29 июня 2007 г.
ММКФ: Выбор «МК»
За рамками порнореализма
Модный еще несколько лет назад порнореализм окончательно выпал из списка фестивальных трендов. Откровенно и со всеми подробностями показанные минеты и групповухи ничего не добавляют к портрету героев, скорее — отнимают. Теоретически это было доказано давно, но режиссеры хотели проверить на личном опыте. Сейчас желающих все меньше. И пусть в фильме 29-го ММКФ «Два в одном» Киры Муратовой Богдан Ступка срывает трусы с Натальи Бузько, не ждите никаких минетов. Возобладала другая тенденция: если порно не совместимо с реализмом, тем хуже для реализма. В программе ММКФ как минимум три фильма, в которых эстетика порно вписывает в кинопроцесс на новых правах.
«ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ ФИЛЬМОВ»
Импорт-экспорт
Австрия, 2006
Режиссер: Ульрих Зайдль
В ролях: Екатерина Рак, Пол Хофманн, Майкл Томас
Фестивали:
Каннский фестиваль 2007 - конкурс
Безработный австрияк Пауль устанавливает давно списанные игральные автоматы в отсталых точках Восточной Европе. Отсталых настолько, что с трудом верится в реальность происходящего на экране. Но таков уж почерк Зайдля — опытный документалист умеет голыми фактами пронзить нас до самых неконтролируемых глубин. Параллельно развивается история украинской медсестры Ольги. Задержки и без того мизерной зарплаты толкают на поиски новой работы. Ольга найдет ее только в австрийском доме престарелых, но еще до эмиграции успеет поработать в интернет-борделе. Пожалуй, Зайдль ближе всего к порнореализму. Но порнореалисты всеми силами стараются, чтобы зритель не возбуждался, ведь по намерению возбудить в первую очередь и опознают порнографию. Поэтому прежде чем потрахаться, порнореалистичные герои должны исстрадаться и сделать минет не столько из желания, сколько из сострадания. Зайдлю же до зрительского возбуждения нет никакого дела. Понятно, что в борделях работают сексапильные девчонки, так что незачем пихать в эту сцену заслуженную артистку и ее морщины. «Отверни свое лицо, мне нужна жопа», - орет клиент в фильме Зайдля. Против этой правды жизни возразить нечего. Впрочем, при всей порнографичности медсестра, которая тянется попкой к веб-камере — довольно емкий образ того, как мы обращаемся с техникой, а техника — с нами.
Оценка МК: 4
КОНКУРС
Вива
США, 2006
Режиссер: Анна Биллер
В ролях: Анна Биллер, Джаред Санфорд
Калифорния, 1970-й год, самый разгар сексуальной революции. Молодой домохозяйке Барби нужно что-то делать с собой, пока муж пропадает то на работе, то на лыжных курортах. Идеи приходят Барби исключительно в пенной ванне, когда она листает журналы с мягкой порнографией. А лучшая подруга помогает воплотить эти идеи в жизнь. Сюжет – «Эммануэль». В 70-е такие фильмы собирали полные залы. Но сейчас не 70-е, что режиссеру Анне Биллер прекрасно известно. У нее нет никакого желания разоблачать ту эпоху, серьезно изучать ее или ностальгировать. Она играет ее штампами, намеренно огрубляя их. Ее Эммануэль недаром носит кукольное имя — она словно всю жизнь смотрела МузТВ. Другие персонажи не лучше. Актеры с упоением валяют дурака, утрируя каждую интонацию и жест. Максим Галкин, пародирующий Ренату Литвинову, в их компании смотрелся бы угрюмым столпом системы Станиславского. Короче, так плохо можно играть только в порнографии. Анна Биллер берет от порно именно его эстетику — глупейшие реплики, аляповатый декор, нижнее белье кричащих оттенков, но при этом вся обнаженка остается зак кадром (ладно, почти вся). По сути, она сделала то, что в музыке называют easy listening. Никого давно не удивляет, что умные ди-джеи собирают коллажи из музыки для лифтов и прочего барахла. Их еще называют саундтреками к несуществующим фильмам. Так почему бы к таким саунтрекам умной девушке хотя бы раз не сделать фильм?
Прямая речь
— В начале 70-х в США выходил эротический журнал, который так и назывался «Вива». Эта отсылка для вас имеет особый смысл?
Анна Биллер: Когда я начала снимать фильм, я об этом журнале ничего не знала. Моя героиня, прежде чем пуститься во все тяжкие, берет себе псевдоним Вива, что означает «жизнь». Потом мне рассказали о журнале и даже дали полистать несколько номеров. После этого я стала замечать, что между моим фильмом и этим журналом есть что-то общее.
Оценка МК: 3
«ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ ФИЛЬМОВ»
Запрещено к показу!
США, Великобритания. 2006
Режиссеры: Мэттью Барни, Сэм Тэйлор-Вуд, Марина Абрамович, Гаспар Ноэ, Ларри Кларк, Ричард Принс, Марко Брамбилла
Фестивали:
Сандэнс 2006 – конкурс
МКФ в Локарно 2006 – конкурс
МКФ в Эдинбурге 2006 – конкурс
МКФ документальных фильмов в Амстердаме — конкурс
Каннский фестиваль — в программе «Неделя критиков»
Если Зайдль по стилю очень близок к порнореалистам, но не разделяет их философии, то в этом сборнике все наоборот: стиль с порнореализмом никак не спутаешь, а вот эффект похожий — изощряясь в формальных экспериментах, авторы остались верны главной заповеди порнорелизма «Не возбуди!». Кого, например, может возбудить муж Бъорк Мэттью Барни, когда он трется членом о ведущий вал грузовика на ходу: автолюбителей непростой ориентации, женщин с запросами, или саму Бъорк? Исключение составляет только Ларри Кларк, который до сих пор осторожничал в фильмах о подростках. Тут он дал себе волю и снял самый настоящий порнокастинг по всем правилам жанра, разве что диалоги получились при этом честнее обычного.
Оценка МК: 3