7 марта 2007 г.
Бергман собирается в Москву
Величайший режиссёр мирового кино Ингмар Бергман, которому в этом году исполняется 89 лет, никогда не был в России. В июне он может приехать в Москву, чтобы получить почётный приз Станиславского на Московском кинофестивале, где грядут сенсационные изменения.
Бывший много лет директором Московского кинофестиваля Ренат Давлетьяров, похоже, лишился этого места. На пресс-конференции руководитель ФАККа Михаил Швыдкой, отвечая на вопрос «Правды.Ру» сделал сенсационное заявление: «Тендер на проведение очередного Московского кинофестиваля состоялся. Я могу сказать, что «Интерфест», которым руководит Ренат Давлетьяров, его не выиграл. Выиграла другая компания, я не помню сейчас точно её название. Мы пригласили Никиту Сергеевича Михалкова и объявили ему об итогах конкурса. На мой взгляд, Михалков оказался ими доволен».
К сожалению, узнать победителя прессе пока не удалось. Информация об итогах конкурса по Московскому кинофестивалю отсутствует и на сайте ФАККа, и на официальном сайте «Размещения информации для размещения заказов». Интригует и заявление Швыдкого о том, что руководство ФАККа будет рассматривать вопрос и о президенте Московского кинофестиваля, которым много лет является Никита Михалков. Как можно было понять из туманных высказываний Михаила Ефимовича, против Михалкова никто вроде бы не возражает, но всё равно надо его персону зачем-то рассмотреть.
После развала Советского Союза Московскому кинофестивалю не удалось сохранить свой статус оригинального во всех отношениях мероприятия категории «А». Команда Сергея Соловьева, Александра Абдулова и Александра Атанесяна за несколько лет довела фестиваль до такого состояния, что Гран-при, присужденный американской ленте «Комната Марвина», вышел получать…представитель прокатной компании.
Никита Михалков вначале поддержал Рената Давлетьярова в качестве нового директора ММКФ. Но вскоре отношения между ними испортились. Последние три фестиваля президент и директор даже не разговаривали друг с другом. Все попытки Михалкова убрать Давлетьярова или установить за ним жёсткий контроль через своих людей в «Интерфесте» успехом не увенчались.
Как говорили в кинокругах, причиной тому были странные симпатии к Давлетьярову со стороны Швыдкого и его кинозамов – Голутвы и Лазарука. Именно этим объясняется то, что «Интерфесту» сходили с рук многочисленные скандалы, в особенности, загулы Давлетьярова и его окружения из числа
актеров и журналистов в Нескучном саду. И это на фоне падающей представительности конкурса и гостей, которую не могли спасти даже международные связи Никиты Михалкова.
Однако, скандалы кинофестиваля 2006 года превзошли все пределы допустимого. За десять дней до открытия с фестиваля буквально сбежал председатель жюри Михаэль Ханеке. Такого уникального конфуза еще не было ни на одном приличном кинофестивале, тем более категории «А». При этом Давлетьяров и его друг кинокритик Андрей Плахов беспардонно врали, что Ханеке якобы срочно поехал в Америку снимать то ли фильм про 11 сентября, то ли римейк «Забавных игр», прекрасно зная подлинную причину случившегося, предельно пикантную.
Но стоит ли считать проигрыш «Интерфеста» на конкурсе окончательной победой Михалкова? Как нам стало известно от окружения Никиты Сергеевича, он не верит, что дружба Давлетьярова со Швыдким, Голутвой и Лазаруком вдруг сошла на «нет». И подозревает, что ему готовят некую подставу с целью провала Московского кинофестиваля этого года. Тогда на новом конкурсе «Интерфест» и Давлетьяров вновь окажутся победителями – теперь уже всерьёз и надолго.
В такой ситуации приезд в Москву такой легенды мирового кино, как Ингмар Бергман, стал бы мировой сенсацией и сделал бы наш кинофорум важным культурным событием июня. Как сказал «Правде.ру» крупнейший российский культуролог и киновед Кирилл Разлогов, Бергман, несмотря на свой почтенный возраст, адекватен и вполне транспортабелен. Говорят, что именно Разлогов, имеющий очень большие связи в международных арт-кругах, уже ведет переговоры об организации приезда Бергмана на Московский кинофестиваль. При этом акцент делается не только на том, что великому шведу будет вручен приз Станиславского на фестивале. В прошлом году Бергману заочно был присужден приз с таким же названием – но за его огромный вклад в мировой театр. А свои театральные постановки маэстро порой считает даже более значимыми, чем фильмы.
Создатель таких бессмертных шедевров, как «Лето с Моникой», «Седьмая печать», «Земляничная поляна», «Персона», «Шёпоты и крики», «Фанни и Александр» ни разу не высказывался плохо ни об СССР, ни о современной России. А из русских режиссеров больше всего ценил Андрея Тарковского. «Я всю жизнь простоял на пороге тех комнат, куда Андрей входил так свободно», - эти слова Бергмана о Тарковском давно стали классическими.
На выставке киноплаката, что проходила в Стокгольме в 1985 году, гениальные режиссеры чуть не познакомились. Они заметили друг друга из разных концов зала и … разошлись в разные стороны. Может быть, Московскому кинофестивалю все-таки удастся преодолеть это мистическое отчуждение Бергмана от живого контакта с Россией?
Андрей Щербаков
Правда Ру