Новости

19 февраля 2007 г.

Медведь на свадьбе кстати

Жюри Берлинского кинофестиваля проявило независимость

БЕРЛИН — Отдав “Золотого медведя” за лучший фильм китайской картине “Свадьба Туи”, жюри под председательством американского сценариста и режиссера Пола Шредера сделало принципиальный выбор. В призовом списке вообще видна логика и позиция, которые не часто присутствуют при распределении наград на крупных фестивалях, зависимых от рынка и политического климата.
Без призов осталось все самое конъюнктурное — и откровенный мейнстрим, и нарочито фестивальное кино. Ретро-стилистике, задававшей тон в конкурсе, жюри предпочло картины о современности, а США и Европе — кинематограф Востока и Латинской Америки.
Рыночным фильмам и вовсе дали справедливый бой, несмотря на их политический уклон. Из голливудских картин отметили только шпионский эпос Роберта Де Ниро “Ложное искушение” (The Good Shepherd), но и то — за “выдающийся актерский ансамбль”, включающий Мэтта Дэймона и Анджелину Джоли, Джона Туртурро и Алека Болдуина, Майкла Гэмбона и русского актера Олега Штефанко.
Что касается так называемого фестивального кино, то с ним обошлись не менее жестко. Были предположения, что на общем конкурсном фоне, лишенном ярких прорывов, жюри выделит китайскую картину “Потерянные в Пекине” (Ping Guo), которая лучше других отвечает фестивальной моде. Ее сняла молодая женщина-режиссер. На родине картина прошла через жесткую цензуру. Причина — откровенные сексуальные сцены, а также критика современного Китая, перенаселенного и коррумпированного, тяжело переживающего капитализацию и индустриализацию. Нарочитая скандальность фильма сдобрена универсальной историей, “понятной всем”, но несентиментальное жюри на нее не повелось.
“Золотого медведя” за лучший фильм оно присудило другой китайской картине — минималистской “Свадьбе Туи” (Tu ya de hun shi, режиссер Ван Кваньянь). Действие происходит в монгольской пустыне, которая тоже находится под угрозой индустриального вторжения. Но ее коренные жители, несмотря на нищету, не хотят расставаться с традиционным укладом. Ради спасения тяжело больного мужа главная героиня готова повторно выйти замуж, но с одним условием — новый супруг должен позаботиться об отце ее двух детей. Ее метания между семьей, кандидатами в новые мужья, которых ей поставляет местный хан, и старым другом, единственным, кого она любит, приводят к еще большему несчастью. В фильме, конечно, есть колониальные мотивы и привкус этнографизма, обеспеченный немецким оператором, но они, к счастью, не принципиальны. Главное тут — женская драма, полная затаенного трагизма, непоказной жертвенности и смирения, которые удалось выразить скупо, без надрыва и сантиментов.
“Свадьба Туи” — второй триумф китайского кино за последнее время; первым была победа “Натюрморта” Джиа Джанке в Венеции.
Ярких, эмоциональных женских образов на фестивале было много (героиня “Свадьбы Туи” — из их числа), но в выборе лучшей актрисы жюри разошлось с общественным мнением. Большинство критиков считали, что награду должна получить известная рок-певица Марианн Фейтфул из фильма “Ирина Палм” (Irina Palm), сыгравшая домохозяйку, которая ради спасения умирающего внука становится передовиком в сфере секс-услуг. Но ей предпочли куда менее эффектную немку Нину Хосс из производственной драмы “Йелла” (Yella). Хосс сыграла бухгалтера среднего звена — девушку на грани нервного срыва, вызванного безденежьем, а если брать шире — экономическим кризисом в современной Германии. Специфическая роль — точечная и математически выверенная, интеллектуальная и стерильная, словно безошибочный бухгалтерский отчет или валютный график. Актриса вжилась в блеклый и серый образ с умом и экономической хваткой, но не спасла фильм от монотонности и вымученности.
В выборе лучшего актера жюри тоже проявило тонкость, наградив Хулио Чавеса за роль в аргентинском фильме “Другой” (El otro) Ариэля Роттера. Эта бессюжетная и по большей части бессловесная картина получила и Гран-при фестиваля. В фильме практически ничего не происходит, но в улавливании повседневности, в создании ее объемного образа ему не откажешь. Редкое сегодня кино, чья монотонность осмыслена как прием. У главного героя проблемы с идентичностью, он выдает себя за других людей (чаще — за умерших) и каждый раз присваивает себе разные профессии. Эту психическую нестабильность Чавес воплотил с документальной естественностью. Он молча сидит в кадре, выполняет какие-то элементарные действия, но глаз от экрана не оторвать. “Другой” практически полностью строится на харизме, загадке этого актера.
К сожалению, принципиальность жюри в предпочтении некоммерческого кино коммерческому не обошлась без крайностей. Без призов остался “Ангел” (Angel) Франсуа Озона, наиболее артистичная картина фестиваля и лучшая работа этого режиссера. В ней вновь раскрылся стилизаторский талант Озона, ярче всего проявившийся в знаменитых “8 женщинах”. Но новый фильм — не просто чарующая реконструкция старых голливудских мелодрам, местами воспринимающаяся как полноценный — без стилизаторских кавычек — фильм 1940-х. Через ироничную имитацию салонного чтива и дешевого дамского романа Озон пробивается к совсем не салонным чувствам и смыслам. Яркая, пестрая, разукрашенная как кондитерский торт внешность фильма так же обманчива и условна, как и райская жизнь его героини, писательницы дамских романов, вышедшей из низов, которая за исполнение своей плебейской мечты о красивой жизни расплатилась страданиями, одиночеством и забвением.
Еще одно — и на этот раз серьезное — недоумение вызывает приз за режиссуру израильтянину Жозефу Цедару за фильм “Бофорт” (Beaufort) о последнем израильском полке в Ливане. Как военное кино это откровенно скучное, затянутое и ненапряженное зрелище. Но награда становится объяснимой, если под режиссурой понимать правильное высказывание о бессмысленности и абсурдности войны.
Пожалуй, мнения жюри, критиков и зрителей совпали лишь в отношении приза имени основателя фестиваля Альфреда Бауэра, который вручается за новаторство. Он достался корейцу Чхан Ук Паку, постановщику знаменитого “Олдбоя” (еще две части из той же, что и “Олдбой”, “трилогии мести” как раз сейчас выходят в российский прокат — “Сочувствие госпоже Месть” уже на экранах, “Сочувствие господину Месть” стартует на этой неделе). В Берлине режиссера наградили за изобретательный фильм-перформанс “Я киборг, но это нормально” (I am a Cyborg but that's Ok). Картина понравилась далеко не всем, но в плане режиссерских идей и работы авторского воображения, пробуждающего и фантазию зрителя, у Чхан Ук Пака конкурентов не было.
Ведомости Ру
Евгений Гусятинский
Для Ведомостей

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#