25 мая 2009 г.
Каннах отметили расчлененку
Почти во всех награжденных фильмах реками льется кровь. Кроме одного, самого страшного, которому и досталась «Золотая пальмовая ветвь»
Стас ТЫРКИН
Главной звездой церемонии была президент жюри Изабель Юппер в изумительном платье от Армани. Ненадолго конкуренцию ей составила другая французская кинозвезда - Изабель Аджани, снова выглядевшая на 25 лет. Но, вручив приз «Золотая камера» за лучший дебют (он достался фильму «Самсон и Далила» из жизни австралийских аборигенов), Аджани с трудом упорхнула со сцены, а Юппер, выглядевшая на свой возраст, царила на ней до конца.
Решение, вынесенное ею в соавторстве с другими членами жюри, производит двойственное впечатление. Все главные награды розданы безукоризненно точно, неглавные присуждены, кажется, лишь для того, чтобы удовлетворить дурному вкусу некоторых членов жюри, чтобы те не мешали награждать действительно лучших. Так бывает на любом фестивале: решение очень часто носит договорной характер.
Призы незаслуженные
Так это или нет, покажут грядущие «утечки». Но мне очень хотелось бы именно этим объяснить награждение а лучшую режиссуру филиппинца Бриллианте Мендозы, снявшего самый отвратительный фильм фестиваля под названием «Расчлененка» (Kinatay) – откровенную дешевку, с порнографическим натурализмом смакующую изнасилование, убийство и расчленение проститутки по прозвищу Мадонна (отсылка не к поп-иконе, а к попранной Богоматери) филиппинскими полицейскими.
Это вызывающее рвотную реакцию произведение получило самый низкий балл в опросе критиков (1.2). Две другие картины-лауреатки оказались в критическом рейтинге на втором месте снизу с чуть более высоким баллом 1.6. Это первая в истории китайская гей-мелодрама «Весенняя лихорадка» (Spring Fever) Лу Е, удостоенная приза за лучший сценарий (в то, что фильм на такую животрепещущую тему уедет без приза, верилось как-то не очень).
И скандальный фильм Ларса фон Триера «Антихрист», удостоенный награды за лучшую женскую роль. Что также неудивительно: если помните, в шоковой сцене выдающейся картины «Пианистка» Изабель Юппер делала себе аккуратный надрез между ног. Отважная француженка Шарлотта Гейнсбур пошла намного дальше и по наущению Триера отхватила ржавыми ножницами полвлагалища. Причем на крупном плане. Согласитесь, подобную смелость никак невозможно было оставить без приза. Впрочем, дочь знаменитого шансонье Гейнсбура получила его вполне заслуженно: очень уж настрадалась девушка на съемках у вконец обезумевшего датчанина.
Приз жюри разделили между ничем не выдающейся английской социальной драмой «Аквариум» (Fish Tank) Андреа Арнольд и кровавой феерией Парк Чан-вука «Жажда» (Thirst) о католическом священнике-вампире, увлеченно лакающем кровь своей паствы.
Призы заслуженные
Приза за мужскую роль сверхзаслуженно удостоился изумительный австрийский актер Кристоф Валц, после 30 лет съемок в немецкоязычных сериалах открытый Квентином Тарантино в его не самом удачном фильме «Бесславные ублюдки» (Inglourious Basterds) и переигравший в нем всех, включая Брэда Питта.
Награду за вклад в историю кино вручили живому классику – 89-летнему французу Алену Рене, автору таких шедевров, как «Хиросима, любовь моя» и «Прошлым летом в Мариенбаде». Он представил в конкурсе прелестный, стильный и мудрый фильм «Сорные травы» (Les herbes folles) о мимолетности жизни и любви.
Гран при жюри достался французу Жаку Одиару, снявшему чуть подпорченную излишней образностью криминальную сагу «Пророк» (Un prophete) о молодом арабе, попавшем в услужение корсиканской мафии, по ее заданию перерезавшем глотку своему соплеменнику и таким образом выбившемся из «шестерок» в козырные тузы.
Центральная интрига фестиваля (отдаст ли Изабель Юппер «Золотую пальмовую ветвь» австрийцу Михаэлю Ханеке, некогда подарившему ей второе актерское рождение главной ролью в его шедевре «Пианистка») нашла свое благополучное разрешение. Объятия Юппер и Ханеке под занавес церемонии были более чем красноречивы. Но «Пальма» досталась австрийцу вовсе не «по знакомству», а потому что он и вправду снял лучший фильм фестиваля.
И лучший фильм Ханеке. Картина «Белая лента» (Das Weisse Band) – это черно-белый многофигурный кинороман из жизни немецкой деревни накануне Первой мировой войны, построенный вокруг цепочки с первого взгляда малозначительных, но странных и страшных событий. Эта безжалостная к людям картина полностью лишена дешевых эффектов, спекулятивных склеек и жирных акцентов, на которые были столь неумеренно щедры другие награжденные авторы. Фильм Ханеке лишен даже музыки. Это настоящий триумф режиссуры, способной заставить зрителя провести на краешке кресла два с половиной часа.
Кровавый «Клык»
Фильмы Павла Лунгина «Царь» и Николая Хомерики «Сказка про темноту», показанные в конкурсе «Особый взгляд», призов не снискали. Главная награда в этой секции отошла к странной греческой ленте «Клык» (Dogtooth) – абсурдистской драме о семействе, отец которого с целью спасти жену и детей от ужасов внешнего мира не выпускает их за порог ухоженного поместья. Оборачивается все это, само собой, инцестом (продемонстрированным весьма наглядно), кровью и прочими ужасами, от которых наивно спасаться затворничеством.
Как известно, Каннский фестиваль – это не только ярмарка тщеславия, но и место, где вершится большой кинобизнес. И хотя результаты кинорынка в ситуации кризиса не вызвали энтузиазма (приобретение новых фильмов сейчас сведено к минимуму), фест зафиксировал факт окончательного вхождения России в мировую киноиндустрию.
Во время фестиваля было объявлено, что Россия создает государственную организацию по продвижению и пропаганде отечественного кино за рубежом (такие структуры успешно работают во Франции, Италии и Германии). А известный российский продюсер Ренат Давлетьяров («Любовь-морковь»), долгое время являвшийся директором Московского фестиваля, был избран вице-президентом всемирной продюсерской организации ФИАПФ.
Комсомольская Правда Ру