5 мая 2005 г.
Царство небесное
В XII веке молодой кузнец Балиан (Орландо Блум) был посвящен в рыцари, чтобы помочь крестоносцам отогнать мусульманские войска от Иерусалима, и по дороге влюбился в прекрасную принцессу (Ева Грин из «Мечтателей»). Исторический блокбастер с бюджетом больше 100 миллионов, который уже называют в народе «Гладиатором 2» (потому что его тоже снял режиссер Ридли Скотт, а Рассел Кроу долго раздумывал сыграть главную роль вместо Блума).
Все-т аки удивительно, насколько последовательно Ридли Скотт, начавший свою голливудскую карьеру в конце 70-х и начале 80-х мрачными футуристическими антиутопиями (первый «Чужой» и «Бегущий по лезвию»), теперь снимает эпосы о прошлом. Пять лет назад его «Гладиатор» получил Оскар как лучший фильм года, и именно с него в Голливуде началась новая волна увлечения блокбастерами «меча и сандалий» - вспомните «Трою», «Александра» и грядущего «Ганнибала». Первую попытку возродить средневековый эпос принадлежит уже не Скотту – до него это сделал Антуан Фукуа с прошлогодним «Королем Артуром», но провал этого фильма в прокате только подтвердил, что важно не то, о чем картина, а кто ее снял.
В случае с «Царством небесным» последнее особенно важно. Крепкая, не отпускающая зрителей ни на минуту режиссура Скотта – лучшее, что есть в фильме. Если бы этот эпос снял другой режиссер, история о кузнеце Балиане (Орландо Блум), посвященном в рыцари, чтобы удержать мир в раздираемом религиозными распрями Иерусалиме, вполне могла оказаться слащавой сказкой или, наоборот, бессмысленным боевичком.
Фильм, правда, начинается довольно сумбурно. Нам быстренько показывают, что жена Балиана покончила с собой после смерти ребенка, сам кузнец тут же узнает, что у него, оказывается, есть непонятно откуда взявшийся отец-рыцарь (Лайам Нисон), и, убив человека за то, что тот непочтительно отозвался о его покойной жене, Балиан едет с отцом в Иерусалим, чтобы испросить на месте распятия Христа прощение.
Скотт недвусмысленно дает нам понять, что хотя события фильма происходят в конце XII века, это история про современное состояние человечества, про то, что за все эти века западная цивилизация продолжает конфронтацию с мусульманами. Режиссер явно стоит над схваткой – у него не только Балиан положительный герой, но и предводитель сарацинов Саладин – мудрый военачальник с четкими представлениями о чести. Нападки Скотта очевидны – он прямо указывает на тамплиеров, которые начали вешать мирных арабов по наущению Папы Римского, стремившегося расширить сферу своего влияния дальше на Восток. Скотт не делит героев на плохих и хороших по их религиозным убеждениям. Если перевести эту историю на современный язык, то место Папы у него занял бы Джордж Буш, и в этом смысле «Царство небесное» действует на сознание зрителей гораздо сильнее, чем все антибушевские демонстрации и документальные поклепы Майкла Мура.
Драма, Мелодрама, США-Испания, 2005 г., 145 мин.
режиссер: Ридли Скотт
в ролях: Джереми Айронс Орландо Блум Ева Грин Лайам Нисон
Геннадий Устиян
InOut