Новости

26 января 2006 г.

Скрытый клинок / Kakushi-ken: oni no tsume

Режиссер Йоджи Ямада. В ролях Масатоши Нагасе, Такако Матцу, Юкиуши Озава. 132 мин.

Небогатый самурай Катагири живет скромной и скучной жизнью расквартированного в провинции офицера. Кровавые и увлекательные междоусобицы канули в прошлое, а воцарение прозападной династии империалиста Мейдзи еще не произошло. Но дух грядущих перемен уже чувствуется: прибывший из столицы инструктор обучает гарнизон палить из пушки, старики проклинают варварские нововведения, а молодые самураи (неслыханное дело!) заботятся не от том, как умереть в бою с достаточно суровым выражением лица, а ровно об обратном - как бы выжить. Сам Катагири мудро держится середины: в бой не рвется, но и о тренировках не забывает (между делом сообщается, что герой - умелый фехтовальщик), с простолюдинами добр - но не до мезальянса, клану предан - но без самоотречения. Так что, когда начальство велит герою взять меч и ликвидировать своего старого приятеля Хазаму, вляпавшегося в какой-то реформистский заговор, он, хоть и понурившись, но идет рубить друга в капусту. Не забыв, впрочем, предварительно справиться у сенсея о технике секретного удара "скрытый клинок".
Этот кровавый конфликт долга и чувств здорово напоминает "Сумрачного самурая", прошлый фильм Ямады. И сумрачный герой, стоящий уже вполоборота к старым традициям, и время действия - канун реформации Мейдзи, и схема сценария (сперва примеры милосердия героя, его предчувствие перемен - в конце концов катарсис сабельного боя), даже грязновато-серая гамма застиранных кимоно и мутных рисовых полей - все то же самое. Нетерпеливому европейцу это покажется закрывшим тему самоповтором. Но в масштабе творческого пути режиссера Ямады две похожие картины подряд не более чем два первых эпизода новой саги. Старая, 47-серийная (!) кинокомедия о фольклорном герое Тора-сан, длилась почти 13 лет. Потом были четыре фильма о школьниках ("Гакко-1", "Гакко-2", "Гакко-3", "Гакко-4"). И только выйдя на пенсию из съемочных помещений "Сётику", одной из четырех японских студий-мейджоров, Ямада стал делать то, что нравится самому: тямбара - кино о самураях. Его Ямада снимает не только с душой, но и с умом - с психологизмом, вскрывая социальные язвы и сомневаясь в правильности самурайского кодекса "бусидо". Было время, эта критическая позиция считалась даже модной - в середине 1960-х. Как раз тогда молодого Йоджи оторвали от игр с "новой волной" и приставили к Тора-конвейеру. Понимаете?
Василий Корецкий, Time Out Москва

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#