12 августа 2009 г.
Инопланетяне прожили среди людей 28 лет
Анна Куусмаа
Кадр из фильма "Район №9". Источник: Sony Pictures
Те, кто уже не чаял обнаружить в голливудских новобранцах нового Стивена Спилберга, должны повнимательнее присмотреться к протеже Питера Джексона - выходцу из Южной Африки Нилу Бломпкампу. Фильм "Район №9", главная "темная лошадка" киносезона, выходит на старт российского проката.
О чем: Миллион креветок удрали со своей планеты на космическом корабле, дотянули до Земли и, оставшись без топлива, зависли над окраиной Африки. Люди пустили беженцев пожить в трущобах, предусмотрительно огородив незваных гостей колючей проволокой. Прошло 28 лет, питающиеся падалью и кошачьим кормом "креветки" расплодились, распоясались, сдружились с преступным миром и вконец опротивели местному населению. Для пришельцев огородили новую зону и отправили агентов уведомлять инопланетян о грозящем им переселении. В одном из бараков главный "в штатском" по имени Викус случайно прыснул себе в лицо неизвестной черной жидкостью, а через несколько часов очнулся в лаборатории с клешней каракатицы на месте человеческой руки.
Режиссер "Района №9" знает, как заставить выбежать из зала слабонервных дам, но еще не умеет их вернуть»
Где-то мы это уже видели: короткометражную затравку к "Району №9" под названием "Выжить в Йобурге" Нил Бломпкамп снял еще в 2005 году: пришельцы шевелили в репортерскую камеру осьминожьими пастями, прохожие испуганно лепетали про чужих среди своих и своих среди чужих, а гигантский робот закидывал отстреливающихся полицейских автофургонами. Жанр "мокьюментари" - псевдодокументализм - в последние годы где только не призывали в свидетели: и в фильме ужасов ("Ведьма из Блэр", "Монстро"), и в мультфильме ("Вальс с Баширом"), и в аниме ("Первый отряд") и даже в ретро-боевике ("Джонни Д.").
Что-то новенькое: фильм детально иллюстрирует, что homo sapiens, произойдя в далеком прошлом от обезьяны, в ближайшем будущем так же легко может превратиться в креветку.
Фильмы из этой серии: "Близкие контакты третьей степени" и "Инопланетянин" Стивена Спилберга, "Чужой" Ридли Скотта и "Чужие" Джеймса Кэмерона, "Полет навигатора" Рэндала Клайзера.
Спилберг в 28 лет работал над "Челюстями", в 30 - над "Близкими контактами третьей степени", а "Инопланетянин" пришелся на его 35. Джеймс Кэмерон в 30 лет поведал миру печальную историю о красноглазых киборгах в "Терминаторе", а в 32 вернул "Чужих", придуманных Ридли Скоттом, к примеру, в 42. Стэнли Кубрик в 34 снял "Лолиту", а в 40 - "2001: Космическая одиссея". Режиссер Нил Бломпкамп, 29 лет, поставил в этом ряду зазубрину со своим именем: его "Район №9" спускает вселенские грезы старших коллег с небес на землю, жесткая посадка и новые чужие гарантированы.
С 13 августа 2009 года полпланеты будет гадать, с какой стати в голливудском фильме космический корабль с миллионом инопланетных беженцев 28 лет назад завис не над "киноцентром Вселенной" (Лос-Анджелес, Нью-Йорк или Вашингтон на выбор), а в небе города, первый слог которого звучит как рэперская кричалка - "йо!" (Йоханнесбург). Сюжет фильма берет свое начало фактически от даты рождения режиссера, и этому есть объяснение: "Район №9" - в буквальном смысле картина жизни парня по имени Нил Бломпкамп.
Весь проект вершился под продюсерским крылом Питера Джексона, монументально потрудившегося над экранизацией "Властелина колец" и с тех пор восседающего в Новой Зеландии голливудским наместником. Тот предусмотрительно окутал картинку завесой секретности, воспользовавшись которой, Бломпкамп затащил на съемочную площадку чуть ли не всю свою йоханесбургскую компанию и вместо какого-нибудь Тома-Круза-Кристиана-Бэйла-Шайи-ЛаБафа снял в главной роли давнего друга и соратника Шарлто Копли, с которым задумывал еще "Выжить в Йобурге".
Фильм, фигурально выражаясь, прикидывается валенком дважды: выдавая себя, во-первых, за репортерскую съемку с места событий, во-вторых, за фантастику. Детство Бломпкампа, канадского эмигранта, - родом из Йоханнесбурга, и он нутром чует натуру многонационального города. Пришельцы в "Районе №9" - лишь карикатурное изображение гонимой нации в мире, поделенном на высшую и низшую касты. И если режиссеры-фантасты минувшего столетия еще пытались высечь искру взаимопонимания в контактах с братьями по разуму, то бывший кузнец рекламных роликов южноафриканского происхождения метит каленым железом: принять чужую инородность возможно лишь тогда, когда она течет в твоей крови, и на голубом глазу демонстрирует превращение человека в каракатицу.
Бутафорской крови Бломпкамп, к слову, не жалеет: плющит статистов в лепешки, рвет на части, пускает алые фонтаны и фейерверки. За мальчишеской страстью к физиологичности иной раз теряется психологическая составляющая: этот йоханнесбуржец знает, как заставить выбежать из зала слабонервных дам, но еще не умеет их вернуть. Хотя подходящий инструментарий под рукой - треть фильма на заднем плане торчит большеглазый инопланетный ребенок-креветка, фигурками которого на выходе из зала можно было бы даже приторговывать.
Результат: жестокая притча о том, что человек человеку приходится инопланетянином.
Дни Ру