18 февраля 2005 г.
Берлинале вспоминает о войне
Берлинский кинофестиваль клонится к закату, однако зрительский ажиотаж не утихает даже несмотря на непогоду, во всей Германии снегопады. В эти дни Берлинале посвящено фильмам о Второй мировой войне, 60-летнюю годовщину окончания которой мы отмечаем в этом году. Фильм Лайоша Колтаи "Обреченность" (Fateless) является режиссерским дебютом венгерского оператора, сообщает Deutsche Welle. Картина с музыкой прославленного итальянского композитора Эннио Морикконе (лауреат "Золотого орла" за тему "72 метров") снята по книге нобелевского лауреата 2002-го года Имре Кертеша "Без судьбы" (Roman eines Schicksallosen) совместными усилиями немецких, венгерских и британских кинематографистов. "Это одно из самых значительных произведений о Холокосте, - писала в рецензии на книгу Neue Zurcher Zeitung. - Оно впечатляет читателей во всем мире и заставляет их содрогнуться". Заметим, что долгое время писатель отказывался от предложений экранизации его романа.
Эту же тему продолжает фильм немецкого режиссера Мальте Людина "Две или три вещи, которые я от него узнал" (2 oder 3 Dinge, die ich von ihm weiss). Картина на первый взгляд – полная противоположность "Обреченности". Она рассказывает об одном из крупных деятелей Третьего рейха Хансе Людине. Он не однофамилец режиссера. Он его отец. По отзывам критиков, этим фильмом сын сталкивает два поколения – все еще живущих в Германии очевидцев гитлеровского режима и их детей.
"Эксперимент Геббельса" (Das Goebbels-Experiment) – кинолента публициста и режиссера Лутца Хахмайстера, которую он снял совместно с Михаэлем Клофтом. Она проносит зрителя через всю карьеру министра пропаганды третьего рейха. Авторы умышленно отказываются от комментариев к фильму. С помощью монтажа кинохроники и стилизации под нее возникает образ человека, который стал жертвой собственной идеологии. Вместе с тем картина проводит параллель с некоторыми современными имиджмейкерами. В погоне за сегодняшними ценностями они также оказываются в ловушке собственных идей, что приводит их к моральному упадку и краху политической карьеры.
Ещё один фильм из программы Берлинале – работа Кристиана Петцольда "Призрак" (Gespenster). Лента рассказывает о француженке, которая признала в одной берлинской беспризорнице свою дочь. Она была похищена в 1989-ом году, когда ей было три года.
InterKino.Ru
Павел КОРТУНОВ