31 января 2006 г.
Немножко демократии, чуть-чуть волюнтаризма
В четвертый раз вручили премию «Золотой орел»
Как и в предыдущие разы, очень серьезно и помпезно в первом павильоне «Мосфильма». Главного «Орла» – за лучший игровой фильм года – унесли создатели блокбастера «9 рота». Алла Демидова («Настройщик») и Никита Михалков («Статский советник») были признаны лучшими актерами сезона, Нина Русланова и Константин Хабенский – лучшими актерами второго плана (те же «Настройщик» и «Статский советник» соответственно), Алексей Учитель – лучшим режиссером («Космос как предчувствие»), Александр Миндадзе – лучшим сценаристом («Космос как предчувствие), Максим Осадчий – лучшим оператором («9 рота»).
Как всегда бывает с нашими премиями, неразбериха – дело привычное. В прошлом году забыли «орлята» выдвинуть Киру Муратову с ее «Настройщиком», ну да не беда – номинируем в этом году. Вроде как извинимся. А еще захотелось Михаила Пореченкова выдвинуть за «Солдатский декамерон». Хотя по правилам и нельзя – фильм вышел в прокат в декабре 2005 года, в то время как номинируемый на «Орла» фильм должен выйти в прокат не позднее 1 ноября предыдущего года. Но если нельзя, но очень хочется... В общем, тихий такой волюнтаризм.
Александр Миндадзе написал лучший сценарий. Алексей Учитель за постановку этого сценария признан лучшим режиссером. По логике этого вполне достаточно, чтобы фильму получить главный приз. Получается, что главного, большого «Орла» «9 роте» обеспечил оператор Максим Осадчий и композитор Дато Евгенидзе. Несерьезно как-то. Да и как может получиться серьезно, если в первом этапе голосования принимают участие все члены Союза кинематографистов России. Эти игры в демократию приводят к тому, что лучшим фильмом года становится образец массовой культуры, сбитый довольно крепко и умело, но на лучший российский фильм года не тянущий элементарно исходя из своих художественных достоинств. Где такое видано, чтобы все, извините, кому не лень высказывали свое официально зафиксированное мнение? Будь ты хоть трижды членом Союза кинематографистов (а в СК ни много ни мало пять тысяч членов), с какой радости тебе высказываться там, где должны высказываться лишь члены академии? Другое дело, что михалковская академия слишком мала, ну так это уже ее проблемы.
Киноакадемия России (еще недавно она называлась громоздко-вычурно «Академия кинематографических искусств и кинематографических наук»), одно из детищ Никиты Михалкова, была создана пять лет назад на волне скандала с Юлием Гусманом, тогдашним директором Дома кино и руководителем киноакадемии «Ника». Согнав Гусмана с директорского кресла, Михалков через минуту объявил «Нику» нелегитимной, а еще через минуту объявил о создании нормальной, легитимной российской киноакадемии. В чем нелегитимность «Ники», объяснить ни Михалков, ни кто другой не смогли. Да, впрочем, кинематографический народ этим особо и не заморачивался. Кроме пары энтузиастов, выступивших против создания новой академии и снявших свои фильмы с номинаций «Золотого орла» четыре года назад, – Гарри Бардина и Алексея Германа. Бардин, например, считал, что создание михалковской академии и рождение новой кинопремии внесет раскол в Союз кинематографистов РФ, который к тому моменту действительно всерьез лихорадило. Однаков в жестких объятиях Никиты Сергеевича особо не порезвишься. Кто хотел резвиться и колоться, оказались попросту отсеченными от СК РФ, остальные протестуют словно бы в свое удовольствие – «шумим, братец, шумим».
Через месяц с небольшим «Ника» в 19-й раз вручит свои статуэтки. Разговоры о противостоянии двух академий и двух премий стали почти что достоянием истории. Тем не менее ни в одной стране мира не существует двух национальных киноакадемий, просто мы, видимо, настолько привыкли к национальному нонсенсу вообще, что на мелкие частности обращать внимание вроде как даже не совсем прилично.
КУЛЬТУРА
Екатерина Барабаш