Актеры

Элина Быстрицкая\Elina Bystritskaya 
Россия, 4 апреля 1928 г.
актер
Элина Быстрицкая
4 апреля 1928
Окончила Киевский государственный институт театрального искусства им. И. К. Карпенко-Карого (1953). С 1953 — актриса Вильнюсского русского драматического театра, с 1956 — Московского драматического театра им. А. С. Пушкина, с 1958 — актриса Академического Малого театра СССР. С 1979 — педагог ГИТИСа им. А. Луначарского. Народная артистка СССР (1978).
Лауреат премии мэра Москвы (2000)


Родилась 4 апреля 1928 года в Киеве. Отец - Быстрицкий Авраам Петрович (1901 г.рожд.), Заслуженный врач, в качестве военного врача участвовал в Гражданской и Великой Отечественной войнах, похоронен в Вильнюсе. Мать - Быстрицкая Эсфирь Исааковна. Сестра - Быстрицкая Софья Авраамовна, живет за рубежом.
Детство и юность провела на Украине. Элина, одно из двух "л" потеряла паспортистка, означает "мудрая". Родители взяли это имя у писателя Кнута Гамсуна, не зная, насколько пророчески верным оно будет на всем жизненном пути их дочери.
Элине Быстрицкой пришлось одолеть немало крутых поворотов, прежде чем зрители узнали и полюбили ее. Глядя на Быстрицкую, невозможно представить ее вне актерской профессии. Прекрасные внешние данные, красивый голос, изящество движений - все в ней кажется созданным для сцены и экрана. А ведь в юности она готовилась к иному жизненному пути: отец, военный врач, считал, что дочь должна унаследовать его профессию. Элина долгие годы и сама думала, что она должна пойти по этой стезе. Перед войной отец получил назначение в Нежин. Здесь и застала их война. Отец и мать работали в госпитале, который очень скоро стал фронтовым. Совсем еще девочка, Элина решила, что тоже должна что-то делать для фронта,, для победы. Она попросилась работать в госпиталь, где работали ее родители. Жизнь на колесах, броски вслед за частями действующей армии, бомбежки, обстрелы - все это составляло ее быт в те годы. Элина поступает на курсы медицинских сестер, становится сначала санитаркой, а вскоре осваивает работу лаборантки клинической лаборатории госпиталя. Война закалила ее. Человек многое может - это впервые с особой ясностью поняла Элина еще тогда. И на всю жизнь усвоила жизненное кредо отца: как военный, он считал, что принятые решения надо выполнять, препятствия - преодолевать, к цели идти уверенно. Это стало и ее жизненными принципами.
Среди многих наград, увенчавших заслуги Элины Быстрицкой, есть дорогое для нее звание "Сын полка", которым она была удостоена. 40-летие Победы актриса встретила работой, которой отдала дань высокого уважения защитникам Отечества. "Случайный вальс" - так назывался спектакль по книге С.Алексиевич "У войны не женское лицо", поставленный в театре Эстрады. Быстрицкая сыграла в нем восемь ролей, слившихся в единый портрет женщин на войне.
Осенью 1944 года она возвращается в Нежин (их дом в Киеве был разрушен) и поступает в медицинский техникум. В 1947 году заканчивает его, получив диплом с отличием, дававшим ей право продолжать учебу в медицинском институте. В техникуме она впервые принимает участие в художественной самодеятельности. И, познав успех у зрителей, серьезно начинает задумываться об актерской профессии. Проснувшийся в ней ген театра не дает покоя. Понимая, что актерская профессия требует серьезной подготовки, она поступает в балетный класс музыкальной школы. В 19 лет быть балериной уже поздно. Но Элина уверена в том, что необходимо приобрести пластическую свободу, чтобы легче ощущать себя на сцене. Первый выход на профессиональную сцену нежинского драмтеатра в спектакле "Маруся Богуславка", где она танцевала восточный танец, еще больше утвердил ее в решении стать актрисой. Родители были против ее поступления в театральный. Военный человек, отец привык и действовать по-военному. Приехав в Киев и встретившись с директором театрального института, он обратился с единственной просьбой - объяснить его дочери, что театральном институте ей делать нечего. Элина принимает компромиссное решение и поступает в Нежинский педагогический институт. Но через год покидает его ради театрального.
Потом был Киевский театральный институт им.И.К.Карпенко-Карого, встреча с замечательными педагогами И.И.Чабаненко и Л.А.Олейником. После успешного его окончания в 1953 году - три сезона в Вильнюсском русском драматическом театре. Здесь она имела первый успех в ролях: Таня в одноименной пьесе и Ольга ("Годы странствий") А.Арбузова, Варя Белая ("Порт-Артур" И.Попова и А.Степанова), Клавдия ("Повесть о настоящем человеке" по Б.Полевому) и другие.
Вдумчивость, четкость в работе, стремление к законченности формы - эти качества уже тогда проявились в молодой актрисе. Театр был на гастролях в Ленинграде, когда Быстрицкую пригласили сразу на две роли в кино. Выбор ее был неожиданным: шекспировской Виоле и Себастьяну ("Двенадцатая ночь") актриса предпочла свою современницу - врача Елизавету Максимовну в фильме "Неоконченная повесть". И в "Тане" и в "Годах странствий" она тоже играла врачей, хорошо зная людей этой профессии по фронтовому эвакогоспиталю. Актрису привлекла возможность работать под руководством выдающегося режиссера Фридриха Эрмлера, который был и талантливым воспитателем, рядом с такими актерами-мастерами, как: Эраст Гарин, Евгений Самойлов, Софья Гиацинтова, Сергей Бондарчук. Именно тогда она по-настоящему поняла, что такое профессия. Фильм "Неоконченная повесть" (1955 г.) вышел на экраны вскоре после войны. Не зарубцевались раны, еще не оттаяли сердца от испытаний военного времени, тем сильнее была в людях жажда доброты и красоты. Поняв и прочувствовав это, актриса наделила свою героиню удивительным светом и личным обаянием. Быстрицкой в роли Елизаветы Максимовны хотелось подражать. И подражали... Скольких новорожденных назвали тогда Элиной, сколько девчонок тогда пошло поступать в медицинские вузы. По опросу газеты "Советская культура" Элина Быстрицкая признана была лучшей актрисой года.
Эта роль принесла ей и международную известность. В 1955 году в составе делегации кинематографистов она едет на первую Неделю советского фильма в Париж. Многое почерпнула она для себя из встреч с легендами мирового экрана: Ивом Монтаном и Симоной Синьоре, Мишель Морган и Жераром Филипом, писателями Эльзой Триоле и Луи Арагоном, художницей Надеждой Леже. Эта поездка стала плодом для многих размышлений. И хотя французский зритель принял ее хорошо, она понимала, какой трудный путь к совершенству надо пройти, чтобы завоевать титул "звезды".
В те дни судьба подарила ей встречу с Ф.Г.Раневской. Для спектакля "Белый лотос", где главную роль должна была играть Раневская, не могли найти молодую героиню. Случайная встреча двух актрис в Доме кино - и Раневская предлагает дирекции взять на эту роль Элину Быстрицкую. Так она оказалась в театре им.А.С.Пушкина. Но эта работа не состоялась. Начались съемки "Тихого Дона" и после их окончания, числясь в театре полгода, Быстрицкая туда не вернулась.
О том, что Сергей Герасимов приступает к съемкам шолоховского "Тихого Дона", Быстрицкая узнает в Париже. О роли Аксиньи она мечтала давно, с театрального училища. Вернувшись в Москву, к Герасимову, начавшему актерские пробы, пришла сама, будучи уже известной, даже знаменитой, и наивно, дерзко и бесстрашно сказала: "Я хочу эту роль. Я смогу ее сыграть". Пробы шли полгода. Наконец сам Шолохов признал Аксинью Быстрицкой. После утверждения на роль Аксиньи началась, по словам Элины Авраамовны, самая главная ее дорога в искусстве.
На съемках "Тихого Дона" она прошла курс мастерства у Герасимова. Он требовал абсолютного внешнего и внутреннего перевоплощения, помог ей лучше разобраться в собственных возможностях. С.А.Герасимов требовал максимальной правды даже в мелочах. Специфический говор, повадки словно были переданы Аксинье-Быстрицкой многими поколениями казаков. Когда фильм вышел на экраны, тридцать старейшин донских казаков предложили актрисе зваться Аксиньей Донской! Она ответила, что оставит фамилию родителей, но сохранит преданность казачеству. За эту роль Элина Быстрицкая удостоена звания Почетной казачки.
Роль в "Тихом Доне" (1957-1958 гг.) стала подлинной победой актрисы, ее звездным часом. Но каждую новую свою работу она еще долго примеривала к "герасимовским" критериям и оценкам: понравилось бы ему, одобрил бы Сергей Аполлинариевич?
В начале 60-х годов вместе с Черкасовым, Меркурьевым и Бондарчуком Быстрицкая была приглашена в США в Белый Дом, удостоена вниманием супруги президента Эйзенхауэра. Американский дом моделей предложил ей туалет, в котором она должна была сфотографироваться для журнала "Америка". Но Быстрицкая была "бдительна" и как истинно советская отказалась, о чем с юмором вспоминает сегодня.
Из-за рубежа ей приходили предложения сниматься в кино. Но все они оседали в Союзе кинематографистов.
Не будь успеха в кино, Элина Авраамовна так и не решилась бы прийти в Малый театр. В 1958 году осуществилась ее давняя мечта - она была принята в труппу знаменитого Малого театра. Ее дебютом была роль леди Уиндермиер ("Веер леди Уиндермиер" О.Уайльда, 1959 г.), позже в 1965 году она сыграла в этой пьесе и миссис Эрлин. Она была "уайльдовской", точно почувствовав его горьковатую иронию, сумев раскрыть искренность чувств своей героини. Лишь много лет спустя пришло понимание того, какая высокая похвала содержалась в скромных словах старейшей актрисы театра А.А.Яблочкиной о ней, дебютантке: "Я все поняла, что она говорит и делает". Слава киноактрисы осталась за порогом. Предстояло опять - уже на новом этапе - держать экзамен на артистическую зрелость. Еще здравствовали и работали "старики" Малого театра, перед которыми она благоговела. С великой Верой Николаевной Пашенной и Еленой Николаевной Гоголевой молодая актриса играла в спектакле "Остров Афродиты" А.Парниса. Помогало общение с такими выдающимися партнерами, как: Михаил Царев, Елена Гоголева, Николай Анненков, Михаил Жаров, Елена Шатрова и многими другими. Ей довелось работать с замечательными режиссерами: Борисом Бабочкиным, Леонидом Варпаховским, Петром Фоменко, Виктором Комиссаржевским, Борисом Львовым-Анохиным и другими. Она никогда не считала зазорным учиться у них. И в этом ее счастливый дар, совпавший с природным актерским дарованием.
Работы Быстрицкой в театре всегда отличают пластическая точность, завершенность формы, умение в совершенстве владеть словом, а присущая ей артистическая воля позволяет быть бесспорно и неувядаемо красивой на сцене. Она обладает особым даром - даром сценической красоты, при этом наделяя героинь своим умом, своим интеллектом. Какие бы роли в русском и западном репертуаре ни играла Быстрицкая, ее героини - яркие, незаурядные личности. Среди них: Лидия ("Бешенные деньги") и Глафира ("Волки и овцы") А.Н.Островского, горьковские Юлия Филипповна ("Дачники"), Софья Марковна ("Старик"), Пелагея ("Фома Гордеев"), баронесса Штраль ("Маскарад" М.Ю.Лермонтова), Анна Петровна ("Иванов" А.П.Чехова), герцогиня Мальборо ("Стакан воды" Э.Скриба), Паула Клотильда Клаузен ("Перед заходом солнца" Г.Гауптмана), Ксения Ивановна ("Палата") и Мартынова ("Главная роль") в пьесах С.Алешина, Панова ("Любовь Яровая" К.Тренева), Мария ("Выбор" Ю.Бондарева), Мэри ("Долгий день уходит в ночь" Ю.О'Нила), Отрадина и Кручинина ("Без вины виноватые" А.Н.Островского), Москалева ("Дядюшкин сон" Ф.М.Достоевского) и другие.
Многие создания Быстрицкой получили общественной признание. Но особенно дорог актрисе отзыв о ее работе в спектакле "Маскарад" (постановщик Л.В.Варпаховский) композитора Игоря Стравинского, приезжавшего в 1962 году в Москву и оценившего ее баронессу Штраль, как музыкально звучащую в спектакле. Лермонтов и по сей день остается одним из любимых поэтом актрисы.
В Малом театре существуют традиции в исполнении ролей в пьесах Островского. Э.А.Быстрицкая сумела не только сохранить их., но и внести свой стиль в исполнительскую манеру в пьесах "Волки и овцы" и "Бешенные деньги". "Образ Лидии, созданный Быстрицкой, займет самостоятельное место в сценической истории "Бешенных денег" за последнее десятилетие, - писал известный критик Б.В.Алперс. - В нем есть необходимая цельность и сложность, очень редко достигаемые исполнительницами этой роли".
Неожиданно прозвучала у актрисы роль Юлии Филипповны в "Дачниках", созданная в соавторстве с замечательным актером и режиссером Борисом Бабочкиным. Эта роль стала одной из вершин творчества актрисы.
Имя Быстрицкой стало легендой. Она покорила наших соотечественников в 50-х годах, покоряет, восхищает и сегодня. В ее жизни было все: стремительные взлеты, трагические годы простоя, поисков, ожиданий. И вот вновь встреча зрителей с любимой актрисой. В честь 850-летия Москвы в Коломенском в представлении "Галантный век" Быстрицкая ярко, с присущим ей блеском и мастерством, тонкой, а порой острой характерностью предстала перед публикой в облике Екатерины Великой, показав свою героиню в разных ипостасях ее жизни: то в роли умной и прозорливой правительницы, то в роли матушки-царицы, веселящейся и танцующей на свадьбе у своих подданных, то в образе женщины, которой ничто человеческое не чуждо.
Мир театра знает понятие "большие актрисы", Быстрицкая в их числе. Природа наделила ее не только талантом, но силой духа, сохранить себя и свой дар при всех испытаниях судьбы. Быстрицкой всегда необходим режиссер не только понимающий и ценящий силу ее таланта, но и готовый пойти ей навстречу. Эта встреча с режиссером и партнером Владимиром Андреевым состоялась на спектакле, с символическим для Элины Быстрицкой названием "Перекресток" Л.Зорина на сцене театра им.М.Н.Ермоловой. Когда на сцене Быстрицкая, зрительный зал ощущает особое дыхание... Время не властно над ней. Она по-прежнему красива, особой - царственной красотой. Э.Быстрицкая настраивает весь спектакль по своему камертону, наполняя его непредсказуемостью и виртуозностью актерских проявлений, меняя и смешивая краски, настроения, оттенки поведения, доказав еще раз сколько новых возможностей таит в себе талант.
Своим творческим опытом Э.А.Быстрицкая щедро делится с молодежью. Она - профессор, преподавала на кафедре актерского мастерства в ГИТИСе им.А.В.Луначарского, в Театральном училище им.М.С.Щепкина.
За годы театральной деятельности Элина Быстрицкая снялась в более чем десяти фильмах, некоторые из них стали классикой советского кино. Ее приглашали работать такие выдающиеся режиссеры, как Сергей Герасимов, Фридрих Эрмлер, Михаил Ромм, Юрий Егоров, Григорий Натансон, Григорий Александров и другие. Кроме "Неоконченной повести" (1955 г.) наиболее известны работы актрисы в фильмах: "В мирные дни" (Лена Алексеенко, 1950 г.), "Богатырь идет в Марто" (радистка Сергеева, 1954 г.), "Добровольцы" (Лёля, 1958 г.), "Русский сувенир" (Пандора Монтези, 1960 г.), "Все остается людям" (Ксения Румянцева, 1963 г.), "Негасимое пламя" (1964 г.), "Николай Бауман" (М.Ф.Андреева, 1968 г.). В настоящее время актриса снимается в роли княгини Ольги в фильме Булата Мансурова "Сага о древних булгарах и руссах".
Э.А.Быстрицкая, человек живого общественного темперамента, не замкнута в своих узкопрофессиональных интересах. Она не знает, что такое равнодушие. И что бы ни делала, чем бы ни занималась актриса вне театра, во все она вкладывает душу и сердце. К общественной работе ее приобщила Е.Н.Гоголева, сначала в профкоме театра, потом к военно-шефской работе во Всероссийском театральном обществе (сегодня Союз театральных деятелей).
В период 1975-1992 гг. она - президент Федерации художественной гимнастики СССР. Эти годы были расцветом этого вида спорта, во многом - это заслуга Элины Быстрицкой. Ее усилиями художественная гимнастика была включена в программу Спартакиады народов СССР. Задача вывести гимнастику на Олимпийский помост была выполнена.
И в общественной жизни Э.А.Быстрицкая остается творческим человеком. Можно перечислить только некоторые ее общественные должности: Член Комиссии по культуре при Президенте РФ, член Международной комиссии по здоровью населения при Совете Безопасности России, член Президиума Академии российского искусства, академик Российской Академии естественных наук, академик Международной Академии информационных процессов и технологий, действительный член Академии энергоинформационных наук, Академии "Элита мира". Недавно она создала "Центр духовного и физического совершенствования женщины", избрана вице-президентом Международного фонда охраны здоровья матери и ребенка.
В июне 1994 г. Элина Быстрицкая, понимая сложности, переживаемые страной в экономической сфере, решила поддержать культуру путем привлечения негосударственных средств в эту область знаний и духовности. Она учредила благотворительный фонд в поддержку искусства и науки для помощи студентам вузов и учащимся музыкальных училищ. В 1995 г. в числе лидеров общественно-политического движения "Стабильная Россия" выдвигалась в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Э.А.Быстрицкая увенчана высшими актерскими званиями и многими наградами. Она - Народная артистка СССР, Народная артистка Грузии, Народная артистка Азербайджана, Народная артистка Казахстана, кавалер орденов "За заслуги перед Отечеством" II степени, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, двух орденов "Знак Почета". Имеет Благодарность Президента РФ Б.Н.Ельцина за вклад в становление российской демократии, а также Благодарность Н.С.Михалкова за многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие российского кинематографа. На ежегодном российском кинофестивале "Женщины кино", посвященном великой русской актрисе Вере Холодной, проходившем в 1998 г., Э.А.Быстрицкая была удостоена Диплома "Приз Веры Холодной - семь красавиц кино" (по ролям в кино и жизни) в номинации "Самая женственная".
Как ветеран Великой Отечественной войны она награждена орденом "Отечественной войны" II степени, медалями "За победу над Германией", многими юбилейными медалями.
Постоянный труд - вот ее кредо. Для актера, считает Элина Авраамовна, нет отдыха, он заряжен особой энергией и эту энергию необходимо отдавать. А когда остается свободное время, она предпочитает активный отдых: игру в шахматы, бильярд, в разные годы увлекалась греблей и стрельбой в тире. Читает книги по парапсихологии. Ее любимый композитор - Шопен, музыкальное произведение - "Гран-па" в "Дон Кихоте". Как много лет назад ее и сегодня увлекают встречи с интересными людьми. Единственный раз в своей жизни, когда не у актрисы, а она сама попросила автограф - было в доме у Маргарет Тэтчер, которую она считает идеалом женского ума, эталоном женщины-политика.
Живет и работает в г.Москве.






Автор: Федор Реззаков
Сайт: People's History
Статья: кн. Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели. С.127-136.

Элина Быстрицкая родилась в Киеве. Ее отец - Авраам Быстрицкий - был военным медиком, инфекционистом, мать работала в больнице. В 1937 году в семье Быстрицких родился второй ребенок, и вновь - девочка.
Элина росла в основном с мальчишками. Играла в мальчишеские игры, дралась, стреляла из рогатки. Когда в их доме появился бильярд, она уговорила отца научить играть и ее. Тот удивился, но просьбу дочери выполнил.
Еще одним детским развлечением Элины был домашний театр. Причем театрализованные представления устраивались для всего дома. В день "премьеры" на лестничной площадке устанавливались стулья для зрителей, сценой служила площадка между этажами, а закулисьем - балкон. Бабушкина широкая юбка (в свое время модная на Украине) служила занавесом. Вместе с подружкой и двоюродным братом Элина разыгрывала театрализованные представления с песнями, стихами, танцами. В 1934 году, после выхода на широкий экран фильма "Чапаев", в репертуаре их домашнего театра появился точно такой же спектакль. В нем роль легендарного комдива играл двоюродный брат Элины, а она сама перевоплощалась в его верного ординарца Петьку. Спектакль заканчивался коронным номером - Элина-Петька выходила на сцену и, грозно поводя бровями, говорила: "Тихо! Чапай думать будет!" Публика была в восторге.
Перед самой войной капитан медицинской службы Авраам Быстрицкий получил новое назначение - на Черниговщину, в город Нежин. Там Быстрицких и застала весть о начале войны. Уже через несколько дней Нежин попал во фронтовую полосу, и его окрестности превратились в арену ожесточенных боев. Какое-то время Элина помогала матери - ухаживала за ранеными в госпитале, но затем, когда враг прорвал нашу оборону, им пришлось срочно эвакуироваться. Отступали через Сумы, Харьков до самой Астрахани. Там они задержались надолго, и Элина продолжила учебу в школе. А все свободное время проводила на курсах медицинских сестер. Причем устраиваться на эти курсы ей пришлось чуть ли не с боем. Дело в том, что в свои тринадцать лет роста она была небольшого, и врач, который записывал девушек на эти курсы, увидев ее, решил, что к нему на прием пришла чуть ли не первоклашка. Но Элина проявила такую настойчивость, так горячо требовала допустить ее до экзаменов, что врач дрогнул. Видимо, решил отдать судьбу этой девчушки на откуп экзаменационной комиссии. И страшно удивился, когда она этот экзамен блестяще сдала. После этого Элину взяли санитаркой в госпиталь, а чуть позже она стала лаборанткой в клинической лаборатории.
Вспоминает Э. Быстрицкая: "Мне никогда в детстве не говорили о моей внешности. Впервые я услышала об этом в 13 лет, в госпитале. Двое раненых разговаривают: "Посмотри, какая хорошенькая девушка!" Оглянулась- никого... Потом долго смотрела в зеркало - ничего интересного не нашла. Мама воспитывала меня очень строго..."
В ноябре 1944 года Быстрицкие вернулись в Нежин (киевский дом был разрушен при бомбежке), и Элина поступила в медицинский техникум. Все ее ближайшее окружение, включая родителей, их друзей, состояло из дипломированных медиков и настоятельно советовало девушке не мучиться выбором профессии. Ее приняли как участницу войны и медсестру, окончившую рокковские (краснокрестные) курсы. Учиться она начала сразу со второго семестра. Однако на первом же практическом занятии ей стало плохо. Их преподаватель-хирург должен был сделать челюстно-лицевую операцию, но во время ее проведения больной внезапно скончался от наркоза. После этого Быстрицкая поняла, что никогда не сможет стать врачом. Однако бросить техникум она не решилась. Доучилась до конца, прошла всю практику (приняла 15 родов) и получила диплом акушера-гинеколога. Но в душе уже мечтала о другой профессии.
В те годы всеми помыслами Быстрицкой завладел театр. В медицинском техникуме существовал драмкружок, в который Быстрицкая записалась с первых же дней обучения. Первым спектаклем, в котором она сыграла небольшую роль, стал водевиль "Лейтенант фон Пляшке". И хотя роль была бессловесная, однако Быстрицкой легко удавалось завести публику одним своим выходом на сцену. Кто-то из коллег тогда отметил ее прирожденный талант актрисы и посоветовал не останавливаться на достигнутом. Вскоре Быстрицкая поступила в музыкальную школу, при которой существовал балетный класс. Она хотела научиться профессионально двигаться по сцене, овладеть искусством пластического танца. И ей это удалось. В спектакле "Маруся Богуславка" она так зажигательно исполняла "танец живота" в сцене "гарем султана", что зрители буквально засыпали ее аплодисментами. Правда, ее строгая мама, присутствовавшая на спектакле, испытывала иные чувства, считая, что дочь исполняет что-то непотребное.
В 1947 году Быстрицкая окончила медицинский техникум с твердой уверенностью, что никогда не сможет работать в медицине. Всеми ее помыслами теперь завладел театр, о чем немедленно были поставлены в известность родители. Мать восприняла эту новость спокойно, а вот отец был категорически против. "Что это за профессия такая - актер? - возмущался он. - И кто тебе сказал, что у тебя есть актерский талант?" Однако дочь была непреклонна и, утирая слезы, упорно твердила о своем желании поступать в театральный. В конце концов, видя, что его словесные доводы не доходят до дочери, отец принял решение доказать свою правоту на деле, "В институт мы поедем вместе!" - заявил он, тем самым как бы подводя итог первой части дискуссии.
В Киев отец и дочь приехали погожим летним днем. В ректорате театрального института высокий, стройный Авраам Быстрицкий в новенькой майорской форме произвел легкий фурор среди присутствовавших женщин, но еще большее впечатление он произвел на ректора Семена Михайловича Ткаченко, когда, войдя в его кабинет, с порога заявил: "Объясните, пожалуйста, моей глупой дочери, что в вашем институте ей делать нечего!" За свою долгую карьеру в звании ректора Ткаченко повидал множество ходоков-родителей, миссия которых обычно заключалась в том, чтобы проталкивать своих чад в его заведение. А здесь все было наоборот.
В конце концов разговор с ректором завершился победой Авраама Быстрицкого - Элина отказалась от поступления в театральный и, вернувшись в Нежин, подала документы на филологический факультет местного педагогического института. Во время учебы в этом вузе в нее влюбился молодой аспирант, отношения с которым со временем вполне могли бы перерасти в нечто большее. Однако аспирант оказался слишком идейным. Рассказывает Э. Быстрицкая: "Аспирант все поглядывал на меня большими темными глазами, а в конце концов пригласил не то в кино, не то просто прогуляться. И вот поздно вечером проводил он меня до калитки и совсем уже собрался поцеловать... Но едва он протянул ко мне руки, как с соседнего столба грянул репродуктор. И не "Калинку-малинку", а Гимн Советского Союза! Вы бы видели, что сделалось с моим воздыхателем: он расправил плечи и встал "смирно"..."
Учась в педагогическом, Быстрицкая в душе ни на минуту не расставалась с мечтой стать актрисой. Поэтому она продолжала заниматься балетом в музыкальной школе, а параллельно организовала там же свой танцевальный кружок, который уже через несколько месяцев победил на олимпиаде. За эту победу Быстрицкая была награждена путевкой в дом отдыха профсоюза "Рабис" - работников искусств, где отдыхали настоящие артисты. Там-то выдающаяся актриса Наталья Александровна Гебдовская, увидев Быстрицкую на сцене, посоветовала ей бросать филологию и идти в театр. Этот разговор и стал той последней каплей, которая переполнила чашу терпения Быстрицкой. Вернувшись в Нежин, она забрала документы из педагогического и вновь отправилась в Киев - в институт театрального искусства. И ее приняли.
В том же году Быстрицкая впервые вышла на съемочную площадку. Дело было так. До начала занятий в институте оставалось несколько недель, а двухмесячная стипендия, выданная Быстрицкой в педагогическом, растаяла на глазах. Пришлось искать возможность где-нибудь подработать. Кто-то из таких же, как и она, абитуриентов театрального посоветовал сходить на Киевскую киностудию, где за участие в массовках платили пусть малые, но деньги. Быстрицкая отправилась на студию и вскоре действительно получила крошечную роль - в фильме Игоря Савченко "Тарас Шевченко" она должна была сыграть горничную графини Потоцкой. Однако во время съемок эпизода с ее участием Быстрицкой элементарно не повезло. В том эпизоде героиня Быстрицкой танцевала зажигательный танец в хороводе с другими девушками. Но если у всех танцевавших оказались сапожки красного цвета, то Быстрицкой по вине реквизиторов достались черного. В итоге режиссер попросил вывести ее из числа танцующих, и эпизод доснимали без ее участия.
Съемки в Киеве продлились до августа, после чего Быстрицкая уехала в Нежин, к родителям. 31 августа она вернулась в Киев, чтобы утром следующего дня начать занятия в институте. Но тут ее ждало неожиданное известие-оказывается, в документах, поданных ею в институт, не хватает справки, разрешающей ей продолжать учебу в новом учебном заведении. Из-за отсутствия этой справки мандатная комиссия приняла решение отчислить ее из института. Думается, не стоит объяснять, каким ударом стало для двадцатилетней девушки это известие. Так мечтать о карьере актрисы, взбаламутить родителей и друзей своим отъездом, и вот вам результат - отчисление. Быстрицкую охватило такое отчаяние, что, выйдя из ректората, она впала в прострацию. И кто знает, сколь долго она пробыла бы в таком состоянии, если бы не преподаватель Яков Иванович Токаренко. Узнав о постигшем девушку несчастье, он посоветовал ей не сидеть сложа руки, а действовать. И Быстрицкая последовала этому совету. В тот же день она добилась встречи с министерским чиновником, отвечающим за работу с абитуриентами, и получила от него гарантии своего зачисления в институт без нужной справки. "Ее вы сможете привезти чуть позже", - пообещал он ей. Так оно и вышло. Быстрицкую вновь внесли в списки студентов, а справку она привезла из Нежина несколько дней спустя.
Став студенткой, Быстрицкая буквально с первых же дней учебы принялась доказывать преподавателям, что в институт ее приняли не зря. Уже на первом курсе она числилась в круглых отличницах и за свое усердие была награждена поездкой в Москву.
В стенах родного института Быстрицкая считалась не только лучшей ученицей, но и одной из первых красавиц. За ней пытались ухаживать многие студенты, но найти отклик в ее сердце практически никому не удавалось. Дело в том, что, получив довольно строгое воспитание в семье, Быстрицкая в общении с юношами не позволяла себе тех вольностей, на которые были способны ее более раскрепощенные подруги. Стоит отметить, что в отличие от большинства сверстников, которые воспитывались в тепличных условиях, Быстрицкая в 20 лет уже многое успела повидать и пережить - суровые будни в прифронтовом госпитале способствовали ее раннему взрослению. Но не все ее сверстники это понимали. Потому и недолюбливали ее, называли "синим чулком", Тех же из них, кто не понимал слов, Быстрицкая осаживала довольно резко - с помощью пощечин. Так, на последнем курсе института она "наградила" ими сразу троих студентов. Причем последний случай получил широкую огласку и привел к довольно драматическим событиям. Что же произошло?
21 января 1953 года вся страна отмечала траурную дату - 29-ю годовщину со дня смерти Ленина. Как и во многих учебных заведениях страны, в Киевском институте театрального искусства в тот день студенты выступали перед преподавателями с поэтическими виршами, посвященными траурной дате. Не стала исключением и Быстрицкая, которая выучила "Сказку о Ленине" Натальи Забилы. И вот, когда до ее выступления оставались считанные минуты, некий второкурсник незаметно подкрался к ней и, желая подшутить, свистнул ей из пищалки в ухо. Вполне вероятно, что сделал он это не со зла, однако, учитывая реалии момента (траурная дата, общая нервозность и т. д.), он получил вполне адекватный ответ - увесистую оплеуху, от которой отлетел метров на пять. Свидетелями этой сцены стали не только студенты, но и преподаватели, которые и дали этому делу ход. Быстрицкую обвинили в хулиганстве, припомнив ей, что только за последний месяц она умудрилась подобным образом поступить еще с двумя студентами. Короче, в тот же день один из педагогов вызвал к себе Быстрицкую и потребовал от нее, чтобы она немедленно написала заявление о переводе ее в Харьковский институт. В противном случае он пообещал отчислить ее из вуза, Но Быстрицкая ответила ему довольно резко: "Если завтра вывесят приказ о моем отчислении, то послезавтра вы найдете меня в Днепре". Если бы подобное сказала любая другая студентка, вполне вероятно, ее слова сочли бы дешевой бравадой. Но за Быстрицкой еще с первого курса утвердилось мнение как о человеке, который не бросает слов на ветер, поэтому реакция на ее заявление оказалась иной. Руководство института побоялось брать грех на душу и переложило это дело на плечи комсомольской организации.
Собрание по "делу Быстрицкой" откладывалось несколько раз - сначала из-за каникул, затем из-за смерти Сталина. Наконец его дата была назначена на середину марта. Обстановка в стране была тревожная, всем мерещились происки врагов народа и заговоры империалистов. Отсюда и атмосфера на собрании была соответствующей. Вспоминает Э. Быстрицкая: "Выступали мои товарищи, которые инкриминировали мне черт знает что. Одни говорили: "Враг не дремлет, мы должны быть бдительными, товарищи!" Другие: "А помните, она отказалась танцевать со студентом X.? От него, видите ли, деревней пахнет?! А деревня пахнет хлебом, товарищи!!!" Я слушала и ужасалась этой демагогии: с кем я учусь? Кто эти люди? Ведь они лгут! Я никогда не утверждала, что от X. пахнет деревней: от него пахло потом, и я не хотела танцевать в паре с неопрятным человеком; прежде чем подойти ко мне в танце, мог бы и помыться..."
Собрание длилось до трех часов ночи, В конце концов подавляющим числом голосов было принято решение - студентку Быстрицкую исключить из комсомола и просить дирекцию исключить ее из института. Когда она вернулась к себе домой, ее душа была опустошена, не хотелось жить. Весь остаток ночи она пролежала на кровати, не смыкая глаз.
Из института ее так и не исключили, видимо посчитав, что одного наказания вполне достаточно. Однако большинство ее однокурсников считали это несправедливым и практически прекратили с ней всякое общение. Слава богу, что среди преподавателей нашлись люди, которые встали на ее сторону. Один из них - Иван Иванович Чабаненко - даже предупредил студентов, что если кто-нибудь при нем напомнит Быстрицкой о происшедшем - тут же вылетит из института. Именно эта поддержка удержала Быстрицкую от рокового шага - самоубийства.
Через несколько месяцев Быстрицкая сдала выпускные экзамены и стала ждать распределения. При ином развитии ситуации ее могло ожидать хорошее будущее - например, труппа самого популярного в республике Киевского театра имени И. Франко. Однако после всего случившегося ожидать такого исхода не приходилось. И действительно- Быстрицкую распределили в Херсонский драматический театр. Забирать студентов приехал лично главный режиссер театра Павел Морозенко. При этом повел он себя так, как будто был султаном, набирающим девушек для своего гарема. Увидев красавицу Быстрицкую, он ткнул в нее пальцем и с ходу назначил ей свидание у ресторана "Спорт" в семь часов вечера. Будь он помоложе, наверняка не избежал бы участи тех трех студентов, которые испытали на себе силу оплеух Быстрицкой. Ему же она ответила коротко, как отрезала: "Я никуда не приду!" - "Ну смотри, тебе у меня работать", - пригрозил он ей. Утром следующего дня Быстрицкая отправилась в Министерство образования и потребовала отправить ее куда угодно, но только не в Херсон. "Почему?" - удивились тамошние чиновники. Сказать правду Быстрицкая не решилась, поэтому в просьбе ей отказали. И тогда она приняла решение всеобще уехать из республики. Но куда? Решение пришло с неожиданной стороны.
В те дни в Киеве гастролировал Театр имени Моссовета, и Быстрицкая напросилась на прием к его главному режиссеру - Юрию Александровичу Завадскому. Во время этой аудиенции столичный гость спросил Быстрицкую, кто был ее учителем в институте. "Иван Иванович Чабаненко", - ответила она. "Вот пусть он мне позвонит и отрекомендует вас", - подвел итог разговора Завадский.
О том, как Быстрицкая бегала по Киеву и его окрестностям в поисках своего педагога, можно написать отдельную главу. Чабаненко пошел навстречу Быстрицкой и написал Завадскому рекомендательное письмо, в котором в самых лучших словах охарактеризовал свою ученицу. С этим письмом Быстрицкая вновь пришла к режиссеру, и тот устроил для нее специальный просмотр. Он прошел прекрасно, и Быстрицкую зачислили в труппу столичного театра. Однако поиграть в нем ей так и не довелось.
Вспоминает Э. Быстрицкая: "Приглашение выдающегося режиссера Юрия Александровича Завадского обещало заманчивые перспективы. Однажды на берегу Днепра мы отмечали свадьбу моей подруги и встретили выпускников предыдущего курса. Надо сказать, я не скрывала своего ликования по поводу того, что окажусь в столице, но кто-то из них меня "пожалел": "Що ж ты, несчастна, будешь там робыть?" - "Що буду робыть? Роли буду грать", - сказала я гордо. И поехала отдыхать к родителям в Вильнюс (ее отца направили туда для дальнейшего прохождения службы.). Но из Москвы вместо вызова получила... отказ.
О том, что произошло, я узнала только в 56-м во время съемок "Тихого Дона". Борис Новиков, который был артистом этого театра, на мой вопрос, не знает ли он, что тогда случилось, ответил: "Знаю. Весь худсовет знает". Оказалось, что в театр пришло около двадцати анонимок. Это как раз поработали те самые старшекурсники, которые так язвительно мне сочувствовали. И ведь знали, что кому написать! Сообщили, будто я хвастала, что стану любовницей главного режиссера..."
Получив отказ из Москвы, Быстрицкая стала искать возможность устроить свою творческую карьеру в Литве. В итоге ее приняли в Вильнюсский драматический театр. Ее первой ролью на сцене этого театра стала Таня в одноименной пьесе А. Арбузова. Затем были и другие роли: Варя Белая в "Порт-Артуре" И. Попова и А. Степанова, Аленушка в "Аленьком цветочке" П. Бажова, Ольга в "Годах странствий".
В 1954 году судьба Быстрицкой совершила крутой поворот - в ее жизнь всерьез вошел кинематограф. События развивались следующим образом.
С тех пор как Быстрицкая в последний раз выходила на съемочную площадку, прошло уже без малого четыре года. Это была картина Киевской киностудии "Тарас Шевченко", в которой Быстрицкой так и не нашлось места. После постигшей ее неудачи актриса зареклась сниматься на этой киностудии. Однако со временем обида зарубцевалась, и когда в том же 1950 году режиссер этой же киностудии Владимир Браун пригласил Элину на роль Лены Алексеенко в картину "В мирные дни", она без промедления согласилась.
Дебют Быстрицкой в кино оказался успешным. Несмотря на то что роль ей досталась весьма одноплановая и маловыразительная, зритель ее все-таки запомнил. Фильм, в котором собралась целая плеяда молодых звезд советского кино, включая Сергея Гурзо, Вячеслава Тихонова, Георгия Юматова, Виктора Авдюшко, Веру Васильеву, хорошо приняла публика.
В середине 1954 года Вильнюсский театр был на гастролях в Ленинграде, и во время одного из спектаклей на Быстрицкую обратил внимание кинорежиссер Ян Фрид. Он тогда приступал к съемкам фильма "Двенадцатая ночь" по В. Шекспиру и искал исполнительницу на роль Виолы-Себастьяна. Пробы прошли великолепно, однако во время того посещения "Ленфильма" на Быстрицкую обратил внимание еще один режиссер - Фридрих Эрмлер. Он искал исполнительницу на главную роль в картине "Неоконченная повесть" и очень хотел, чтобы в ней снялась никому не известная актриса из Вильнюса. Так Быстрицкая была поставлена перед сложной дилеммой - в каком из двух фильмов ей сниматься? В конце концов она сделала выбор в пользу "Неоконченной повести" (в "Двенадцатой ночи" снялась Клара Лучко).
Сюжет "Неоконченной повести" был достаточно непритязателен. Талантливого кораблестроителя Ершова (Сергей Бондарчук) паралич ног приковал к постели. Навещать его каждое утро приходит участковый врач Елизавета Максимовна (Элина Быстрицкая). Постепенно между ними возникает любовь.
Работа над этой ролью вызывала у Быстрицкой противоречивые чувства. С одной стороны, ей доставляло огромное удовольствие работать под началом такого режиссера, как Эрмлер, а с другой стороны, она испытывала откровенную неприязнь к человеку, который играл ее любимого, - Сергею Бондарчуку. Причем эта неприязнь имела давние корни. Оказывается, еще в 1950 году, когда Быстрицкая снималась в крошечной роли в картине "Тарас Шевченко", Бондарчук (он играл главную роль) повел себя бестактно по отношению к ней, унизил ее в присутствии членов съемочного коллектива. Быстрицкая ему этого не простила. И теперь, когда они вновь встретились на съемочной площадке, их неприязнь друг к другу вспыхнула с новой силой. Дело дошло до того, что Бондарчук опять не сдержался и незадолго до начала съемок очередной сцены вновь оскорбил свою партнершу. Она расплакалась и заявила, что отказывается от дальнейших съемок. Эрмлер бросился ее успокаивать, но все было бесполезно. Тогда режиссер пошел на последнюю меру. Он пообещал Быстрицкой, что будет снимать ее крупные планы отдельно, без присутствия партнера. На том и порешили.
Фильм "Неоконченная повесть" вышел на широкий экран в 1955 году. Судя по его рейтингу, любовная история, показанная в картине, взяла людей за душу. Но мало кто из зрителей догадывался, что исполнители главных ролей, так вдохновенно играющие влюбленных на экране, на самом деле испытывали друг к другу совершенно противоположные чувства.
По опросу читателей газеты "Советская культура" Быстрицкая была названа лучшей актрисой 1955 года. А в декабре того же года ее включили в официальную делегацию, отправившуюся на первую Неделю советского фильма в Париж. В состав делегации, кроме Быстрицкой, были включены: Алла Ларионова, Людмила Целиковская, Николай Черкасов, Юлий Райзман, Сергей Юткевич, Сергей Бондарчук, Валентина Калинина и др.
В отличие от советских зрителей, французская публика довольно сдержанно приняла "Неоконченную повесть". Гораздо большим успехом у них пользовались экранизации классических произведений, в частности "Анна на шее" с А. Ларионовой в главной роли. Именно этой актрисе Быстрицкая во многом обязана тем, что ее дальнейшая кинематографическая судьба совершила еще один счастливый поворот. Во время той поездки Ларионова поведала Элине о том, что Сергей Герасимов приступает к съемкам "Тихого Дона" и ищет исполнителей главных ролей. А у Быстрицкой еще со времени работы в госпитале, где она читала раненым бойцам страницы этого бессмертного романа, зародилась мечта сыграть Аксинью. Поэтому, едва она прилетела из Парижа в Москву, прямо из аэропорта позвонила Сергею Аполлинариевичу домой и попросила допустить ее к пробам. Ответ Герасимова ее ошеломил: "Приезжайте прямо сейчас - тут один Григорий Мелехов уже сидит". Далее послушаем воспоминания самой Э. Быстрицкой:
"У меня был опыт участия в отрывке из "Тихого Дона" еще в институте. Но, по мнению моего тогдашнего педагога, Аксинья - роль не для меня. Дескать, мои роли - это романтические героини Шиллера... Но я очень хотела ее сыграть...
Ответ Герасимова поверг меня в легкий шок. Но я высчитала, сколько осталось времени до моего вильнюсского поезда, и приехала к Герасимову на квартиру. Он протягивает мне отрывок из "Тихого Дона". Глянула, а это тот же самый, мой студенческий, провальный. Чувствую, я не могу открыть рот. К тому же сидит рядом какой-то горбоносый актер из Орла с кучерявыми темными волосами и синими глазами. Какой же это Гришка? Он же сын турчанки! Он мне сразу не понравился. Но дело было не в нем, а в моем страхе повторения студенческого провала. И я сказала Герасимову, что не могу сейчас читать, что сначала подготовлюсь, а пока переполнена парижскими впечатлениями. Попрощалась я с ним, вышла за дверь - и в слезы. Я очень горевала тогда, предполагая отказ. То, что мне не понравился партнер, меня не смутило - опыт работы с Эрмлером меня убедил: ведь в "Неоконченной повести" мне нужно было играть огромную любовь к герою в исполнении Бондарчука..."
Убежденная в том, что пробу она провалила, Быстрицкая уехала в Вильнюс. Однако уже в первой декаде января следующего года из Москвы пришло приглашение участвовать в пробах в "Тихом Доне". Пробы длились вплоть до августа, и все это время Быстрицкой пришлось курсировать между Вильнюсом и Москвой. Причем до самого последнего момента было неизвестно, утвердят ли ее на роль. Дело в том, что, помимо нее, на Аксинью претендовали еще несколько актрис, среди которых были уже довольно маститые. Известен даже такой факт. Сыграть Аксинью захотела исполнительница этой роли в первой по счету экранизации романа в 1931 году - Эмма Цесарская. Но Герасимов поступил с ней довольно жестко: подвел к зеркалу, и все вопросы отпали.
С не меньшим энтузиазмом мечтала сыграть Аксинью и другая известная актриса - Нонна Мордюкова. Причем ее притязания имели под собой более реальную почву, чем у Цесарской. Мордюкова была выпускницей курса, который вел Герасимов, и ее дипломной ролью была именно Аксинья. Более того, Герасимов оценил игру Мордюковой на "отлично". Поэтому, когда та узнала, что ее учитель собирается снимать "Тихий Дон", у нее не было и тени сомнений, что именно ее он пригласит на роль Аксиньи. Но роль досталась мало кому известной Быстрицкой. По словам самой Мордюковой, для нее это был столь тяжелый удар, что она едва не наложила на себя руки.
Чашу весов в пользу Быстрицкой перевесил сам автор романа - Михаил Шолохов. Однажды ему показали все отснятые пробы, и он, выбрав из них ту, в которой пробовалась Быстрицкая, воскликнул: "Так вот же Аксинья!"
Первые две серии фильма "Тихий Дон" вышли на широкий экран в 1957 году и имели грандиозный успех у публики. Его посмотрели 47 млн. зрителей. По опросу читателей журнала "Советский экран" фильм был назван лучшим фильмом года. В 1958 году картина собрала богатый урожай призов на различных кинофестивалях, в том числе в Брюсселе, Москве, Карловых Варах, Мехико.
В 1957 году Быстрицкая продолжала разрываться между театром и кино - играла в Вильнюсском театре и снималась в третьей серии "Тихого Дона". Ее мечтой было перебраться в Москву, в Мекку театральной и кинематографической жизни страны, однако все ее попытки осуществить это долгое время ни к чему не приводили. Например, осенью 1955 года в Доме кино ей посчастливилось познакомиться с Фаиной Георгиевной Раневской, и та порекомендовала режиссеру Театра имени Пушкина, в котором сама играла, взять молодую звезду в труппу. В Пушкинском тогда собирались ставить "Белый лотос", и Быстрицкой была обещана одна из ролей. Однако этим планам так и не суждено было осуществиться.
И все же в столицу Быстрицкая перебралась. Произошло это в 1958 году, сразу после выхода на широкий экран еще одного фильма с участием актрисы. Речь идет о фильме Юрия Егорова "Добровольцы", в котором Быстрицкая сыграла одну из главных ролей - Лелю. После этого актриса получила приглашение перейти в труппу Малого театра - сначала по договору, а затем (в марте 1959 г.) с зачислением в штат. Первой ролью Быстрицкой на сцене Малого стала леди Уиндермиер в спектакле по О. Уайльду "Веер леди Уиндермиер".
Стоит отметить, что несмотря на то, что Быстрицкая была уже достаточно известной и популярной киноактрисой, карт-бланшем для легкого вхождения в коллектив прославленного театра это не стало. Наоборот, это обстоятельство даже в какой-то мере усложнило ей жизнь, потому что корифеи театра относились к кино с некоторым пренебрежением, как к чему-то несерьезному. Кроме этого, Быстрицкой пришлось доказывать свое право играть в труппе театра в жесткой конкуренции с другой киноактрисой, принятой в штат одновременно с ней, - Руфиной Нифонтовой (слава пришла к ней в 1957 году, после трилогии "Хождение по мукам", где она сыграла Катю). По словам самой Быстрицкой, первое время работы в Малом она никак не могла войти в стиль этого театра и почти после каждой репетиции мчалась в медчасть принимать успокоительные таблетки.
И все же шаг за шагом Быстрицкой в конце концов удалось доказать, что ее зачисление в штат Малого оказалось не случайным. В итоге за два последующих сезона (1960-1961) она сыграла сразу шесть ролей. Однако затем в течение полутора лет она сидела без новых ролей. Почему? Причину этого следует искать в излишне прямолинейном характере актрисы. Однажды она позволила себе выпад в сторону Игоря Ильинского. Он ставил спектакль "Мадам Бовари" и взял на роль Эммы свою жену - актрису этого же театра Еремееву. Быстрицкую это возмутило, и она бросила в сторону Ильинского такую реплику: "Как вы можете дать роль Эммы Бовари Еремеевой, с ее фигурой?"
Эта фраза до глубины души оскорбила Ильинского. И он превратился в ярого врага молодой актрисы.
Ильинский был не последним человеком, с кем Быстрицкая испортила свои отношения в начале 60-х. Нечто подобное произошло у нее и с Михаилом Шолоховым. Дело было так.
В 1962 году Быстрицкая снималась у режиссера Георгия Натансона в фильме "Все остается людям". Съемки проходили в Ленинграде, где в те же дни был и Шолохов (он участвовал в симпозиуме писателей). Узнав об этом, Быстрицкая захотела с ним встретиться. Знай актриса, что накануне у писателя всю ночь продолжалась шумная попойка, она, может быть, остереглась приезжать в "Асторию". Но она этого не знала. В итоге, когда она пришла в апартаменты Шолохова и увидела, что гулянка по-прежнему в разгаре, ее охватило возмущение. И вот, пытаясь образумить собравшихся, она прокричала им в лицо одну-единственную фразу: "Вам, может быть, наплевать на Михаила Александровича Шолохова, но что вы делаете с русским писателем Шолоховым?!" И что же? В притихшем было зале внезапно раздался пьяный голос самого писателя. Возмущенный тем, что его гульбище прервала какая-то молодая актриса, он принародно попросил ее убраться вон. Причем сказал это в весьма грубой форме. С тех пор они больше не виделись.
Вообще стоит отметить, что Быстрицкая могла и может поставить на место кого угодно - табели о рангах для нее не существует. К примеру, однажды она отказала во взаимности одному высокопоставленному чиновнику. Было это в 1967 году. Быстрицкая тогда отправилась по профсоюзной линии в Англию, и этот чиновник, будучи руководителем делегации, попытался склонить ее к определенного рода отношениям. Но нарвался на такое сопротивление, которого не ожидал (видимо, в случаях с другими коллегами Быстрицкой у него осечек не было). И тогда чиновник пообещал Быстрицкой, что она навсегда забудет дорогу за рубеж. И действительно - в течение нескольких лет актриса была невыездной.
Еще об одном похожем случае рассказывает сама Э. Быстрицкая: "Как-то пришла к большому начальнику: что-то просить для одного из коллег. А начальник этак зашел сзади, положил мне руку на плечо, и ладонь как бы невзначай заскользила вниз - ну понятно, в каком направлении. Отрезвляющих физических действий я не применяла, просто отскочила в сторону и произнесла выразительный монолог. Жаль, вопрос, по которому я приходила, решен, разумеется, не был..."
В силу своего характера Быстрицкая никогда не афишировала отношения с мужчинами. Известно, что у нее была масса поклонников в самой актерской среде, но ни одному из мужчин-актеров так и не удалось растопить сердце этой сильной женщины. Поэтому и замуж она вышла за человека другой профессии, старше ее на несколько лет.
Э. Быстрицкая вспоминает: "В молодости мне очень нравился чисто внешне Жан Марэ. Романтичный герой. Но я понимала: влюбляться в артиста-то же, что читать романы Дюма. А в жизни... Мой муж был интересный человек. С ним мне было интересно общаться, разговаривать, ходить по театрам и галереям, потом обсуждать увиденное, спорить. Своим формированием я во многом обязана ему. Сколько он помнил, сколько знал! Он любил историю... Но женщин он любил больше всего. Слишком. Хорошо, если бы я была у него одна. Это невозможно было перенести. Некоторые переносят-я не смогла..."
Быстрицкая снялась еще в нескольких фильмах. А потом в ее кинематографической карьере произошел перерыв. Причем надолго - на 27 (!) лет. Почему? Причин здесь несколько. Но главная заключена в характере самой Быстрицкой. Наученная горьким опытом предыдущих неудач, она стала так дотошно подходить к выбору ролей в кино, что большинство режиссеров в конце концов перестали приглашать ее на съемки. Какой толк, рассуждали они, приглашать Быстрицкую, если она все равно откажется. Именно поэтому в последующие два десятилетия Быстрицкая играла только в театре.
В 1997 году после длительного перерыва Быстрицкая вновь вернулась на съемочную площадку. В фильме Булата Мансурова "Теплые ветры древних булгар" ей предстояло перевоплотиться в реальный исторический персонаж - княгиню Ольгу.
В апреле 1998 года, в дни юбилея актрисы, на сцене Кремлевского Дворца состоялся ее бенефис. В спектакле по пьесе Фердинанда Брукнера Быстрицкая сыграла Елизавету Английскую.
Из интервью Э. Быстрицкой: "Так сложилась моя жизнь, что я одна... Выбор заключается в том, что можно было бы с кем-то быть, но для этого, с моей точки зрения, должны наличествовать определенные качества во взаимоотношениях. Мне ближе мудрость Омара Хайяма: "Уж лучше будь один, чем вместе с кем попало". При чем тут гордая независимость? Мне необходимо сердечное увлечение. А все радости общения - это совсем другое. Брак ведь предполагает что-то еще... Конечно, я нахожу для себя дело каждый день и каждый час, но когда женщина говорит, что только в деле находит для себя самое главное, я... не поверю, что она счастлива. Женское счастье - это все-таки радости патриархального быта: семья, дети...
У меня есть друзья, с которыми я общаюсь ежедневно, даже несколько раз в день, с ними я советуюсь. Мой круг - это мой круг, и я никого чужого не хочу туда пускать. Это тайна. Друзьями я не обделена. У меня есть все остальное, чтобы чувствовать себя комфортно. Мои учителя, мои партнеры по сцене, по фильмам драгоценны для меня. Но, к сожалению, некоторых уже нет в живых...
У каждого человека есть свои потребности. У меня это гантели. По полкило каждая. Для женщины больше не нужной Есть у меня гимнастическая палка, обруч. Пока все это мне доступно. Форма еще не ушла. Конечно, я сегодня не та, какой была 25 лет назад. Я это понимаю. И не притязаю на исключительность в сохранении вечной молодости.
Я люблю играть в бильярд. Это увлечение идет от тех лет, когда для нас с двоюродным братом родители купили маленький бильярд, чтобы мы никуда не шастали, а забивали металлические шарики. За войну бильярдик пропал. Уже актрисой, отдыхая в санатории, я увидела большой бильярдный стол. Навыки точно бить по шару не пропали. А увлечения и азарта у меня было достаточно, и я начала играть с мужем. Поначалу проигрывала, а потом победила и воспряла. В санатории устраивали турниры. И когда мы с мужем в паре выходили в финал, вот тут азарт брал верх. Мне хотелось выиграть. И я выигрывала. Потом ездила одна в Архангельское, в санаторий, и выигрывала уже по-настоящему. И маршал Виктор Георгиевич Куликов подарил мне настоящий кий. До сих пор его берегу...
Но на деньги я никогда не играла. Я презираю это. Меня не деньги интересуют - меня влечет победа...
Я очень люблю своих учеников. Они бывают у меня, или мы ездим на природу. Когда я с ними общаюсь, мне хорошо, но частые встречи не удаются... Родители мои уже ушли. Практически близких у меня никого нет. Но в Москве мой причал..."

Снималась в фильмах:
• В мирные дни (1950)
• "Богатырь" идет в Марто (1951)
• Неоконченная повесть (1955)
• Тихий Дон (1957-58)
• Добровольцы (1958)
• Русский сувенир (1960)
• Негасимое пламя (1964)
• Вся остается людям (1965)
• Дачники (1967)
• Николай Бауман (1968)
• Семь дней после убийства (1991)
• Прощальные гастроли (1992)
• Бравые парни (1993)
Элина Быстрицкая Элина Быстрицкая Элина Быстрицкая
Элина Быстрицкая Элина Быстрицкая Элина Быстрицкая
Элина Быстрицкая Элина Быстрицкая Элина Быстрицкая
Элина Быстрицкая Элина Быстрицкая Элина Быстрицкая
Элина Быстрицкая

Фильмография (актер)

Название фильма Наша оценка Описание
Бравые парни\Бравые парни подробнее
Все остается людям\Все остается людям подробнее
Дачники \Дачники подробнее
Добровольцы\Добровольцы подробнее
Неоконченная повесть \Неоконченная повесть подробнее
Нескончаемая повевсть\Нескончаемая повевсть подробнее
Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой\Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой подробнее
Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#