21 ноября 2007 г.
Светила русской Мельпомены
Гарик Харламов признался в любви, а Борис Смолкин – в том, что не любит работать на камеру.
Наверное, каждый россиянин, находящийся в сознательном возрасте, посмотрел хотя бы одну серию "мыльной оперы" "Моя прекрасная няня". Признайтесь – хотя бы мельком, хотя бы случайно, хотя бы за компанию, но было. Стоит отметить, что бешеную популярность сериалу принес ставший уже звездным квартет: Сергей Жигунов, Анастасия Заворотнюк, Борис Смолкин и Ольга Прокофьева. Существует много творческих квартетов, вошедших в историю. Взять хоть бы Beatles или "Секрет". Коллектив телесериала "Моя прекрасная няня" не берется тягаться с ними и, несмотря на это, собирает у экранов гигантскую аудиторию – около 20 миллионов человек. Теперь, надеемся, почитатели соберутся и в кинозалах – квартет пробует себя на большом экране.
Действующие лица: Отелло, Дездемона, Джульетта и… Ленский!
XIX век. По России гастролирует театральная труппа из Петербурга, звездой которой является писаная красавица и талантливая актриса госпожа Саврасова. Очередной ангажемент оканчивается продолжительными гуляниями в особняке одного из восторженных поклонников творчества столичной знаменитости. Тонущие в шампанском актеры напрочь забывают, что их ждут в театре следующего провинциального городка.
А между тем группа других "гастролеров" учиняет разбой в усадьбе купчихи Жбановой. На месте преступления орудуют главарь шайки Мавродий (Сергей Жигунов), его невеста Лизон (Анастасия Заворотнюк) и мастер на все руки Алтын (Борис Смолкин). По чудовищной, невероятной случайности грабеж терпит фиаско, и банда вынуждена спасаться от праведного возмездия поднятого на ноги города. На счастье им попадается карета, кучер которой вторые сутки ждет знаменитых артистов и, как ни странно, не знает их в лицо…
В городке Костомары самозванцев встречают более чем радушно. Директор театра предлагает заработать честно такие деньги, которые преступным путем "джентльмены удачи" будут отрабатывать очень долго. От такого куша трудно отказаться. И без того сложную ситуацию щедро обогащают появляющиеся как грибы после дождя второстепенные персонажи. Следом за труппой выезжает разъяренная купчиха Жбанова (Татьяна Кравченко), готовая самолично порвать охальников на мелкие лоскутки голыми руками. В Костомарах труппу встречает горячий гусар Егозей Фофанов (которого бесподобно сыграл резидент Comedy Club Гарик Харламов), который жаждет сделать предложение госпоже Саврасовой, несмотря на то что, как и все прочие, не видел ее в глаза. Накладываются некоторые разногласия, подтачивающие труппу изнутри: и Лизон, и Мавродий (Бог мой, как гармонирует имя с профессией) по природе своей жутко гордые и ревнивые. Совокупное сочетание таких качеств неизбежно приводит к мелким инцидентам, характеризующимся народной мудростью "милые бранятся – только тешатся". После очередной сцены ревности Лизон, гордо задрав очаровательную головушку, ретируется с Фофановым к цыганам, гитарам, медведю и патефону. В этот момент выясняется, что играть Дездемону, собственно, некому. Тут-то на авансцене появляется наконец четвертая участница квартета – кассирша театра Серафима (Ольга Прокофьева), которая, как оказывается, зарывает в землю талант гениальной актрисы. Вся беда в том, что с творчеством Вильяма, как говорится, Шекспира "труппа" знакома менее чем понаслышке… В итоге после того, как Отелло убивает Дездемону, на сцене магическим образом появляется сначала Джульетта, а потом и… Ленский!
А теперь представьте, что на протяжении всего фильма актеры (герои по большому счету разговорного жанра) будут… петь! Причем каждый своим голосом, без дублеров.
Сергей Жигунов: "Возрождая жанр музыкальной комедии, мы затеяли смелый эксперимент…"
Попробовав предположить, что "водевиль возвращается на экраны", я получил мягкое, но безапелляционное уточнение от продюсера картины и исполнителя главной роли Сергея Жигунова:
– Это совсем не водевиль. Водевиль – это очень короткое произведение, 20–30 минут. Все происходит в один день, то есть начинают действовать законы классицизма. Это куплеты, это два, три, ну максимум четыре актера. Все спектакли-водевили состоят из двух или трех сюжетов, чтобы набрать хронометраж… Если определять жанр нашего фильма, то я бы сказал, что это авантюрная музыкальная комедия. Этот жанр сейчас абсолютно востребован в отличие от жанра водевиля, ушедшего, как мне кажется, навсегда. Из водевиля родилась оперетта, которая уже тоже отошла, уступив место мюзиклу. Это история музыкального театра и к кино не имеет никакого отношения.
Музыкальная комедия – жанр по-прежнему опасный, потому что нет прецедентов. Последняя музыкальная картина, в которой бы пели, – я даже не помню, что это было. "Мэри Поппинс", может быть… "Гардемарины"… Это было довольно давно, и с тех пор никто не решился. Мы затеяли очень смелый эксперимент. Основная проблема – написать песни современного звучания, которые могли бы восприниматься аудиторией как песни сегодняшнего дня. Язык и стилистика должны были соответствовать ментальности зрительного зала. Задача была почти невыполнимая. До последнего момента я не был уверен, что у нас будут песни, которые можно пустить на экран. В итоге некоторые песни – для самого молодого зрителя. Так, например, Юрию Энтину удалось уложить в одну песню три основные трагедии Шекспира. Если выучить три куплета, то "Отелло", "Гамлета" и "Ромео и Джульетту" можно не читать – в песне все доходчиво описано. Работа, которую проделали Шелыгин и Энтин, – это невероятно. Они очень тонко и очень точно приблизились к идеальному варианту, который только мог быть.
Московский Комсомолец Ру