26 июня 2007 г.
Приключения Кирси Тюккюляйнен на Мосфильме
«Мосфильм» открыл двери для гостей ММКФ
Возглавляла делегацию жюри, прибывшую на экскурсию, программный директор нынешнего фестиваля Кирси Тюккюляйнен, которая на нашей главной киностудии чувствовала себя в своей тарелке.
Возглавляла делегацию жюри, прибывшую на экскурсию, программный директор нынешнего фестиваля Кирси Тюккюляйнен, которая на нашей главной киностудии чувствовала себя в своей тарелке. Впервые она побывала на «Мосфильме» почти тридцать лет назад. На открытии первого ММКФ. И с тех пор заезжает регулярно.
— Мой муж Лаури заведует Финским киноархивом, и он меня заразил этой страстью тоже, — рассказала «МК» г-жа Тюккюляйнен. — Мне не так интересна техническая составляющая: все эти камеры, объективы. Хотя со временем я начинаю увлекаться и этим. Но мне крайне важно сохранить свою традицию, свою историю кино. Как можно надеяться на светлое будущее, если мы не будем знать основы? Поэтому мы давно дружим и с Кареном Шахназаровым.
Гостям показали точную копию старой Москвы, построенную в 2003 году для съемок фильма Карена Шахназарова «Всадник по имени Смерть» с вручную выложенной декораторами каменной мостовой. При этом каждую дверь можно открыть и каждый фонарь зажечь. С виду даже вблизи не отличить от настоящих старых домов, что уж говорить об изображении на экране. В этих же декорациях снимал свой фильм «Андерсен. Жизнь без любви» Эльдар Рязанов. Только для этого «православный храм» закрывали перегородкой, на которой рисовали «храм католический». Еще одной фундаментальной декорацией стала выстроенная на четырех тысячах квадратных метрах деревня, по которой бродил Волкодав из рода Серых псов в одноименном фильме Николая Лебедева. Под ногами шелестит трава, глаза радуют широкие и высокие деревья на металлическом каркасе, обклеенном корой, и центральный дворец, по традиции сделанный из фанерных блоков. Ради семнадцати съемочных дней понадобились два с половиной месяца работы и около полумиллиона долларов средств. Говорят, кинематографисты в очереди стоят, чтобы поснимать свои фильмы в этих декорациях.
Особая гордость «Мосфильма» — парк раритетных автомобилей. Коллекция насчитывает восемьдесят четыре машины. Все на ходу и по одному пожеланию режиссера готовы участвовать в съемках. Но машины на «Мосфильме» не только превосходные актеры — это настоящие памятники. Вот единственный зарегистрированный из коллекции в ГАИ автомобиль — легендарный ЗИС 101 из фильма Эльдара Рязанова «Старые клячи». Одним из его прежних владельцев был, на минуточку, Берия. Все остальные машины в ГАИ не числятся. И вообще автопарк «Мосфильма» передвигается своим ходом только по киностудии и съемочной площадке. По городу их перевозят специальным транспортом. Кирси Тюккюляйнен вместе с генеральным директором фестиваля Натальей Семиной на радость фотографам не упустили возможности посидеть в красном «Пежо-Бебе». Рядом с ними стояла серая «Волга» из «Бриллиантовой руки» Леонида Гайдая, которую обессмертила легендарная реплика Ноны Мордюковой: «Наши люди в булочную на такси не ездят!» Тут же — «Мерседес Бенц» из «17 мгновений весны». Пожарная машина из «12 стульев», «Роллс-Ройс» из «Неуловимых мстителей». Настоящий музей. Причем, коллекцию автомобилей стараются пополнять ежегодно. Например, в этом году «Мосфильм» приобрел раритетный «Бьюик» аж в Якутии. По легенде на нем ездил последний император Монголии.
Карен Шахназаров присоединился к гостям позже — на банкете в яблоневом саду. И сразу подошел к Кирси Тюккюляйнен, которая чуть раньше в книге отзывов почетных гостей (специально для такого случая ей дали абсолютно новую книгу) нарисовала девочку в юбочке, солнышко, облака и подписала: «Карен, дорогой, я тебя очень люблю. Kirsi».
А позже генеральный директор киностудии дал интервью «МК».
- Карен Георгиевич, если кратко подвести итоги этого года, что такого хорошего произошло на «Мосфильме»?
— Да много чего. Во-первых, мы все живы-здоровы, что само по себе неплохо. (Смеется.) Музыкальную студию сделали. Теперь в ней Басков пишется с Кабалье.
— Наверное, эта студия теперь – неплохое коммерческое подспорье?
— Важно, конечно, и это, но важнее то, что она дает самое высокое качество, которое можно получить в Москве. Что еще хорошего? Я фильм заканчиваю. Обычная работа, по большому счету. Хорошо, что она есть.
— Кирси сегодня успела рассказать, что у вас с ней давние дружеские отношения…
- Да, она меня еще в 1991 году приглашала преподавать в Финляндию. Она тогда была у них что-то вроде нашего министра по кинематографии. (Начальник международного отделения национального комитета по кинематографии Финляндии — Н. К.) Она замечательный специалист и человек. Очень хорошо знает русский язык, русское кино.
- Не зря ее выбрали программным директором фестиваля.
— Безусловно. Скажем так — очень сильный специалист. Владеющий информацией по-настоящему, на мировом уровне. И это со всех точек зрения – правильный выбор.
Московский Комсомолец Ру
Никита КАРЦЕВ