5 марта 2008 г.
Софико Чиаурели надеялась, что врачи ее спасут
Одну из самых ярких ролей актриса сыграла в детективе «Ищите женщину».
Звезда грузинских и советских фильмов умерла дома в Тбилиси
Анастасия ПЛЕШАКОВА
Софико Чиаурели умерла в воскресенье в 10 утра в своей квартире в Тбилиси. После того как весной прошлого года она прошла курс лучевой терапии во Франции, ей стало лучше. Актриса вернулась в Тбилиси. Летом поехала отдыхать на море в Гонио, пригород Батуми.
Она все-таки успела поставить спектакль «Запахи Аравии», о котором рассказывала нам по телефону, и осенью сыграть премьеру (см. «КП» от 3 марта).
17 октября в Театре им. К. А. Марджанишвили в Тбилиси заложили звезду Софико Чиаурели. Это был ее прощальный бенефис. Софико продержалась на сцене два с половиной часа, смеялась, веселила зрителей, рассказывала о себе, о театре, о своих легендарных предках. В зале был католикос - патриарх Грузии Илия II, с которым дружила актриса. Она не подавала виду, что на сцене держится из последних сил, что это прощание со зрителями. Как нам сказал ее помощник Малхаз Акулашвили, накануне этого вечера Софико снова летала на консультацию во Францию. Врачи ей назначили курс химиотерапии. В Тбилиси она прошла несколько сеансов, но ей становилось все хуже.
В последние дни она почти ни с кем не разговаривала, ее мучили боли, у постели круглосуточно дежурила медсестра, ее комната, еще недавно похожая на грим-уборную актрисы, превратилась в больничную палату. При этом Софико не смирилась с мыслью о смерти. До последнего дня она верила, что будет жить, особенно сейчас, когда в Тбилиси пришла весна.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Режиссер Александр МАРЬЯМОВ: «В Грузии актрису носили на руках»
Последний раз Софико Чиаурели снялась год назад в двухсерийном документальном фильме «Дорога к Храму». На днях эту ленту покажут на канале «Культура». Мы попросили режиссера картины Александра Марьямова поделиться впечатлениями о съемках.
- Софико мечтала сделать фильм о своих великих родителях: Верико Анджапаридзе, которая вошла в десятку лучших трагедийных актрис ХХ века, и отце - режиссере, художнике Михаиле Чиаурели, - рассказал нам Александр Марьямов. - Для Грузии это легендарная семья. Все деятели культуры ХХ века, которые приезжали в Тбилиси, - Немирович-Данченко, Станиславский, Михоэлс, Фаина Раневская, Майя Плисецкая - обязательно приходили в дом к Чиаурели. У нее в квартире повсюду висят их портреты и еще множество картин Пиросмани.
Софико мне рассказывала: когда ее мать на гастролях шла на рынок, по репродуктору тут же объявляли: «К нам на рынок пришла великая Верико Анджапаридзе. Если кто-нибудь возьмет с нее хоть рубль...» Верико тут же вынуждена была ретироваться.
Софико любили не меньше. Во время съемок мы приехали на центральную площадь Кутаиси. Чиаурели выходит из микроавтобуса, а там толпа, как будто бы встречают Гагарина. Ее буквально несли на руках. А когда я приезжал в Тбилиси, садился в такси и говорил: «Мне к Софико». Любой тбилисский таксист знает адрес Чиаурели.
Самыми близкими для нее были школьные подруги. Помню импровизированный джазовый вечер, который устроили во дворе ее дома. Через балконную дверь квартиры вынесли во двор пианино. Одна подруга села за инструмент и начала играть джаз, другая пела. Фантастика!
Между прочим, первый фильм с участием Софико «Наш двор» был снят по очерку, напечатанному в «Комсомольской правде»! На съемках этой картины она познакомилась со своим первым мужем режиссером Георгием Шенгелая. Она была красивой женщиной, широкой, любимой, окруженной яркими мужчинами. При этом сильная, властная... Замечательно водила машину. В гараже у нее стоял ослепительной красоты золотистый «Роллс-Ройс». Эдуард Шеварднадзе подарил этот автомобиль ее мужу Котэ Махарадзе. Мечта, а не машина. Софико мне по секрету сказала, что хочет его продать: «Куда мне ездить на «Роллс-Ройсе»?» Она предпочитала садиться за руль джипа...
Комсомольская Правда Ру