21 мая 2007 г.
«Изгнание» в Канны
60-й юбилейный кинофестиваль содрогнулся после премьеры российской конкурсной картины
Каннский фестиваль в самом разгаре: показаны первые картины, в том числе одна из самых ожидавшихся на Круазетт - «Изгнание» режиссера Андрея Звягинцева («КП» писала о ней в пятницу). Новая философская драма молодого режиссера, три года назад отхватившего сразу двух венецианских «Золотых львов» за свой дебют «Возвращение», скорее разделила публику и критику. На официальном показе в главном фестивальном зале Люмьер публика стоя аплодировала авторам фильма около семи минут, но наутро в основных профессиональных изданиях амбициозная и очень живописная российская картина продолжительностью два с половиной часа удостоилась вполне разгромных рецензий и весьма низких рейтингов. Критики из главных французских газет и профессиональных журналов почти единогласно поставили «Изгнанию» по единице или наградили мордочкой с кислой ухмылкой (знак провала). Участники опроса журнала «Скрин интернешнл» были более милосердны: здесь преобладали не единицы, а двойки (что по 4-балльной системе означает «недурно»).
Андрей Звягинцев (справа с актером Александром Балуевым, сыгравшим в «Изгнании») получил за фильм низкие оценки критиков. Зато с ним отобедал сам глава кинофестиваля.
Известно, что Каннский фестиваль может не только поднять режиссера на недосягаемую высоту, но и сбросить с пьедестала. Звягинцев пока держится молодцом и, кажется, понимает преходящесть мирской славы. Это при том, что ставки на него делаются по-прежнему серьезные, не зря же с ним отобедал президент фестиваля легендарный Жиль Жакоб (для русского режиссера это беспрецедентный случай). Такому трезвому отношению к жизни можно и отсалютовать восхитительным фейерверком, что и было сделано на вечеринке в честь премьеры «Изгнания». Она развернулась в одном из пляжных ресторанов на Круазетт. На тусовке присутствовали представители российской трэш-культуры (Ксения Собчак с товарками), видимо, тоже озабоченные проблемами «духовности», к которой взывает сделанное в традициях Тарковского «Изгнание».
Накануне на Круазетт гуляли украинцы (хотя украинских фильмов в официальной программе замечено не было). На приеме гостей угощали салом и презентовали им качественную горилку. Вечером в субботу на ступенях Дворца фестивалей выступила супергруппа U 2, приехавшая представлять снятый в трехмерном изображении свой фильм-концерт.
Из киновпечатлений же пока можно отметить лишь блестящий румынский фильм «4 месяца, 3 недели, 2 дня». Вынесенная в название цифра означает срок беременности, от которой хочет избавиться главная героиня. В социалистической Румынии, где до 1990 года аборты были запрещены, это не так уж просто сделать. Картина Кристиана Минжу фиксирует все нюансы проведения этой криминальной операции (имеется даже долгий крупный план абортированного зародыша, вполне уже развившегося в человеческое существо). Отнюдь не являясь публицистической агиткой о вреде абортов (фильм потрясает своей психологической и исторической убедительностью), эта картина тем не менее может перевернуть представления о жизни самых завзятых поборников прерывания беременности. Хотя отнюдь не в этом ее задача и цель. Остальные просмотренные картины в лучшем случае подтвердили высокую репутацию их создателей («Старикам здесь не место» братьев Коэнов, «Зодиак» Дэвида Финчера), в худшем - вызвали раздражение эксплуатацией отработанных мотивов и тем («Мои черничные ночи» Вонга Кар-Вая), но откровениями не стали, ничего не прибавили и не убавили. Самые интересные и спорные картины 60-го Каннского фестиваля - с наших берегов, родом из Восточной Европы.
Стас ТЫРКИН
Комсомольская Правда Ру