняты со знанием дела, но без шоковых новаций, а главное, что ошеломляет, - это любовно и колоритно показанный новый быт китайской столицы. Режиссер фильма Лу Ю рассказала, что идея фильма пришла ей в голову, когда на фестивале в Торонто она пила кофе в уличном кафе, рассматривала людское коловращение, и ей захотелось рассказать о жизни нового динамичного Пекина, какого мир еще не видел. Рассказ вышел социально заостренный: мегаполис напоминает человеческий улей, куда стекаются искатели счастья со всей страны, и эти люди, чтобы заработать на жизнь, готовы на любые сделки с моралью, включая продажу собственного ребенка. Поэтому пекинская жизнь в фильме небезгрешна, жажда больших денег заменила общественную идеологию, и пуризм еще не перестроившихся цензоров Лу Ю объясняет их преклонным возрастом и консерватизмом. Ее режиссерская хватка обладает неженской твердостью, характеры вычерчены рельефно, много юмора и сцен, снятых модной ручной камерой.Хитом последних дней стал показанный вне конкурса кинокомикс Зака Снайдера "300", сделанный в технологиях и стилистике "Города грехов", но еще более внушительный по литражу вылитой крови. На этот раз Снайдер обратился к битве между спартанцами и персами при Фермопилах в 480 году до н.э. По версии режиссера, спартанцы, с детства отлученные от родителей и нацеленные на воинские подвиги, не знают жалости - они несокрушимы и жестоки, а значит, понравятся молодым агрессивным зрителям. Битва подана в циклопических по масштабам живописных композициях со скульптурно вылепленными персонажами и элементами фантастики, причем все актерское действие разыграно на фоне так называемого "зеленого экрана" - остальное дорисовал компьютер. С точки зрения техники это новый шаг в бездну - не столько кино, сколько видеоигра, и перед нами не столько кинокадр, сколько ежесекундно меняющийся "интерфейс". Как произведение драматургии фильм не существует - это динамика в дистиллированном виде, которая, как дискотечный стробоскоп, сама по себе должна вогнать публику в транс. Для завершения фестиваля выбрали мелодраму Франсуа Озона "Ангел" о триумфальном взлете и крахе амбициозной сочинительницы дамских романов в начале ХХ века (прототипом героини выбрана современница Оскара Уайльда Мария Корелли). Если забыть про звук Dolby, то можно подумать, что это кино 30-х годов, - так красива и эмоциональна ни на миг не смолкающая музыка Филиппа Ромби, так богато аранжирована каждая экранная композиция и такие роковые фиоритуры выделывает сюжет. В героине, блестяще сыгранной Ромолой Гараи ("Ярмарка тщеславия"), есть все типовые черты женщины-вамп, сокрушающей все вокруг и в конечном итоге - самое себя. Число кошек, обитающих в ее роскошном имении, превышает кошачье население мирового кино за всю его историю. Любовь, которую разыгрывают Ромола Гараи и дебютант в кино Майкл Фассбендер, несмотря на ряд откровенных сцен, полностью лишена того, что в западной критике зовут "химией", - опять-таки как в старом романтическом кино, где сексуальное тяготение не имелось в виду. И я надеюсь, после этого фильма уже никто не рискнет утверждать, что женского кино не существует, - настолько полно представлены здесь все черты этого жанра, далеко не всегда связанного с полом режиссера.
В целом 57-й Берлинале вышел удачнее прошлогоднего: пусть в конкурсе не было лидеров, но не было и политических спекуляций типа "Дороги на Гуантанамо", а вожделенные звезды, хоть и ежились от холода, но иногда мелькали на красной дорожке.
Российская Газета Ру

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#