26 февраля 2007 г.
Сигурни УИВЕР: «Играть душевнобольную сложнее, чем лейтенанта Рипли»
В «Снежном пироге» в образе аутистки Сигурни не менее убедительна, чем Дастин Хоффман в «Человеке дождя».
Эта красивая женщина в легендарном фильме «Чужой» билась с инопланетной нечистью, а в недавно вышедшей на наши экраны картине «Снежный пирог» вдруг поменяла имидж. О своей новой работе обозревателю «КП» рассказала знаменитая актриса
Героиня, сыгранная Сигурни Уивер в психологической драме «Снежный пирог», живет в затерянном в снегах канадском городке и страдает аутизмом. Очень высокая женщина за 50 ведет себя как маленькая девочка: увлеченно прыгает на батуте, поедает снег... И только маниакальная одержимость чистотой и порядком делает ее похожей на большинство «нормальных» женщин ее возраста.
Включите все органы чувств!
- Вы не опасались браться за тему аутизма, вроде как раскрытую уже в картине «Человек дождя»?
- Это прекрасный фильм, но он не имеет никакого отношения к нашему. Я много общалась с аутистами и знаю, как их раздражает, что о них принято думать как о «людях дождя». Как будто все они одинаковы и похожи на Дастина Хоффмана. Ничуть не бывало! Каждый случай уникален. Моя героиня живет одна в собственном доме, в то время как персонаж Хоффмана полностью зависел от других людей. Тема аутизма широкая, тут всем места хватит! Но наша картина - не про аутизм, хотя я и стремилась быть как можно более точной в роли больной. Мне повезло познакомиться с людьми, очень похожими на мою Линду. Одна из них была очень говорлива - заслушаешься. При этом не могла приготовить себе завтрак и перейти через улицу.
- В вашей картине аутистка имеет взрослую дочь, что совсем уж небывалый случай!
- Да, она говорит о ней: «Вивьен - самый интересный человек, которого я знаю». Все потому, что, когда Вивьен была маленькой, они общались на одном уровне. Потом Вивьен выросла, а Линда осталась какой была. Конечно, она не могла заботиться о своей дочке. Наоборот, Вивьен пришлось поскорее вырасти, чтобы заботиться о маме.
- Удивительно, как Линда реагирует на смерть дочери в автокатастрофе. Она ведь никак не реагирует.
- Более всего в людях, страдающих аутизмом, меня потрясло полное отсутствие в них сентиментальности. Однажды меня познакомили с медсестрой-аутисткой. Когда в больнице на операционном столе умер ребенок, все ужасно переживали, кроме нее. Она, как ни в чем не бывало, убрала со стола трупик, но вдруг поняла, что что-то не так. Окружающие ждали от нее какого-то иного поведения, но она понятия не имела, какого именно. И очень беспокоилась именно по этому поводу. Думаю, это не бесчувственность, а приятие факта. Мне это, конечно, трудно понять, но я пыталась сыграть это как можно точнее.
«Чужой» дал дорогу «Скорости» и «Матрице»
- Какая роль за вашу карьеру далась вам труднее всего?
- Пожалуй, именно эта. Играть аутизм вообще ужасно и невозможно. Мне нужно было сделать мою Линду незабываемой, неповторимой. Сложно было и вступать во взаимоотношения с партнерами. Аутисты ведь не смотрят в глаза. И я сразу сказала своему партнеру Алану Рикману, что не буду реагировать на его игру. Кстати, у аутистов можно кое-чему поучиться. Например, я впервые поняла вот что: для того чтобы почувствовать человека, совершенно необязательно на него смотреть. Мы вообще слишком зависимы от зрения. Другие органы чувств тоже включать полезно!
- Линда о дочери ничуть не переживает. А вы сами - заботливая мать?
- Даже слишком! Но Шарлотта в отличие от Вивьен, к счастью, пока не водит машину. Ей всего 16. Когда ее нет дома, все, что я могу, - это молиться, что она позвонит, если вдруг что-то не так. Нужно верить в разум своих детей. Думаю, нет смысла переживать, если она одна на метро поехала. Она ведь каждый день так в школу ездит!
- А сами вы в метро ездите?
- Да, но, когда меня узнают, бывает не по себе. Так что я предпочитаю метро зимой, когда можно натянуть на себя шарф и шапку.
- Ваша работа в «Чужом» и его продолжениях проложила другим актрисам дорогу в боевики.
Суперзвездой Уивер сделала роль лейтенанта Рипли в «Чужом».
- Спасибо нужно сказать не мне, а режиссеру Ридли Скотту и тем продюсерам, которые решили переписать роль, в оригинале предназначавшуюся мужчине. Сделать Рипли женщиной было их решением. После «Чужих» ситуация изменилась. Появились другие яркие героини боевиков - в «Скорости», «Матрице»... Но в чем-то мне было легче, чем сегодняшним молодым актрисам. Передо мной не стояла задача непременно сделать мою Рипли сексуальной. А им надо и трюк выполнить, и выглядеть сексуально. По-моему, это труднее. Хотя думаю, что зрителям нравилось в Рипли именно то, что она - обычная женщина.
«Я женщина хрупкая, беззащитная»
- Многие актрисы жалуются на отсутствие хороших ролей.
- Актрисе найти хорошую роль так же трудно, как и актеру. Я не думаю, что в Голливуде сильна сегрегация по половому признаку. У актеров, вступивших в возраст зрелости, разумеется, есть проблемы. Хотя думаю, что ситуация меняется. Мое поколение родившихся после войны сейчас постарело, но по-прежнему активно, по-прежнему хочет видеть себя на экране. Это значит, что у нас будет больше ролей. Я не из тех актрис, что безутешно мечтают о той или иной роли. Я просто хочу быть частью хороших историй, отличных фильмов. Этого мне вполне достаточно.
- Вы сделали себе имя, играя сильных, интеллектуальных женщин. Вы сознательно выбирали такие роли или так просто произошло?
- Наверное, сознательно. Просто я действительно полагаю, что женщины - очень сильные существа. Что, впрочем, вовсе не отменяет их слабости. Думаю, что каждый человек и силен, и слаб одновременно. Я уверена, что моя героиня-аутистка Линда на самом деле очень сильный человек. Острый, я бы сказала. И в то же время трудно представить себе кого-нибудь более беззащитного. Вы удивитесь, но я и лейтенанта Рипли играла женщиной хрупкой. Возможно, это незаметно зрителю, поскольку фильмы не дают им расслабиться ни на секунду. Но, думаю, страх моей героини перед обрушивающимися на нее испытаниями всем хорошо понятен. Ведь в каждом из нас есть и слабые, и сильные стороны.
- Ходят слухи, что Джеймс Кэмерон собирается снять еще одного «Чужого»...
- Правда? Я ничего такого не слышала. Надеюсь, это не будет сиквел картины «Чужой против Хищника». В таком я сниматься не буду. И вообще я не уверена, что стоит продлевать жизнь этого персонажа. Но думаю, что фантастические фильмы, чье действие происходит на других планетах, ожидает огромный зрительский интерес. Мы настолько запутались в проблемах на своей собственной планете, что самое время отправиться на какую-нибудь другую...
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Сигурни УИВЕР родилась 8 октября 1949 года в Нью-Йорке в семье телепродюсера и актрисы. С детства купалась в роскоши, обучалась в частных школах, поступила в Стэнфордский университет, где изучала английскую литературу, после окончания которого была принята в театральную школу Йельского университета, где ее одногруппницей была Мэрил Стрип. В 1963 году изменила свое первоначальное имя Сьюзен на имя героини романа Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби». Играла на сцене, но знаменитой проснулась после главной роли в «Чужом» Ридли Скотта. Больше 20 лет замужем за актером Джимом Симпсоном.
7 лучших фильмов Сигурни Уивер
«Чужой»
«Свидетель»
«Год опасной жизни»
«Охотники за привидениями»
«Деловая девушка»
«Девушка и смерть»
«Имитатор»
Стас ТЫРКИН
Комсомольская Правда Ру