Новости

20 февраля 2007 г.

РЕЖИССЕР АЛЕКСАНДР БУРАВСКИЙ: плакал, читая воспоминания блокадников

Встала Мира Сорвино в 4-серийном телефильме на Первом канале

Ноябрь 1941 года. Осажденный Ленинград отрезан от внешнего мира. В городе нет света, не работает водопровод, закончилось продовольствие. Жизнь 2 млн. 887 тыс. человек зависит от дороги через Ладогу, по которой под бомбами прорываются машины с продуктами.
- Об этой жутчайшей странице в истории Второй мировой войны до сих пор известно далеко не все, - говорит режиссер Александр БУРАВСКИЙ. - Наш фильм «Ленинград» - тоже лишь капля в море. О блокаде нужно снимать еще сотни игровых и документальных картин.

Анна НАДЕЖДИНА
Одной из пленниц заснеженного города стала английская журналистка Кейт. В составе иностранной делегации она приехала в Ленинград на один день, а в результате прожила там три самых тяжелых месяца блокады. В роли Кейт мы увидим голливудскую звезду Миру Сорвино, оскаровскую лауреатку. По словам режиссера, ее приезд на съемки стал огромным сюрпризом для всей киногруппы - актриса привезла с собой полуторамесячную дочь Маттеа!
- Пока мы по разным причинам откладывали съемки, Сорвино успела стать мамой, - смеется Александр Буравский. - В результате младенец все время присутствовал на площадке - кормить-то его нужно было каждые три часа. Часто бывало: захожу в трейлер к Мире - обсудить сцену, а она там сидит, как Мадонна, с обнаженной грудью, кормит дочку и со мной беседует.

Когда Мира только прилетела, она была, что называется, в самом соку, тело дышало здоровьем, а мысли концентрировались только на младенце. Но за 36 дней съемок, вникнув в материал, она очень изменилась и внутренне, и внешне, села на диету, похудела. Считаю, что с ролью она справилась блестяще. А вот я, как режиссер, намучился, руководя актерами на русском и английском.
- Не проще ли было пригласить российскую актрису?
- Мне нужна была реакция настоящей иностранки, незнакомой с атмосферой подозрительности и страха, которая у нас всех отпечатана в подкорке. Даже у нынешней молодежи на уровне генов записан страх. Мира - образованная, амбициозная женщина, честно перелопатила кучу книг про Сталина, репрессии, пытаясь разобраться. Она поняла про голод, немцев, бомбежки, но так и не смогла уразуметь, почему в советской стране нельзя было сказать все, что думаешь, даже пошутить на некоторые темы. Кстати, в полнометражной широкоформатной версии роль у Сорвино оказалась значительно большей, чем в 4-серийном телефильме.
Вкусная земля
- По каким источникам создавался сценарий?
- Настольной для меня была «Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича: это мозаика человеческих историй, потрясающий документ.

Я - взрослый мужик - плакал, читая эти страницы. Потом еще - «900 дней» Гаррисона Солсбери. Блокада длилась 882 дня, но англичанин округлил для броскости. Есть еще двухтомник Никиты Ломагина (консультант картины. - А.Н.) «Неизвестная блокада». В нем размещены данные из архивов, с которых совсем недавно снят гриф секретности. Там есть такие документально подтвержденные факты: когда в Ленинграде все было завалено трупами, верхушка военачальников устраивала гулянки, смотрела фильмы, а энкавэдэшники ссорились при распределении на 7 Ноября икры. Или такой момент: простые люди требовали сдать Питер, сделать Ленинград открытым городом. Как Париж. Потому что «всех немцы не перевешают, а рабочие руки каждому нужны».
- Работая над фильмом, вы открыли что-то новое о блокаде лично для себя?
- Могу лекции на эту тему читать. Трудно сказать, какая история больше потрясает. Например, где-то в октябре, когда уже были разгромлены знаменитые бадаевские склады, в Ленинграде на рынке появилась земля, на которой они стояли. 100 рублей - за стакан первого метра, 50 - со второго. Якобы, когда горели склады, земля впитала сахар и масло. Люди разводили ее водой и пили: «вкусно и жирно», как говорится в фильме. И таких историй - тысячи.
- Все ли снятое вошло в картину? Или что-то вырезали за «документальную жестокость»?
- Имеете в виду людоедство? Об этом тоже упоминаем, но - без подробностей. Врать не хотелось, что-то приукрашивать было бы стыдно перед людьми, пережившими кошмар. Поэтому от изначальных шести серий осталось четыре - у телевидения как средства массового развлечения свои законы.
Респиратор для Сорвино
- Почему задержалась премьера? Ведь «Ленинград» хотели показать к 60-летию Победы, в 2005-м?
- То снег таял, то деньги. Над картиной мы работали три года, два раза останавливались.

По закону подлости на момент начала съемок в Питере наступила оттепель. А ведь в Ленинграде 41-го стояли 40-градусные морозы!
Что-то моделировали на компьютере, ветродуй ставили - искусственный снег разгонять. В Голливуде в таких случаях готовят искусственный лед и снег, а у нас роль снега играет нарезанная бумага. В итоге Мира один раз чуть не задохнулась. Пришлось ей респиратор надевать, а снег стали делать из шампуня.
Сложнее всего давались организационные вопросы. Попробуйте снять замерзший, пустой, обесточенный город в современном Питере, где на каждом шагу реклама, вывески, самолеты летают, машины гудят. Каждое окно было заклеено крест-накрест газетами. А как это сделать на общем плане, где, я как-то посчитал, 1300 окон?! Смоделировать на компьютере? Но это съело бы большую часть бюджета.

Звук часто переписывали из-за собачьего лая. В блокаду ведь собак не осталось, там первым делом съели всех животных.
- Говорят, для съемок целые районы отключали от подачи электричества?
- Это было один раз, минут на десять отключили небольшой квартал. Естественно, всех предупредили заранее. В других случаях просили жителей не зажигать свет. Взрывы снимали на заброшенных заводах, потом монтировали с узнаваемыми улицами. Много было нюансов. Кто-то из зрителей на предварительном просмотре в Питере заметил, что в войну шпиль Адмиралтейства закрашивался. Но я выяснил, что произошло это позже, чем заканчивается картина, - в начале декабря 1941 года.
Головной боли добавил поиск реквизита. Где достать немецкие танки, машины (чтобы еще и на ходу!), троллейбусы? В результате что-то пришлось делать из фанеры. До 1948 года в городе существовал богатейший Музей блокады, который прикрыл Сталин, желавший стереть память о трагедии. Сейчас все возрождается по крохам.
- Вы заставляли актеров специально худеть для съемок?
- Это было нереально. Как просить актеров худеть для «Ленинграда», если они заняты еще и в других проектах? Это только Мира Сорвино да Гэбриел Бирн приехали сниматься именно в этот проект. Наши же артисты прилетали взмыленные откуда-нибудь из Киева часов на шесть. Для начала им надо было вспомнить, в какой картине предстоит сейчас играть, прочитать текст сценария, вечером успеть по пробкам на самолет или поезд.

А у иностранцев - часики тикают. Контракт с выверенным графиком: 11 часов работы плюс час на ланч (причем рабочий день начинается, как только они выходят из гостиницы). Потом - обязательные 12 часов перерыва между съемками. К счастью, актеры не должны были выглядеть сильно худыми - не про концлагерь ведь снимали. Люди блокадного Ленинграда были с одутловатыми, отечными лицами, часто с большими животами, потому как пили много воды, чтобы заглушить голод. То есть похмельный российский артист меня вполне устраивал. Миша Ефремов, в частности, очень хорошо подошел.
- Многие актеры сериала, говорили, что съемки были до жути реалистичными. Ни у кого нервный срыв не случился?
- Помню, снимали сцену - заснеженный троллейбус, труп рядом лежит. Идет бабушка, блокадница. Остановилась, посмотрела. И стало ей очень нехорошо. Во время просмотра в Питере были и носилки, и «Скорая помощь», и вода в стаканах. Люди сидели два часа, вцепившись в эти стаканы. В полушоке, со слезами на глазах. Кстати, блокадники не любят рассказывать о том времени, их нелегко разговорить. Воспоминания настолько ужасные, что затолканы глубоко внутрь.

АКТЕРЫ В СЕРИАЛЕ
Дэвид ВЕРРЕЙ (исполнитель роли британского репортера Финли):
- Я в общих чертах знал историю Второй мировой войны и практически ничего - про роль в ней русских. Сейчас я представляю, какую цену вы заплатили за победу. Для западного зрителя фильм «Ленинград» станет открытием.
Ольга СУТУЛОВА (милиционер Нина Цветкова):
- Ради роли я села на диету и постриглась. Сытое лицо в кадре выглядело бы кощунством. В такой картине нельзя ошибиться, чтобы не оскорбить тех, кто помнит это страшное время. Например как мои бабушка с дедушкой.
В фильме снимались: Кирилл Лавров, Андрей Краско, Александр Абдулов, Владимир Ильин, Кирилл Лавров, Мария Голубкина, Александр Филиппенко, Любовь Толкалина, Даниил Белых и другие российские звезды.

СПРАВКА
* Блокада Ленинграда продолжалась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.
* Партийное руководство города не только провалило эвакуацию мирного населения, но и препятствовало самостоятельному выезду горожан.

* Сами обитатели Смольного регулярно получали трехразовое питание, о чем свидетельствовал, в частности, академик Дмитрий Лихачев.
* При обороне Ленинграда советских солдат погибло в семь раз больше, чем нападавших на город немцев, что противоречит всем военным законам.
* После войны все сошедшие с ума во время блокады, искалеченные, бездомные были выселены на остров Валаам, в полуразрушенные постройки бывшего Спасо-Преображенского монастыря.
* Когда из-за строгой диеты у кормящей мамы Миры Сорвино стало пропадать молоко, режиссер придумал для ее розовощекой героини оправдание: «Ты же только что приехала из Америки, не успела поголодать и дойти до истощения».
* Немецкий актер Экхард Хоффманн сыграл в «Ленинграде» Адольфа Гитлера. Эпизоды с его участием (заседание немецкого генштаба) снимались в особняке на Исаакиевской площади.

Экспресс Газета Ру

На фото:
КЕЙТ НА ПРИЕМЕ У РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГОРОДА: в разгар блокады ее угощали шоколадными конфетами

ЗВЕЗДА ГОЛЛИВУДА МИРА СОРВИНО: за время съемок постигла русскую душу

КЕЙТ НА ПРИЕМЕ У РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГОРОДА: в разгар блокады ее угощали шоколадными конфетами

МИХАИЛ ЕФРЕМОВ И...

...ОЛЬГА СУТУЛОВА: любовь не ко времени

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТРОЛЛЕЙБУС: его воссоздали по фотографиям

РЕЖИССЕР АЛЕКСАНДР БУРАВСКИЙ: плакал, читая воспоминания блокадников

КАДР ИЗ СЕРИАЛА: документально достоверен

 
РЕЖИССЕР АЛЕКСАНДР БУРАВСКИЙ: плакал, читая воспоминания блокадников
РЕЖИССЕР АЛЕКСАНДР БУРАВСКИЙ: плакал, читая воспоминания блокадников
РЕЖИССЕР АЛЕКСАНДР БУРАВСКИЙ: плакал, читая воспоминания блокадников
РЕЖИССЕР АЛЕКСАНДР БУРАВСКИЙ: плакал, читая воспоминания блокадников
РЕЖИССЕР АЛЕКСАНДР БУРАВСКИЙ: плакал, читая воспоминания блокадников
РЕЖИССЕР АЛЕКСАНДР БУРАВСКИЙ: плакал, читая воспоминания блокадников
РЕЖИССЕР АЛЕКСАНДР БУРАВСКИЙ: плакал, читая воспоминания блокадников

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#