19 февраля 2007 г.
Спартанские радости
Текст: Ксения Реутова. Кадр: cinemablend.com.
Дженнифер Лопес порадовала Берлинале больше, чем 300 спартанцев Фрэнка Миллера, а русские геи вызвали сильное волнение.
Вечно улыбающийся президент Берлинале Дитер Косслик с одной из полос газеты Variety, которую каждое утро выкладывают в пресс-центре, сообщает, что фестиваль находится «в прекрасной форме». Сам он, правда, признается, что обзор фестивальной прессы не читает. Лучше бы, конечно, читал. Таких разгромных статей о Берлинале не было уже давно.
А о чем еще можно говорить, если главной звездой последних фестивальных дней стала Дженнифер Лопес, участвующая в конкурсной программе с фильмом «Пограничный город» – драме об эксплуатации и убийствах мексиканских женщин.
Лопес играет журналистку, которая натыкается на сенсацию: одной из девушек, работающих на фабрике, удалось выжить после изнасилования, и теперь только она сможет опознать серийного убийцу. Помогает Лопес в расследовании главный редактор местной оппозиционной газетки в исполнении Антонио Бандераса. В какой-то момент Лопес надевает передник и косынку и вместо изнасилованной девушки идет работать на конвейер в ночную смену, вытирая со лба капли трудового пота. В конце фильма героиня вспоминает проведенное в Мексике детство, бросает престижную работу в Чикаго, уезжает в тот самый пограничный город и занимает место убитого редактора Бандераса. Чем руководствовались отборщики Берлинале, когда ставили этот фильм в конкурсную программу, совершенно непонятно.
Вне конкурса показали «300» Зака Снайдера – экранизацию комикса Фрэнка Миллера о битве при Фермопилах.
Никаких исторических аллюзий здесь искать, разумеется, не стоит, хотя сюжет в целом совпадает: правитель Спарты Леонидас и 300 его лучших воинов бьются против многотысячного войска персидского царя Ксеркса. При этом примерно половина персов прибыли со съемок снайдеровского «Рассвета мертвецов», а вторую половину, вместе с кровожадными носорогами и огромными элефантами, похоже, доставили прямиком из Новой Зеландии Питера Джексона. Снято все это в традициях «Города грехов», с точнейшим воспроизведением графики Миллера, но только на этот раз в цвете. Все спартанцы ходят в кожаных трусах и красных плащах, демонстрируя фантастически красивые тела, диалоги состоят из фраз «Это Спарта!», которыми сказано все, звенят мечи, солнце, как в китайском «Герое», периодически закрывают тучи стрел, увешанный золотыми цепями Ксеркс выглядит как фрик из трансвеститского клуба.
Журналисты разбегались из зала, как тараканы из мокрой бутылки, оставшиеся на пресс-конференции попытались устроить Снайдеру разнос и действительно в какой-то момент вывели его из себя.
«Мистер, если вы такой умный, идите к Warner Bros. и попробуйте сделать то, что сделал я!» – кричал режиссер.
После этого не симпатизировать ему было невозможно. Снайдер, который в свои 40 выглядит как американский подросток, не растерял ни уверенности в своих силах, ни сумасшедшего драйва, и действительно непонятно, кто, кроме него, смог бы превратить кровавую битву при Фермопилах в эстетское зрелище.
Россия отметилась в фестивальной программе фильмом Владимира Иванова «Москва. Парад'06» – позорной документалкой о том, как весной в столице запретили проводить гей-парад. Нервно трясущаяся любительская камера подробно зафиксировала события трех дней: международную конференцию сексуальных меньшинств, организованное ими шествие с возложением цветов к Могиле Неизвестного Солдата и разгон сотрудниками ОМОНа участников парада и толпы гомофобов, пытавшихся помешать его проведению.
Все самое страшное, что только могли вообразить себе иностранцы о России, здесь вывалено на экран, все штампы отработаны на двести процентов: кажется, еще чуть-чуть – и в рот кому-нибудь из героев фильма начнут запихивать полоний.
Потрясенные зрители после показа рассыпались в комплиментах и сожалениях по поводу того, «что там у вас происходит», некоторые готовы были бросить все и прямо сейчас ехать в Москву бороться за права секс-меньшинств, другие предлагали провести аналогичное шествие во всех крупных городах России. В Берлине обожают такие истории, поэтому не будет ничего удивительного, если «Москва. Парад'06» получит спецприз «Тедди» за лучший фильм о проблемах гей- и лесби-сообщества.
Качество работы и ее объективность при этом не имеют никакого значения. И это, к сожалению, относится не только к принципам отбора призеров «Тедди».
Газета Ру