Актеры

Петр Вельяминов \Петр Вельяминов  
Россия, 7 декабря 1926 г.
актер
Петр Сергеевич Вельяминов – народный артист РСФСР (1985), лауреат Государственной премии СССР, народный артист Чувашской Республики. Кавалер народного ордена «Созидатель Петербурга» (2002), обладатель титула «Человек года» (2002).

Сайт: Международный Объединенный Биографический Центр

Родился 7 декабря 1926 года в Москве. Отец – Вельяминов Сергей Петрович (1898–1976). Мать – Вельяминова Татьяна Ермиловна (1893–1972). Супруга – Вельяминова Татьяна Александровна (1960 г. рожд.).
Петр Сергеевич Вельяминов – поистине всеми любимый и уважаемый актер театра и кино, блистательно сыгравший главные роли во многих классических фильмах отечественного кинематографа. Его «визитной карточкой» по праву считается роль председателя колхоза Захара Большакова в телефильме «Тени исчезают в полдень». Но при всей успешности актерской карьеры Петра Вельяминова это человек сложнейшей судьбы, многие страницы в которой трагичны.
П.С. Вельяминов – коренной москвич, потомок древнего аристократического рода, ведущего свою историю с XI века. По мужской линии в роду Вельяминовых все, включая отца актера, были военными, участниками всех крупных сражений в российской истории.
Родословная Вельяминовых восходит к племяннику норвежского короля Хокона II, который в 1027 году во главе трехтысячной дружины пришел служить Ярославу Мудрому. Вельяминовыми были командующий Кавказской Черноморской оборонительной линией в войне 1812 года (в его честь императорским указом Туапсе был переименован в порт Вельяминовский) и Иркутский генерал-губернатор времен восстания декабристов. Их имена увековечены в Георгиевском зале Московского Кремля, а портреты занимают достойное место в Эрмитаже в Галерее героев Отечественной войны 1812 года.
Еще один представитель прославленного рода, Николай Александрович Вельяминов, – известный военный хирург, в 1909–1913 годах возглавлял Военную медицинскую академию, а в Первую мировую войну был назначен начальником санитарной службы русской армии. Дед, Петр Ерофеевич Вельяминов (1866–1914), имел звание генерал-майора русской армии. Отец Петра Вельяминова до революции окончил Петербургский кадетский корпус, потом Павловское юнкерское военное училище в Санкт-Петербурге, служил в лейб-гвардии Кексгольмском полку.
Когда Петру было 4 года, отца как бывшего офицера царской армии арестовали и отправили на строительство Беломорканала. Мальчик не мог понять произошедшего и не верил, что его отец преступник. Если кто-нибудь из товарищей по дворовым играм называл его белым, Петя лез в драку.
Освободили отца в 1936 году. За несколько лет общения с ним (вновь Сергея Петровича арестуют в 1944-м) Петр научился отстаивать свое мнение. На таких молодых людей у органов было чутье, и дальнейшие события оказались столь же предсказуемы, сколь и неотвратимы.
31 марта 1943 года Петра Вельяминова – 16-летнего выпускника школы, собиравшегося поступать в архитектурный, – арестовали. Процедура ареста прошла в «лучших традициях» НКВД: в одном трамвае с ним ехал невзрачный человек в форме железнодорожника, который вежливо предложил юноше выйти и пересесть в машину. Память об этом моменте запечатлела часы на Манежной площади, показывавшие ровно без двадцати двенадцать...
Петра привезли на Лубянку. Здесь его остригли, переодели. На первом допросе следователь обрушился на молодого человека с шокирующими, нелепыми обвинениями, сопровождавшимися криком и рукоприкладством. Петр понял, что вернуться домой ему доведется не скоро, и ночью в тюремной камере не смог сдержать слез.
По обвинению в сочувствии мифической антисоветской организации «Возрождение России» Петр Вельяминов был приговорен по 58-й статье к 10 годам исправительных работ без права переписки. С партией осужденных его отправили в пересыльный лагерь в Котласе, поставлявший рабочую силу для северных территорий «архипелага ГУЛАГ». Жить приходилось в бывших овощехранилищах, переделанных под бараки.
Репрессии в отношении родителей Вельяминова в Москве продолжались. В канун нового 1944 года с фронта приехал отец и застал перевернутую после обыска квартиру. Мать арестовали днем раньше. Самого Сергея Петровича арест ждал на четвертый день пребывания в Москве. Ему предстояло провести в лагерях еще 10 лет.
Петра, ничего не знавшего о судьбе родителей, переслали на Урал, на строительство гидролизного завода. Его определили в бригаду малолеток-уголовников, занимавшуюся изготовлением ящиков для снарядов. Среди других ремесел, которые он волей-неволей освоит за годы исправработ, – кочегар, сантехник, плотник.
В лагерных условиях у Вельяминова, на протяжении всего 1944 года не получавшего никакой поддержки из дома, быстро развилась дистрофия, он страдал пеллагрой. Дело дошло до помещения в центральный лазарет, где ему стали вводить внутривенно физраствор. Петру казалось, что он обречен.
Сегодня, оглядываясь назад, Петр Сергеевич считает, что выжил он благодаря характеру и какому-то внутреннему протесту. К тому же в самые тяжелые дни рядом с ним находились добрые люди, которые помогали ему остаться в живых. Случай то был или вмешательство судьбы, но его узнала и помогла буквально встать на ноги начальница лазарета, с дочерью которой он учился в московской школе.
На самодеятельном концерте, приуроченном к одному из государственных праздников, Петр прочитал отрывок из «Евгения Онегина», который помнил еще со школы. Выступление понравилось, и вскоре к Петру подошел Виктор Пржездецкий – руководитель джазового ансамбля и одновременно небольшого театрального коллектива, состоявшего из бывших заключенных. Он попросил Вельяминова что-нибудь прочесть (Петр выбрал «Стихи о советском паспорте») и с ходу предложил одну из главных ролей в инсценировке своего эссе.
С этой постановкой, имевшей большой успех, Петр «гастролировал» в 12 лагпунктах. Так в культурно-воспитательной части ГУЛАГа началась его театральная карьера. Следующей удачей стала роль в спектакле по пьесе Симонова «Русский вопрос», где Вельяминов сыграл сенатора Макферсона. Сценическое мастерство начинающего актера оценили не только зрители, но и руководство колонии, от щедрот «скинувшее» ему и художественному руководителю по 193 рабочих дня. Другим участникам труппы – в 2 раза меньше. Петр чувствовал настоящий успех, даже несмотря на то, что прямо на премьере у него лопнули по швам штаны...
Неожиданным ударом стало пришедшее от бабушки письмо, в котором она рассказывала обо всем, что произошло дома за это время. Узнав, что арестовали маму, Петр испытал настоящий шок – он вскрыл себе вены. Жить не хотелось. Квалифицировав действия молодого заключенного как саботаж, ему собирались дать второй срок, однако врач-эстонец из сострадания написал в заключении, что порезы Петр нанес себе случайно.
Вскоре Петра Вельяминова перебросили на строительство Куйбышевской ГЭС. Из джаза его уволили как отбывающего наказание по политической статье. Но жизнь продолжалась, и в апреле 1952 года – ровно 9 лет и 9 дней спустя – он был выпущен на свободу. Произошло это, как вспоминает актер, весьма тривиально: он просто подал на вахте документы и через минуту оказался по другую сторону колючей проволоки.
Незадолго до освобождения товарищ по зоне дал Петру адрес своего брата, к которому и направился бывший политзаключенный. Тот оказался радушным хозяином – застолье по случаю освобождения продолжалось 2 дня. Затем Вельяминов поехал на родину, в Москву, хотя по действовавшему тогда паспортному режиму это ему запрещалось.
Нахождение в столице грозило новым арестом, и через 3 дня Петру Вельяминову пришлось уехать в Абакан, где он занялся полюбившимся делом – устроился в Абаканский русский театр драмы имени М.Ю. Лермонтова. В свой первый сезон он с успехом сыграл роли комиссара Романа Кошкина в «Любови Яровой» К. Тренева и Петра Бессеменова в «Мещанах» М. Горького.
Позже последовало приглашение в Тюменский областной драматический театр (1955), работа в театрах Дзержинска, Чебоксар, Перми, Свердловска, Иванова, а с 1970-х годов – Москвы и Ленинграда («Современник», 1972; Театр-студия киноактера, 1974); всего в его актерской судьбе будет 12 театров в 12 городах.
В 1956 году реабилитировали отца по первому делу. Навестить своего «невыездного» сына из Москвы приехал беззубый старик, в котором ничего не осталось от былой офицерской выправки. (Впоследствии С.П. Вельяминова реабилитируют и по второму делу, его восстановят в звании подполковника. Татьяна Ермиловна выхлопочет для мужа военную пенсию, и вместе они проживут еще 19 лет.)
Без преувеличения триумфом стало для актера его появление на телеэкране в роли Захара Большакова в фильме «Тени исчезают в полдень». История этого успеха началась в декабре 1969 года со встречи Вельяминова – тогда уже ведущего актера Свердловского театра – с режиссерами В. Краснопольским и В. Усковым в антракте одного из спектаклей. Петр Сергеевич принял предложение сняться в новом фильме и в конце апреля приехал в Москву на кинопробы (к тому времени судимость с него уже была снята).
Кинопробы как таковые не проводились, просто был снят крупный план актера. Договорились, что в мае Вельяминова вызовут на съемки телеграммой. Но ее долго не было, и он решил уже было поставить крест на планах сняться в картине. В этот момент и доставили телеграмму, где говорилось о его утверждении на роль Захара Большакова. Съемки начались 1 июля. Органичность Вельяминова в образе председателя колхоза была очевидна уже в ходе работы над фильмом. Актер с улыбкой вспоминает такой эпизод: на съемках одной из последующих картин к нему подошла женщина и совершенно серьезно спросила, давно ли он ушел из колхоза...
С выходом фильма на экраны на актера обрушился шквал писем. Приходили конверты с адресом «Москва. Кремль. Председателю колхоза Захару Большакову», а то и вовсе – «Захару Большакову», и почтовым служащим не составляло особого труда доставить такие послания адресату. Страна была уверена в том, что Вельяминов настоящий сибиряк: мудрый, надежный, справедливый...
В продолжение блистательного дебюта на экране (и это в 40 с лишним лет!) Петр Вельяминов создал целую галерею ярких, как правило, добрых, сильных духом, бескорыстных героев, снявшись почти в 100 кинофильмах. Многие из них по праву входят в золотой фонд отечественного кинематографа: «Командир “Счастливой Щуки”» (1972), «Вечный зов» (1973–1983), «Сладкая женщина» (1976), «Пираты ХХ века» (1979), «Сувенир для прокурора» (1989) и др. И неважно, эпизодическая ли роль доставалась актеру или он проживал на экране долгую человеческую жизнь, – играл Вельяминов исключительно глубоко, без фальши.
Мог он, кстати, сыграть и Женю Лукашина в «Иронии судьбы, или С легким паром!». Рязанов и Брагинский высоко оценили работу Вельяминова в роли Новосельцева в спектакле «Сослуживцы» и пригласили его на кинопробы. Однако все серьезно взвесив, Эльдар Александрович отказался от этой идеи. В своем письме актеру он объяснял, что для исполнения роли Лукашина нужна инфантильность – малознакомое Петру Вельяминову качество.
Уже на протяжении многих лет Петр Сергеевич играет в Санкт-Петербургском академическом театре комедии имени Н.П. Акимова, где он занят в спектакле «Мужчины в ее жизни», работает в известном театре антрепризы «Приют комедианта». С удовлетворением признаётся, что актерская судьба никогда не обделяла его интересными ролями. Мечтает попробовать себя в пьесах Шекспира, Чехова, Островского. Находит время и для преподавательской деятельности в качестве заведующего кафедрой театрального факультета в Балтийском институте экологии, политики и права.
В 1990–2000-х годах П.С. Вельяминов не утратил творческой активности в кинематографе, порадовав поклонников своего таланта работой в известных телесериалах «Зимняя вишня» (1995), «Бандитский Петербург» (2000), «Время любить» (2002), «Агент национальной безопасности», съемками в фильмах «Воровка» (1995), «Ермак» (1996), «Между светом и тенью луны» (совместная работа российских и мексиканских кинематографистов, 2001), «Казароза» (2006) и др.
Петр Сергеевич Вельяминов – народный артист РСФСР (1985), лауреат Государственной премии СССР, народный артист Чувашской Республики. Кавалер народного ордена «Созидатель Петербурга» (2002), обладатель титула «Человек года» (2002).
Много читает, любит проводить свободное время на природе, является попечителем строительства приюта для бездомных животных в Санкт-Петербурге.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Автор: Игорь Линчевский
Сайт: Алфавит (газета)
Статья: Аристократ в законе

Колхоз показывали самый что ни на есть заурядный, а вот руководитель хозяйства был какой-то такой... нестандартный. В нём, как говорили когда-то, чувствовалась "порода".
И корабль был самый обыкновенный - экипаж его состоял из легкоузнаваемого люда. А вот капитан судна вёл себя так, что хотелось по-гусарски спросить: "В каком полку служили, сударь?" И становилось приятно оттого, что всё же есть в нашем славном Отечестве благородные, отважные смельчаки, на которых можно положиться, с которыми не страшно пойти в разведку.
С актёром Петром Сергеевичем Вельяминовым, сыгравшим всех этих "странных" персонажей, беседует наш корреспондент Игорь ЛИНЧЕВСКИЙ.
- Пётр Сергеевич, какое выражение вам ближе - "белая кость" или "аристократ духа"?
- Вы знаете, я как-то не задумываюсь о таких вещах.
- Между тем у вас в роду немало прославивших Россию людей - вы ведь из "тех самых" Вельяминовых?
- Действительно, среди моих предков много знаменитых личностей. Самым титулованным из них был основатель рода, в начале XI века пришедший во главе трёхтысячной дружины служить к Ярославу Мудрому. Он был племянником норвежского конунга - короля Хакона II. В Эрмитаже, в галерее героев войны 1812 года, висит портрет моего двоюродного деда Ивана Александровича Вельяминова - генерала, члена Военного совета при Александре I. За какое-то сражение его несправедливо отстранили от командования корпусом. Правда, за боевые заслуги вскоре снова восстановили. Иван Александрович первым перевёл на русский язык "Отелло" Шекспира - это документально зафиксировано. Он завершил карьеру в должности генерал-губернатора Западной Сибири. А его брат, Алексей Вельяминов, служил начальником штаба у Ермолова, во время Крымской войны командовал Кавказской Черноморской оборонительной линией. В его честь императорским указом Туапсе переименовали в форт Вельяминовский. Другой мой предок, Николай Александрович Вельяминов, - известный военный хирург, с 1909 по 1913 год возглавлял Военно-медицинскую академию, а в Первую мировую был назначен начальником санитарной службы русской армии. После революции, несмотря на идейные разногласия с советской властью, Николаю Вельяминову в знак признания заслуг перед Отечеством поставили памятник на Волковом кладбище. Его внучка, живущая ныне в Швейцарии, несколько лет назад гостила у нас в связи с предполагавшейся организацией музея деда. Мы поддерживаем с ней родственные отношения.
- Происхождение не самым лучшим образом сказалось на вашей биографии... Вас "взяли" за родство?
- Сложно сказать, что тут сыграло роль. Мой отец был царским офицером, ушёл на фронт в 1916 году, затем служил в Красной армии, командовал полком в Воронеже и дослужился до командира Первого батальона элитной Пролетарской дивизии. Первый раз по сфабрикованному обвинению его арестовали в тридцатом году. Второй арест последовал на фронте, куда он пошёл добровольцем в сорок четвёртом. Отец воевал простым солдатом, так как после ареста был лишён офицерского звания. Впоследствии его реабилитировали по обоим делам за отсутствием состава преступления и возвратили звание подполковника. На мою судьбу происхождение, конечно, повлияло. Как мне сказали на одном из допросов, "яблоко от яблони недалеко падает". А взяли меня "за сочувствие антисоветской организации "Возрождение России", которой, понятно, не было и в помине.
- Ничего себе формулировочка... Как ни горько об этом говорить, но вы провели в лагере, что называется, "золотые годы".
- Да, это верно. С 16 до 25 лет. Я взрослел в лагере. Но, несмотря на условия, в моей жизни было всё, что положено в этом возрасте, - романтические чувства, любовь...
- Вам снится лагерь?
- Раньше снился, теперь - нет. Снилось, что подходит окончание срока, а меня не выпускают.
- Помните первые часы, проведённые на свободе?
- Конечно. Это было поразительное чувство. Помню своё удивление: вышел из зоны за ограду и - на свободе! Я очутился там, куда 9 лет меня не выпускали.
- Вы вышли за ворота - и?..
- И поехал к знакомому, который работал на Куйбышевской ГЭС. В первый вечер мы с ним очень сильно напились.
- Наверное, это был самый счастливый день вашей жизни?
- Нет, самый счастливый день наступил позже - когда я наконец смог увидеть сестру. Папа с мамой были в лагере, она жила одна. Это произошло спустя 16 лет после нашей разлуки. Мне в Москве находиться не разрешалось - действовало ограничение паспортного режима. Дома нашего к тому времени уже не существовало, сестра переехала на другую квартиру...
- Вы освободились в пятьдесят втором - и в том же году уже играли на сцене абаканского театра... У вас ведь не было никакой профессиональной подготовки!
- Правильно, я вышел в апреле пятьдесят второго года, а осенью того же года уже служил в театре. Но какая-то подготовка у меня была - я участвовал в школьной, затем в лагерной самодеятельности. Это была полупрофессиональная труппа, поскольку нас освободили от других работ. Года два с половиной меня обучали актёрскому ремеслу профессиональные артисты и режиссёры, находившиеся в том же положении, что и я.
- У ваших персонажей, мягко говоря, не слишком характерные для советских руководителей черты - аристократизм, обаяние, благородство. Тут нет для вас противоречия, если помнить об этих обстоятельствах вашей судьбы?
- Абсолютно. Я играл идеальных героев и должен был всё делать хорошо. Поэтому никаких сомнений у меня не возникало и возникнуть не могло.
- Вы помните, в скольких фильмах снялись?
- Если считать каждую серию "Вечного зова" за отдельный фильм, - что имеет под собой основание, - то наберётся около 80 фильмов.
- Сегодня и "Зов", и "Тени исчезают в полдень" снова хиты. По существу, это ведь первые отечественные телесериалы...
- До них многосерийными были только "Операция "Трест"" и "Майор Вихрь". Но это ленты с элементами шпионского детектива и приключенческого боевика. А на жизненную, так сказать, тему многосерийные фильмы снимались впервые. Да, они предтечи нынешних сериалов, но всё же "мыльными операми" их никак не назовёшь.
- Вам ведь близка флотская тема... Откройте секрет - кто прообраз командира "Счастливой "Щуки"?
- Это собирательный персонаж. Сценарий картины писался несколькими людьми, они наделили моего героя чертами и Маринеско, и Шадрина, и Гаджиева. Во всяком случае Маринеско присутствовал точно, несмотря на то, что тогда он был в опале. Ситуацию с Маринеско мне очень сдержанно объяснили военные моряки. Однажды я даже встретился с его дочерью, она просила меня написать письмо "в инстанции" по поводу реабилитации отца.
- В "Пиратах ХХ века" вы тоже сыграли моряка. Если "Тени..." и "Вечный зов" были первыми сериалами, то "Пираты ХХ века" можно назвать первым полноценным отечественным боевиком. Вы поклонник этого жанра?
- Я всегда любил хорошие боевики... Между прочим, когда фильм вышел на экраны, критика ругала "Пиратов" по разным причинам, но в первую очередь именно за жанровость - тогда это было в диковинку.
- С вашей стороны участие в картине казалось попыткой переломить сложившееся амплуа, которое постоянно эксплуатировали режиссёры в тех же "Тенях", в "Зове". Вы сознательно пошли на это?
- Честно говоря, я принимал почти все предложения - профессионал должен вести себя профессионально. Это связано с моей любовью к кинематографу. Что же касается амплуа, то могу рассказать вам одну историю. Как-то раз, после встречи со зрителями, подошла ко мне женщина и поинтересовалась - верно ли, что я навсегда променял свой колхоз на актёрскую карьеру? Мол, такие слухи в народе ходят. Когда я ей сказал, что по роду деятельности не имею к колхозным делам ни малейшего отношения, она как-то сникла, расстроилась - решила, в общем, что я сказал неправду. Подумала, наверное, что я зазнался, застеснялся "своей" почётной профессии.
- Возможно, вопрос не для профессионала вашего уровня, но всё-таки - есть актёры, перед которыми вы преклоняетесь?
- Когда на экраны вышел фильм братьев Васильевых "Чапаев", большинство мальчишек боготворили актёра Бабочкина, соединяя его самого с созданным им образом легендарного комдива. Я не был исключением. В лагере на меня сильное впечатление произвёл фильм "У стен Малапаги" с участием Жана Габена. На какое-то время Габен стал для меня личностью, давшей представление об актёрском совершенстве в кинематографе. В более зрелые годы - и по сегодняшний день - меня восхищали актёры довоенного МХАТа, начиная с Качалова и заканчивая Яншиным. А вообще-то я стараюсь следовать заповеди Священного Писания - не сотвори себе кумира.
- Практически в каждом из сыгранных вами персонажей борются два начала - как правило, в сценарии задаётся некий образ прагматичного функционера, "деятеля", а вы привносите в него романтизм. В жизни вы романтик или прагматик?
- Отнюдь не прагматик. Не знаю, насколько я романтик, но не прагматик - совершенно точно.


Автор: Андрей Ванденко
Сайт: Комок
Статья: Петр ВЕЛЬЯМИНОВ: РОДОВАЯ ПРОФЕССИЯ -- ВОЕННЫЙ

Петр Сергеевич живет на Миллионной, в двух шагах от Эрмитажа и Дворцовой площади. По питерским меркам, центровее некуда. Про другого сказали бы: "Повезло". Про Вельяминова так говорить не станут. Заслужил.
-- Неверно записал номер вашего, Петр Сергеевич, дома, по ошибке пришел к Эрмитажу и повернул в обратную сторону, хотя мог бы, наверное, и в Зимнем дворце поискать Вельяминовых. Думаю, нашел бы.
-- Обязательно. В зале героев войны 1812 года висит портрет Ивана Александровича Вельяминова, генерал-лейтенанта, члена Военного совета при Александре I. После Отечественной войны он занимал пост генерал-губернатора в Западной Сибири. Брат Ивана Александровича Алексей служил начальником штаба у Ермолова, участвовал в Крымской войне, и в его честь город Туапсе императорским указом переименовали в форт Вельяминовский. Другой мой предок, Николай Александрович Вельяминов, был известным военным хирургом, лейб-медиком, академиком, четыре года возглавлял Военно-медицинскую академию в Питере, в Первую мировую командовал санитарной службой русской армии. В геральдической книге Российской империи написано, что Вельяминовы "служили престолу в боярах, окольничих и других знатных чинах, жалованы были поместьями".
-- И где же ваши родовые именья, Петр Сергеевич?
-- Их много. Например, в Рязанской губернии. И под Москвой есть деревня Вельяминово. Как-то меня пригласили туда. Местный начальник стал расспрашивать, не было ли у нас в роду декабристов. Нет, говорю, но на этом месте Дмитрий Донской поджидал Тимофея Вельяминова, воеводу московского.
-- Серьезное заявление... Предъявлять права на недвижимость не пробовали?
-- Пока такая мысль не посещала. А надо?
-- Александр Пороховщиков пытается отсудить фамильный особняк в центре Москвы...
-- Забавы! Когда-то нашими поместьями были Владыкино и Марфино, прикажете их требовать у Юрия Лужкова? В Москве, кстати, есть улица Вельяминовская в районе станции метро "Семеновская". Наш род ведет историю с одиннадцатого века, когда племянник норвежского короля привел трехтысячную дружину в Киев к Ярославу Мудрому.
-- Неужели на протяжении десяти веков все Вельяминовы были военными?
-- Так повелось. Родовая профессия. И отец мой -- офицер. Закончил в Петербурге кадетский корпус и юнкерское Павловское училище, ушел в 1916 году на Первую мировую. Вот его фотография в форме поручика царской армии. С крестом на груди.
-- Служба на государя императора вышла Сергею Петровичу боком...
-- Папа отсидел в ГУЛАГе восемнадцать лет... В Красную Армию отец перешел в 18-м году, командовал батальоном элитной Пролетарской дивизии, полком, но в 1930-м по навету был арестован. Дали десять лет, из которых отец в лагере провел пять. А в январе 1944 года его взяли повторно. Папа получил отпуск и на несколько дней приехал с фронта в Москву. Надеялся отпраздновать Новый год дома, а вместо этого... Маму забрали в ночь на первое января, потом пришли и за отцом... Я в тот момент уже сидел. Получил десять лет, отсидел девять.
-- И девять дней.
-- Совершенно верно. Уже потом подсчитал, когда вышел на волю. За решеткой подобной арифметикой заниматься нельзя, иначе запросто сойдешь с ума. Десять лет -- это же бесконечность! Помню, долго снилось, что меня не выпускают. Подхожу к воротам и слышу: "Ваши документы еще не готовы". Просыпался в холодном поту...
Никогда не забуду день освобождения, ирреальное состояние, которое испытал. Меня же взяли шестнадцатилетним, не знавшим жизни пацаном. Я и представления не имел о мире за колючей проволокой. Переступил черту и остановился. За спиной, по ту сторону забора, остался мой приятель, которому предстояло отсидеть еще два года, он что-то говорил, но я ничего не слышал... Пьянящий воздух свободы -- не литературное преувеличение, в самом деле кружилась голова... А еще я благодарил судьбу за подарок в виде роли сенатора Макферсона в спектакле "Русский вопрос". Это было в 1951 году на строительстве Куйбышевской ГЭС. Моя игра так понравилась лагерному начальству, что мне списали сто девяносто три дня.
-- Почему такая странная цифра -- 193? Не сто девяносто и не двести...
-- Загадка! Хотя тогда я не задумывался о таких вещах. Скостили срок -- и спасибо.
-- Спасибо? Шутите...
-- Я радовался свободе и не хотел изводить себя терзаниями о том, кто виноват в случившемся со мной. Всегда любил свою страну. Отец меня так воспитал. Он ни разу не сказал дурного слова о России. Конечно, в нем жило ощущение несправедливости, восемнадцать лет лагерей даром не прошли, но папа и в мыслях не держал, чтобы отомстить кому-то, свести счеты. Более того, после первого срока он служил в системе ГУЛАГа.
-- Круто!
-- А ничего другого ему не предлагали. Везде первым делом требовали анкету, читали биографию и указывали "врагу народа" на дверь. Отцу только и оставалось, что идти туда, откуда вышел. Меченый...
Ведь и в моем личном деле в графе "Социальное происхождение" была запись: "Из бояр". Поверьте, это хуже клейма. Порой бессильно плакал, доведенный до бешенства унизительными подозрениями.
Вот вы спрашивали, все ли мои предки военные... Знаете, как мне было горько, что я не попал на Великую Отечественную? Писал Сталину, просил отправить на фронт, хоть и в штрафбат, но ответа не получил. До сих пор в День Победы с завистью смотрю на ветеранов... Я должен был стать офицером, должен! Если бы не арест, пошел бы в военно-морское училище. Сражался бы с фашистами, а не сидел в Бутырке.
Я ведь мог и не дожить до Дня Победы. Сами понимаете, какая еда в лагере, а у меня организм молодой, растущий. Словом, похудел до 47 кило и загремел в лазарет в крайней степени истощения. Еще немного -- и отдал бы Богу душу. К счастью, нашлись добрые люди, помогли встать на ноги, перевели в бригаду малолеток, определили собирать ящики для снарядов. Там и пересидел самое трудное время. Из зоны вышел 9 апреля 52-го года. Надо было как-то устраиваться в жизни. О карьере военного и не мечтал. Правда, много позже мне все-таки довелось примерить офицерский китель -- на экране. В фильме "Версия полковника Зорина" был крупным милицейским начальником, а в "Возвращении резидента" вообще сыграл роль генерала КГБ.
-- Почему не отказались?
-- Это моя профессия...
-- Раз работали на одной картине с Георгием Жженовым, то наверняка в курсе, что он просидел много лет в ГУЛАГе. Как-то я беседовал с ним об этом. Точнее, пытался. Георгий Степанович ушел от разговора...
-- Что мог сказать Жженов? Или что отвечать мне, когда спрашивают, обижен ли я на страну? Меня ломала система, сопротивляться которой было бессмысленно. Другое дело, что машина террора состояла из конкретных людей с именами и фамилиями, и я оценивал поведение каждого, не прощая подлости и предательства. Понимаете, озлобиться на весь мир, обвинить его в своих бедах проще всего. Скажем, я ведь так и не смог получить высшего образования. Попробовал поступить в ГИТИС, но мне быстро дали понять, что не стоит зря силы тратить. Я не имел права жить в Москве и поначалу приезжал туда тайком. И реабилитировали меня только в 1984 году, через тридцать с лишним лет после освобождения.
-- Почему так долго тянули?
-- Если бы знал! Неоднократно подавал прошения о помиловании, но получал отказы. И только в 84-м вдруг выяснилось, что в моих действиях отсутствовал состав преступления... После этого мне сразу дали звание народного артиста, хотя прежде вычеркивали из всех наградных списков.
-- Но за "Вечный зов" вы же получили Государственную премию?
-- Думаю, по ошибке. Кто-то из гэбистов прошляпил, пропустил мою фамилию...
-- Известность к вам пришла после "Зова"?
-- Двумя годами раньше, когда по телевидению показали "Тени исчезают в полдень". Успех был ошеломляющим. Помню, первые две серии не вызвали ажиотажа, зато потом та-а-акое началось...
-- И как вам медные трубы?
-- Мне всегда хватало ума и вкуса относиться к себе с иронией.
-- А родители бурно отреагировали на вашу популярность?
-- Сестра не скрывала, что гордится мною, искренне радовалась всему происходящему, а папа с мамой... молчали. У нас в семье вообще было не принято расточать комплименты. Впрочем, и с критикой никто не лез. Считалось, человек сам во всем разберется.
-- Вы же знаете: доброе слово и кошке приятно.
-- Все так, но... похвалы в свой адрес я и не дождался. Единственный раз мои кинопробы удостоились внимания отца, когда к нему в гости пришли, как они сами себя называли, "старые недобитки", бывшие царские офицеры, и один из них, обращаясь к бате, сказал: "Не находите, Сергей Петрович, что ваш сын странным образом тяготеет к ролям большевиков?" Отец пожал плечами и по-французски ответил: "Се ля ви"... Папа всю жизнь оставался закрытым, сдержанным человеком и, хотя был прекрасным рассказчиком, не любил вспоминать войну и ГУЛАГ. Строго говоря, отец принадлежал к другой породе людей. Он и меня воспитывал в таком же духе. К примеру, считал, что настоящий офицер обязан знать несколько иностранных языков, поэтому и я учил английский с немецким.
Но дело ведь не только в языках. Родители прививали чувство собственного достоинства, личным примером доказывая, что в жизни нет ничего дороже чести. Это помогало, я никогда не отчаивался, даже в самые трудные минуты верил, что смогу вынести любой удар, справедливость восторжествует и моя судьба сложится хорошо. Разве не чудо, что создатели "Теней" увидели меня в Свердловске и пригласили на главную роль? Я двадцать лет скитался по провинциальным театрам, ни разу не снимался в кино -- и вдруг такое предложение. Это счастье! И ведь картина получилась не проходной, раз ее до сих пор продолжают регулярно показывать по телевидению.
-- Смотрите?
-- Отрывками. Не столько за сюжетом слежу или игру оцениваю, как вспоминаю события теперь уже более чем тридцатилетней давности. У нас была замечательная команда, блестящий актерский состав. Жаль, многие ушли невостребованными...
-- А как вас в Питер занесло, Петр Сергеевич? Вы так долго подбирались к Москве, в 72-м году получили место в "Современнике", потом работали в Театре киноактера и вдруг все бросили...
-- Заносило сюда меня и раньше. Впервые приехал в Ленинград еще в 1936 году к папиному брату. Помню, увидел Неву и даже расстроился, что Москва-река такая узкая. Для меня оба эти города родные. Тут похоронены мои предки, в Питере жил и учился отец. Кстати, в доме, где мы с вами сейчас находимся, когда-то располагались офицерские казармы Павловского училища, которое окончил папа. Такие вот странные переплетения случаются в жизни...
Окончательно в Питер я перебрался одиннадцать лет назад. По личным обстоятельствам. Обычно в разговоре с прессой ограничиваюсь этой фразой, но коль уж вам так хочется знать все, могу добавить: переезду предшествовал долгий роман, я фактически жил на два дома и две семьи и в какой-то момент понял, что нужно определяться.
-- Это ваш четвертый брак?
-- Да. Помню, как-то еще в советское время партийная комиссия обсуждала мою кандидатуру перед выездом за границу: тогда порядок был такой, требовалось разрешение руководящих товарищей... Словом, зачитывают мою характеристику с места работы: "В быту скромен. Женат три раза". Посмеялись товарищи коммунисты и отпустили... 6 октября будет пятьдесят лет, как я в браке. Правда, с разными женщинами, поэтому золотой свадьбы не получится...
Татьяна моложе меня на тридцать с лишним годков. Она работала диспетчером на стройке, потом перешла в банк, а когда связала судьбу со мной, уволилась, посчитав, что теперь главное ее дело -- забота обо мне.
-- С детьми общаетесь?
-- Не слишком часто. У каждого своя жизнь. Катя, старшая, живет в Омске, играет в местном ТЮЗе. Честно говоря, не хотел, чтобы шла по моим стопам, но дочка настояла. Стала хорошей актрисой. Сергей тоже получил театральное образование, даже снялся со мной в картине. Потом еще какое-то время играл, но в итоге сменил вид деятельности. Живет в Москве, занимается каким-то бизнесом. Не слишком крупным. Родил мне внука. Петра. Впрочем, в Омске у меня уже и правнучка есть.
-- Как зовут?
-- По-моему, Анастасия. Не знаю. Не помню... Но вы не подумайте ничего такого. Они все меня любят. И я их.
-- Вы еще одну дочку назвать забыли, Петр Сергеевич.
-- Ира тоже начинала учиться в Щукинском училище, ее хвалили в театре Вахтангова, но... но... я не хочу о ней говорить.
-- Значит, то, что писали в газетах, правда? Будто Ирина в состоянии аффекта едва не убила дочь, вашу внучку, а потом пыталась поджечь квартиру и покончить с собой?
-- Если знаете, зачем спрашиваете? Не заставляйте меня говорить об этом. Больно... Не могу ни понять, ни прокомментировать того, что стряслось. Выше моих сил.
-- Но ведь детей, как и родителей, не выбирают.
-- Я не отказываюсь от дочери, но и слышать о ней не хочу.
-- Лизу не думали забрать к себе?
-- Внучка совсем маленькая, а я не в том возрасте, чтобы нянчить малышей. В конце концов, у девочки в Москве есть отец, две бабки, другая родня.
-- А что с Ириной?
-- Ничего не желаю знать о ней. Пусть суд решает. Все, что мог, я уже сделал. Видимо, этого оказалось мало, чтобы отвратить беду... Я в самом деле стараюсь гнать от себя эти мысли. Изменить ведь ничего уже нельзя, остается лишь молиться Богу.
-- Так и делаете?
-- Не могу назвать себя истово верующим, посты строго не блюду, но считаю, что без надежды человеку никак нельзя. Крестили меня в детстве, девятимесячным. Рассказывают, будто так ухватил попа за бороду, что потом долго отодрать не могли... Моя тетка по материнской линии была монашкой, помню, ходили с ней в церковь на Шаболовке.
-- Хоть галстук пионерский при входе снимали?
-- Одно другому совсем не мешало. Пасху очень любил, куличи...
В последнее время моим любимым занятием стали воспоминания. Это так увлекает! Оказывается, память хранит очень многое, даже запахи.
-- Чем пахнет ваше детство?
-- Снегом. Чистым январским снегом... ЦПКиО, коньки... А какие американские горки раньше были в Ленинграде? Сказка!
-- Последнее место вашей работы в Питере -- Театр комедии. Достаточно неожиданный выбор. Все-таки у вас имидж серьезного человека.
-- Как говорится в телерекламе, имидж -- ничто, жажда -- все... Всегда хотел играть. А где?.. Я вам уже рассказывал про чувство самоиронии. Когда спрашивают, как отношусь к себе, отвечаю: "С пониманием".
-- А к другим?
-- По мере сил. Я не всепрощенец, но и не народный мститель, даже поведению врагов стараюсь найти объяснение. В крайнем случае мысленно вычеркиваю человека из своей жизни, ставлю возле его имени прочерк. Хорошо это или плохо? Не знаю. Все в нашей судьбе заранее предначертано, и правильно, что мы заранее не знаем будущего. Помните, у Игоря Северянина? "Встречаются, чтоб расставаться, влюбляются, чтоб разлюбить. Мне хочется расхохотаться..." Ну и так далее. Никто не скажет, что ждет нас завтра, но сегодня надо жить, встречаться, влюбляться.
-- Готовы к подвигам, Петр Сергеевич?
-- Как пионер! А если серьезно, то важно поставить красивую точку, не смазать финал. Думаю об этом...


Автор: Зинаида Лосева
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Ваше благородие, Петр Сергеевич!

В Театре комедии, в только что открывшемся после реставрации Белом зале, на днях чествовали народного артиста России Петра Вельяминова. Повод — пятидесятилетие творческой деятельности и присвоение ордена «За заслуги перед Отечеством». Вельяминов сыграл более 150 ролей в театре и 120 — в кино, хотя и не имеет актерского образования. Сын офицера царской армии — а род Вельяминовых известен с IX века, со времен Ярослава Мудрого, — он в шестнадцать лет был арестован и получил десять лет лагерей. В культурно-воспитательной части ГУЛАГа и обучался актерскому мастерству. Зато на вечере ректор Академии театрального искусства вручил Петру Сергеевичу студенческий билет за номером первым. На что Вельяминов заметил: «Надеюсь, в следующий юбилей вы дадите мне диплом об окончании».
Первая роль в кино
Поздравить друга приехал московский режиссер Валерий Усков, который стал его «крестным отцом» в кино, пригласив никому не известного провинциального актера на главную роль в сериале «Тени исчезают в полдень». По воспоминаниям Валерия Ивановича, было так: «Мы с режиссером Владимиром Краснопольским увидели Вельяминова в Свердловском театре, в жуткой пьесе «Кандидат партии», состоящей из лозунгов и трескучих aphorism.ru/" title="aphorism.ru/" title="фразы, изречения, афоризмы">фразы, изречения, афоризмы">фраз. Вельяминов, играющий главную роль, сумел взволновать зал, и мы подумали, что если дать этому актеру слова более человеческие, он сможет вызвать сочувствие и сопереживание. Особенно нам понравились его глаза».
Петр Сергеевич рассказывает историю знакомства со своей точки зрения: «Прихожу в антракте в гримерную, там с коллегой разговаривают два каких-то незнакомца. Стал поправлять грим — смотрят на меня пристально. Мне такая бесцеремонность не понравилась. Вдруг Усков говорит: «Мы ради вас пришли. Мы режиссеры из Москвы», — у меня от этих слов сердце подпрыгнуло: наконец-то! Не знаю, что и ответить, и для поддержания разговора спрашиваю: «А что вы снимали?» Они стали называть картины, а я ни одной не смотрел, пришлось в этом каждый раз признаваться. «Вот, — думаю, — дернул черт поинтересоваться». Наконец называют картину «Неподсуден», афиши которой недавно по всему Свердловску висели. Но и ее я не видел, говорю: «Болел!». Стали они рассказывать о сериале, что он по роману известного писателя Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень», а я не читал. «Вот, — думаю, — не произвел я впечатления, в кино не хожу, книг не читаю», — но нашелся: «Товарищ обещал дать почитать и до сих пор не принес».
Первая съемка
О первом съемочном дне будущей звезды Усков повествует так: «Снимали сцену, когда кулак Меньшиков издевается над батраком Захаром Большовым — Вельяминовым, показывая, чего стоит его кулак. Артист Полежаев так хватанул Вельминова по подбородку, что у того из губы пошла кровь, а на глазах выступили слезы. Мы довольны: «Вот она, социальная правда!» Подходим к Вельяминову: «Петя, это кино, нужно сделать еще один дубль». Он вытер слезы: «Ну ладно!» И после этого мы повторяли сцену еще семь-восемь раз».
Петр Сергеевич о съемках рассказывает так: «Поначалу нужно было сделать кинопробы. Режиссеры решили меня перекрасить в блондина, но экспериментальная японская краска дала ярко-зеленый цвет майского газона. Гример стал меня вновь перекрашивать, прибегает ассистент: «Пора!» Захожу в студию и слышу голос Людмилы Зыкиной, которая поет «Гляжу в озера синие» — режиссеры и ее пробовали. Стою я с зеленой головой, в рубище 68-го размера и вдруг вижу, что Зыкина с Усковым ко мне направляются. Народная артистка, лауреат государственной премии! Думаю, женщина должна представляться первой, когда она скажет: «Людмила Георгиевна Зыкина», — с достоинством отвечу: «Петр Сергеевич Вельяминов». Она подает руку: «Люда», — а я от неожиданности пискнул: «Петя», — да еще через <ё>.


Автор: Ольга Журавлева
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Девять лет лагерей не сломили меня

Фото: ИТАР-ТАСС, РИА «Новости»
Напросившись в гости к Петру Сергеевичу Вельяминову, мы даже не подозревали, что нас ждёт накрытый стол и задушевная беседа. «Мы любим принимать гостей», — объяснила жена актёра Татьяна.
— И всех стараетесь так вкусно накормить?
Пётр Сергеевич заулыбался:
- Я всегда встречал гостей пирогами, которые пёк сам. Но теперь Таня меня отучила это делать, сама всё готовит.
- «У Петра Сергеевича получаются вкусные и изысканные блюда, — снова включилась в разговор супруга актёра. — Но многолетний опыт совместной жизни даёт мне право сказать, что особо удаются ему угощения, когда он нервничает и кулинарией пытается снять стресс. Его фирменное блюдо — осетинский пирог. Начинку готовит из адыгейского сыра и множества приправ. А ещё раз в год Пётр Сергеевич балует меня потрясающим курником. А я обожаю его дни рождения, потому что с утра начинаются звонки и приходит такое количество народа, что двери в доме не закрываются до глубокой ночи. В этот день всех угощаю я».
Сидим чаёвничаем на кухне, ведём неспешную беседу… И вдруг практически над головой появляется кошачья мордочка.
- «Это Муся, — поясняет Пётр Сергеевич. — В нашей квартире очень высокие потолки. Вот я и придумал соорудить в коридоре длинную лестницу, которая ведёт в специально оборудованную комнату второго этажа. Места там немного, но всегда можно уединиться. Кошки, а их у нас две, очень полюбили этот маршрут на второй этаж. Теперь, когда мы сидим за столом, кошки предпочитают наблюдать за нами сверху, из этой самой комнаты, ставшей, по сути, их собственностью».
ЖЕНИХОМ БЫЛ ВОСЕМЬ ЛЕТ
— Пётр Сергеевич, как вы познакомились с Татьяной?
Глава семьи на минуту задумывается, а супруга начинает смеяться:
— Понимаете, у него для каждого издания своя версия нашего знакомства. При этом каждый раз он придумывает какие-то совершенно невероятные детали. Но в каждом варианте есть своя правда.
— Так как же было на самом деле?
- Пётр Сергеевич: Это случилось в поезде Петербург — Москва…
- Таня: Нет, в гостях у наших знакомых…
- Пётр Сергеевич: Главное, что я за ней ухаживал целых восемь лет.
— Так долго?!
— Да, потому что крепость не сдавалась, приходилось долго держать её в осаде.
— Татьяна, а когда вы познакомились с Вельяминовым, хорошо знали его кинороли?
— В то время я училась в Ленинграде и работала, а по вечерам телевизор не смотрела. Молодость брала своё, поэтому предпочитала гулять с подругами. Когда мы познакомились, я вспомнила, что в 15 лет вместе с мамой смотрела «Тени исчезают в полдень», а мама и её подруги были влюблены в актёра Вельяминова. Да и сама я, признаться, пыталась представить его рядом с собой, хотя по возрасту он казался мне уже совсем не молодым.
Но восемь лет его галантных ухаживаний для меня многое значат. Тогда у Петра был очень плотный график съёмок и гастролей. Так вот он мог прилететь буквально на пару часов, чтобы только встретиться со мной. И всегда приходил с удивительно красивыми цветами.
Поначалу мы не могли быть вместе. Пётр Сергеевич был несвободен, да и я от своей привычной жизни не хотела отказываться. Но потом всё-таки осознали, что нам нельзя жить врозь. И вот мы вместе уже 21 год.
ПОМОЩЬ БРИЖИТ БАРДО
Пётр Сергеевич и сейчас активно работает, играет в театре, заведует кафедрой театрального факультета в Балтийском институте. Снялся в сериале «Казароза», где сыграл героя Владислава Галкина в старости. А недавно его пригласили в интересный документальный проект «Куликово поле».
— Там у меня роль ведущего. Выбрали меня, потому что в летописях обнаружили, что один из моих предков из рода Вельяминовых был героем этого сражения, документы даже говорят о том, что он был приближённым Дмитрия Донского.
— А сколько лет вашему роду?
— В 2027 году нашему старинному боярскому роду исполнится 1000 лет. Вельяминовы были московскими боярами. Наше родовое поместье находилось в Рязанской губернии, а в Москве — это Марьина Роща, Вельяминовская улица, есть и деревня Вельяминовка под Москвой.
— А как потомственный москвич оказался в Ленинграде?
— Переехал сюда по личным причинам. Но Петербург для меня родной город. Здесь отец окончил кадетский корпус и ушёл на Первую мировую войну, здесь похоронены мой дед и прадед, здесь погиб в блокаду дядя.
— У вас есть сегодня дворянский титул?
— Одно время я был вице-предводителем Дворянского собрания России. Но это не по мне. Многие нынешние дворяне просто-напросто купили свои титулы, поэтому я предпочитаю заниматься более перспективными и полезными делами.
— Например?
— В этом году в районе Ржевки будет открыт приют для бродячих животных. Это комплекс из пяти зданий, обустроенных по немецкой технологии. Конечно же, строительством я не занимался, весь груз хлопот взвалила на себя моя помощница. А мне пришлось ходить по банкам, завязывать знакомства с людьми, которые могут оказать материальную помощь. Нам даже Брижит Бардо помогла.
ПОСАДИЛИ, ПОТОМ НАГРАДИЛИ
Советская власть не простила Вельяминовым аристократического прошлого. Когда Петру было 4 года, отца как бывшего офицера царской армии арестовали и отправили на строительство Беломорканала. А 31 марта 1943 года Петра Вельяминова — 16-летнего выпускника школы, собиравшегося поступать в архитектурный, — арестовали.
— Я был обыкновенным мальчишкой и ни о каких антисоветских организациях, конечно, не помышлял. Как-то с мамой и сестрой пошли в кинотеатр «Ударник» на фильм «Леди Гамильтон». На обратном пути сестре показалось, что какие-то люди преследуют нас. Мама испугалась, а мне стало даже интересно — напоминало игру в казаки-разбойники. Я стал обращать внимание на тех, кто за мной следит. И даже начал уходить от них, прятаться, совершенно не ожидая, что меня могут арестовать…
Всё произошло буквально через несколько дней на Манежной площади. Меня привезли на Лубянку. Там раздели и постригли. Следователь кричал на меня, а потом… ударил. Это был первый шок, потому как со мной в жизни никто так не обращался. Затем повели в помещение и выдали рюкзак с домашними вещами. Только тогда я понял, что меня отсюда уже не выпустят. И заплакал…
Но я — счастливый человек, потому что тяжёлая ситуация не сломила меня. До 50-х годов в лагерях не было разделения на уголовников, дезертиров и политических. Но так получилось, что рядом со мной всегда оказывался человек, который меня спасал.
Когда я попал на Урале на строительство гидролизного завода в бригаду малолеток-уголовников, я уже окончательно обессилел — весил 47 килограммов. С дистрофией меня поместили в лазарет. Начальница больницы тоже была москвичкой, и, как оказалось, её дочь училась со мной в одной школе. Благодаря этой женщине я тогда и выжил.
— Несколько лет назад вы были награждены орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени. И эти заслуги у вас главным образом за создание образа настоящего советского гражданина, патриота. Как вы могли после девяти лет лагерей играть коммунистов?
— Меня ещё наградила и «Академия проблем безопасности обороны и правопорядка». Как говорится, сначала посадили, а потом наградили. Но насчёт образа коммуниста я вам так скажу: среди коммунистов я встречал разных людей. Одни были подлецами, другие — высокоморальными людьми. Мне чаще попадались последние. Поэтому и в кино создавал то, во что верил.
— А вы действительно верили?
— А как же иначе! И мысли не было, что идём неверным путём. Однако я никогда не вступал в партию. Не хотел сам, да меня бы и не приняли… А партийная принадлежность моего Кружилина из «Вечного зова» меня не волновала. Чувство собственного достоинства Кружилина, его порядочность давали мне право играть этого человека.
— Вы играли председателя колхоза. Насколько вам близок деревенский быт?
— Около года я проработал в лагере на сельхозработах. Правда, когда в первый раз увидел, что помидоры растут на кустах, очень удивился, потому что искренне думал, что они растут на деревьях.
Вы не поверите, но у меня никогда не было дачи. Лишь прошлым летом мы купили большой дом за городом. И там я смог воплотить все свои дизайнерские идеи. Работы проходили исключительно под моим контролем. Теперь у нас есть все удобства плюс отдельно стоящая баня. Здорово! Правда, я человек исключительно городской и не могу оставаться на природе больше двух-трёх дней. Не могу бросить своих студентов и благотворительную деятельность. Придётся купить машину, чтобы стать мобильнее.
— И кто сядет за руль?
— Конечно, я.
— Да уж вряд ли, — вздыхает Татьяна, — похоже, личным шофёром, как и охранником, придётся быть мне.
— Охранником?! Поклонницы донимают?
— Мои поклонницы всегда немного отличались от тех, которые ходят следом за своими кумирами и забрасывают их любовными письмами. В какой-то степени мои роли действовали на них. Но, конечно, разные были случаи. Девушки не предлагали себя, но, скажем так, не возражали…
Помню, после гастролей в Тольятти артистам «Современника» (а я тогда служил в этом театре) нужно было улетать в Москву. Галя Волчек и говорит мне: «Слушай, пойди похлопочи немножко лицом, может, получится бронь снять». Я подошёл к окошечку касс и начал улыбаться девушкам-кассиршам. И вот одна из них кричит другой: «Маша, смотри, кто к нам пришёл!». Та подбежала и с радостью произнесла: «Вижу — Рыбников».
Автор: Елена Петрова
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Свобода — это справедливость и ответственность

Это был первый советский сериал «Тени исчезают в полдень», после которого к Вельяминову пришла слава. Его пригласили в следующий знаковый фильм «Вечный зов». Снялся и в первом советском триллере «Пираты ХХ века». Всего за плечами более 80 картин.
Коренной москвич, Вельяминов, женившись на петербурженке, вот уже больше десяти лет живет в нашем городе. Впрочем, связи вельяминовского рода с Петербургом давние — в галерее героев войны 1812 года в Эрмитаже находится портрет одного из предков, в Александро-Невской лавре похоронен дед, герой Порт-Артура.
Тысячелетний род
— В Петербурге в кадетском и юнкерском училищах учился отец, — рассказывает Петр Сергеевич. — А вообще род Вельяминовых связан с Россией с 1027 года, когда племянник норвежского короля привел с собой дружину к Ярославу Мудрому. Я — 39-е колено рода.
— Откуда так хорошо знаете его историю?
— Многое рассказывал папа, дома висели портреты дедов и прадедов. Узнавал я и о характере Вельяминовых. Учитель географии каждый раз, вызывая папу к доске, говорил: «Господин ВельЯминов», с ударением на «я». Отец не вставал: «Господин ВельямИнов, господин преподаватель». Пауза. И педагогу приходилось делать правильное ударение. Это продолжалось на протяжении всего учения. Такие вот «штучки» говорили о том, что характер — всегда характер.
— Сейчас Вельяминовы — большой род? Есть представители за границей?
— Моя сестра живет в Швейцарии, она внучка Николая Александровича Вельяминова, медика, начальника Санкт-Петербургской военно-медицинской академии. Сестра говорит по-русски, по-петербургски, это такие интонации, которые не придумаешь. А пишет безграмотно, потому что заканчивала немецкую школу. Такие чудеса выделывает с правописанием! Но каждый раз извиняется: «Я безграмотная, ты на меня не обижайся». Я дважды или трижды был у нее в Швейцарии, она уже очень пожилой больной человек, но пьет виски каждый вечер, и я к ней присоединялся.
В Москве живет Вельяминов Георгий Михайлович, доктор наук, юрист. У меня есть трое детей, но молодые несколько индифферентно относятся к истории рода.
Однако время проделывает такие штучки, что через сто лет вдруг в роду проскальзывает какая-то такая интересная личность!
Китайский коммунист
— Вы — единственный артист в роду?
— Да. Актером быть я не мечтал, в лагере участвовал в самодеятельности, и там мои способности заметили люди профессиональные. Они говорили, что этой профессией смогу заработать на кусок хлеба да еще и с маслом, о чем я мог только мечтать.
— Если бы не лагерь, вы бы актером и не стали?
— Я думаю, все человеку написано свыше. Поэтому я слушал то, что написано.
— Какими еще профессиями владеете?
— Я работал на лесосплаве, бригадиром плотников, нормировщиком. Нормировщик Кармазин, который «держал» в лагере весь механический завод, говорил мне: «Ну, чего ты пойдешь в этот джаз? Песенки петь «До свиданья, мама, не горюй»? Занимайся этой профессией, и ты будешь сыт и пьян». Но я ушел в оркестр, который сопровождал заключенных на работу, играл на барабане. Музыкальное образование имелось — четыре года музыкальной школы по классу скрипки.
— Вы всегда играли положительных героев, сейчас, мне кажется, в таком герое потребности нет.
— Положительный герой — это нелегкий хлеб. Однажды меня ввели в китайскую пьесу «Ураган», герой — китайский коммунист, был написан так прямолинейно, что я, честно говоря, дома бросал роль на пол и топтал ее, не зная, что делать. Но делать пришлось, театр — это дисциплина. Каково же было мое удивление, когда критики решили, что это блестящая работа. И китайская пресса была такого же мнения. Этот феномен я не понимаю до сих пор (смеется). Потому что я играл с некоторым возмущением к себе, что все так прямолинейно: Сейчас, к счастью, до таких героев еще не дошло.
Лагерный опыт
— В наше время люди перестают доверять друг другу. А верите ли вы в человека после того, что пережили в лагере?
— Я встречал там приличных людей, которые по непонятным причинам помогали мне, протягивали руку помощи совершенно безвозмездно. Когда я дошел до дистрофии — весил 47 килограммов и уже почти не имел шансов выжить — люди меня вытащили.
— Вы человек верующий?
— Верующий. У меня тетка была монашкой Арзамасского монастыря, в 30-м году приехала к нам, потому что монастырь закрыли. Она водила меня в церковь. Когда я стал пионером, заявлял тетке, что Бога нет, она очень обижалась и не разговаривала со мной. Но когда я приходил в храм на Шаболовку, мне служба очень нравилась.
— Лагерный опыт лучше не помнить?
— Помнить-то надо. Это опыт, который тебе дала жизнь. Положительный или отрицательный? Трудно сказать, просто опыт, он не имеет окраски эмоциональной.
Нужно донкихотство
— Интересуетесь ли вы политикой?
— Она пронизывает жизнь, не обращать внимания на то, что происходит в стране, человек не может. Интеллигенция в тупике, это процесс очень серьезный, у нее нет лидера. Интеллигенция должна осознать свою ответственность в гораздо большей степени, чем сейчас. И мне кажется, должно быть какое-то донкихотство.
— Власть денег над человеком усиливается. Некоторые даже утверждают, что свобода — это деньги. А на ваш взгляд?
— Если у них есть деньги, может быть, они правы. А на мой взгляд, свобода всегда в справедливости. И ответственности.
— Как вы выживаете материально?
— Именно — выживаю. Вот недавно помогло кино: пригласили в мексиканскую картину на главную роль — русского эмигранта, который возвращается в Россию. Режиссеру рекомендовали меня, и когда он летел в самолете, на борту оказался журнал с моим интервью и портретом. Он сказал, что это судьба. Ну, а я опять играю положительного героя.
Фильмография Петр Сергеевич Вельяминов
/Petr Veliaminov/
Актерские работы:
• Тени исчезают в полдень [1971]
• Здесь наш дом [1973]
• Иванов катер [1973]
• Командир счастливой "Щуки" [1973]
• Вечный зов [1973]
• Скворец и лира [1974]
• Повесть о человеческом сердце [1975]
• Сладкая женщина [1976]
• Воскресная ночь [1977]
• Гонки без финиша [1977]
• Пыль под солнцем [1977]
• Версия полковника Зорина [1978]
• Встреча в конце зимы [1978]
• Пираты 20-го века [1979]
• Пираты XX века [1979]
• Опасные друзья [1979]
• Поэма о крыльях [1979]
• Дым отечества [1980]
• Ночное происшествие [1980]
• Такие же, как мы! [1980]
• В начале игры [1981]
• Отставной козы барабанщик [1981]
• Ярослав Мудрый [1981]
• Возвращение резидента [1982]
• Нас венчали не в церкви [1982]
• Срочно... Секретно... Губчека [1982]
• ...И прекрасный миг победы [1984]
• Челюскинцы [1984]
• Встретимся в метро [1985]
• Конец операции 'Резидент' [1986]
• Пятьдесят пять градусов ниже нуля [55 градусов ниже нуля] [1986]
• Железное поле [1986]
• Знаю только я [1986]
• Конец операции "Резидент" [1986]
• Лапта [1988]
• Стеклянный лабиринт [1989]
• Сувенир для прокурора [1989]
• Полет ночной бабочки [1992]
• Фиктивный брак [1992]
• Серые волки [1993]
• Заложники дьявола [Черный дьявол] [1993]
• Налетъ [1993]
• Зимняя вишня (сериал) [Зимняя вишня 3] [1995]
• Ермак [1996]
• Транзит [1999]
• Бандитский Петербург. Адвокат. Часть 1 [2000]
• Бандитский Петербург. Адвокат. Часть 3 [2000]
• Бандитский Петербург. Адвокат. Часть 5 [2000]
• Игра без правил [2003]


ВЕЛЬЯМИНОВ Петр Сергеевич
Родился 07.12.1926, Москва
Народный артист РСФСР (1985).
Кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2003).
Знаменитые предки
Среди предков Петра Сергеевича Вельяминова много знаменитых личностей. Самым титулованным из них был основатель рода, в начале XI века пришедший во главе трёхтысячной дружины служить к Ярославу Мудрому. Он был племянником норвежского конунга - короля Хакона II. В Эрмитаже, в галерее героев войны 1812 года, висит портрет двоюродного деда Петра Сергеевича - Ивана Александровича Вельяминова - генерала, члена Военного совета при Александре I. А его брат, Алексей Вельяминов, служил начальником штаба у Ермолова, во время Крымской войны командовал Кавказской Черноморской оборонительной линией. В его честь императорским указом Туапсе переименовали в форт Вельяминовский. Другой предок, Николай Александрович Вельяминов, - известный военный хирург, с 1909 по 1913 год возглавлял Военно-медицинскую академию, а в Первую мировую был назначен начальником санитарной службы русской армии. После революции, несмотря на идейные разногласия с советской властью, Николаю Вельяминову в знак признания заслуг перед Отечеством поставили памятник на Волковом кладбище.
Родители
Петр Сергеевич с теплотой вспоминает о своих родителях: "Отец был вспыльчивым человеком, а мама, наоборот, очень мягким и спокойным. Она умела гасить отцовское раздражение, ссоры, недоумения, и в доме царила теплая, сердечная атмосфера. Она запомнилась мне, пропитала душу, может, поэтому, став взрослым, самостоятельным человеком, я всегда стремился к тому, чтобы мой собственный дом был похож по духу на тот, что был в моем детстве. Несмотря на все трудности, все беды, которые свалились на плечи моих родителей, я помню, каким счастливым был наш дом, когда все мы - мама, папа, старшая сестра и я - были вместе".
Отец Петра Вельяминова - Сергей Петрович Вельяминов (1898 г.р.) - был царским офицером, ушёл на фронт в 1916 году, затем служил в Красной армии, командовал полком в Воронеже и дослужился до командира Первого батальона элитной Пролетарской дивизии.
Первый раз по сфабрикованному обвинению его арестовали в тридцатом году. В 1936 году его освободили.
В 1941 году Сергей Петрович пошел добровольцем на фронт. Он воевал простым солдатом, так как после ареста был лишён офицерского звания. Второй арест последовал на фронте в сорок четвёртом, и он отсидел еще десять лет.
Дважды прошла через пятилетние ссылки и мать Петра Вельяминова, Дивнова Татьяна Ермиловна (1893-1972).
Сергея Петровича реабилитировали по обоим делам за отсутствием состава преступления и возвратили звание подполковника в 1956 году. Татьяна Ермиловна выхлопотала ему военную пенсию, и они прожили вместе еще девятнадцать лет...
Юность, проведенная в заключении
Такое происхождение, конечно, повлияло на судьбу Петра Вельяминова. В 1943 он был арестован и осужден за участие в "антисоветской организации", которой не было и в помине. Как ему сказали на одном из допросов, "яблоко от яблони недалеко падает".
Петр Сергеевич рассказывает: "Меня репрессировало особое совещание города Москвы. Статья называлась "Соучастие в антисоветской организации "Возрождение России".
На нашей лестничной площадке жила девушка, с которой мы учились в одной школе. Я был частым гостем в их семье. Ее отец - доцент Московского инженерно-строительного института дружил с одним из преподавателей того же вуза, который по предписанию должен был сдать радиоприемник, так как во время войны держать такие вещи категорически запрещалось. А он не сдал. После его ареста хватали всех, кто имел к нему хоть какое-то отношение. Был арестован и отец этой девушки, который назвал меня частым посетителем этой злополучной квартиры, и я был арестован. Я отсидел 10 месяцев, и только тогда меня вызвали на первый допрос. Моя участь была решена, когда я сказал о том, что они держат в тюрьме совершенно невинного человека. Не так часто, но рукоприкладством мои следователи занимались, хотя говорил я чистую правду о своей невиновности. Меня посадили, когда мне было 16 лет и 4 месяца".
Вот так свои юношеские годы - с 16 до 25 лет - Петр Вельяминов провел в лагере заключенным.
В лагере до Петра дошла весть об аресте матери. Он был так потрясен известием, что вскрыл себе вены. Ему уже не хотелось жить. Страдания матери, которую он очень любил, казались ему непомерными. К счастью все обошлось…
Актер без образования
В 1952 году Петр Вельяминов освободился. Он имел строгие ограничения в проживании - ему запрещалось проживать в крупных городах. Вельяминов поселился в Абакане и уже в том же году, не имея актерского образования, устроился в драматический театр этого города. "Я актер без образования. Мой театральный университет - лагерь, где учился я театральному мастерству" - говорит Петр Вельяминов. Какая-то подготовка у начинающего актера все-таки была - он, в свое время, участвовал в школьной, затем в лагерной самодеятельности. В Абаканском театре Вельяминова обучали актёрскому ремеслу профессиональные артисты и режиссёры, находившиеся в том же положении, что и он.
Первый и второй брак
В 1953 году Вельяминов женился на Нюхаловой Людмиле Алексеевне (1923 г.р.). В том же году у него родилась дочь Екатерина, которая впоследствии стала актрисой Омского ТЮЗа.
С 1955 года Вельяминов перешел в Тюменский областной драматический театр. Там в российской глубинке и проходила его жизнь. Лишь в 1959 году, спустя 16 лет после разлуки, Петр Вельяминов смог увидеться со своей сестрой Ириной в Москве. Их дома к тому времени уже не существовало, сестра переехала на другую квартиру. Но в Москве Вельяминов оставаться не мог - действовало ограничение паспортного режима.
В 60-е годы Вельяминов работал в театрах Дзержинска, Новочеркасска, Чебоксар, Иваново. Амплуа Вельяминова было - герой-любовник, и его театральная судьба складывалась весьма успешно, несмотря на то, что он сменил около десятка провинциальных театров.
В 1964 году, работая в Чебоксарах, Вельяминов женился во второй раз. Новой женой стала Гришина Галина Петровна (родилась в 1940 году в г.Дзержинске Горьковской обл.). В том же году у них родился сын Сергей, впоследствии окончивший школу-студию МХАТ. А через четыре года, в 1968, родилась дочь Ирина.
"Тени исчезают в полдень"
Судьбу Вельяминова перевернул 1971 год, когда он впервые снялся в кино. Это был фильм режиссеров Краснопольского и Ускова "Тени исчезают в полдень", где Вельяминов сыграл роль Захара Большакова.
Режиссер фильма Валерия Ивановича Усков вспоминает: "Мы с режиссером Владимиром Краснопольским увидели Вельяминова в Свердловском театре, в жуткой пьесе "Кандидат партии", состоящей из лозунгов и трескучих фраз. Вельяминов, играющий главную роль, сумел взволновать зал, и мы подумали, что если дать этому актеру слова более человеческие, он сможет вызвать сочувствие и сопереживание. Особенно нам понравились его глаза".
Фильм стал предтечей нынешних сериалов, хотя "мыльной оперой" не являлся ни в коем случае. Картина настолько понравилась зрителям, что впоследствии ее называли не иначе, как народный телероман.
На волне успеха
После премьеры на исполнителей главных ролей в этом фильме, в том числе на Вельяминова, обрушилась всесоюзная слава. И в 1972 году Петр Сергеевич был приглашен в Московский театр "Современник".
В 1972 году Вельяминова ждал еще один успех. В героико-приключенческом фильме "Командир "Счастливой Щуки" он сыграл главную роль - командира подводной лодки Алексея Строгова. Именно тогда Петр Сергеевич решил оставить театр: "После выхода на экран фильма "Командир "Счастливой Щуки" я полностью посвятил себя кинематографу, так как одновременно работать в театре и в кино стало невозможно из-за частых отлучек на съемки. Обращая свой взор в прошлое, я иногда жалею, что ушел из театра, но выбор был сделан, и это предопределило всю мою дальнейшую судьбу". С 1974 года он стал артистом театра-студии киноактера.
Как бы продолжением судьбы, прожитой в "Тенях...", стала для Вельяминова роль Поликарпа Кружилина в телеэпопее "Вечный зов" (1973-1983). И эта актерская работа имела столь же огромный успех. О том насколько удачно вошел актер в образ, говорит забавный случай, происшедший с ним как-то на встрече со зрителями. К нему подошла женщина и поинтересовалась - верно ли, что он навсегда променял свой колхоз на актёрскую карьеру? Мол, такие слухи в народе ходят.
Среди других ролей Вельяминова в те годы - Иван Бурлаков в киноповести "Иванов катер" (1972), Николай Егорович в мелодраме "Сладкая женщина" (1976), замполит Калинин в криминальной драме "Опасные друзья" (1979).
Однако, несмотря на всенародное признание, официальные власти не забывали о прошлом актера. Так в 1979 году его просто-напросто не пустили во Францию с делегацией, которая везла туда фильм "Тени исчезают в полдень".
В 1979 году Вельяминов снялся в первом советском боевике "Пираты ХХ века". Капитан советского сухогруза в исполнении Вельяминова был не просто положительным, в нем чувствовалось благородство, внутренняя духовная сила. Увлекательный, динамичный фильм побил кассовые рекорды, получил зрительское признание и вызвал самые противоречивые отзывы критики. Раздражение критики вызвал прежде всего жанр, который был непривычен для советского кинематографа.
Другие работы в кино
Немало удачных работ в кино у Вельяминова было и в 80-е годы. Он снялся в главных ролях: в детективе "Ночное происшествие" (1980), приключенческих фильмах "Возвращение резидента" (1982) и "Конец операции "Резидент" (1986), психологической драме "Железное поле" (1986) и других. Одной из лучших работ тех лет была роль князя Владимира в историческом фильме "Ярослав Мудрый" (1981).
В 1984 году, через тридцать два года после освобождения, Петр Сергеевич, наконец, был реабилитирован.
В 90-е годы, период развала российского кинематографа, Вельяминов, как и многие талантливые актеры, снимался редко. И все-таки, даже в те годы у Петра Сергеевича были удачные роли. Стоит вспомнить политический фильм Игоря Гостева "Серые волки" или исторический Ускова и Краснопольского "Ермак".
Вельяминов снимается и в настоящее время. Одними из последних работ были: роль уголовного авторитета в сериале "Агент национальной безопасности" и роль Петра в мексиканско-российской мелодраме "Под луной".
Несмотря на свои годы, Петр Сергеевич продолжает работу в театре, кино и преподает в институте. Как говорит сам Вельяминов: "Это не всегда соответствует моему желанию, но необходимо для того, чтобы повысить материальный уровень. Я принадлежу к российскому среднему классу, т. е. ничего не имею".
Третий брак
В 1992 году Вельяминов женился в третий раз. Новая жена - Танакова Татьяна Александровна (1960 г.р.), о которой актер говорит: "Сейчас за мной ухаживает моя последняя прекрасная жена, благодаря которой я обрел уверенность и мне спокойно".
Дети
Старшая дочь Екатерина (от первого брака) живет в Омске. Работает в местном ТЮЗе.
От второго брака у Вельяминова двое детей Ирина и Сергей.
Сын Сергей (1964 года рождения) окончил школу-студию МХАТ. Вторым браком был женат на Марии Георгиевне Бурковой.

Дочь Ирина (1968 года рождения) - актриса. Первый муж - Михаил Данилов, второй (с 1992 года) Александр Головченко, художник-реставратор.
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис 2000)
Игорь Линчевский, "Петр Вельяминов" (Газета Алфавит №26 (188) от 27.06.2002)
Роман Малков, "Мне интересна сама жизнь" (Газета Районка, Санкт-Петербург №5(19) 2002)
Андрей Ванденко, "Петр Вельяминов: Родовая профессия - военный" (Газета Комок от 22-28.09.2003)
"Петр Вельяминов: "Я - счастливый человек"" (Газета Смена от 06.07.2003)
Зинаида Лосева, "Ваше благородие, Петр Сергеевич!" (АиФ Петербург № 41 (530) от 8.10.2003)
Анна Селиванова, "Дочь актера Петра Вельяминова признали невменяемой" (Комсомольская правда от 12.08.2003)
а также материалы сайта http://www.vgd.ru
Фильмография:
1971 Тени исчезают в полдень
1972 Иванов катер
1972 Командир счастливой "Щуки"
1973 Здесь наш дом
1973-83 Вечный зов
1974 Скворец и лира
1975 Повесть о человеческом сердце
1976 Сладкая женщина
1976 Спроси себя
1977 Воскресная ночь
1977 Гонки без финиша
1977 Пыль под солнцем
1978 Версия полковника Зорина
1978 Встреча в конце зимы
1978 Голубка
1978 Переезд
1979 Опасные друзья
1979 Пираты ХХ века
1979 Поэма о крыльях
1980 Дым отечества
1980 Ночное происшествие
1980 Такие же, как мы
1981 В начале игры
1981 Отставной козы барабанщик
1981 Против течения
1981 Ярослав Мудрый
1982 Возвращение резидента
1982 Нас венчали не в церкви
1982 Срочно. Секретно. Губчека
1984 И прекрасный миг победы…
1984 Ускорение
1984 Челюскинцы
1985 Встретимся в метро
1986 55 градусов ниже нуля
1986 Железное поле
1986 Знаю только я
1986 Конец операции "Резидент"
1987 Мегре у министра
1987 Случай из газетной практики
1987 Среда обитания
1988 Гражданский иск
1988 Лапта
1989 В знак протеста
1989 Стеклянный лабиринт
1989 Сувенир для прокурора
1991 Хищники
1992 Полет ночной бабочки
1992 Фиктивный брак
1993 Заложники дьявола
1993 Налетъ
1993 Серые волки
1994 Воровка
1995 Зимняя вишня
1996 Ермак
1998 Я первый тебя увидел
1999 Агент национальной безопасности 1. Транзит
1999 Танцы под ущербной Луной
2000 Бандитский Петербург
Петр Вельяминов Петр Вельяминов Петр Вельяминов
Петр Вельяминов Петр Вельяминов Петр Вельяминов
Петр Вельяминов Петр Вельяминов Петр Вельяминов

Фильмография (актер)

Название фильма Наша оценка Описание
Бандитский Петербург 2. Адвокат\Бандитский Петербург 2. Адвокат подробнее
Вечный зов\Вечный зов подробнее
Возвращение резидента\Возвращение резидента подробнее
Воровка\Воровка подробнее
Время выбрало нас\Время выбрало нас подробнее
Время любить\Время любить подробнее
Встретимся в метро\Встретимся в метро подробнее
Здесь наш дом\Здесь наш дом подробнее
Зимняя вишня\Зимняя вишня подробнее
Зимняя вишня 3\Зимняя вишня 3 подробнее
Знаю только я\Знаю только я подробнее
Кавалеры морской звезды \Кавалеры морской звезды подробнее
Казароза\Казароза подробнее
Командир счастливой "Щуки" \Командир счастливой "Щуки" подробнее
Нас венчали не в церкви\Нас венчали не в церкви подробнее
Ошибка резидента, Судьба резидента, Возвращение резидента, Конец операции «Резидент» \Ошибка резидента, Судьба резидента, Возвращение резидента, Конец операции «Резидент» подробнее
Пираты ХХ века\Пираты ХХ века подробнее
Серые волки\Серые волки подробнее
Сладкая женщина\Сладкая женщина подробнее
Такие же, как мы!\Такие же, как мы! подробнее
Танцы под ущербной луной / Под луной \Танцы под ущербной луной / Под луной подробнее
Тени исчезают в полдень\Тени исчезают в полдень подробнее
Фиктивный брак\Фиктивный брак подробнее
Хищники\Хищники подробнее
Челюскинцы\Челюскинцы подробнее
Я первый тебя увидел\Я первый тебя увидел подробнее
Ярослав Мудрый\Ярослав Мудрый подробнее
Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#