9 февраля 2006 г.
«9 рота» не возьмет Берлин
Сегодня открывается престижный кинофестиваль, в основную программу которого не попала ни одна российская картина.Не странно ли это на фоне разговоров о «подъеме нашего кинематографа»?
С некоторых пор в Отечестве наблюдается настоящая киноистерия. Чудесным образом ожила и восстала из пепла российская киноиндустрия. Теперь на-гора выдается как минимум по блокбастеру в месяц.
«Турецкий гамбит», «Статский советник», «Бой с тенью», «9 рота», «Дневной Дозор», только что поднялся шум вокруг фильма «Сволочи»... Зритель, изголодавшийся по нашему кино, ломится в кинотеатры. Победные рапорты о кассовых сборах занимают в теленовостях то же место, что когда-то сводки о свеженамолоченном зерне и повысившихся надоях. Триумф да и только!
Правда, о триумфе российского кинематографа знают, похоже, только в России. Наглядное тому свидетельство: один из крупнейших кинофестивалей мира - Берлинский - пройдет при полном отсутствии нашего кино. Так, может, никакого триумфа и не было?
Чего хотят фестивали?
Прежде всего оригинального, нестандартного зрелища. Наша картина должна быть, с одной стороны, стопроцентно российской, но с другой - понятной всему человечеству. Иными словами, и оригинальной, и попадающей «в струю».
Идеальный вариант - «Коктебель», который даже после успешного участия в Московском фестивале попал в позапрошлом году в Берлин (обычно такое невозможно). Или «Возвращение», победившее в Венеции. Секрет - в универсальности посыла этих картин...
Любой крупный фестиваль желает открывать новые тенденции и направления, быть флагманом мировой киномоды. Поэтому кассовый успех фильма еще не является гарантией отбора. Ведь на ура у публики часто идут хорошо разжеванные и уже отработанные сюжеты. А истинно новаторские фильмы не всегда имеют коммерческий успех.
Что предлагаем мы?
То, в чем у нас случился «прорыв». Картины, паразитирующие на популярных жанрах американского кино и приспосабливающие их к нашим реалиям.
Можно прослезиться на просмотре «9 роты», но нельзя не заметить, что этот фильм - почти дословный «пересказ» многих классических военных фильмов. Сюжетная схема одна: вначале - ужасы учебки с попутным знакомством с главными героями, потом - подробный показ их поголовного уничтожения. Можно говорить о коммерческом прорыве ленты Федора Бондарчука, но с художественными открытиями дело сложнее.
Та же история и с «Дневным Дозором». Да, спецэффекты картины уникальны для нашего кино. Но спецэффекты - всегда гарнир к внятно рассказанной истории. Этого как раз и нет в фильме Бекмамбетова...
Гот овя «Ночной Дозор» к прокату на Западе, американцы безжалостно выкинули самый «спецэффектный» его эпизод - с втянутым в «воронку» самолетом. Чтобы разобраться в непролазной мешанине «Дневного...», им придется поработать ножницами куда больше. Падение Останкинской телебашни? Это москвичу прикольно увидеть. А зарубежный зритель что-то подобное уже наблюдал - лет десять назад в каком-нибудь «Дне независимости».
Копии любопытны исключительно в виде курьеза, диковинки. Несколько лет назад на отшибе Берлинале показали пару серий «Бригады» - нашей кальки с американских «гангстерских фильмов». Сейчас это уже никому не интересно.
(см. продолжение)