15 мая 2009 г.
Самые секретные фильмы в мире
Сегодня привлечь зрителя, если он не поклонник жанра, к просмотру фантастического боевика и триллера, если он не является сиквелом и ремейком, крайне трудно. Традиционные страшилки и психологические драмы строятся на приемах, открытых кинематографом полвека назад и уже никого не удивляющих: резкая смена планов, склизкий насекомоподобный монстр, вылезающий из живота/головы/квартиры человека и надвигающийся прямо на зрителя, музыкальное и звуковое зомбирование, темная, зеленоватая пленка и обстоятельства погони. Японские мастера на этом несимпатичном и приевшемся американском бэкграунде смотрятся чуть выгоднее за счет умения создать атмосферу присутствия Зла – или же архетипа мышления западного человека, априори наделяющего восточную культуру необъяснимой таинственностью.
Именно это заставляет современных режиссеров и продюсеров вспомнить, что кинематограф – это, прежде всего, великий иллюзионист, и именно за этим зритель все еще посещает кинотеатры. Джеймс Кэмерон относится к подобным "иллюзионистам" не в последнюю очередь: еще в "Терминаторе" он предсказал скорую войну машин и людей к началу девяностых и к моменту наступления "нулевых". В этом году раскрывается новый виток волнений и ажиотажа, потому что подошел срок событий, описываемых в телесериале "Темный ангел", сценарий к которому десяток лет назад сочинил Кэмерон. В 2009 году, по телепредсказанию Кэмерона, электромагнитный импульс, запущенный террористами, должен превратить США в страну Третьего мира, и поклонники сериала, убедившиеся в его относительной правдивости 11 сентября 2001-го, с замиранием сердца ждут опасности в году нынешнем.
Еще в "Терминаторе" Кэмерон предсказал скорую войну машин и людей к началу девяностых и к моменту наступления "нулевых"»
Именно при создании "Темного ангела" Кэмерон начал сотрудничество с Нилом Блукманом, выступающим в роли автора визуальных эффектов к сериалу. Спустя пять лет после релиза первого сезона телешоу Блукман предпринял попытку ворваться в мир большого кино при создании псевдодокументального фильма "Выжить в Йобурге": в нем дрожащая "репортерская" камера фиксировала новостные сводки о нашествии пришельцев на города Южной Африки; биологические организмы с щупальцами на пол-лица якобы пытались ассимилироваться среди темнокожих аборигенов, пугая детей и ведя перестрелки с рейнджерами.
В 2005-м фильм вызвал некоторую шумиху в интернет-среде, но настоящий бум вокруг творения Блукмана возник уже ближе к лету этого года, ведь именно на этот неопределенный срок назначена премьера фильма "Район №9" (или "District 9"). Джеймс Кэмерон выступил в данном проекте в качестве продюсера, и вероятно ему фильм обязан той строжайшей секретностью, которой окутан релиз картины. На сегодня о сюжете известно только лишь то, что картина основана на событиях, описываемых в "Выжить в Йобурге", только на этот раз инопланетяне решили избрать в качестве ареала обитания "черные" районы Северной Америки (ведь, как обычно, именно эту страну так желают захватить все иммигрирующие с других планет расы).
В преддверии премьеры (о дате которой не сказано ничего, кроме указания на сезон – лето 2009-го) в Сети открылся сайт, но не фильма, а того самого 9-го района, в котором люди и "не люди" (так обозначили гуманоидов) пытаются уживаться друг с другом: для ориентировки в пространстве, подобном карте google earth, требуется регистрация, причем пользователь должен сам определить, представителем какой расы он является (с соответствующей инструкцией на английском и инопланетном языке). Чем обернется такая загадочность, станет ясно совсем скоро, но уже сейчас творение Блукмана-Кэмерона вызывает у мирового сообщества повышенный интерес и ажиотаж.
Тайны, покрытые мраком
Проект Джеймса Кэмерона не единственный, создание и контент которого продюсеры держали в строжайшем секрете – правильно было бы сказать, что именно Кэмерон перенял предыдущий успешный опыт своих коллег.
Так, релиз прошлой зимы "Монстро", раскрученный еще одним любителем тайн Джей Джей Абрамсом, также был окутан дымкой неизвестности. По телевидению и в Интернете транслировались видеоролики почти документального свойства – и если бы не слишком хорошее качество пленки и не пейзажи Манхэттена и Таймс Сквер, российский зритель вполне мог бы принять эти ролики за чистую монету. Этому способствовали и плакаты, расклеенные по всем городам мира, в которых даже не сообщалось названия будущего фильма, отчего понять, что это за диковинная штука, обывателю было невозможно.
Еще более необъяснимые вещи происходили вокруг последней части о приключениях Малдера и Скалли. До летней премьеры фильма "Секретные материалы: Хочу верить" по всему Интернету был размещен фальшивый синопсис о бесследном и кровавом исчезновении группы женщин в заснеженных долинах Северной Вирджинии. Говаривали, что даже артисты не знали, как будет выглядеть окончательный вариант фильма, потому что при съемках фильма они отыгрывали только свой эпизод, не имея представления о том, что творилось на съемочной площадке в остальные дни. Режиссера и продюсера Криса Картера можно понять: второго пришествия "X-Files" зрители ждали так долго, что могли и перехотеть. Правда, обернулось это разочарованием: очередной историей любви героев Духовны и Андерсон на унылом фоне не таких уж загадочных событий.
В России примеру Запада последовал Федор Бондарчук: за время съемок обеих частей "Обитаемого острова" и режиссер, и почти вся съемочная группа отказывались от интервью и каких-либо объяснений тому, что происходит при создании экранизации знаменитого романа Стругацких. Лишь в редких случаях сам Федор Сергеевич раскрывал секреты фильма, что еще больше подогревало интерес публики к готовящемуся релизу. Правда, как и в случае с "Секретными материалами", результат этих усилий, хорошо отразившихся на кассовых сборах картины, многим зрителям впечатляющим не показался.
Дни Ру