Новости

3 февраля 2006 г.

С названием авторы фильма “Сволочи” по-рекламному перегнули. Кино про малолетних уголовников-диверсан тов вышло не то чтобы прямо слезливым, но никак не колючим. Безотцовщины, короче, не ждите. Режиссер Александр Атанесян очень любил детей.
Рекламой поработало и заявление, что фильм основан на реальных событиях и в 1943 г. в СССР на самом деле существовал высокогорный лагерь, где из детей-рецидивистов, приравненных сталинским указом ко взрослым уголовникам, готовили диверсантов экстра-класса. Но в последний момент вдруг запротестовала ФСБ, и сценарист Владимир Кунин сказал, что все выдумал. В итоге Атанесяну пришлось назвать фильм метафорой, что выглядит натяжкой и почем зря провоцирует искать в “Сволочах” второй и третий смыслы, коих там не задумано.
Чего хотели авторы, понимаешь, просто глядя на картинку и монтаж: ну вот-вот-вот, уже почти Голливуд. Культурно, гладко, безусловно просчитано — как, впрочем, и сценарные ходы, в которых видна забота о том, чтобы вовремя надавить на слезные железы зрителей, но не заметно желания развивать характеры, что было бы нелишне в фильме, где главные герои — дети, чья психика подвижна и сама по себе, а уж условия, в которые поместил своих персонажей Кунин, и подавно должны, по художественной логике, перепахать в них все, что можно.
Но в “Сволочах” сразу ясно, кто молодец и товарища в беде не бросит. И вообще все как положено в армейском боевике. Тренировки, во время которых гибнет несколько пацанов, кто по глупости, кто при попытке побега. Потом — ответственное задание с пиротехническим спецэффектом. А в отношениях, при всех блатных привычках, — тишь да гладь. На всю малолетнюю ораву только одна лопоухая сволочь, испортившая чужой парашют — чтоб не раскрылся. Инструкторы (Андрей Панин и Андрей Краско) беспризорникам с самого начала как отцы родные, только переживают за подопечных по-разному: Панин понервознее, а Краско весь фильм только и делает, что сокрушенно качает головой. Идиллическую картину довершает песня Вертинского про желтого ангела, которую сначала напевает один из главных героев, а потом разучивает весь отряд.
Все это не режет глаз потому, что, во-первых, дети-актеры не фальшивят. Во-вторых, как коммерческое кино “Сволочи” сделаны грамотно — тут взятки гладки.
И наконец, по идеологии фильм все-таки занятен. В том числе и тем, что логично встраивается в тенденцию последнего времени, которую в рабочем порядке можно назвать “другим патриотизмом”. В этом смысле “Сволочи” идут вслед не только “9 роте”, но и, например, давнему роману Михаила Кононова “Голая пионерка”, актуализированному в прошлом сезоне театральной постановкой Кирилла Серебренникова. “Другой” этот патриотизм потому, что переосмысляет военную мифологию, в “Сволочах” — смещаясь из государственной в частную сферу. В фильме Атанесяна оба главных героя-пацана почти до конца плюют и на Родину вообще, и на Сталина в частности, постоянно прикидывают, как бы сбежать, но выполняют-таки свое подрывное задание — чтобы отомстить немцам за убитых друзей. Кстати, сами фашисты появляются в кадре на несколько секунд и показаны неожиданно человечно: “Боже мой, это же дети. Что мы делаем!” — ахает немецкий офицер над трупами диверсантов. Вместо того чтоб искать других детей, которые уже подожгли на его складе боеприпасов бикфордов шнур.
Ведомости.РУ

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#