19 февраля 2007 г.
Русским геям "Тедди" не дали
Юрий Гладильщиков
Берлинский фестиваль сохраняет верность себе даже в распределении наград. Жюри-2007 во главе с мэтром американской режиссуры и сценаристики Полом Шредером, в точности как и год назад жюри-2006, распределило призы скучно и корректно.
Поскольку для Берлинале важнее всего социальная значимость картин, то предугадать, какие именно победят, почти невозможно. Мало ли кому из членов жюри какая из важных тем кажется наиважнейшей? Поэтому берлинские призы, за редким исключением, случайны. Правда, главный зал Berlinale-Palast в субботу вечером воспринимал каждое решение жюри с бурной радостью, словно оно единственно верное. Но это уже особенность берлинской аудитории: ее отличает безудержная доброжелательность.
Утешительный "Серебряный медведь" за выдающийся артистический вклад присужден актерскому ансамблю фильма "Ложное искушение". Поскольку режиссер фильма Роберт Де Ниро и актер Мэтт Деймон приезжали в Берлин всего на день, приз за всех них получила немецкая актриса Мартина Гедек, снявшаяся в эпизоде.
По поводу "Серебряного медведя" за лучшую женскую роль все были уверены, что он окажется в руках Марианны Фейтфул, истинно отважно (без иронии) изобразившей в фильме "Ирина Палм" лондонскую бабушку, которая, чтобы заработать деньги на лечение внука, устраивается в пип-шоу. Когда об этом становится известно, у нее возникает конфликт и с соседями, и с собственным сыном - отцом больного внука. "Ирина Палм" живущего в Бельгии немца Сэма Гарбарски получила наиболее высокие оценки в фестивальной прессе. Приз, однако, отдали немке Нине Хосс, которая обычно профессиональна в полумистическом-полусоциальном немецком же триллере "Елла", где ее героиня втянута в финансовые махинации и оказывается способна вести себя бесчеловечно. Нина Хосс сама заявила со сцены, что удивлена, почему выиграла она, а не Марианна Фейтфул.
"Серебряный медведь" за режиссуру достался израильскому режиссеру Йосефу Седару за политико-военную драму "Бьюфорт". Я был уверен, что приз за режиссуру присудят истинно хорошему режиссеру Франсуа Озону за "Ангела". Вот уж режиссерская работа! Все фильмы Озона - от "Ситкома" до "8 женщин", "Пятью два" и "Долгого прощания" - не похожи один на другой. Он любит и серьезные концепции, и жанровые игры. "Ангел" - изящная игра в жанр дамского романа. Действие происходит в начале XX века. Героиня - сочинительница таких романов. Полфильма кажется, что смотришь пародию, но в итоге все выворачивает в реальную трагедию. На Берлинале сообразили, что публика воспримет "Ангела" очень хорошо, поэтому отвели ему почетную роль фильма закрытия фестиваля. Где, однако, в "Ангеле" социальность? Ее почти нет - так, доля феминизма. Поэтому за режиссуру наградили фильм, в котором изысков режиссуры как раз и не видно. Зато есть важная тема: арабо-израильский конфликт. Речь о военной базе, которую израильтяне удерживали в Ливане 18 лет после окончания войны в 1982 году, хотя ее постоянно атаковали, и в битвах вокруг нее гибли солдаты - свои и чужие. Наш "Блокпост", снятый на похожую тему, куда сильнее.
Сразу два приза - "Серебряный медведь" за лучшую мужскую роль Хулио Чавесу и второй по значению Гран-при жюри - получила аргентинская картина "Другой" режиссера Ариэля Роттера. Интеллигентская рефлексия, напоминающая сюжетом классическую "Профессия: репортер" Микеланджело Антониони. Человек во время деловой поездки решает выдать себя за внезапно умершего попутчика, сменить имя, сбежать от прошлой жизни. В итоге оказывается, что вместо одних проблем он получает другие. В фестивальной прессе фильм имел едва ли не самые низкие оценки. Пресса не указ жюри, но зачем было отдавать картине сразу две награды?
Наконец, главный приз - "Золотого медведя" жюри вручило китайской картине режиссера Ван Квана "Замужество Туи". Лента красивая, хотя для китайского кино традиционная - замедленная, полная непривычных и привлекательных для западного зрителя бытовых подробностей. Она о семье пастухов, которая держится на женщине и пытается выжить в степях Внутренней Монголии. При этом обстоятельства и власти понуждают ее бросить промысел, которыми предки занимались сотни лет, и перебраться в чуждый город. Короче, и этот фильм награжден за тему - он о губительной глобализации, добравшейся даже до самых пустынных уголков.
Единственной необычностью церемонии стало присуждение еще одного утешительного приза - имени Альфреда Бауэра (в память об организаторе Берлинале) - новомодному корейцу Чхан-Ук Паку за комедию про веселых психов "Я - киборг, но это нормально". Сама нарезка кадров, которую показали на церемонии, выгодно отличала фильм от других награжденных картин. А уж Чхан-Ук Пак, прежде считавшийся певцом насилия ("Олдбой" и пр.), произнес, принимая приз, такую остроумную речь, что зал лежал от смеха.
В итоге жюри раздало по серьгам всем сестрам, каким надо. Не забыло хозяев-немцев, американцев и китайцев. Отметило латиноамериканцев, на которых фестивали делают ставку уже лет десять, надеясь, что именно оттуда накатит новая киноволна (в скобках отметим, что у аргентинского фильма, среди прочих, есть и немецкие продюсеры - так что эта награда опять-таки отчасти хозяевам).
Одно но: все победители, за исключением "Ложного искушения" и веселой картины Чхан-Ук Пака, не имеют шансов на успех ни в прокате (разве что в своих странах), ни в среде продвинутых киноманов. Названия фильмов-лауреатов через год никто не вспомнит. Победил бы "Ангел" Озона - помнили бы.
Наш документальный фильм о скандале вокруг гей-парада в Александровском саду - "Московская гордость-06", который мог рассчитывать на награды "Тедди" особого жюри секс-меньшинств, ничего не получил. Что не удивительно, учитывая ужасающий уровень картины, а также высокую конкуренцию: на "Тедди" в этот раз претендовали благодаря своей тематике около 40 фильмов из разных программ Берлинале.
Известия Ру