23 февраля 2007 г.
Гонщик навсегда
Николас Кейдж: “Я не любуюсь своим “Оскаром”. Привык, наверное”
Невозможно удержаться от улыбки, когда он с умным видом рассуждает о схожести Фауста Гете и Джонни Призрачного Гонщика, персонажа комикса Marvell. Но у него свои — и весьма убедительные — доказательства этой теории.
С ролью мотоциклиста Джонни, продавшего душу дьяволу в экранизации комиксов “Призрачный гонщик”, Николас Кейдж, по признанию многих, вернулся в большое кино и сыграл едва ли не самую лучшую свою роль за последние несколько лет. Еще бы — всем давно известно его восхищение комиксами и то, что у него едва ли не самая солидная коллекция комиксов. Так что предмет он знает не понаслышке.
Мы встретились с актером на задворках студии Sony Pictures. Кейдж выглядел замечательно, он отрастил длинные волосы, держался легко и смотрелся значительно моложе своих сорока трех лет.
— Ник, в первых фильмах, снятых в далекие уже 1980-е, вы обнаруживали несомненный комедийный дар, но затем стали играть драматические роли, а теперь вот сыграли героя комикса.
— Я никогда не был чистым комиком. Скорее пытался найти что-то смешное в драме, впрочем, как и драматическое — в комедии. Меня больше всего интересуют глубина, выстраивание своего пространства, где можно использовать любые инструменты.
— Вы считаете комикс подходящим материалом для выполнения этой задачи?
— Безусловно. И “Призрачный гонщик” — особенно. Это один из самых неповторимых мифов во вселенной комиксов. Герои других превращаются друг в друга, повторяют приключения, становятся в одинаковые позы, но этот герой не такой. Продав душу дьяволу, он превращается в гончую собаку нечистой силы. Но, во-первых, душу он продает из любви к отцу, а во-вторых, поступив на службу к воплощенному Злу, изо всех сил старается творить добро.
— Призрачный мир художника Фрэнсиса Бэкона, которым вы давно интересуетесь, как-то связан с миром Джонни Блейза, который разрушает границу между добром и злом?
— Здесь слилось все вместе. Комиксами я был увлечен с детства, а когда появился “Призрачный гонщик”, то просто заболел им. Что может быть привлекательнее для подростка, чем затянутый в кожу герой с горящим черепом, мчащийся на своем озверевшем мотоцикле! У меня тоже был мотоцикл, правда, легкий и маломощный, я на нем гонял по ущельям Малибу, взбираясь по еле заметным тропинкам и перелетая через еле заметные канавы, — и при этом воображал себя Джонни. Я сделал татуировку на руке, она и сейчас у меня — огненный череп. Я все время примерял на себя маску Джонни, как Джонни примерял маску Призрачного Гонщика. Тогда все воспринималось как захватывающая игра. Потом я подрос, и творчество Бэкона действительно подсказало мне зыбкость нашего мира. И я стал понимать героя моего детства еще лучше.
— Обычно либо любишь без оглядки, либо понимаешь, анализируя...
— У меня это как-то счастливо ужилось. Джонни ведь значительно сложнее своих “коллег” Человека-паука и Супермена. Перед теми — четко обозначенное зло, а Джонни должен ежесекундно определять, что перед ним — зло или добро. Или зло, искусно маскирующееся под добро. Вместе с Бэконом в мою жизнь вошли гетевский Фауст и Томас Манн, и, мне кажется, я стал понимать трагедию Джонни еще лучше. Но в то же время я не утратил эмоционального родства с ним. Я ведь сам — вечно в движении, практически не вылезаю из транспортных средств. Обожаю поезда, самолеты, люблю мотоциклы, автомобили...
— Да, ваш желтый “Феррари” известен всему Беверли-Хиллз.
— Я обожаю гонять на нем. Люблю катамараны, глиссеры — все, что связано с гонками по воде. Я хочу сказать, что в данном случае возрастного отторжения от любимого героя не было. Но до поры до времени это все было внутреннее, мое, мне не с кем было делиться этим капиталом. А потом пришло предложение сниматься в фильме. И был знак судьбы, что я получил сообщение на Гавайях, сидя в седле своего мотоцикла.
— Как готовились к роли?
— Целый год ежедневно по 5 часов в спортзале, представляете? Аэробика, пробежки, гантели, гири. У меня язык был на плече! Но зато в фильме поиграл мускулами. Убедительно получилось?
— Да, девушки будут падать.
— Что приятно осознавать, хотя уже не очень и нужно. На пятом десятке я вдруг обнаружил страсть к семейной жизни. Оглянулся и увидел, что сыну 15, он почти сформировавшаяся личность — чемпион по борьбе, недавно золотую медаль получил — и мне с ним интересно. Мне интересно проводить время с женой и младшим ребенком, путешествовать вместе, встречать праздники.
— Раз уж мы заговорили о семье, то нельзя обойтись без знаменитого клана, к которому вы принадлежите. Дядя — живой классик Френсис Форд Коппола, кузина — известный кинодраматург и режиссер София Коппола. Часто бывает, что члены знаменитых кланов собачатся друг с другом, доказывая, кто главный.
— У нас совсем не так. Знаете, такая типичная итальянская семья, где все любят друг друга. Конечно, у каждого Копполы своя жизнь, но если дядя позовет меня сниматься, то я и на секунду не задумаюсь. Если София позовет — тоже. Пока, правда, не зовут. Но, возможно, однажды это случится. Тем более что все мы как-то ненароком перебрались жить в Европу. София — в Париж, у дяди там тоже квартира, а я купил старый замок в Баварии. Европа маленькая, так что скорее всего столкнемся.
— Замок — прихоть миллионера?
— Скорее исполнение мечты человека, у которого появились деньги, достаточные, чтобы мечту исполнить. Я люблю историю, люблю старое искусство, старую архитектуру — то, чего так не хватает в Америке. Замок, который я купил, — почти развалины, но у меня есть деньги, чтобы его отреставрировать, и я это делаю. Да, в нем буду жить я, но и в нынешних дворцовых музеях когда-то кто-то жил, а потом ими стало пользоваться все общество. Так, очевидно, будет и с моим замком. Общество его получит в пригодном уже для использования виде.
— Вы снимались у Майка Фиггиса, Спайка Джонса и у других мастеров независимого кино, но в последние годы все больше появлялись в масштабных многомиллионных проектах. Не думаете, что теряете что-то?
— С чего бы это? Я не делаю различий между кассовыми и малобюджетными фильмами, выбираю то, что интересно. Одновременно с независимым “Покидая Лас-Вегас” я снимался в триллере “Скала” с Шоном Коннери. Мне тогда и в голову не приходило, что я получу “Оскара” именно за малобюджетную картину. За “Адаптацией” и “Оружейным бароном” последовал “Призрачный гонщик”. Так что если завтра мне предложат роль в независимом малобюджетнике с мизерным вознаграждением, но интересной ролью — соглашусь не задумываясь. Это ведь еще один миф, что есть кассовое кино и независимое: на самом деле есть кино талантливое и кино бездарное. Сниматься в талантливом — я готов всегда!
— И последний вопрос: где вы держите своего “Оскара”?
— Вы что, сговорились все? Как ни интервью, так — где я держу? У меня в доме есть кинозал, вот там я держу все, что связано с профессией: афиши, сувениры... Статуэтка тоже там. Не могу сказать, что любуюсь ею ежедневно. Привык уже, наверное.
Три удачи Николаса Кейджа
•Поменяв фамилию с известной Коппола на неизвестную Кейдж (на самом деле — фамилия героя комикса Люка Кейджа, первого “черного” супергероя) в начале своей карьеры, добился значительных успехов и стал настоящей звездой.
• Свою нынешнюю жену Элис Ким, о которой он говорит в интервью, Николас встретил в баре, где она работала официанткой. Элис на момент встречи было 20, Кейджу — 40. Своего сына, родившегося в 2005 году, Николас назвал Кал-Эл — так назвали Супермена при рождении. По мнению актера, это имя обладает магической силой.
• Свой самый большой гонорар — 20 миллионов долларов — получал дважды: за “Угнать за 60 секунд” и “Говорящие с ветром”.
Три неудачи Николаса Кейджа
• Впервые встретившись в 80-х с Патрисией Аркетт, решил добиться ее сердца. Она составила ему список пожеланий, которые он, к ее немалому удивлению, выполнил. Но Патрисия отказала во взаимности. Но через несколько лет они снова встретились, и в 1995 году Николас стал ее мужем. Правда, в 2001-м пара официально разошлась.
• Тим Бертон предлагал Кейджу роль Бэтмена, зная его увлечение комиксами. Но дальше примерки костюма дело не пошло. В 2000-м ему вновь предлагали роль героя комикса — злодея в “Человеке-пауке”. Но его в результате сыграл Уиллем Дефо. В 2002 году Кейдж выставил на аукцион свою коллекцию комиксов, составляющую 400 экземпляров (среди них — первое издание “Супермена”). Говорят, таким образом он прощался с мечтой — ведь сыграть в комиксах тогда ему так и не удалось.
• Один из кумиров Кейджа — Элвис Пресли. Свое обожание Николас перенес и на его дочь Лайзу. Союз был заключен в 2002-м, а в 2004 году после затяжных скандалов — расторгнут. Пара Кейдж—Пресли стала одной из самых скандальных супружеских пар в Голливуде.
Марина ОЧАКОВСКАЯ, Лос-Анджелес. Мария ДАВТЯН, Лондон.
Московский Комсомолец
Марина ОЧАКОВСКАЯ