31 января 2008 г.
Спектакль одного актера
Уилл Смит стал легендарным при жизни.
Режиссеры неоднократно "облизывали" благодатную тему живых мертвецов, собравшую за десятилетия существования множество поклонников. Все началось, наверное, со зловещего чудовища Франкенштейна, которое ожило в 1931 году благодаря Джеймсу Вейлу. Поднимая трупы из могилы, сделали себе имя такие мэтры кинематографии, как Джордж Ромеро и Дарио Ардженто. Чем дальше, тем труднее становилось сценаристам изобретать что-то новое в популярном жанре. Последняя новинка – Ромеро в фильме "Земля мертвых" наделил зомби минимальными зачатками разума. Однако авторы сценария картины "Я – легенда" пошли еще дальше. Главный герой фильма – последний оставшийся в живых на планете. Во всяком случае, он в этом убежден.
Все начинается до предела банально: ученые пытаются бороться с онкологическими заболеваниями, внося коррективы в ДНК человека. Примерно то же самое, что и вскрывать бутылку чекой гранаты. "Граната", разумеется, "взрывается", выпуская на волю смертоносный вирус, передающийся бесконтактным методом. 90% населения гибнет. Оставшиеся превращаются в голодных до крови зомби.
Нью-Йорк, как и многие другие города, вымирает. Опустевшие улицы запружены брошенными машинами. Парки и скверы оккупированы дикими животными, которым каким-то образом удалось пережить эпидемию. Разбитые витрины магазинов зияют, словно незаживающие раны на фасадах зданий. Сквозь трещины на асфальте пробивается растительность, превращая оживленные когда-то перекрестки в зеленые пастбища. И умиротворяющая тишина, нарушаемая лишь мелодичным пением птиц.
Единственным, кто уцелел из рода людского, становится Роберт Невилл (Уилл Смит) – ученый, имеющий к изучению вируса самое непосредственное отношение. По невероятной случайности его организм вырабатывает иммунитет и оказывается невосприимчивым к заразе.
Впрочем, особо завидной его участь тоже назвать нельзя. Зомби не только получили разум, они стали хитрыми. На их фоне плавно покачивающиеся и жалобно скулящие огрызки из фильмов конца прошлого века, передвигающиеся со средней скоростью 1 км/ч, кажутся невинными созданиями. Герою Смита приходится подключать смекалку, чтобы не попасть в ловушки, которые готовят ему инфицированные.
Единственное существо, адекватно реагирующее на Роберта – его немецкая овчарка по кличке Саманта. И все. На протяжении всех трех лет, что Земля находится во власти эпидемии, ученому не с кем было перекинуться и парой фраз. В лучшем случае он довольствуется собачьим повизгиванием и лаем, в худшем – ужасающими воплями и утробным рычанием зомби. Если вдуматься, то главным страхом, на котором играют создатели фильмов о ходячих трупах – страх расстаться с жизнью, будучи растерзанным мерзкими бездушными тварями. Изоляция, в которой невольно оказывается Невилл, возводит этот страх в степень.
Но и это еще не все. Роберт не теряет надежду найти вакцину, возвращающую инфицированным их человеческую сущность. Многочисленные эксперименты заканчиваются неудачами – подопытные либо гибнут, либо остаются невосприимчивы к лекарству. И вот, когда сыворотка, наконец, подействовала, Невилл понимает, что не сможет "вылечить мир". Ведь "пациенты" не особо жаждут быть вылеченными. Как сказал герой Кубы Гудинга в фильме "Куда приводят мечты": "У каждого из нас свой ад. Наш ад – это жизнь впустую". Ад для ученого – осознание того, что все его исследования оказались бесцельными.
В фильме еще существует и теологическая доктрина – дескать, кару эту на нас наслал Господь Бог. Но об этом писать не хочется – каждый сам для себя решит, столь ли необходимым было добавлять к блюду эту специю.
Одним словом, за очередным, казалось бы, кровавым ужастиком (к слову, крови в фильме не так уж и много) скрывается психологическая драма. Да и не только. Найдется место и шуткам, которыми славится Смит. Будет пара грустных душещипательных моментов. Наконец, будет, о чем задуматься. В целом получился очень достойный спектакль одного актера – специально для ценителей таланта Уилла Смита.
Трейлер к фильму (внимание - ролик без перевода на русский язык)
Московский Комсомолец Ру
Сергей Аверин