Новости

11 мая 2007 г.

Звезды массового порядка

Как снять актера на ночь

— Приготовились к съемке! Массовка, встали на свои позиции! — командует ассистент. Холодно, ветрено, хочется пить, есть. “Камера, мотор! Массовка пошла!” Люди послушно движутся по заданным траекториям, изображая прохожих. “Стоп! Снято!” Актрису, исполняющую главную роль, ассистенты одевают в теплую куртку и уводят в автобус. Массовка остается на своих местах.
 
  — Приготовились к съемке! Массовка, встали на свои позиции! — командует ассистент. Холодно, ветрено, хочется пить, есть. “Камера, мотор! Массовка пошла!” Люди послушно движутся по заданным траекториям, изображая прохожих. “Стоп! Снято!” Актрису, исполняющую главную роль, ассистенты одевают в теплую куртку и уводят в автобус. Массовка остается на своих местах.
     В ожидании следующего дубля одни читают, другие закуривают, кто-то знакомится с девушками, которых заманило на съемки заветное слово “кино”.
    
     В Голливуде их называют уважительно — actors. У нас попросту — массовка. Кто эти люди? Что заставляет их изображать толпу, быть только фоном для главных героев? Беззаветная любовь к кино или стремление к легким деньгам, которые на деле не такие уж легкие? В мире кино к актерам массовых сцен относятся по-разному: скромные труженики, цыгане, бездельники, незаметные герои, чокнутые. Классик советского кино Иван Пырьев, гениально снимавший массовку, но и никогда не стеснявшийся в выражениях, вообще называл их “говнецом”.
     Самое правильное определение — дети. Они любят играть и “наряжаться”, одновременно беззащитны и агрессивны, наивны и по-детски приставучи. У них есть “воспитатели” — бригадиры массовки, которые заботятся о своих подопечных, распределяют по картотекам и съемочным сменам, следят за ними на площадке, чтобы не набедокурили и не разбежались. Массовка — от слова “масса”, и в ней можно не разглядеть лиц. Впрочем, при желании увидишь не только лицо, а целую судьбу. Журналисту “МК” захотелось, так сказать, сменить общий план на крупный и внимательнее вглядеться в лицо из толпы.
“Массовка для актера — это смерть”
     Марина Подолян — украинка родом из Молдавии. Окончила в Москве училище имени Гнесиных, отделение актеров музыкальных театров и эстрады. Курсом старше учился Филипп Киркоров, в одной группе с Мариной — Алика Смехова. В Москве Марина вышла замуж, родила дочку, развелась. В начале 90-х не имевшая московской прописки актриса вернулась на родину. Девять лет работала в кишиневском Театре русской драмы, играла главные роли. Но русская диаспора была небольшой, театр жил на грани разорения.
     — Я, конечно, не забывала о своем образовании, — рассказывает Марина. — Брала в руки гитару и отправлялась выступать — из программы русских романсов сложился музыкальный спектакль. Все лучше, чем сидеть по кухням, выпивать и стонать о горькой доле артиста.
     В 2002 году в Кишиневе проходили парламентские выборы, и Марине неожиданно предложили баллотироваться в депутаты.
     — По гороскопу я Овен, — продолжает она, — авантюризм в крови. Пройдя в парламент, выжала из него по максимуму для искусства и для умиравшего молдавского кино.
     При опыте работы в “коридорах власти” и втором образовании — отделение политологии в кишиневском Институте международных отношений — Марина могла сделать в Молдове карьеру. Но в обрусевшей украинке жила ностальгия по России, по Москве. В Молдавии она ощущала себя “за границей”. “Домом” оставалась Москва, хотя та и бьет с носка, и слезам не верит. Приехав в столицу с четырьмя готовыми спектаклями, Марина сняла квартиру на окраине, устроила дочку в школу. И понеслось! Постоянной работы нет. Продюсера для спектаклей нет. Марина сама находит площадки для выступлений. После обязательной дележки с владельцем площадки за спектакль ей набегает от силы 1 500 рублей. Выживать приходится, снимаясь в массовке.
     — Порой это выводит из себя, — жалуется актриса. — Стоять или идти, создавая фон для исполнителей главных ролей, несовместимо с актерским самолюбием. Но если я все время буду думать о том, что кто-то Джульетту играет, а я всего лишь дуб изображаю, мне не выжить. В массовку, как правило, идут люди без специального образования. Что ими движет, кроме желания заработать или засветиться рядом со звездами, честно, не знаю. И не знаю путей попадания из массовки в актеры. На съемках все заняты своим делом, некогда им смотреть по сторонам, выискивая таланты.
     Марина разослала резюме в актерские агентства. На съемках иногда просит поставить ее на первый план. На языке кино это называется “групповка” — кто рядом с актерами.
     — Актеру нужен опыт, — продолжает Марина. — А массовые сцены — это даже не опыт. Это ниже нуля, в минус. Хотя я в массовке выделяюсь. Сразу осваиваю пространство, точно выполняю задания режиссера.
     Но съемки в массовых сценах — этот единственный способ выживания для Марины — случаются не так часто, как хотелось бы. Запускается новый проект, и постоянные участники массовок начинают “охоту” на бригадиров. Марина тоже изыскивает заветный телефонный номер, добивается встречи и, как правило, производит хорошее впечатление. Дальше месяцами ждет вызова на киносъемки. А тем временем вкалывает в массовках на телевидении.
     — Съемка на телешоу может длиться 12 часов — без выходов в туалет, в жуткой духоте, — рассказывает Марина. — А надо изображать радостную толпу. И все это за 500 рублей за смену. Массовкой командуют модераторы: “смеемся!”, “смотрим сюда!”, “аплодируем!”. К массовке чаще относятся как к скоту: “Пошли вон! Сидеть! Молчать!” Как-то я снималась в рекламном ролике. Принесли еду для съемочной группы. И вдруг раздалась команда: “Массовку не кормить!..”
“У нас уже и олигархи снимаются”
     Галина Виноградова, по первой профессии фармацевт, 8 лет работает бригадиром массовки в кино и на ТВ. В своем деле считается одной из лучших. Слово “массовка” Галина не любит, предпочитает старое-доброе — “статисты”. На каждого у нее в картотеке есть фото и анкета. Картотека — файловые папки с аккуратно подшитыми “досье” — пополняется постоянно. Актеров и типажей в ее картотеке десятки тысяч. Перед началом новой работы Галина перелистывает свои папки в поисках нужных лиц — по эпохе, по возрасту, по социальному типу.
     — Подбор статистов для массовых сцен — дело тонкое, — рассказывает Галина. — Иногда смотришь сериал, человек в массовке изображает банкира, а я вижу, что он алкоголик.
     Галина постоянно всматривается в лица — на улице, в метро. Видит интересный типаж и — за ним! На сакраментальный вопрос: “Хотите сниматься в кино?” — часто слышит: “Вы серьезно? А сколько я вам должен?” Галина отвечает: “Да не вы мне, а вам студия заплатит!” Обычная ставка за работу в массовке — 500—600 рублей в день. За ночь — от 800 до 1000 рублей.
     Среди статистов есть профессионалы, которые только этим и живут и работают в кино по тридцать, пятьдесят лет.
     — На мой взгляд, профессионалы — избалованные, капризные люди. То им холодно, то жарко, то время съемки кажется неудобным, — говорит Галина. — Бывает, смена заканчивается минут на пять позже, и я в ужасе жду, что сейчас начнут кричать: “До-пла-ту! До-пла-ту!” И, не дай бог, пойдут к режиссеру требовать. А мне надо защищать его покой, обеспечивать нормальный творческий процесс.
     — Я работала на картине “Папа” Володи Машкова, — продолжает она. — Съемки были на Украине, и я ходила по рынкам, по городу: выискивала евреев для сцен в гетто, полицаев, фашистов. Помню, снимали сцену, где евреев ведут на расстрел: детей, стариков конвоируют немцы с собаками. А у меня на глазах слезы. Потом опомнилась: “Так я же сама их всех подбирала!” Одну сцену снимали у Киевского вокзала — место людное, и я попросила никого не отлучаться. Но двое молодых людей в офицерской форме НКВД ушли в кафе. По пути их увидела одна бабуля — у нее тут же сердечный приступ. Вызвали “скорую”, привели в чувства. Оказалось, у нее вся родня была репрессирована. “Я, — говорит, — как увидела их, прямо в том времени оказалась”.
     Обычно состав массовки самый пестрый и неприятностей частенько с участниками массовых сцен не оберешься: бывает, напиваются или реквизит да и кошельки друг у друга воруют.
     — Я сразу предупреждаю: “Ребята, от кого будет пахнуть спиртным, без денег уйдет со съемки. И не смотрите на меня наивными глазами!” Если человек записался и не пришел, я его больше не приглашу, — рассказывает Галина. — Как-то для рекламного ролика снимали сцену в офисе, и мне нужен был соответствующий типаж. Я уговорила одного бизнесмена. На съемках режиссер спрашивает: “Чья это машина у входа стоит? Заказчики, что ли, приехали?” Выходит мой бизнесмен в костюме тысяч за 30 долларов, в золотых “сейках”: “Моя это машина. Я здесь в массовке снимаюсь”. Режиссер в отпаде: “Ребята, в массовку олигархи ходят!”
     У Галины Виноградовой глаз наметанный. Отбирает, к примеру, типажи для сцены с арестованными (сюжет связан с 1937 годом) и прямо на съемочной площадке распределяет: “Вы будете репрессированный, а вы — уголовник”. “Уголовник” удивляется: “Откуда вы знаете, что я год как из зоны?” Пожилой мужчина, определенный Виноградовой в “политические”, действительно оказался бывшим репрессированным. Так же сходу Виноградова определяет, кто врач, кто администратор.
     — Увидев, что я так угадываю, статисты начинают подходить ко мне, как к гадалке, — смеется Галина. — Приходится призывать к порядку — съемки ведь, не сеанс ясновидения! А вот еще был случай. Звонит статист, ему сильно за шестьдесят, — рассказывает Галина. — Справляется, нет ли для него работы. Я говорю, что мне сейчас нужны девочки лет по десять-двенадцать. “Ничего, — отвечает, — я в театре девочку играл. Может, сгожусь?” И ведь не шутит! Статисты — это же дети, я к ним так и отношусь. Соберутся в кружок и хвастаются друг перед другом: “А я с Безруковым снимался, а я — вообще с Янковским”. Труд в массовке нелегкий, особенно для стариков. А с другой стороны, где еще они заработают? Лучше уж в массовых сценах сниматься. Вот у Карена Шахназарова группа работает, как часы, и массовку никогда не обижают.
     Сейчас Галина Виноградова подбирает лица для сцены в ресторане.
     — Листаю папки, нужны типажи типичной ресторанной публики начала 70-х: фарцовщики, холеные путаны, наглые, безвкусные тетки-товароведы. Одного “фарцовщика” уже нашла, он инженером работает, а в свободное время снимается.
“Режиссеры: взгляд с олимпийских высот”
     Карен Шахназаров:
     — Я против определения “массовка”. Актеры массовых сцен, актеры второго плана — это более уважительно и правильно по существу. Ведь эти люди, собственно, и создают то ощущение реальной жизни, к которому мы в кино стремимся. Так что к актерам массовки я отношусь с большим уважением. Есть такие, кто постоянно снимается и в своем роде талантливы. Очень важна профессия бригадира массовки. И я серьезно отношусь ко второму плану, внимательно выбираю типажи. Бывает, персонаж второго плана в принципе может решить всю сцену. Пожалуй, самой сложной и интересной работой в этом смысле у меня был “Всадник по имени Смерть”. Например, снимали эпизод, где задействовали двести пятьдесят человек в костюмах, строго соответствовавших эпохе. Вот это было приключение!
    
     Андрей Эшпай:
     — В некоторых случаях массовка превращается в некий цветовой знак — надо выстроить людей по цвету костюмов, чтобы никакие пятна или детали одежды не мешали. Иногда лица из массовки могут дать некую реакцию, оценку. В этом случае работать с актерами массовых сцен нужно достаточно подробно. Артисты массовки часто воображают, что все они Жаны Габены, великие актеры и прекрасно знают, как себя вести. Я стараюсь, чтобы у меня в массовке не было уж очень опытных людей. Это, конечно, дело второго режиссера, но я вмешиваюсь всегда. Пространство любой сцены надо сочинять именно режиссеру-постановщику. Он выстраивает кадр в целом, а массовка — важная часть этого целого.
    
     Дмитрий Астрахан:
     “Зимой я снимал огромную массовую сцену для своего фильма “На свете живут добрые и хорошие люди”. Участвовали две тысячи артистов массовки и шесть тысяч военных с бэтээрами и прочей техникой. Мы разбили целый походный городок. Зимнее поле, длинная ночная съемка — часов пятнадцать. Часть массовки оставалась на площадке, часть уходила греться. Так вот, в походном городке и бэтээрах шла бурная жизнь: единение военных с девушками из массовки. Окрыленные творчеством, они бросались в объятия друг друга. Страсти, переживания, слезы… Люди боролись за любимых, выясняли отношения, добивались друг друга, были счастливы, переживали боль разлуки. Словом, все эти пятнадцать часов полным ходом шли военно-полевые романы. Командирам приходилось буквально вытаскивать бойцов, а бригадирам массовок метаться в поисках своих подопечных. При этом все в группе были довольны, претензий я не слышал. Мы благополучно сняли масштабную сцену”.
    
     Юрий Кара:
     “На съемках “Мастера и Маргариты” у нас была очень дорогостоящая экспедиция в Израиль. Вот мне и предложили сэкономить: снять в массовке наших эмигрантов, еще не устроившихся на работу. Видимо, это были врачи, научные сотрудники, инженеры. Снимался суд над Иешуа, и народ должен был выразить бурную радость по поводу того, что им отпустили Вар-Равана. Раздались два-три жидких хлопка в ладоши. Съемочный день заканчивается, а врачи и инженеры исполнены чувства собственного достоинства. Прошу реагировать поярче — безрезультатно. Разъяренный, кое-как я их раскочегарил. А они потом говорили: “Очень нервный у вас режиссер!” Будешь тут нервным! В сериале “Звезда эпохи” снимали сцену на Белорусском вокзале: Серова, провожая Симонова на фронт, пробирается через толпу новобранцев. Их играли курсанты, и мне пришлось долго объяснять настроение сцены, мол, вы на войну уходите, многие не вернутся. Приготовились снимать, и вдруг идиот-администратор (я его потом уволил) закричал: “Кому нужны автографы Домогарова, обращайтесь!” Ребята, конечно, ринулись к знаменитости. Пока с этим разобрались, пока снова настроились, целый час потеряли, а солнце уже садилось, едва успели снять. С актерами массовки надежнее. Это особенная профессия, и владеют ею замечательные люди, фанаты своего дела, которых даже в титрах не пишут. Я лично им очень благодарен за их нелегкий, специфический труд”.
МК Ру

Валерия ГОРЕЛОВА

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#