Сергей Варчук \Sergey Varchuk
Россия, 7 июля 2007 г.
актер
Россия, 7 июля 2007 г.
актер
неплохой: в кино у него немало заметных и непохожих ролей, театр он не бросал даже в самые "голодные" годы, да и опыт на телевидении оказался весьма удачным. Про таких на Руси говорили: "И швец, и жнец, и на дуде игрец".
ВАРЧУК
Сергей Иванович
Родился 19.04.1956
Кем быть
Сергей с детства мечтал о море и о дальних странах, что очень необычно для паренька с Урала, поступал в Макаровку - Ленинградское мореходное училище, но не прошел по зрению. Тогда он решил, что если не могу быть капитаном, то вполне мог бы строить суда и выходить на них в море в качестве испытателя. И он попытался поступать в кораблестроительный институт, но поругался с педагогом по физике, и она "влепила" ему тройку на вступительных экзаменах. Сергей провалился. Тогда он подал документы в Свердловский Университет на физфак и поступил.
Но романтические мечты о профессии, которая будет для него не только работой с 9 до 18, но и смыслом всей жизни оставались. На решение стать актером повлияла сестра Сергея. Долгое время она работала актрисой. И однажды он попал к ней на дипломный спектакль в Свердловское театральное училище. С этого времени Сергей просто заболел театром. Университет пошел боком: Варчук сдал сессию и ушел в армию, чтобы понять, что же все-таки я хочет.
Уже после армии Сергей три года методично обивал пороги Московских театральных вузов, пока не поступил в Школу-студию МХАТа на курс к Олегу Ефремову. Там уже с первых курсов к студентам Ефремова относились как к будущим артистам МХАТа. Сергей Варчук вспоминает: "Нам завидовали, нас ненавидели, потому что уже со второго курса мы играли в спектаклях театра. У Ефремова было непростое время - шло разделение театра, и к нам он приходил отдыхать, видел в нас вторую молодость и мечтал вместе с нами создать молодежный театр. Театр, к сожалению, не получился, а четыре года учебы пролетели быстро, поэтому распределение в "глубинковский театр" угрожало любому из нас. Я решил, что никуда не поеду, буду сам пробиваться в Москве, правда время было не то, что сейчас: не было антрепризных спектаклей, не было возможности устроиться на радио или телевидение, или работать со своей программой в ночном клубе, да и самих театров было гораздо меньше. К тому же, чтобы устроиться на любую работу нужна была Московская прописка…"
Удачный дебют в кино
Еще учась во МХАТЕ, между третьим и четвертым курсом, Варчук снялся в мелодраме "Не могу сказать "Прощай!"", который вышел на экраны в 1982 году - как раз к окончанию Школы-студии. Варчук сыграл красавца Сергея, оказавшегося в результате несчастья прикованным к постели. Его в фильме подняла на ноги девушка Лида, которую сыграла молодая актриса Анастасия Иванова. Судьба этой актрисы сложилась трагически - через несколько лет она была обнаружена убитой в собственной квартире. Убийца до сих пор не найден.
Фильм "Не могу сказать "Прощай!"" стал визитной карточкой актера. Его заметили и стали приглашать в кино. С одной стороны это было большим плюсом для дальнейшей карьеры актера, с другой стороны, как признается сам актер, успех вскружил ему голову: "Я расслабился и еще долгое время "почивал на лаврах", я был уверен, что стоит мне только прийти в любой театр, и меня "оторвут с руками" и будут счастливы, что я оказал им такую любезность. Но я сильно ошибался - я был не нужен никому: в театрах шло сокращение штатов, насильно отправляли на пенсию опытных артистов, и для нас, молодых, просто не было ставок. Спасло то, что Ефремов смог наш дипломный спектакль взять в репертуар МХАТа, и таким образом закрепить весь наш курс у себя в театре. Я играл четыре раза в месяц и зарабатывал целых 16 рублей - не умер с голоду только благодаря кино".
Во второй половине 80-х годов Варчук много снимался. Самые заметные работы того времени: приключенческий фильм "Голова Горгоны", мелодрама "И вся любовь…", боевик "Опаленные Кандагаром".
90-е годы
В 90-е годы в России начались проблемы с кинопроизвод ством. Многие актеры оказались в тяжелом положении, нелегко было и Сергею. Чтобы иметь возможность играть в театре, он пошел работать дворником: "Это была очень дефицитная профессия, сотрудникам сразу давали служебное жилье, а через пять лет прописывали постоянно. Меня взяли по большому блату, только потому, что знали мои фильмы".
Сергей Варчук вспоминает те годы: "Бывало, конечно, что спрашивали: зачем мне это нужно - все ведь думают, если артист, значит богатый. Я поначалу стеснялся. К счастью подобные "узнавания" были нечасты - я убирался рано утром или ближе к ночи, потому что в остальное время трудился в театре - поэтому мне и подходила эта работа. Так что два года я отработал дворником и со своим ЖЭКом дружу до сих пор: иногда к праздникам даю им благотворительные концерты, а они мне помогают в бытовых проблемах. Случалось зарабатывать частным извозом. Вот здесь узнавали часто, но я, как партизан отнекивался, мол, я не артист, я только на него похож".
Последние работы в кино
В последние годы Сергей Варчук вновь востребован в кино. В драме "Русский бунт", поставленной по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка", он сыграл небольшую, но запоминающуюся роль лихого кавалериста Зурина.
Много Сергей снимается в сериалах: "Поворот ключа", "Золото Югры", "Тайный знак". На съемках фильма "Золото Югры" произошла авария, чуть было не стоившая Сергею жизни. При посадке у вертолета отвалился задний винт, машину кинуло вперед. Сергея и других актеров, находившихся в вертолете спасло только то, что колеса увязли в глубоком песке и крен чуть-чуть не дотянул до критического.
В настоящее время Сергей Варчук работает в Театре имени К.С. Станиславского. Был ведущим телевизионной программы "Служба спасения".
Личная жизнь
О своей личной жизни он принципиально не рассказывает, считая, что "актер должен оставаться немного недоступным, чуть-чуть заоблачным, хотя бы слегка звездой".
Известно лишь, что он женат, у него взрослая дочь, учится на дизайнера.
Сергей безумно любит животных: "У меня живут две собаки и четыре кота - все подобраны на улице. Всем своим родственникам и знакомым я пристраиваю кошек и собак. Я мечтаю, если стану очень богатым, открыть приют для бездомных животных - купить огромную территорию земли, построить им там жилье, чтоб они вместе жили. Они все хотят хозяина, хотят домой, они же домашние животные! Я бы конечно их всех подбирал, но нет возможности. Я смотрю на своих питомцев - они такие преданные за то, что их подобрали, так меня встречают, так меня ждут! Поэтому, когда вижу бездомную собаку, которая увязывается за мной, смотрит на меня грустными глазами: "Ну, возьми меня! Я хочу домой", - приходится бороться с самим собой. Если бы кто-то из богатых, прочитав это, захотел бы вложить деньги в это дело, я был бы очень рад".
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Катерина Романенкова, "Сергей Варчук: И швец, и жнец, и на дуде игрец" (сайт: "Записки журналистов" http://nsvisual.com/reporter/);
фото http://www.peoples.ru
Фильмография:
1982 Не могу сказать "Прощай"
1984 Благие намерения
1984 Как стать знаменитым
1984 Ускорение
1985 Говорит Москва
1985 Тайная прогулка
1986 Голова Горгоны
1986 Прости
1986 Одинокий автобус под дождем
1987 Следствие ведут Знатоки. Дело N20. Бумеранг
1988 Серая мышь
1988 Эти... три верные карты...
1989 И вся любовь
1989 Опаленные Кандагаром
1989 Похищение Чародея
1990 По прозвищу "Зверь"
1991 Губернаторъ
1991 Меченые
1992 Печальный рай
1993 Витька Шушера и автомобиль
1993 Счастливый неудачник
1994 Балтийская любовь
1994 Волшебник Изумрудного города
1995 Под знаком Скорпиона - сериал
1997 Графиня де Монсоро
1999 Поворот ключа - сериал
2000 Русский бунт
2001 Золото Югры - сериал
2002 Тайный знак - сериал
2003 Люди и тени - 2 - сериал
Автор: Катерина Романенкова
Сайт: Записки журналистов
Статья: Сергей Варчук: И швец, и жнец, и на дуде игрец.
- Это интервью будут читать как раз после Нового года, наверное, вашим поклонникам интересно знать, как этот праздник отмечаете вы?
- Для нашей семьи Новый год вообще необычный праздник. Дело в том, что у моей родной сестры день рождения 31 декабря…
- То есть ваша сестра, как это говорят - "первоапрельская шутка с Новогодним подарком"?
- Да, где-то так и получается: пошутили родители! Поэтому у нее такая жизнь необычная… и у тети тоже в этот же день, а у ее мужа 1 января, к тому же они поженились 31 декабря. Так что, отмечать праздник мы начинаем задолго до полуночи, попутно в десять часов вечера встречаем Свердловский Новый год - эту традицию привезли в Москву из родного города мои родители; и уже потом ждем боя Кремлевских курантов. Праздник стараюсь отмечать в семье - вкусный стол, любимые, родные лица, радостная атмосфера - именно то, что хочется унести с собой в будущий год.
- Вы сказали, что у сестры необычная жизнь, кто она по профессии?
- Долгое время она работала актрисой. Собственно, благодаря ей, я избрал именно эту профессию - я с детства мечтал о море и о дальних странах, что очень необычно для паренька с Урала, поступал в Макаровку - Ленинградское мореходное училище, но не прошел по зрению. Тогда я решил, что если не могу быть капитаном, то вполне мог бы строить суда и выходить на них в море в качестве испытателя. И я попытался поступать в кораблестроительный институт, но поругался с педагогом по физике, и она мне влепила тройку на вступительных экзаменах. Я провалился. Тогда назло ей я подал документы в Свердловский Университет на физфак и поступил. Но романтические мечты о профессии, которая будет для меня не только работой с 9 до 18, но и смыслом всей жизни оставались. И однажды я попал к моей сестре на дипломный спектакль в Свердловское театральное училище и просто заболел театром. Университет пошел боком: я сдал сессию и ушел в армию, чтобы понять, что же все-таки я хочу. И уже после армии я три года методично обивал пороги Московских театральных вузов, пока не поступил в Школу-студию МХАТа на курс к Олегу Ефремову. А сестра тем временем вышла замуж, родила сына, и вместе с мужем работала в Новом драматическом театре - такая театральная семья, где подрастающий сын с пеленок принимает участие в спектаклях и в подростковом возрасте уже играет главные роли. И вдруг неожиданно этот мальчик в 14 лет уезжает в монастырь!.. Сейчас мой племянник учится в Риме на католического священника, сестра тоже бросила актерство - это было сложное решение, но она понимала, что нельзя одновременно служить Театру и Богу; и пошла по стопам сына - занимается религией, благотворительностью.
- Семья была в шоке?
- Некое подобие шока было - к этому никто не был готов, потому что кроме мирской жизни ничего другого не знали. Но сейчас как-то даже спокойно, что в семье есть человек, который о тебе замолвит слово перед Богом, значит, над всей семьей есть Ангел-хранитель.
- А были в вашей жизни ситуации, когда помощь Ангела-хранителя приходилась очень кстати?
- В юности часто по глупости попадал в опасные ситуации. Однажды в армии мы с ребятами залезли в парке на "чертово колесо", прокатились, все попрыгали вниз, а я повис на руках, меня понесло вверх - была реальная опасность, что меня намотает на рабочий механизм. Чудом я избежал смерти и соскользнул на землю. Потом, конечно, здорово попало, ведь из-за моей глупости командир пошел бы под трибунал. Совсем недавно мы чуть не погибли на съемках фильма "Золото Югры". При посадке у вертолета отвалился задний винт, машину кинуло вперед - нас спасло только то, что колеса вертолета увязли в глубоком песке и крен чуть-чуть не дотянул до критического. Мы были в этом вертолете и сначала не поняли случившегося, ну, тряхнуло нас об землю - может вертолет всегда так садится! Шла съемка, и по сюжету после приземления я должен был выходить первым. Спрашиваю пилота: "Выходить можно?", - он весь белый и молчит. И только ступив на землю, я увидел и радостно бегущих навстречу нам людей, и сломанный хвост, но и то не сразу понял, какой опасности нам удалось избежать.
- Да уж, ситуация для программы "Служба спасения"! Кстати, из всех сюжетов, которые вы комментируете в этой программе, какие более всего трогают лично вас?
- Человеческое горе не может не трогать. Чаще всего, люди попадают в беду по собственной глупости и рассеянности, а вот животные оказываются заложниками нашей халатности - проваливаются в оставленные нами люки, попадают под транспортные средства. Их очень жалко. Я вообще безумно люблю животных, у меня живут две собаки и четыре кота - все подобраны на улице. Всем своим родственникам и знакомым я пристраиваю кошек и собак. Я мечтаю, если стану очень богатым, открыть приют для бездомных животных - купить огромную территорию земли, построить им там жилье, чтоб они вместе жили. Они все хотят хозяина, хотят домой, они же домашние животные! Я бы конечно их всех подбирал, но нет возможности. Я смотрю на своих питомцев - они такие преданные за то, что их подобрали, так меня встречают, так меня ждут! Поэтому, когда вижу бездомную собаку, которая увязывается за мной, смотрит на меня грустными глазами: "Ну, возьми меня! Я хочу домой", - приходится бороться с самим собой. Если бы кто-то из богатых, прочитав это, захотел бы вложить деньги в это дело, я был бы очень рад.
По совместительству - дворник
- Давайте вернемся в студенческие годы: вы уже упомянули, что учились у Ефремова, стало быть, уже с первых курсов к вам относились, как к будущим артистам МХАТа?
- Нам завидовали, нас ненавидели, потому что уже со второго курса мы играли в спектаклях театра. У Ефремова было непростое время - шло разделение театра, и к нам он приходил отдыхать, видел в нас вторую молодость и мечтал вместе с нами создать молодежный театр. Театр, к сожалению, не получился, а четыре года учебы пролетели быстро, поэтому распределение в "глубинковский театр" угрожало любому из нас. Я решил, что никуда не поеду, буду сам пробиваться в Москве, правда время было не то, что сейчас: не было антрепризных спектаклей, не было возможности устроиться на радио или телевидение, или работать со своей программой в ночном клубе, да и самих театров было гораздо меньше. К тому же, чтобы устроиться на любую работу нужна была Московская прописка…
- Выход один - жениться на Москвичке!
- Признаюсь честно: в мыслях всякое было, но Господь-случай все решил, а может быть это не случай, а Ангел-Хранитель вел меня по жизни: мне повезло: между третьим и четвертым курсом я снялся в картине "Не могу сказать: "Прощай!", который вышел на экраны как раз к окончанию Школы-студии - с одной стороны, у меня появилась "визитная карточка", меня заметили и стали приглашать в кино. А с другой - я расслабился и еще долгое время "почивал на лаврах", я был уверен, что стоит мне только прийти в любой театр, и меня "оторвут с руками" и будут счастливы, что я оказал им такую любезность. Но я сильно ошибался - я был не нужен никому: в театрах шло сокращение штатов, насильно отправляли на пенсию опытных артистов, и для нас, молодых, просто не было ставок. Спасло то, что Ефремов смог наш дипломный спектакль взять в репертуар МХАТа, и таким образом закрепить весь наш курс у себя в театре. Я играл четыре раза в месяц и зарабатывал целых 16 рублей - не умер с голоду только благодаря кино.
- Не приходилось подрабатывать не по профессии?
- Приходилось. Но это было позже, кино меня неплохо кормило, а вот когда начались проблемы с кинопроизводством, было очень тяжело. Многие мои коллеги бросили профессию, ушли в бизнес. Чтобы иметь возможность играть в театре, я пошел работать дворником.
- Необычный выбор!
- Это была очень дефицитная профессия, сотрудникам сразу давали служебное жилье, а через пять лет прописывали постоянно. Меня взяли по большому блату, только потому, что знали мои фильмы.
- Представляем шок местных жителей: идет законопослушный труженик на работу и нос к носу сталкивается с известным артистом, который машет метлой. Наверное, думали, что это продолжение сна?
- Бывало, конечно, что спрашивали: зачем мне это нужно - все ведь думают, если артист, значит богатый. Я поначалу стеснялся. К счастью подобные "узнавания" были нечасты - я убирался рано утром или ближе к ночи, потому что в остальное время трудился в театре - поэтому мне и подходила эта работа. Так что два года я отработал дворником и со своим ЖЭКом дружу до сих пор: иногда к праздникам даю им благотворительные концерты, а они мне помогают в бытовых проблемах. Случалось зарабатывать частным извозом. Вот здесь узнавали часто, но я, как партизан отнекивался, мол, я не артист, я только на него похож. Однажды подвозил девушку, она только села в машину, сразу говорит: "Ой, я вас узнала, вы артист!". Я как обычно пошутил: "Что вы, меня просто часто путают с Челентано, говорят, что похож". Девушка продолжает настаивать: "Ну нет, я ведь точно вас помню, я ваши фильмы смотрела, это однозначно вы, почему вы не признаетесь, вы же… Владимир Машков!". Вот такая у меня "чужая" популярность!
Не сказав: "Прощай"…
- Ваша "визитная карточка" фильм "Не могу сказать: "Прощай!". Мы слышали, что с актрисой, которая играла вашу возлюбленную, случилась трагедия…
- Через год после тех съемок Настя стала женой Бориса Невзорова. С Борей и Настей у нас сложилась какая-то почти мистическая связь. Первый раз я столкнулся с ним в студенческом общежитии, когда только-только приехал в Москву, он еще в шутку бросил: "Одумайся, пока не поздно, не ходи в артисты!". Потом я дебютировал с его будущей женой в кино, а позже снимался и с самим Борисом, играл его младшего брата в фильме "Говорит Москва". Как раз в это время Настя родила дочку, Боря приехал на съемки счастливый, гордый и всем объявил, что стал отцом. Я ему говорю: "Ты помнишь, чем заканчивается фильм "Не могу сказать: "Прощай"? Настя приходит и сообщает мне, что у нас будет маленький. Так вот: она просто долго носила. Так что не гордись". Конечно, это была шутка, но нас действительно связывала крепкая дружба. В преддверии случившейся с Настей беды, у нее начались проблемы в творчестве - ей предложили главную роль в фильме, но режиссер хотел снимать свою актрису, подговорил оператора и тот ее плохо снимал. В результате Настю отстранили от роли, она очень переживала, потеряла уверенность в себе и вообще перестала сниматься, работала только в театре Эрмитаж. Когда Борис преступил к съемкам фильма "У попа была собака" в качестве режиссера, Настя все-таки согласилась у него сниматься, но в этот момент произошла трагедия - ее убили в собственной квартире. История загадочная, следствие до сих пор не закончено. Вероятно, этого человека Настя знала, потому что чужого она бы не пустила в дом. Незадолго до гибели Настя разговаривала по телефону с мамой, а через полчаса после звонка пришел домой Борис - трагедия разыгралась в этот короткий период. Настя была удивительным человечком, я это говорю не потому, что ее уже нет, просто она была очень отзывчивой, открытой и светлой…
Уж не дочка ли?
- Вы ни слова не сказали о своей семье, на то есть причина?
- Я принципиально не говорю о личной жизни - актер должен оставаться немного недоступным, чуть-чуть заоблачным, хотя бы слегка звездой. Скажу лишь, что у меня взрослая дочь, учится на дизайнера.
- Не говорите, что вы ее нашли в капусте… Наверняка в вашей жизни были и находчивые поклонницы, караулящие вас под окном, и красивые гордячки, сердца которых долго не поддавались вашей осаде?
- В юности было легче - за компанию с другом ухаживали за двумя подружками: вместе караулили их у подъезда, вместе приглашали в кино… Да я, собственно, никогда не был ловеласом, я и сейчас довольно застенчивый человек, для меня до сих пор актуальна проблема "первого шага": если знакомлюсь, то в компании, или жду подходящего случая. Видимо, это от страха быть отвергнутым. Я совершенно уверен, что выбирает женщина и посылает избраннику импульсы, тот их улавливает и идет на зов - все это происходит подсознательно, на уровне инстинктов. Часто бывает, что из двух подруг мужчина выбирает менее симпатичную, потому что он чувствует, что она ему не откажет. А по поводу поклонниц - помню, со мной был случай. Я тогда ездил в метро. Стою в поезде, а напротив молоденькая девушка буравит меня взглядом. Думаю: "Наверное, узнала, хочет познакомиться!". Я размечтался, как она ко мне робко подойдет, как заговорит… Моя остановка: выхожу из поезда - девушка за мной. Догоняет меня, дергает за рукав и… "Дядя Сережа, вы меня не узнаете?". В мгновение передо мной пролетела вся моя, не скажу, что распутная, жизнь: Родственница? - Вроде бы нет таких. Дочь!? - Не должно бы… Для подруги лишком молоденькая. Оказалось, что эта девушка, будучи девочкой, играла одну из моих учениц в фильме "Не могу сказать: "Прощай!"
- Что бы вы спросили у женщины на первом свидании?
- Я обычно не задаю вопросы, приглядываюсь в процессе общения - женщины и так много о себе рассказывают… Вот вас бы спросил: "Вы замужем?". Только не подумайте, что я хочу вам пристроить какую-нибудь кошку или собачку.
Автор: Светлана КУЗИНА
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Актерство — это психотерапия
Фото: Сергей ИВАНОВ
— СЕРГЕЙ, в театральных институтах вас учат не играть, а жить на сцене, в кино. Но разве может нормальный человек вжиться в роль хладнокровного убийцы?
— Действительно, профессиональный актер пропускает все через себя. В каждом человеке присутствуют и добро, и зло. И каждый мысленно хоть раз в жизни, за правое дело или не очень, но убил бы кого-то! Внутри каждого это есть. Поэтому нельзя у нас разрешать ношение оружия…
— Пол-Москвы перестреляет другую половину?
— Да! В Москве особенно! Потому что слишком велик соблазн применить оружие. А потом доказывай, что ты это сделал из благих намерений — застрелил пошляка, хама, обижающего женщину. Все равно: у тебя же поднялась рука? Пусть лишь мысленно. Значит, возвращаясь к профессии, нужно только покопаться в себе и найти это. А дальше, как говорил Станиславский, взрастить это в себе для роли.
— А зло при этом не накапливается?
— Нет! Наоборот, ты реализовываешь то, что в тебе копилось, — вроде бы не по-настоящему убиваешь, но вместе с тем агрессия выходит и становишься добрее.
— Почему некоторые актеры, являясь весьма неприятными людьми, так великолепны в положительных ролях?
— Дар убеждения, талант перевоплощения. Это, к сожалению, стали забывать в нашей профессии — актеры, переходя из сериала в сериал, играют самих себя. Кто в этом виноват? Педагоги, актеры, режиссеры, продюсеры? Думаю, все понемножку. Говорят, что Черкасов в жизни был очень сложным человеком, но вспомните, КОГО и КАК он играл! Это талант перевоплощения. Но, возможно, тут еще желание реализовать то, чего тебе не хватает в жизни. К примеру: я в жизни совсем не драчун. Могу постоять за себя, если напали, но ударить первым мне сложно. И, может, поэтому велико желание сыграть более сильного человека на экране. И у каждого актера есть свои комплексы, которые изживаются посредством ролей. Это еще и замечательный психотренинг и аутотренинг актерской профессии. Тут все взаимосвязано.
— Вас не пугает переизбыток кровавых разборок в фильмах последних лет?
— Потихоньку набираюсь мужества и начинаю отказываться от подобных картин и ролей. Я не против фильмов про бандитов, но только когда они на другом, глубоком социальном уровне. Взять наши старые фильмы про ту же милицию — там даже само убийство, как правило, происходило за кадром, в кадре крови не было. Там важна была борьба интеллектов преступника и следователя. Мы следили за цепочкой хитросплетений сюжета, и это было захватывающе. А сейчас все снимают примитивно. Думаешь: если у нас такие милиционеры, как в кино, которые легко все распутывают, почему так много преступников? И если действительно столько кровожадных бандитов, то как мы до сих пор еще живы?
— Слава богу, сейчас в противовес криминалу вспомнили в кино о незаслуженно забытой тематике последней войны!
— Да! Ведь у молодежи, когда она смотрит хорошо сделанные американские фильмы о Второй мировой, складывается ощущение, что войну выиграла Америка! И в школе на историю ВОВ отводится гораздо меньше часов, чем изучали мы. И у нас, слава богу, еще живы отцы, которые нам об этом рассказывали. У них же этого нет. И если они посмотрят наш сегодняшний фильм о войне, сделанный в короткие сроки и малыми средствами, — исторически недостоверный, они решат, что так и было. Поэтому к таким картинам надо подходить с особой меркой качества, с оглядкой на лучшие фильмы прошлых лет. Я считаю «Освобождение» Озерова потрясающей картиной! Какой там Спилберг с его «Спасти рядового Райана», когда это за 20 лет до него снял Озеров мощнее и сильнее! Хотя нам тоже есть чему поучиться у американцев. Мы же у них зачастую берем только плохое. У них правильно учат, что столпы общества, на которых держится демократия, — это президент, государственный флаг, гимн, армия, полиция. В них с детства воспитывают патриотизм, веру, что американец в любой точке земли будет защищен государством, его не бросят. Отсюда у них такое самосознание: «Я — американец! Пуп земли!» Это — государственная политика. Надо и нам тоже выводить это на уровень государственной политики, воспитывать такое же самосознание и патриотизм к своей Родине, своему флагу, своему президенту! Это нелегко. Но никто и не обещал легкого пути.
Автор: Дмитрий Хованский
Сайт: Все каналы ТВ
Статья: Сергей Варчук, ломающий стереотипы
Поворот в жизни Сергея произошел, когда он попал на дипломный спектакль Свердловского театрального училища, где играла его старшая сестра. Романтически настроенный юноша буквально заразился бациллой лицедейства, стал пропускать занятия и, в конце концов, бросил университет. Отслужив два года в ВВС, Сергей поступил сначала в родное театральное училище, а после второго курса уехал в Москву, и в 1978 году стал студентом школы-студии МХАТ у Олега Ефремова.
Первой работой в кино стал фильм Бориса Дурова «Не могу сказать «Прощай». Эта картина, как визитная карточка актера, много лет обеспечивала ему бесперебойный поток приглашений для работы в кино. И даже сейчас, когда его узнают на улице, сразу вспоминают эту первую роль.
- Правду ли говорят, что первая картина - как первая любовь?
- Прошло двадцать лет, но я до сих пор помню мельчайшие подробности, связанные с этой моей первой картиной. Наверное, потому, что все было внове. Очень важно было и то, что Борис Валентинович с первой нашей встречи сразу доверился моему внутреннему чутью - просто сказал: не надо ничего играть, будь таким, какой ты есть! Ты же сам парень из провинции, и все, что ты знаешь, умеешь, - предлагай. Так в фильме появилась песня, потому что я люблю петь, и мне было важно максимально проявить себя. А еще все, что возможно, я делал в картине сам, без каскадера. Это привело к стопроцентному «попаданию в цель»: фильм народу полюбился, стал просто хитом сезона.
Позднее я очень много снимался, но меня не обошла беда многих актеров, когда после одной нашумевшей роли начинают и в других фильмах эксплуатировать «удачное» амплуа. Меня «накрыла волна» так называемых «кирзово-телогреечных» персонажей - как правило, это были лесорубы или сталевары - симпатичные, в общем-то, ребята. Я понял, что совсем не меняюсь как актер и начал сознательно отказываться от этих ролей. Потом пошла полоса «офицерских» ролей - людей в телогрейках заменили люди в форме: милиционеры, военные. Пришлось опять ломать стереотипы…
Сегодня для меня очень символичным является то, что ровно через двадцать лет после моей первой работы в кино, на том же самом месте в Подмосковье, я снова снимаюсь у Бориса Валентиновича в его новом телевизионном фильме «Хозяин». Хотя, возможно, в прокате он будет называться по-другому.
- А какие еще из последних работ Вы можете назвать?
- Сейчас параллельно с проектом Дурова я снимаюсь у Ройзмана, где играю бандита-убийцу по кличке Чистильщик. Сериал называется «Дронга». Мне все говорили: мол, у тебя такая положительная внешность, ну, как ты будешь играть убийцу? Но именно это и интересно - сломать существующий стереотип, что, раз убийца, у него должно быть «отрицательное» обаяние…
Недавно снялся у Игоря Шавлака в сериале «Золото Югры». Большая часть съемок проходила на натуре, в Сибири. Некоторые эпизоды в этом фильме нам подсказывала сама жизнь. Например, во время съемок произошла авария с вертолетом: у него отвалился задний винт. Мы чудом сели на землю. Я не сразу понял, что случилось. Ну, тряхануло нас об землю, но я-то думал, что вертолет всегда так садится. Спрашиваю у пилота: «Выходить можно?» А он сидит весь белый и молчит. Три раза пришлось повторить вопрос, пока он медленно ответил, как во сне: «Можно…» Это потом уже нам рассказали, что могло случиться: вертолет садился на склон, а внизу стоял танкер, полный нефти… В общем, авиаторы посоветовали нам считать 3 сентября 2000 года своим вторым днем рождения. Но все это было потом. А тогда ощущения опасности не было… Я рассказал режиссеру о своем разговоре с пилотом, и с ходу было решено вставить в фильм эту сцену: мы посадили в кабину актера и проиграли все это еще раз.
- Что-нибудь подобное было на съемках «Воровки»?
- Да нет, «Воровка» - это совсем другая история. Этот фильм даже сериалом назвать нельзя, скорее - «мыльная опера». Поэтому и исполнение соответствующее: все действие снималось в одном огромном павильоне. Для меня как актера работа в «Воровке» напоминала театр. Здесь не было большого числа дублей. Снимая диалог, выставляют две статичные камеры: на одну работаешь ты, а на другую - партнерша. И тут особенно не развернешься, потому что выпадешь из кадра. Но это тоже определенная школа, жанр, которому тоже нужно учиться.
- Расскажите о самых необычных съемках в вашей жизни.
- Пожалуй, такой работой была японская картина «Открытое море цветов сурепицы». Там все было интересно, потому что все было не так, как у нас. Начиная от четкого, как часы, графика, когда в расписании стоит, что первая сцена снимается в 10.00, а вторая - в 10.43. Самое удивительное, что именно так и происходит! Другая приятная японская традиция - это само отношение к актеру: какой бы маленький эпизод ему ни предстоял, с появлением нового лица на площадке съемка останавливается, и его представляют всей группе. Точно так же, когда отснят последний кадр с этим актером, снова останавливают съемку и дарят ему что-нибудь на память.
- А что для вас является самым неприятным в вашей работе?
- Самое страшное - это простой. Буквально сходишь с ума, если долго нет работы. В начале девяностых, когда начался развал нашего кинематографа, я вообще хотел бросить профессию, уехать за границу... Спасло предложение сниматься в сериале «Графиня де Монсоро», съемки которого продолжались три года. С Игорем Ливановым и Игорем Каюковым я играл там одного из троих друзей Де Бюсси.
- Ваша работа на телевидение не ограничивается только сериалами?
- Да, но на поприще телеведущего мне меньше везло: программы закрывались, менялось руководство, что-то не складывалось. Сегодня я веду на канале НТВ программу «Служба спасения». Ее прежним ведущим был Кирилл Набутов. Кирилл - журналис, и вел программу в журналистской манере, я же - актер, поэтому мы с режиссером стараемся фантазировать, придумывать какие-то интересные ходы. Есть даже вовсе безумная идея в одной из ближайших программ снимать меня на дельтаплане или карабкающимся по стене в альпинистском снаряжении. Было и такое, что я вел программу, сидя на дереве, а однажды - выныривал из колодца. Кстати, на тех съемках я уронил в колодец свой мобильный телефон. Пришлось вызывать бригаду спасателей. В общем, это надо было снимать как отдельный сюжет программы!
- Работая на двух сериалах и одной телепрограмме, когда же Вы успеваете отдыхать?
- А я не люблю отдыхать, по натуре я - трудоголик. Если приглашают на кинофестиваль - это и есть мой отпуск. Могу выбраться на рыбалку со своим другом Игорем Ливановым. Он страстный рыбак, а я езжу с ним просто за компанию.
- Ваша дочь не собирается пойти по стопам отца?
- Это уж ей решать. Пока Александра выбрала другую профессию, правда, тоже творческую: она поступила в Институт дизайна. Посмотрим, как сложится ее судьба.
- Ваша заветная мечта?
- Если когда-нибудь нашим артистам станут платить «голливудские» гонорары, я бы устроил большой приют для брошенных животных. У меня у самого сейчас дома две кошки и четыре собаки, и почти всех я подобрал на улице. Я понимаю, что всех не подберешь, но, чтобы содержать такой питомник, требуются огромные средства…
ВАРЧУК
Сергей Иванович
Родился 19.04.1956
Кем быть
Сергей с детства мечтал о море и о дальних странах, что очень необычно для паренька с Урала, поступал в Макаровку - Ленинградское мореходное училище, но не прошел по зрению. Тогда он решил, что если не могу быть капитаном, то вполне мог бы строить суда и выходить на них в море в качестве испытателя. И он попытался поступать в кораблестроительный институт, но поругался с педагогом по физике, и она "влепила" ему тройку на вступительных экзаменах. Сергей провалился. Тогда он подал документы в Свердловский Университет на физфак и поступил.
Но романтические мечты о профессии, которая будет для него не только работой с 9 до 18, но и смыслом всей жизни оставались. На решение стать актером повлияла сестра Сергея. Долгое время она работала актрисой. И однажды он попал к ней на дипломный спектакль в Свердловское театральное училище. С этого времени Сергей просто заболел театром. Университет пошел боком: Варчук сдал сессию и ушел в армию, чтобы понять, что же все-таки я хочет.
Уже после армии Сергей три года методично обивал пороги Московских театральных вузов, пока не поступил в Школу-студию МХАТа на курс к Олегу Ефремову. Там уже с первых курсов к студентам Ефремова относились как к будущим артистам МХАТа. Сергей Варчук вспоминает: "Нам завидовали, нас ненавидели, потому что уже со второго курса мы играли в спектаклях театра. У Ефремова было непростое время - шло разделение театра, и к нам он приходил отдыхать, видел в нас вторую молодость и мечтал вместе с нами создать молодежный театр. Театр, к сожалению, не получился, а четыре года учебы пролетели быстро, поэтому распределение в "глубинковский театр" угрожало любому из нас. Я решил, что никуда не поеду, буду сам пробиваться в Москве, правда время было не то, что сейчас: не было антрепризных спектаклей, не было возможности устроиться на радио или телевидение, или работать со своей программой в ночном клубе, да и самих театров было гораздо меньше. К тому же, чтобы устроиться на любую работу нужна была Московская прописка…"
Удачный дебют в кино
Еще учась во МХАТЕ, между третьим и четвертым курсом, Варчук снялся в мелодраме "Не могу сказать "Прощай!"", который вышел на экраны в 1982 году - как раз к окончанию Школы-студии. Варчук сыграл красавца Сергея, оказавшегося в результате несчастья прикованным к постели. Его в фильме подняла на ноги девушка Лида, которую сыграла молодая актриса Анастасия Иванова. Судьба этой актрисы сложилась трагически - через несколько лет она была обнаружена убитой в собственной квартире. Убийца до сих пор не найден.
Фильм "Не могу сказать "Прощай!"" стал визитной карточкой актера. Его заметили и стали приглашать в кино. С одной стороны это было большим плюсом для дальнейшей карьеры актера, с другой стороны, как признается сам актер, успех вскружил ему голову: "Я расслабился и еще долгое время "почивал на лаврах", я был уверен, что стоит мне только прийти в любой театр, и меня "оторвут с руками" и будут счастливы, что я оказал им такую любезность. Но я сильно ошибался - я был не нужен никому: в театрах шло сокращение штатов, насильно отправляли на пенсию опытных артистов, и для нас, молодых, просто не было ставок. Спасло то, что Ефремов смог наш дипломный спектакль взять в репертуар МХАТа, и таким образом закрепить весь наш курс у себя в театре. Я играл четыре раза в месяц и зарабатывал целых 16 рублей - не умер с голоду только благодаря кино".
Во второй половине 80-х годов Варчук много снимался. Самые заметные работы того времени: приключенческий фильм "Голова Горгоны", мелодрама "И вся любовь…", боевик "Опаленные Кандагаром".
90-е годы
В 90-е годы в России начались проблемы с кинопроизвод ством. Многие актеры оказались в тяжелом положении, нелегко было и Сергею. Чтобы иметь возможность играть в театре, он пошел работать дворником: "Это была очень дефицитная профессия, сотрудникам сразу давали служебное жилье, а через пять лет прописывали постоянно. Меня взяли по большому блату, только потому, что знали мои фильмы".
Сергей Варчук вспоминает те годы: "Бывало, конечно, что спрашивали: зачем мне это нужно - все ведь думают, если артист, значит богатый. Я поначалу стеснялся. К счастью подобные "узнавания" были нечасты - я убирался рано утром или ближе к ночи, потому что в остальное время трудился в театре - поэтому мне и подходила эта работа. Так что два года я отработал дворником и со своим ЖЭКом дружу до сих пор: иногда к праздникам даю им благотворительные концерты, а они мне помогают в бытовых проблемах. Случалось зарабатывать частным извозом. Вот здесь узнавали часто, но я, как партизан отнекивался, мол, я не артист, я только на него похож".
Последние работы в кино
В последние годы Сергей Варчук вновь востребован в кино. В драме "Русский бунт", поставленной по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка", он сыграл небольшую, но запоминающуюся роль лихого кавалериста Зурина.
Много Сергей снимается в сериалах: "Поворот ключа", "Золото Югры", "Тайный знак". На съемках фильма "Золото Югры" произошла авария, чуть было не стоившая Сергею жизни. При посадке у вертолета отвалился задний винт, машину кинуло вперед. Сергея и других актеров, находившихся в вертолете спасло только то, что колеса увязли в глубоком песке и крен чуть-чуть не дотянул до критического.
В настоящее время Сергей Варчук работает в Театре имени К.С. Станиславского. Был ведущим телевизионной программы "Служба спасения".
Личная жизнь
О своей личной жизни он принципиально не рассказывает, считая, что "актер должен оставаться немного недоступным, чуть-чуть заоблачным, хотя бы слегка звездой".
Известно лишь, что он женат, у него взрослая дочь, учится на дизайнера.
Сергей безумно любит животных: "У меня живут две собаки и четыре кота - все подобраны на улице. Всем своим родственникам и знакомым я пристраиваю кошек и собак. Я мечтаю, если стану очень богатым, открыть приют для бездомных животных - купить огромную территорию земли, построить им там жилье, чтоб они вместе жили. Они все хотят хозяина, хотят домой, они же домашние животные! Я бы конечно их всех подбирал, но нет возможности. Я смотрю на своих питомцев - они такие преданные за то, что их подобрали, так меня встречают, так меня ждут! Поэтому, когда вижу бездомную собаку, которая увязывается за мной, смотрит на меня грустными глазами: "Ну, возьми меня! Я хочу домой", - приходится бороться с самим собой. Если бы кто-то из богатых, прочитав это, захотел бы вложить деньги в это дело, я был бы очень рад".
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Катерина Романенкова, "Сергей Варчук: И швец, и жнец, и на дуде игрец" (сайт: "Записки журналистов" http://nsvisual.com/reporter/);
фото http://www.peoples.ru
Фильмография:
1982 Не могу сказать "Прощай"
1984 Благие намерения
1984 Как стать знаменитым
1984 Ускорение
1985 Говорит Москва
1985 Тайная прогулка
1986 Голова Горгоны
1986 Прости
1986 Одинокий автобус под дождем
1987 Следствие ведут Знатоки. Дело N20. Бумеранг
1988 Серая мышь
1988 Эти... три верные карты...
1989 И вся любовь
1989 Опаленные Кандагаром
1989 Похищение Чародея
1990 По прозвищу "Зверь"
1991 Губернаторъ
1991 Меченые
1992 Печальный рай
1993 Витька Шушера и автомобиль
1993 Счастливый неудачник
1994 Балтийская любовь
1994 Волшебник Изумрудного города
1995 Под знаком Скорпиона - сериал
1997 Графиня де Монсоро
1999 Поворот ключа - сериал
2000 Русский бунт
2001 Золото Югры - сериал
2002 Тайный знак - сериал
2003 Люди и тени - 2 - сериал
Автор: Катерина Романенкова
Сайт: Записки журналистов
Статья: Сергей Варчук: И швец, и жнец, и на дуде игрец.
- Это интервью будут читать как раз после Нового года, наверное, вашим поклонникам интересно знать, как этот праздник отмечаете вы?
- Для нашей семьи Новый год вообще необычный праздник. Дело в том, что у моей родной сестры день рождения 31 декабря…
- То есть ваша сестра, как это говорят - "первоапрельская шутка с Новогодним подарком"?
- Да, где-то так и получается: пошутили родители! Поэтому у нее такая жизнь необычная… и у тети тоже в этот же день, а у ее мужа 1 января, к тому же они поженились 31 декабря. Так что, отмечать праздник мы начинаем задолго до полуночи, попутно в десять часов вечера встречаем Свердловский Новый год - эту традицию привезли в Москву из родного города мои родители; и уже потом ждем боя Кремлевских курантов. Праздник стараюсь отмечать в семье - вкусный стол, любимые, родные лица, радостная атмосфера - именно то, что хочется унести с собой в будущий год.
- Вы сказали, что у сестры необычная жизнь, кто она по профессии?
- Долгое время она работала актрисой. Собственно, благодаря ей, я избрал именно эту профессию - я с детства мечтал о море и о дальних странах, что очень необычно для паренька с Урала, поступал в Макаровку - Ленинградское мореходное училище, но не прошел по зрению. Тогда я решил, что если не могу быть капитаном, то вполне мог бы строить суда и выходить на них в море в качестве испытателя. И я попытался поступать в кораблестроительный институт, но поругался с педагогом по физике, и она мне влепила тройку на вступительных экзаменах. Я провалился. Тогда назло ей я подал документы в Свердловский Университет на физфак и поступил. Но романтические мечты о профессии, которая будет для меня не только работой с 9 до 18, но и смыслом всей жизни оставались. И однажды я попал к моей сестре на дипломный спектакль в Свердловское театральное училище и просто заболел театром. Университет пошел боком: я сдал сессию и ушел в армию, чтобы понять, что же все-таки я хочу. И уже после армии я три года методично обивал пороги Московских театральных вузов, пока не поступил в Школу-студию МХАТа на курс к Олегу Ефремову. А сестра тем временем вышла замуж, родила сына, и вместе с мужем работала в Новом драматическом театре - такая театральная семья, где подрастающий сын с пеленок принимает участие в спектаклях и в подростковом возрасте уже играет главные роли. И вдруг неожиданно этот мальчик в 14 лет уезжает в монастырь!.. Сейчас мой племянник учится в Риме на католического священника, сестра тоже бросила актерство - это было сложное решение, но она понимала, что нельзя одновременно служить Театру и Богу; и пошла по стопам сына - занимается религией, благотворительностью.
- Семья была в шоке?
- Некое подобие шока было - к этому никто не был готов, потому что кроме мирской жизни ничего другого не знали. Но сейчас как-то даже спокойно, что в семье есть человек, который о тебе замолвит слово перед Богом, значит, над всей семьей есть Ангел-хранитель.
- А были в вашей жизни ситуации, когда помощь Ангела-хранителя приходилась очень кстати?
- В юности часто по глупости попадал в опасные ситуации. Однажды в армии мы с ребятами залезли в парке на "чертово колесо", прокатились, все попрыгали вниз, а я повис на руках, меня понесло вверх - была реальная опасность, что меня намотает на рабочий механизм. Чудом я избежал смерти и соскользнул на землю. Потом, конечно, здорово попало, ведь из-за моей глупости командир пошел бы под трибунал. Совсем недавно мы чуть не погибли на съемках фильма "Золото Югры". При посадке у вертолета отвалился задний винт, машину кинуло вперед - нас спасло только то, что колеса вертолета увязли в глубоком песке и крен чуть-чуть не дотянул до критического. Мы были в этом вертолете и сначала не поняли случившегося, ну, тряхнуло нас об землю - может вертолет всегда так садится! Шла съемка, и по сюжету после приземления я должен был выходить первым. Спрашиваю пилота: "Выходить можно?", - он весь белый и молчит. И только ступив на землю, я увидел и радостно бегущих навстречу нам людей, и сломанный хвост, но и то не сразу понял, какой опасности нам удалось избежать.
- Да уж, ситуация для программы "Служба спасения"! Кстати, из всех сюжетов, которые вы комментируете в этой программе, какие более всего трогают лично вас?
- Человеческое горе не может не трогать. Чаще всего, люди попадают в беду по собственной глупости и рассеянности, а вот животные оказываются заложниками нашей халатности - проваливаются в оставленные нами люки, попадают под транспортные средства. Их очень жалко. Я вообще безумно люблю животных, у меня живут две собаки и четыре кота - все подобраны на улице. Всем своим родственникам и знакомым я пристраиваю кошек и собак. Я мечтаю, если стану очень богатым, открыть приют для бездомных животных - купить огромную территорию земли, построить им там жилье, чтоб они вместе жили. Они все хотят хозяина, хотят домой, они же домашние животные! Я бы конечно их всех подбирал, но нет возможности. Я смотрю на своих питомцев - они такие преданные за то, что их подобрали, так меня встречают, так меня ждут! Поэтому, когда вижу бездомную собаку, которая увязывается за мной, смотрит на меня грустными глазами: "Ну, возьми меня! Я хочу домой", - приходится бороться с самим собой. Если бы кто-то из богатых, прочитав это, захотел бы вложить деньги в это дело, я был бы очень рад.
По совместительству - дворник
- Давайте вернемся в студенческие годы: вы уже упомянули, что учились у Ефремова, стало быть, уже с первых курсов к вам относились, как к будущим артистам МХАТа?
- Нам завидовали, нас ненавидели, потому что уже со второго курса мы играли в спектаклях театра. У Ефремова было непростое время - шло разделение театра, и к нам он приходил отдыхать, видел в нас вторую молодость и мечтал вместе с нами создать молодежный театр. Театр, к сожалению, не получился, а четыре года учебы пролетели быстро, поэтому распределение в "глубинковский театр" угрожало любому из нас. Я решил, что никуда не поеду, буду сам пробиваться в Москве, правда время было не то, что сейчас: не было антрепризных спектаклей, не было возможности устроиться на радио или телевидение, или работать со своей программой в ночном клубе, да и самих театров было гораздо меньше. К тому же, чтобы устроиться на любую работу нужна была Московская прописка…
- Выход один - жениться на Москвичке!
- Признаюсь честно: в мыслях всякое было, но Господь-случай все решил, а может быть это не случай, а Ангел-Хранитель вел меня по жизни: мне повезло: между третьим и четвертым курсом я снялся в картине "Не могу сказать: "Прощай!", который вышел на экраны как раз к окончанию Школы-студии - с одной стороны, у меня появилась "визитная карточка", меня заметили и стали приглашать в кино. А с другой - я расслабился и еще долгое время "почивал на лаврах", я был уверен, что стоит мне только прийти в любой театр, и меня "оторвут с руками" и будут счастливы, что я оказал им такую любезность. Но я сильно ошибался - я был не нужен никому: в театрах шло сокращение штатов, насильно отправляли на пенсию опытных артистов, и для нас, молодых, просто не было ставок. Спасло то, что Ефремов смог наш дипломный спектакль взять в репертуар МХАТа, и таким образом закрепить весь наш курс у себя в театре. Я играл четыре раза в месяц и зарабатывал целых 16 рублей - не умер с голоду только благодаря кино.
- Не приходилось подрабатывать не по профессии?
- Приходилось. Но это было позже, кино меня неплохо кормило, а вот когда начались проблемы с кинопроизводством, было очень тяжело. Многие мои коллеги бросили профессию, ушли в бизнес. Чтобы иметь возможность играть в театре, я пошел работать дворником.
- Необычный выбор!
- Это была очень дефицитная профессия, сотрудникам сразу давали служебное жилье, а через пять лет прописывали постоянно. Меня взяли по большому блату, только потому, что знали мои фильмы.
- Представляем шок местных жителей: идет законопослушный труженик на работу и нос к носу сталкивается с известным артистом, который машет метлой. Наверное, думали, что это продолжение сна?
- Бывало, конечно, что спрашивали: зачем мне это нужно - все ведь думают, если артист, значит богатый. Я поначалу стеснялся. К счастью подобные "узнавания" были нечасты - я убирался рано утром или ближе к ночи, потому что в остальное время трудился в театре - поэтому мне и подходила эта работа. Так что два года я отработал дворником и со своим ЖЭКом дружу до сих пор: иногда к праздникам даю им благотворительные концерты, а они мне помогают в бытовых проблемах. Случалось зарабатывать частным извозом. Вот здесь узнавали часто, но я, как партизан отнекивался, мол, я не артист, я только на него похож. Однажды подвозил девушку, она только села в машину, сразу говорит: "Ой, я вас узнала, вы артист!". Я как обычно пошутил: "Что вы, меня просто часто путают с Челентано, говорят, что похож". Девушка продолжает настаивать: "Ну нет, я ведь точно вас помню, я ваши фильмы смотрела, это однозначно вы, почему вы не признаетесь, вы же… Владимир Машков!". Вот такая у меня "чужая" популярность!
Не сказав: "Прощай"…
- Ваша "визитная карточка" фильм "Не могу сказать: "Прощай!". Мы слышали, что с актрисой, которая играла вашу возлюбленную, случилась трагедия…
- Через год после тех съемок Настя стала женой Бориса Невзорова. С Борей и Настей у нас сложилась какая-то почти мистическая связь. Первый раз я столкнулся с ним в студенческом общежитии, когда только-только приехал в Москву, он еще в шутку бросил: "Одумайся, пока не поздно, не ходи в артисты!". Потом я дебютировал с его будущей женой в кино, а позже снимался и с самим Борисом, играл его младшего брата в фильме "Говорит Москва". Как раз в это время Настя родила дочку, Боря приехал на съемки счастливый, гордый и всем объявил, что стал отцом. Я ему говорю: "Ты помнишь, чем заканчивается фильм "Не могу сказать: "Прощай"? Настя приходит и сообщает мне, что у нас будет маленький. Так вот: она просто долго носила. Так что не гордись". Конечно, это была шутка, но нас действительно связывала крепкая дружба. В преддверии случившейся с Настей беды, у нее начались проблемы в творчестве - ей предложили главную роль в фильме, но режиссер хотел снимать свою актрису, подговорил оператора и тот ее плохо снимал. В результате Настю отстранили от роли, она очень переживала, потеряла уверенность в себе и вообще перестала сниматься, работала только в театре Эрмитаж. Когда Борис преступил к съемкам фильма "У попа была собака" в качестве режиссера, Настя все-таки согласилась у него сниматься, но в этот момент произошла трагедия - ее убили в собственной квартире. История загадочная, следствие до сих пор не закончено. Вероятно, этого человека Настя знала, потому что чужого она бы не пустила в дом. Незадолго до гибели Настя разговаривала по телефону с мамой, а через полчаса после звонка пришел домой Борис - трагедия разыгралась в этот короткий период. Настя была удивительным человечком, я это говорю не потому, что ее уже нет, просто она была очень отзывчивой, открытой и светлой…
Уж не дочка ли?
- Вы ни слова не сказали о своей семье, на то есть причина?
- Я принципиально не говорю о личной жизни - актер должен оставаться немного недоступным, чуть-чуть заоблачным, хотя бы слегка звездой. Скажу лишь, что у меня взрослая дочь, учится на дизайнера.
- Не говорите, что вы ее нашли в капусте… Наверняка в вашей жизни были и находчивые поклонницы, караулящие вас под окном, и красивые гордячки, сердца которых долго не поддавались вашей осаде?
- В юности было легче - за компанию с другом ухаживали за двумя подружками: вместе караулили их у подъезда, вместе приглашали в кино… Да я, собственно, никогда не был ловеласом, я и сейчас довольно застенчивый человек, для меня до сих пор актуальна проблема "первого шага": если знакомлюсь, то в компании, или жду подходящего случая. Видимо, это от страха быть отвергнутым. Я совершенно уверен, что выбирает женщина и посылает избраннику импульсы, тот их улавливает и идет на зов - все это происходит подсознательно, на уровне инстинктов. Часто бывает, что из двух подруг мужчина выбирает менее симпатичную, потому что он чувствует, что она ему не откажет. А по поводу поклонниц - помню, со мной был случай. Я тогда ездил в метро. Стою в поезде, а напротив молоденькая девушка буравит меня взглядом. Думаю: "Наверное, узнала, хочет познакомиться!". Я размечтался, как она ко мне робко подойдет, как заговорит… Моя остановка: выхожу из поезда - девушка за мной. Догоняет меня, дергает за рукав и… "Дядя Сережа, вы меня не узнаете?". В мгновение передо мной пролетела вся моя, не скажу, что распутная, жизнь: Родственница? - Вроде бы нет таких. Дочь!? - Не должно бы… Для подруги лишком молоденькая. Оказалось, что эта девушка, будучи девочкой, играла одну из моих учениц в фильме "Не могу сказать: "Прощай!"
- Что бы вы спросили у женщины на первом свидании?
- Я обычно не задаю вопросы, приглядываюсь в процессе общения - женщины и так много о себе рассказывают… Вот вас бы спросил: "Вы замужем?". Только не подумайте, что я хочу вам пристроить какую-нибудь кошку или собачку.
Автор: Светлана КУЗИНА
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Актерство — это психотерапия
Фото: Сергей ИВАНОВ
— СЕРГЕЙ, в театральных институтах вас учат не играть, а жить на сцене, в кино. Но разве может нормальный человек вжиться в роль хладнокровного убийцы?
— Действительно, профессиональный актер пропускает все через себя. В каждом человеке присутствуют и добро, и зло. И каждый мысленно хоть раз в жизни, за правое дело или не очень, но убил бы кого-то! Внутри каждого это есть. Поэтому нельзя у нас разрешать ношение оружия…
— Пол-Москвы перестреляет другую половину?
— Да! В Москве особенно! Потому что слишком велик соблазн применить оружие. А потом доказывай, что ты это сделал из благих намерений — застрелил пошляка, хама, обижающего женщину. Все равно: у тебя же поднялась рука? Пусть лишь мысленно. Значит, возвращаясь к профессии, нужно только покопаться в себе и найти это. А дальше, как говорил Станиславский, взрастить это в себе для роли.
— А зло при этом не накапливается?
— Нет! Наоборот, ты реализовываешь то, что в тебе копилось, — вроде бы не по-настоящему убиваешь, но вместе с тем агрессия выходит и становишься добрее.
— Почему некоторые актеры, являясь весьма неприятными людьми, так великолепны в положительных ролях?
— Дар убеждения, талант перевоплощения. Это, к сожалению, стали забывать в нашей профессии — актеры, переходя из сериала в сериал, играют самих себя. Кто в этом виноват? Педагоги, актеры, режиссеры, продюсеры? Думаю, все понемножку. Говорят, что Черкасов в жизни был очень сложным человеком, но вспомните, КОГО и КАК он играл! Это талант перевоплощения. Но, возможно, тут еще желание реализовать то, чего тебе не хватает в жизни. К примеру: я в жизни совсем не драчун. Могу постоять за себя, если напали, но ударить первым мне сложно. И, может, поэтому велико желание сыграть более сильного человека на экране. И у каждого актера есть свои комплексы, которые изживаются посредством ролей. Это еще и замечательный психотренинг и аутотренинг актерской профессии. Тут все взаимосвязано.
— Вас не пугает переизбыток кровавых разборок в фильмах последних лет?
— Потихоньку набираюсь мужества и начинаю отказываться от подобных картин и ролей. Я не против фильмов про бандитов, но только когда они на другом, глубоком социальном уровне. Взять наши старые фильмы про ту же милицию — там даже само убийство, как правило, происходило за кадром, в кадре крови не было. Там важна была борьба интеллектов преступника и следователя. Мы следили за цепочкой хитросплетений сюжета, и это было захватывающе. А сейчас все снимают примитивно. Думаешь: если у нас такие милиционеры, как в кино, которые легко все распутывают, почему так много преступников? И если действительно столько кровожадных бандитов, то как мы до сих пор еще живы?
— Слава богу, сейчас в противовес криминалу вспомнили в кино о незаслуженно забытой тематике последней войны!
— Да! Ведь у молодежи, когда она смотрит хорошо сделанные американские фильмы о Второй мировой, складывается ощущение, что войну выиграла Америка! И в школе на историю ВОВ отводится гораздо меньше часов, чем изучали мы. И у нас, слава богу, еще живы отцы, которые нам об этом рассказывали. У них же этого нет. И если они посмотрят наш сегодняшний фильм о войне, сделанный в короткие сроки и малыми средствами, — исторически недостоверный, они решат, что так и было. Поэтому к таким картинам надо подходить с особой меркой качества, с оглядкой на лучшие фильмы прошлых лет. Я считаю «Освобождение» Озерова потрясающей картиной! Какой там Спилберг с его «Спасти рядового Райана», когда это за 20 лет до него снял Озеров мощнее и сильнее! Хотя нам тоже есть чему поучиться у американцев. Мы же у них зачастую берем только плохое. У них правильно учат, что столпы общества, на которых держится демократия, — это президент, государственный флаг, гимн, армия, полиция. В них с детства воспитывают патриотизм, веру, что американец в любой точке земли будет защищен государством, его не бросят. Отсюда у них такое самосознание: «Я — американец! Пуп земли!» Это — государственная политика. Надо и нам тоже выводить это на уровень государственной политики, воспитывать такое же самосознание и патриотизм к своей Родине, своему флагу, своему президенту! Это нелегко. Но никто и не обещал легкого пути.
Автор: Дмитрий Хованский
Сайт: Все каналы ТВ
Статья: Сергей Варчук, ломающий стереотипы
Поворот в жизни Сергея произошел, когда он попал на дипломный спектакль Свердловского театрального училища, где играла его старшая сестра. Романтически настроенный юноша буквально заразился бациллой лицедейства, стал пропускать занятия и, в конце концов, бросил университет. Отслужив два года в ВВС, Сергей поступил сначала в родное театральное училище, а после второго курса уехал в Москву, и в 1978 году стал студентом школы-студии МХАТ у Олега Ефремова.
Первой работой в кино стал фильм Бориса Дурова «Не могу сказать «Прощай». Эта картина, как визитная карточка актера, много лет обеспечивала ему бесперебойный поток приглашений для работы в кино. И даже сейчас, когда его узнают на улице, сразу вспоминают эту первую роль.
- Правду ли говорят, что первая картина - как первая любовь?
- Прошло двадцать лет, но я до сих пор помню мельчайшие подробности, связанные с этой моей первой картиной. Наверное, потому, что все было внове. Очень важно было и то, что Борис Валентинович с первой нашей встречи сразу доверился моему внутреннему чутью - просто сказал: не надо ничего играть, будь таким, какой ты есть! Ты же сам парень из провинции, и все, что ты знаешь, умеешь, - предлагай. Так в фильме появилась песня, потому что я люблю петь, и мне было важно максимально проявить себя. А еще все, что возможно, я делал в картине сам, без каскадера. Это привело к стопроцентному «попаданию в цель»: фильм народу полюбился, стал просто хитом сезона.
Позднее я очень много снимался, но меня не обошла беда многих актеров, когда после одной нашумевшей роли начинают и в других фильмах эксплуатировать «удачное» амплуа. Меня «накрыла волна» так называемых «кирзово-телогреечных» персонажей - как правило, это были лесорубы или сталевары - симпатичные, в общем-то, ребята. Я понял, что совсем не меняюсь как актер и начал сознательно отказываться от этих ролей. Потом пошла полоса «офицерских» ролей - людей в телогрейках заменили люди в форме: милиционеры, военные. Пришлось опять ломать стереотипы…
Сегодня для меня очень символичным является то, что ровно через двадцать лет после моей первой работы в кино, на том же самом месте в Подмосковье, я снова снимаюсь у Бориса Валентиновича в его новом телевизионном фильме «Хозяин». Хотя, возможно, в прокате он будет называться по-другому.
- А какие еще из последних работ Вы можете назвать?
- Сейчас параллельно с проектом Дурова я снимаюсь у Ройзмана, где играю бандита-убийцу по кличке Чистильщик. Сериал называется «Дронга». Мне все говорили: мол, у тебя такая положительная внешность, ну, как ты будешь играть убийцу? Но именно это и интересно - сломать существующий стереотип, что, раз убийца, у него должно быть «отрицательное» обаяние…
Недавно снялся у Игоря Шавлака в сериале «Золото Югры». Большая часть съемок проходила на натуре, в Сибири. Некоторые эпизоды в этом фильме нам подсказывала сама жизнь. Например, во время съемок произошла авария с вертолетом: у него отвалился задний винт. Мы чудом сели на землю. Я не сразу понял, что случилось. Ну, тряхануло нас об землю, но я-то думал, что вертолет всегда так садится. Спрашиваю у пилота: «Выходить можно?» А он сидит весь белый и молчит. Три раза пришлось повторить вопрос, пока он медленно ответил, как во сне: «Можно…» Это потом уже нам рассказали, что могло случиться: вертолет садился на склон, а внизу стоял танкер, полный нефти… В общем, авиаторы посоветовали нам считать 3 сентября 2000 года своим вторым днем рождения. Но все это было потом. А тогда ощущения опасности не было… Я рассказал режиссеру о своем разговоре с пилотом, и с ходу было решено вставить в фильм эту сцену: мы посадили в кабину актера и проиграли все это еще раз.
- Что-нибудь подобное было на съемках «Воровки»?
- Да нет, «Воровка» - это совсем другая история. Этот фильм даже сериалом назвать нельзя, скорее - «мыльная опера». Поэтому и исполнение соответствующее: все действие снималось в одном огромном павильоне. Для меня как актера работа в «Воровке» напоминала театр. Здесь не было большого числа дублей. Снимая диалог, выставляют две статичные камеры: на одну работаешь ты, а на другую - партнерша. И тут особенно не развернешься, потому что выпадешь из кадра. Но это тоже определенная школа, жанр, которому тоже нужно учиться.
- Расскажите о самых необычных съемках в вашей жизни.
- Пожалуй, такой работой была японская картина «Открытое море цветов сурепицы». Там все было интересно, потому что все было не так, как у нас. Начиная от четкого, как часы, графика, когда в расписании стоит, что первая сцена снимается в 10.00, а вторая - в 10.43. Самое удивительное, что именно так и происходит! Другая приятная японская традиция - это само отношение к актеру: какой бы маленький эпизод ему ни предстоял, с появлением нового лица на площадке съемка останавливается, и его представляют всей группе. Точно так же, когда отснят последний кадр с этим актером, снова останавливают съемку и дарят ему что-нибудь на память.
- А что для вас является самым неприятным в вашей работе?
- Самое страшное - это простой. Буквально сходишь с ума, если долго нет работы. В начале девяностых, когда начался развал нашего кинематографа, я вообще хотел бросить профессию, уехать за границу... Спасло предложение сниматься в сериале «Графиня де Монсоро», съемки которого продолжались три года. С Игорем Ливановым и Игорем Каюковым я играл там одного из троих друзей Де Бюсси.
- Ваша работа на телевидение не ограничивается только сериалами?
- Да, но на поприще телеведущего мне меньше везло: программы закрывались, менялось руководство, что-то не складывалось. Сегодня я веду на канале НТВ программу «Служба спасения». Ее прежним ведущим был Кирилл Набутов. Кирилл - журналис, и вел программу в журналистской манере, я же - актер, поэтому мы с режиссером стараемся фантазировать, придумывать какие-то интересные ходы. Есть даже вовсе безумная идея в одной из ближайших программ снимать меня на дельтаплане или карабкающимся по стене в альпинистском снаряжении. Было и такое, что я вел программу, сидя на дереве, а однажды - выныривал из колодца. Кстати, на тех съемках я уронил в колодец свой мобильный телефон. Пришлось вызывать бригаду спасателей. В общем, это надо было снимать как отдельный сюжет программы!
- Работая на двух сериалах и одной телепрограмме, когда же Вы успеваете отдыхать?
- А я не люблю отдыхать, по натуре я - трудоголик. Если приглашают на кинофестиваль - это и есть мой отпуск. Могу выбраться на рыбалку со своим другом Игорем Ливановым. Он страстный рыбак, а я езжу с ним просто за компанию.
- Ваша дочь не собирается пойти по стопам отца?
- Это уж ей решать. Пока Александра выбрала другую профессию, правда, тоже творческую: она поступила в Институт дизайна. Посмотрим, как сложится ее судьба.
- Ваша заветная мечта?
- Если когда-нибудь нашим артистам станут платить «голливудские» гонорары, я бы устроил большой приют для брошенных животных. У меня у самого сейчас дома две кошки и четыре собаки, и почти всех я подобрал на улице. Я понимаю, что всех не подберешь, но, чтобы содержать такой питомник, требуются огромные средства…