22 февраля 2008 г.
Для “Ники” нет авторитетов
Юлий Гусман: “Михалков отказался номинироваться вместе со всеми”
Автор фото: Сергей Иванов
Старейшая кинопремия страны объявила своих номинантов. Список “Ники” радует и впечатляет: никаких реверансов в сторону “олимпа” и никаких резких движений против него. “Никой” не забыт даже фильм “12”. А могло бы быть и так, ведь режиссер Никита Михалков сделал все для этого, оказав своей картине медвежью услугу — обвешав ее как елку уже всеми доступными ему статуэтками. Тем самым сразу поставив ее в ранг “неприкасаемых”.
Но “Ника”, как приличная премия, оказалась выше и решила не обращать внимания на суету вокруг “12”, посмотрев на этот фильм просто как на кино. К сожалению, как сказал “МК” бессменный отец-вдохновитель “Ники” Юлий Гусман, Михалков не дал согласия номинироваться со всеми. А по регламенту премии никто против воли художника оставить его в списках не может. Поэтому картины нет в главных номинациях, но академикам “Ники” можно пожать руку, что там, где присутствие-согласие режиссера не требуется, “12” остался: это “Лучшая музыка к фильму” (Эдуард Артемьев) и “Лучшая мужская роль” (Сергей Гармаш).
К сожалению, и фильма “Александра” нет в номинантах. Как стало известно “МК”, продюсер картины Андрей Сигле и режиссер Александр Сокуров посчитали: картина уже достаточно прозвучала в мире (более 40 фестивалей, начиная с Каннского) и надо уступать дорогу молодым, для которых победа на “Нике” может сыграть значительную роль в их судьбе. В общем, справедливо.
Список режиссеров не вызывает вопросов: Бодров, Балабанов, Попогребский. Так же как и операторская номинация — Михаил Кричман (“Изгнание”), Олег Лукичев (“Путешествие с домашними животными”) и Сергей Трофимов, Роджер Стоферрс (“Монгол”). Все работы нерядовые, хотя если говорить о тонкостях профессии и продолжении традиций лучших наших операторов, то тут, думается, несомненно интереснее всех работа Олега Лукичева (в его картинке — дымах и свете — несомненное продолжение школы Павла Лебешева). Что ценно, молодой оператор при этом не копирует великих и не повторяет своих приемов, принесших ему успех (премия Гильдии операторов “Белый квадрат” за “Гарпастум”).
Приятно, что академики включили в списки молодых: Машу Шалаеву (“Русалка”) и Ксению Кутепову (“Путешествие с домашними животными”) — в категорию “Лучшая женская роль”, а также Зою Кайдановскую (“Ничего личного”, реж. Лариса Садилова) в “Открытие года”. В последней номинации столкнулись как раз те трое, которые все точно заслужили по “Нике”: вместе с Зоей в “открытиях” режиссерский дебют кинодраматурга Александра Миндадзе “Отрыв” и актерская работа Сергея Пускепалиса (“Простые вещи”). В общем, все достаточно логично и понятно. Абдулову присужден Специальный приз Совета академии “За выдающийся вклад в российский кинематограф”. За то, чтобы лауреатом в номинации “За честь и достоинство” стал Георгий Данелия, академики проголосовали также единогласно.
У КОГО БОЛЬШЕ ВСЕГО НОМИНАЦИЙ
6 — “Монгол”, “Простые вещи”
5 — “Изгнание”
4 — “Русалка”, “Груз-200”, “Путешествие с домашними животными”
ПРЕТЕНДЕНТЫ НА ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ
“Груз-200”, “Монгол”, “Простые вещи”, “Путешествие…”, “Русалка”.
КОММЕНТАРИЙ ЮЛИЯ ГУСМАНА
— Конечно, состав номинантов по ходу киногода приходилось несколько корректировать. Мы учитывали результаты международных кинофестивалей в Каннах, Венеции, Берлине, где получали призы наши картины. В этом году нам уже 21 год. Скоро среди номинантов “Ники” окажутся кинематографисты, рожденные в год основания премии! Ну что ж, я намерен их дождаться.
Московский Комсомолец Ру
Елена Ардабацкая, Никита Карцев
Московский Комсомолец Ру