11 марта 2005 г.
Фильм Джаника Файзиева "Турецкий гамбит", снятый по одноименному роману Бориса Акунина, побил рекорды кассовых сборов в России.
Как сообщается на сайте фильма, за 15 дней проката кассовые сборы "Турецкого гамбита" составили 345 047 673 рублей (12,4 млн долларов), его посмотрели за эти дни 3 047 653 человек.
События картины происходят во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Участвующий в военных действиях в качестве сербского волонтера титулярный советник Эраст Фандорин пробирается в штаб русского командования с секретным сообщением. По пути он знакомится с девушкой Варварой Суворовой, которая едет туда же к своему жениху. Динамичное действие и красочная картинка сразу же захватывают зрителя, однако так как фильм построен на историческом материале, нельзя пройти мимо анализа этой стороны картины, пишет "Красная звезда".
По мнению автора статьи, даже если считать, что фильм - не историческое полотно, а авантюрный детектив на историческом материале и условности простительны, все равно они "простительны только до определенной черты". "Сцена на подсолнуховом поле - это, конечно, находка на уровне киноискусства, но на этом, похоже, не только искусство, но и здравый смысл заканчиваются", - пишет центральный печатный орган Министерства обороны РФ.
Дело вовсе не в том, что отход от исторических и географических реалий (к примеру, как главный герой, только выехав из Видина, оказывается под Плевной, которая достаточно далеко), принципиальная позиция создателей фильма. Пусть даже и главная интрига (турецкий разведчик умело задерживает Русскую армию под Плевной и срывает ей весь план кампании 1877 года) - нелепая выдумка. Однако в результате перед нами предстают невозможные события с невозможными героями, ничего не имеющими общего с историческим материалом.
Уже момент спасения русским генералом и его казаками главных героев (Фандорина и Вареньки) вызывает недоумение. Фандорин, представляясь генералу Соболеву (прототипу Скобелева), объясняет, что бежал из турецкого плена и докладывает об угрозе занятия Плевны турецким корпусом Осман-паши, что станет серьезной угрозой правому флангу наступающей на юг Русской армии.
Генерал Соболев проявляет полное безразличие к Фандорину и не доверяет его сведениям. "Однако "насколько нужно не уважать русское офицерство, чтобы допустить возможность такого хамского (Фандорина сажают в кутузку до выяснения личности) отношения к русскому дворянину-добровольцу, только что бежавшему из плена, - пишет "Красная звезда". - Причем супербдительность Соболева и русских контрразведчиков затем поразительным образом испаряется, и та же Варенька, как и иностранные журналисты, совершенно спокойно расхаживает не только по всему расположению русских войск, но даже и пересекает линию вражеских войск".
Кроме того, по мнению издания, реальный исторический герой генерал Скобелев изображен в образе "напыщенного фанфарона, более всего озабоченного вниманием появившейся в военном лагере девицы: "Вместо реального исторического героя - героя в полном смысле слова, настоящего профессионала военного дела - мы видим какого-то хлыща, бесконечно далекого от настоящей войны и настоящей армии".