5 октября 2007 г.
Эммануил Виторган: Если тебе изменила жена, посмотри на себя в зеркало
Эммануил Виторган - сам себе памятник.
В канун 50-летия творческой деятельности популярный актер рассказал «Комсомолке» о творчестве, своем «кладбище ролей» и женщинах
Всеволод ЕРЕМИН.
«Я всегда соглашаюсь играть мерзавцев»
- Полвека лицедейства изменили ваш характер?
- Безусловно. Я прожил огромное количество чужих жизней, и на подсознательном уровне некоторые черты характера героев перешли ко мне. Может быть, я и не замечал сразу, но потом ловил себя на том, что оцениваю какую-то ситуацию с позиции некогда сыгранного мною героя. Я часто играл отрицательных персонажей, поэтому мог и сам стать злодеем. Но плохие качества ко мне как-то не прилипали. Поэтому я всегда легко соглашался и соглашаюсь на роли мерзавцев.
- Вы с первого раза поступили в институт?
- Да, мне просто очень повезло. Я сразу же поступил в Ленинградский театральный. Попал к потрясающему педагогу Борису Вульфовичу Зону, который воспитал и Алису Фрейндлих, и Сергея Юрского. Меня окружали талантливые ребята. Да и потом на протяжении всей карьеры я работал с отличными людьми, профессионалами своего дела. Так что в плане профессии я абсолютно счастливый человек.
- А как же «кладбище несыгранных ролей», которое есть у каждого актера? Или вы в этом смысле исключение?
- Есть и у меня такое «кладбище». Но оно небольшое и не слишком окропленное моими слезами. В молодости случались моменты, когда думал: «Вот бы сыграть этого, вот бы этого». Был спектакль Бориса Морозова «Сирано де Бержерак». Там Сирано играл Сережа Шакуров, а Роксану - моя первая жена Аллочка Балтер. Я играл Кристиана. А мне, конечно, хотелось выходить на сцену в образе Сирано. Я белой завистью завидовал Шакурову, но все равно после каждого спектакля подходил к Сереже, поздравлял его.
Неосуществленные мечты по большей части относятся к периоду юности. Ведь я начинал работать в то время, когда молодым актерам не давали играть ни Ромео, ни Джульетту. Юных шекспировских героев распределяли по народным артистам СССР.
- А молодые артисты чем занимались?
- Их занимали в массовке или давали маленькие эпизодические роли. Зная, какая судьба ожидает меня на больших сценах известных театров, я после окончания института вместе с друзьями отправился в маленький город Псков. Два сезона мы там вкалывали как угорелые. Там у нас каждые два месяца были премьеры, обновление репертуара.
«Я знаю финалы всех конфликтов»
- Вы уходили из стольких театров, иногда хлопнув дверью. Как при этом удается сохранить хорошие отношения? Про вас никто из актерской среды плохо не говорит.
- Я довольно мягкий и спокойный человек. Не могу ударить, оскорбить. И обижаюсь совсем ненадолго. А если мне человек неприятен, то я не буду строить против него козни, а просто прекращу общаться. Я знаю финалы всех конфликтов, поскольку уже переживал их в кино, в театре. Я умею прощать. Единственное, чего никогда не приму и не пойму, - как можно лишить другого человека жизни.
- Но при этом не раз выступали перед заключенными.
- Я просто всегда хотел донести до них, что нужно жить по-человечески. Расскажу один забавный случай. Как-то я возвращался после спектакля домой на троллейбусе. Уставший, раздраженный. Вдруг слышу голос за спиной: «Сколько время?» Смотрю на часы, которые мне недавно подарили друзья, отвечаю. Тут мне на ухо тот же голос говорит: «Снимай часы. Поносил и хватит. А то перо под ребро получишь». И я со словами «Иди ты в ж..у» поворачиваюсь к этому «гражданину». Пауза. Мужик смотрит на меня ошалело, потом выдает: «Ой, простите, пожалуйста. Вы приезжали к нам в колонию и так хорошо про жизнь говорили. Хотите, я со всех в этом троллейбусе часы сниму и вам отдам?»
«Мы стояли в очереди на квартиру 7 лет»
- Где вам лучше жилось: в России или в СССР?
- Везде есть свои плюсы и минусы. В те времена у нас практически ничего не было. Мы с Аллочкой стояли в очереди на квартиру семь лет. И это при том, что оба уже были известными актерами. У нас не было возможности платить фарцовщикам огромные деньги за пластинки, поэтому мы переписывали песни на рентгеновские снимки. Я до сих пор храню книгу Булгакова «Роковые яйца», напечатанную на папиросной бумаге. Я прятал ее в собрании сочинений Ленина. Не было практически ничего. Зато была некая духовность.
Сейчас же можно купить все что угодно. Любые книги, качественные записи любой музыки. И у востребованных актеров есть на все эти удовольствия деньги. Но в Советском Союзе актеров уважали и любили все - от министров до зеков. А сейчас? Что ни неделя, то новость: у одного известного артиста обчистили квартиру, другого избили до полусмерти в подъезде.
Дамы сердца актера: жена Ирина Виторган (слева) и первая супруга - покойная Алла Балтер.
- На протяжении всей жизни вас окружали очень красивые женщины. Признайтесь, вы ловелас?
- Ирочка, я ловелас? - улыбаясь, обращается к жене. - Ира говорит, что нет. Я когда начал заниматься в драмкружке, то напрочь забыл о девочках, полностью погрузившись в творческий процесс. Потом-то я, конечно, наверстал. (Улыбается.) А вообще я преклоняюсь перед женщинами и надеюсь, что ни одну не обидел. Я считаю, что нет женщин с плохими характерами. А если и есть, то это вина нас, мужиков. Даже если тебе изменила жена, то подойди к зеркалу и увидишь, из-за кого она это сделала.
- То есть вы хорошо знаете женщин?
- Нет, ни в коем случае. Они для меня такая загадка! Просто поразительные существа. Каждая индивидуальна. С ними стоит жить даже только ради познания.
- А как вы обычно отдыхаете?
- Совсем недавно построили себе домик. И там я люблю просто лежать на диване и читать. Я не люблю рыбалку, охоту. Мне нравится спокойствие. Еще люблю готовить. Любимое блюдо - жареная картошка, я же дитя войны. Для меня вообще не проблема приготовить, постирать, убраться в квартире. Когда работаешь руками, в голову приходят свежие, оригинальные и очень важные мысли и открытия. Я, даже когда мою пол, думаю о вечном.
- В честь юбилея вы приготовили какой-нибудь сюрприз?
- Я решил отметить круглую дату без помпы. Не люблю пафосных вещей, я же не тщеславный человек. Специально к этому дню я создал моноспектакль. Пригласил всех своих друзей и людей, которые многое сделали для меня и были со мной все эти годы. Не могу рассказать сюжет спектакля, поскольку он весь как одна большая загадка. Могу сказать лишь одно: там я играю человека, который ждет телефонного звонка. Жизненно важного звонка. И пока я жду его, рассказываю про свою жизнь. Надеюсь, что всем понравится мой подарок.
Комсомольская Правда Ру
