Франция, 28 сентября 1934 г.
актер
...Четырехлетняя девочка бежит по полю и смеется, держа за руку мальчика - на вид он нисколько не старше. Дети; пробегают еще метров десять, девочка спотыкается, падает в траву. Мальчишка валится па нее и целует, целует, целует... Пленка обрывается, нещадно трещавший кинопроектор умолкает, сухощавый седой господин протирает глаза, пытаясь скрыть слезы. Он постарел и стал чересчур сентиментален - Луи Бардо любил дочь, а она была так несчастна!
Отец и мать сбивались со счета, не успевая за ее амурным списком - они передавали привет Вадиму, а его, оказывается, давно сменил Жак; место Боба уже занято Гюнтером. Три развода, четыре попытки самоубийства, внук, которого они не видели годами, - господину Бардо было от чего загрустить. Он часто пересматривал старую любительскую киноленту - в раннем детстве дочь уже походила на себя теперешнюю, ее судьба складывалась уже тогда, безоблачным июльским днем 1937 года. В то время Луи Бардо был еще не стар, его жена, Анн-Мари, в девичестве Мюсель, славилась красотой, принадлежавшие семье заводы приносили отличную прибыль; двумя днями раньше цыганка предсказала ему, что фамилия Бардо станет известной во всем мире - в том числе и в Америке. О том, что это может быть как-то связано с его дочерью Брижит, влюбившей в себя соседского карапуза, господин Бардо, разумеется, не подозревал.
По ней сходил с ума весь мир: мужчины ее хотели, добропорядочные женщины ненавидели. Когда снимавшаяся в Испании Брижит заглянула в лавку ювелира (она прошла по тесной средневековой улочке босиком, в обтягивающем платье и с распущенными белокурыми волосами), выйти оттуда ей не дали. Через минуту улица была заполнена смуглыми темноволосыми мужчинами: они стояли и молча смотрели в прозрачную стеклянную витрину. У каждого были расстегнуты штаны, и оттуда выглядывал... Здесь Брижит Бардо густо краснела и обрывала рассказ.
Однажды, когда Брижит пришла в больницу к своей дублерше, на нее набросилась санитарка. Она размахивала вилкой и отчаянно ругалась: "Шлюха! Проклятая! Неужели тебе мало мужчин?! Оставь же кого-нибудь и нам, обычным женщинам!.."
Репортеры преследовали ее по пятам: она выгоняла их из дома, бросала в них петарды, а они подплывали к пляжу, где она загорала, закамуфлировавшись под американских туристов, проникали в ее жилье, переодевшись электриками. На Всемирной выставке в павильоне Ватикана ее фотография олицетворяла грех, зато через несколько лет Брижит Бардо позировала для изображения Марианны - официального символа Франции.
В 1937 году, когда маленькая девочка схватила за руку соседского мальчишку и побежала по полю, а ее отец потянулся за кинокамерой, семья считала Брижит гадким утенком. Немного повзрослев, она почувствует это сама.
Школьницей Брижит Бардо не любила смотреться в зеркало - радоваться ей было нечему. Выступающие вперед зубы, косые глаза, удручающе прямые волосы тускло-каштанового цвета (в школе их называли "палками"). Ее левый глаз видел лишь на десять процентов, на передних зубах она носила проволочку, чтобы исправить прикус, с косоглазием боролись специальные очки. Мама заставляла ее носить шерстяное белье (штанишки полагалось натягивать до самых подмышек, где их для верности прихватывали веревочкой), бабушка пичкала витаминными галетами, в школе ее считали отпетой двоечницей - она куксилась, грустила, завидовала красавице-сестре и чувствовала себя глубоко несчастной.
Воспоминания о детстве у нее были самыми разнообразными. Так, во время войны отец двадцать километров нес ее на плечах, а перед этим он ровно столько же отшагал, добираясь до фермы, на которой она жила. Вспоминала Брижит и галстук, которым он время от времени хлестал ее по попе, и открытое окно, в котором папа иногда балансировал на одной ноге, к недоумению и восторгу задравших головы прохожих. Иногда родители начинали кричать друг на друга прямо за завтраком, потом убегали, запирались в папиной комнате, а затем папа начинал собирать чемоданы или пытался выброситься с пятого этажа. Отчаянно причитавшая мама стаскивала его с подоконника, а девочка смотрела, слушала и запоминала. Нежная, порывистая, неуверенная в себе, отчаянно нуждавшаяся в ласке, простодушная, коварная, знавшая цену жевательной резинке, конфетам и время от времени перепадавшим ей карманным деньгам... Луи и Анн-Мари Бардо и оглянуться не успели, как их заморыш, их гадкий утенок, "злючка Брижит" превратилась в девушку, на которую заглядывались мужчины.
В войну семья обходилась всего одной служанкой, и мсье Бардо часами возился со своей логарифмической линейкой - ему надо было заплатить рабочим и не прогореть самому. Мама запирала все замки в доме и тут же теряла ключи, дедушка занимался латинскими переводами, бабушка распекала прислугу, а Брижит училась танцевать, и здесь в отличие от школы у нее все получалось прекрасно. Косоглазие исправили, неправильный прикус остался, но это лишь придавало ей очарования. Она ходила по дому со стаканом воды на голове; спина была прямой, походка - ровной, и мама приходила в неописуемый восторг - стакан стоял как приклеенный и семейному паркету ничего не угрожало.
Бомбежки, немецкие патрули на улицах, освобождение. Экзамен на бакалавра Брижит так и не сдала, зато на выпускных экзаменах в консерватории была одной из первых. Но мама и папа по-прежнему считали ее горем семьи.
Бардо считали себя очень приличными людьми, их дочь тоже должна была стать приличной девушкой и выйти замуж за сына промышленника или адвоката. Война закончилась - они держали служанку, двух слуг и гувернантку, жили в квартире из десяти комнат, а лето проводили в загородном поместье в кругу почтенных и благовоспитанных друзей. Чинные и прыщавые молодые люди танцевали с Брижит на семейных вечерах и ходили с ней в кино, а ее от них тошнило. Она была мечтательной девушкой: впереди ее ждали добрая фея, золотая карета, хрустальные туфельки и прекрасный принц. Однажды она и в самом деле превратилась в принцессу - и ничуть не удивилась.
Брижит пробует себя в балете (во время первого же спектакля с нее сваливаются трусики), ей предлагают сниматься для "Вог" - Брижит с трудом удается уговорить разгневанную мать дать согласие на съемки. Журнал попадает на глаза режиссеру Марку Аллегре, он приглашает ее на кинопробы... Так начинается звездная одиссея Брижит Бардо - первые съемки совпадают с первым романом.
...Роже Вадиму было суждено стать очень известным режиссером. Но пока что он, сын русского эмигранта первой волны, звался Вадимом Племянниковым, ходил в латаном черном свитере, был молод, нестрижен, любознателен и обаятелен - на Брижит ассистент мэтра Аллегре произвел сокрушительное впечатление. Она давно хотела влюбиться и не собиралась упускать такой случай: кузен, которому поручили следить за ней во время кинопроб, исчез на время вместе с симпатичной статисточкой, и Брижит с Вадимом остались наедине. Роман удался на славу - он успокаивал ее, когда она нервничала перед камерой, рассказывал о кино, провожал домой, накинув девушке на плечи свой выцветший пиджак. Брижит пригласила его к чаю. Все были очень любезны, но когда гость ушел, мадам Бардо попросила прислугу пересчитать серебряные ложки. Семья отпускала девушку на съемки с большой неохотой (выручил прикрикнувший на домашних дед: "Дадим малышке шанс! Если ей суждено стать шлюхой, то она ей и без кино станет".). Волосатый и обтрепанный жених из русских эмигрантов, зарабатывающий себе на хлеб кинокамерой, приводил чету Бардо в ужас.
То, что было потом, Брижит вспоминала как кошмар. Папа познакомил ее с юношей из хорошей семьи. Благовоспитанный зануда сводил ее в кино, угостил мороженым и повел домой пешком - денег на такси у него не осталось. Они добрались до улицы Де ля Помп в половине первого ночи, и папа, не разрешавший Брижит возвращаться домой после двенадцати, на глазах у кавалера задрал ей юбку и выпорол дочку старой маминой туфлей. Брижит было уже 17 - и этого она ему никогда не простила.
Через несколько дней она пошла в кино с Вадимом - отец подстерег их у подъезда и пригрозил ухажеру револьвером: "Оставьте мою дочь в покое, мерзавец!" Мама вышла на шум, отобрала у господина Бардо оружие и пообещала, что если произойдет самое ужасное, она убьет соблазнителя собственными руками. Родители чуть было не отправили ее в одну из английских частных школ (кинокарьера Брижит казалась домашним досадной глупостью) - после разговора с ними она пошла на кухню, открыла газ и сунула голову в духовку.
Служанка вовремя почувствовала странный запах; кухонную дверь выбили, девушку привели в чувство, об Англии никто больше не заговаривал.
Самым обидным было то, что родители волновались напрасно: девственность, которая их так волновала, уже исчезла как прошлогодний снег. Несколько дней назад Брижит сама пришла к Вадиму. Она мечтала увидеть ателье художника, а попала в грязную коммуналку - на соседней кровати храпел приятель, деливший с ним кров и арендную плату.
Брижит разбудила Вадима, и он спросил, принесла ли она булочки. Брижит расплакалась, и он пустил ее в постель. В противоположном углу комнаты продолжали всхрапывать - райских наслаждений Брижит не дождалась, но своего добилась.
Маленькие роли в кино и театре, вечное безденежье, ссоры с родителями, замужество. Чтобы прокормить семью, Вадим устроился журналистом в "Пари-Матч". Бурные ночи, идиллические завтраки вдвоем, жизнь в тесной квартирке с картонными перегородками - из сортира доносится звук спускаемой воды, из кухни пахнет капустой, ванная забита грязными майками, носками и бельем Брижит. Быт убивает любовь - на съемках в Риме она изменяет мужу с итальянцами, которых потом не может вспомнить, а вернувшись в Париж, окутывает Вадима заботой и нежностью. Брижит оставалась дочерью своих родителей. Семейные добродетели, непостоянство, чувство долга, наивная порочность соединялись в ней воедино - когда к ее ногам ляжет весь мир, эти качества расцветут пышным цветом.
Ждать оставалось недолго: Вадим и его друг, продюсер Рауль Леви, затеяли снять фильм. Вадим писал сценарий, а Брижит должна была сыграть главную роль. Лента называлась "И Бог создал женщину". Во французском прокате она почти провалилась, зато в Америке собрала миллионы долларов. Вадим был признан лучшим французским режиссером за последние десять лет, Брижит удостоилась титула "французской секс-бомбы", но браку пришел конец - на съемках она познакомилась с Жаном-Луи Трентиньяном.
С Трентиньяна начался ее донжуанский список, который никогда не будет представлен во всей полноте (многих из своих мимолетных любовников Брижит просто забыла). Менялись имена, места действия, запах кожи, цвет волос, глаза, признания, но самое главное не менялось - все романы Брижит Бардо развивались по одному и тому же сценарию.
Она вспыхивала как порох, отдавала любимому себя всю - но не могла принадлежать одному человеку. Трентиньяну вскоре пришлось в этом убедиться.
Любовь с первого взгляда: ошарашенная съемочная группа, страсть, наэлектризовавшая фильм, растрепанные волосы и круги под глазами у главных героев, огорошенный и обиженный Вадим, разъяренная жена Трентиньяна - вихрь, который их подхватил, стих в квартирке Брижит на улице Шардон-Лагаш, куда перебрался Трентиньян. Семейство Бардо было в ужасе (любовник дочки был из нищих итальянских эмигрантов, и они прозвали его "кондитером"). Брижит не чувствовала под собой ног от счастья. А потом Трентиньяна призвали в армию, и ее соблазнил известный певец Жильбер Беко.
Она действительно любила Жана-Луи. Франция вела войну в Алжире, и Брижит места себе не находила от беспокойства за любимого. "Французская секс-бомба" обивала пороги в военном министерстве, строила глазки чиновникам, каждый из которых пытался ее соблазнить, ездила на свидания к мужу. Но Жильбер Беко был знаменит, обворожителен и настойчив, а Брижит любила получать все сразу, не задумываясь о завтрашнем дне, - он пришел к ней, а в половине второго ночи вернулся домой получивший увольнительную Жан-Луи.
Не было ни скандала, ни драки: мужчины ушли вместе. Так и не повысивший на нее голоса Трентиньян забрал свои вещи на следующее утро. Он снился Бардо несколько лет, но роман с Жильбером Беко развивался своим ходом: синица в руках была лучше журавля в небе. Беко был женат, игра в прятки казалась унизительной. Он потащил ее на свои женевские гастроли, а она, устав таиться в закрытой машине, стала жать на клаксон, устроила грандиозный скандал - и бросила Беко ради никому не известного гитариста Саши Дистеля. Тот выжал из нее все что мог: жил в ее доме и использовал ее в своей рекламной кампании. Вскоре Брижит стало с ним скучно, и тут она встретила молодого актера Жака Шаррье... Все это произошло за каких-то несколько лет: взбудораженная такими темпами пресса внимательно наблюдала за личной жизнью Б. Б.
На экране она была такой же, как в жизни - порывистой, непредсказуемой, нежной и вздорной, с огромными лучистыми глазами, сияющей улыбкой и золотой головой, делающей ее похожей на львенка (по правде говоря, волосы были крашеными).
Своим мужьям и любовникам Брижит Бардо приносила счастье. Благодаря ей Саша Дистель стал известным певцом, другие выбились в продюсеры, преуспели в шоу-бизнесе: она ставила на избранника свое фирменное клеймо, и за счастливчиком немедленно начинала охотиться пресса. Расставаясь с любовниками, Б.Б. приобретала друзей - Жак Шаррье, ее будущий муж и отец ее ребенка, был единственным, кому она сломала жизнь.
Мужчина мог сделать с Брижит Бардо все: увести ее от того, кого она любила, жить на ее деньги, распоряжаться ее временем, те, кто был ей дорог, время от времени ее поколачивали. А вот превратить в свою собственность не удавалось никому - на этом Жак Шаррье и сломал себе шею.
У Брижит были уютная двухэтажная квартирка, вилла "Мадраг" в Сен-Тропе, чудесный маленький "остин", служанка, черный коккер-спаниель и уверенный в собственных чарах Саша Дистель. У Жака Шаррье не было ничего, кроме папы-полковника. Он жил в жалкой однокомнатной квартирке с душевой кабиной и питался пивом с сандвичами. От сандвичей Брижит толстела, от грязных маек Жака ее мутило, еле работающий душ приводил в ужас. Съемочная группа думала, что она так жалко выглядит из-за ночей любви, которые ей дарит Жак, а на самом деле Брижит просто не высыпалась - в комнате ее любовника не было занавесок. Кончилось дело тем, что она привела Жака к себе домой за полчаса до того, как туда наведался Саша. Ключ от спальни Брижит успела выбросить в окно и, дрожа и причитая, наблюдала, как рвутся в бой разделенные запертой дверью мужчины.
Саша ушел, а Жак остался. Он решил, что Брижит нужен ребенок, и сделал его так страстно и быстро, что она не успела опомниться.
Она была дочерью своих родителей и не хотела становиться матерью-одиночкой. Чета Бардо одобрила ее решение (хорошие манеры, чистые ногти, сын полковника). На свадьбу Брижит надела свободное светлое платье в клетку и туфли без задников. О том, что дает путевку в жизнь новой моде, невеста и не подозревала. Репортеры окружили мэрию, зал бракосочетаний заполонили фотографы, и снимки счастливой пары появились во всех газетах.
Во время свадьбы журналистов сдерживала цепь жандармов. Роды вообще пришлось принимать дома: семья опасалась, что фотографы остановят карету "скорой помощи" или ворвутся в клинику. После того как ребенок появился на свет, пресса взяла дом в плотную осаду - родные Брижит ждали штурма и не были уверены в том, что полиция сможет его остановить. Пришлось впустить в квартиру своего доверенного фотографа. Брижит наспех пригладила волосы, взяла на руки Николя, лучезарно улыбнулась.... На этих снимках фотограф нажил целое состояние, а ее импровизированная прическа немедленно вошла в моду - небрежно уложенные, чуть растрепанные светлые локоны в просторечии назывались "кислой капустой".
А потом все было очень плохо. Жак Шаррье хотел иметь нормальную семью, а этого Брижит ему дать не могла. Б. Б. было некогда возиться с ребенком, она продолжала сниматься, ей хотелось все так же весело жить. Жак разругался с ее матерью и менеджером, они принялись скандалить и драться, а потом его призвали в армию, и он начал понемногу сходить с ума.
Шаррье не хотел воевать в Алжире - сперва он симулировал нервное расстройство, затем и в самом деле потерял рассудок. Прожив в казарме несколько недель, Жак вскрыл себе вены и попал в психиатрическое отделение военного госпиталя - там, за решеткой в палате для тяжелобольных, он провел несколько месяцев. Его комиссовали, и скандалы начались вновь: Брижит была звездой, а Жак оставался никем: он жил в ее доме, тратил ее деньги, и она не могла признать его главой семьи.
Жак Шаррье был воспитан в патриархальной семье: он хотел командовать и брать ответственность на себя, но и сам был готов приносить жертвы. Для того чтобы остаться с женой, Жак Шаррье отказался от главной роли в фильме "На ярком солнце" - говорили, что после нее он должен был стать звездой.
Ему не удалось заговорить судьбу: Брижит ни от чего отказываться не собиралась. Вскоре после родов она сообщила мужу, что уезжает сниматься, и выдержала очередной скандал: он дал ей пощечину, она стукнула его коленом в низ живота - и тут Жак ударом в челюсть отправил ее в нокаут. После этого их брак просуществовал недолго; ребенком стали заниматься Жак и родители Брижит, а когда они совсем состарились, Николя полностью перешел на попечение отца.
А у Брижит Бардо начались новые романы - актер Сэми Фрэй, с которым Жак подрался на улице (Сэми тоже призвали в армию - судя по всему, это была ее карма), бразилец Боб Загури, несравненный гитарист и профессиональный игрок в покер, миллионер и плейбой Гюнтер Сакс, ставший третьим мужем Б. Б.... В каждом из них она находила бездну достоинств. Она была покладистым и внушаемым существом: после случайных и никого ни к чему не обязывающих занятий любовью малознакомый мужчина привозил на ее виллу свои чемоданы - сперва Брижит поднимала брови, а потом смирялась с тем, что в ванной появилась вторая зубная щетка.
Постель не много значила для нее: она любила ласку, нуждалась в чьей-то опеке и сама с готовностью о ком-то заботилась. С годами самой большой любовью Брижит стали старики и животные - бродячая блохастая и колченогая шавка в ее глазах стоила всех красавцев в мире, старой обнищавшей гувернантке и тяжелобольной няне она купила по квартире и содержала их всю жизнь.
Брижит спасала от мясника коз и овец, в ее загородном доме жили осел, несколько собак и кошек. С ними Бардо чувствовала себя лучше, чем с людьми, - животные ничего от нее не требовали, никогда ее не предавали и любили такой, какая она есть.
Брижит по-прежнему жила под жестким журналистским прессингом, зеваки забирались в ее сад, мошенники продавали билеты на экскурсию в дом Брижит Бардо - непрошеных гостей она выгоняла шваброй. Хуже всего было то, что из ее отношений с мужчинами уходила искренность - последний муж Брижит Бардо, Гюнтер Сакс, женился на ней на пари...
Они встретились в придорожном кабачке, потом он приехал к ней на виллу на водных лыжах в смокинге и черном плаще на алой подкладке - с неба на виллу "Мадраг" в этот момент обрушился дождь красных роз, сброшенных с вертолета. Немецкая пунктуальность сочеталась в Гюнтере с безумными идеями в духе Гаруна аль-Рашида и страстью к саморекламе: он сделал предложение на Лазурном берегу, расписались они в Лас-Вегасе, а в свадебное путешествие он потащил ее в Мексику и на Таити.
Гюнтер не требовал от нее ничего особенного: ему была нужна самая знаменитая в мире жена, а в обмен он соглашался любить ее и по мере сил о ней заботиться. Он был богат как Крез, красив, воспитан, дружил с Пикассо, иранским шахом и американским вице-президентом - и все же из этого брака ничего не получилось. Брижит и Гюнтер так и не начали жить одним домом: свадебное путешествие, поездка к его маме в Баварию, визит к де Голлю, Каннский фестиваль, приемы, походы к Максиму, ритуальные занятия любовью... Вот, пожалуй, и все. Он начал ей изменять вскоре после свадьбы, она тоже решила не отказываться от своих привычек - и в один прекрасный день Гюнтер Сакс исчез, оставив ей на прощание патетическую просьбу о разводе. Журналисты подсчитали, что Б. Б. выходит замуж раз в семь лет и ее браки в среднем продолжаются два года.
Она оставалась желанной, на кинофестивалях ее все еще осаждали поклонники, толпа, встречавшая Бардо у трапа самолета, бросала ей под ноги цветы, ей присуждали престижные кинопремии. Но в жизни что-то разладилось - Брижит стали интересовать совсем молодые парни, которые относились к ней по-свински. Студент Патрик жил у нее на содержании несколько лет: он тратил ее деньги, угонял ее машину, несколько раз сильно избил и в конце концов исчез с какой-то девкой. Его сменил такой же юный бармен Кристиан, существо доброе, мускулистое и недалекое. В перерывах между занятиями любовью Кристиан читал спортивные журналы и смотрел телевизор - бывший бармен тосковал по стойке и шейкеру и бросил бедняжку, когда она ему надоела.
Знакомые представили Брижит состоятельного, безупречно воспитанного господина - он недавно разошелся с женой и нуждался в утешении и поддержке. Дело пошло на лад, но во время морской прогулки седеющий атлет упал с водных лыж и потерял вставные челюсти на полуметровой глубине. Брижит битый час искала его зубы среди камней и после этого поняла, что пора отдохнуть от мужчин. Роман с кино она тоже решила закончить...
Девочка с сияющей улыбкой, когда-то покорившая мир, превратилась в усталую, разочарованную женщину. Ей пришлось испытать несколько профессиональных провалов, и она не хотела рисковать своим именем. Но главное - все это ее уже не интересовало.
Благодаря Брижит Бардо в мире стало меньше боли - раньше на французских скотобойнях животные умирали медленной мучительной смертью. Она боролась с мясниками пять лет и сумела положить этому конец. Из-за нее перестали убивать детенышей котиков. Б. Б. спасла обезьян, которых авиафирмы, испытывая ремни безопасности, живыми катапультировали в бетонную стену. Бардо строит приюты для животных, лечит, выхаживает, собирает вокруг себя таких же энтузиастов - ее вилла превратилась в настоящий зоопарк. Весной, надев резиновые сапоги, она шлепает по грязи вместе с мулами и баранами и чувствует себя прекрасно.
Фото: Рейтер
— МАДАМ Бардо, недавно вы активно протестовали против проведения корриды в Москве. Стоило ли так беспокоиться, если каждую неделю в городах Испании и Латинской Америки на аренах убивают сотни быков?
— Коррида — это жестокое и варварское зрелище, и она должна быть ограничена только теми странами, где издавна считается традицией. Да и то с этой традицией пора заканчивать, так как эпоха боев быков уже прошла. Поэтому вывоз корриды куда-либо за границу я считаю экспортом смерти. А через вашу газету выражаю искреннюю благодарность Русской православной церкви за то, что она встала на пути этого средневекового кошмара.
— Однако существует и такое мнение, что защитники животных с жиру бесятся: в мире каждый день льется столько крови, а они плачут над жареным цыпленком…
— Что тут скажешь… И верно — мир жесток. Но человека хотя бы всегда есть кому защитить. Да, мне жаль убитого цыпленка. Обожаю животных, и это мешает мне любить людей: хотя бы потому, что зачастую люди бывают очень злыми. Честно говоря, я в них разочаровалась.
— Разрешите задать вам некорректный вопрос?
— (Смеется.) Попробуйте.
— Возможно, вы потому с таким пылом отдаетесь защите животных, что личная жизнь потерпела полную неудачу? Ведь вы пережили разрыв с четырьмя мужьями и даже с вашим единственным сыном Николя у вас сейчас очень плохие отношения…
— Может быть. Мужчины причинили мне много несчастий. Однако теперь я страдаю, если узнаю о мучениях животных. Ничего не пожалею для них, после моей смерти именно животные унаследуют все. Конечно, я совершила в жизни ошибки. Но кто из нас без греха? В настоящий же момент, как мне кажется, моя жизнь именно такая, какой и должна быть. На интервью с вами я согласилась лишь из-за того, что вы прислали вопросы о животных. На другие темы не разговариваю, мне это неинтересно.
О кино не вспоминаю
— ВЫ так не любите журналистов?
— Скажем так — раньше не любила больше: они мне страшно мешали своими фотовспышками, где бы я ни была: даже на необитаемом острове у меня не было чувства, что я одна, — всюду ощущался следящий объектив. И хотя папарацци активно преследуют меня до сих пор, мое отношение к журналистам с тех пор существенно поменялось. Я ведь ушла из кино и не могу теперь быть источником суперсенсаций.
— А не жалеете, что ушли?
— Нет. Кино — это далекое и приятное воспоминание, но не более того. Поэтому, когда интересуются мнением о каком-нибудь новом фильме, я отвечаю: «Пожалуйста, спрашивайте об этом не меня». Это больше не мое.
— Кто для вас сейчас является идеальным мужчиной?
— Не бывает идеальных мужчин и идеальных женщин, среди людей никто не совершенен. Если же брать животный мир, то я бы сказала, что для меня идеалом является самец дельфина: он верный, добрый и дружелюбный. Не думаю, что когда-нибудь снова выйду замуж. Я спокойно проживу без мужчин. От них только одни проблемы. Например, сейчас у меня на вилле живет около сотни животных: барашки, лошади, собаки, кошки, ослики, козы, кролики. И я вас заверяю, что даже все вместе взятые они причиняют значительно меньше беспокойства в доме, чем один-единственный мужчина.
Переписка с Путиным
— ДВА года назад вы направили письма тогдашнему премьер-министру России Путину и мэру Москвы Лужкову — просили их препятствовать отстрелу бездомных собак. Вы всерьез думаете, что у России нет других проблем?
— Главная проблема сегодняшних людей — в отсутствии доброты. Кстати, я польщена: мсье Путин прислал мне тогда любезное и подробное письмо: он писал, что прочитал мою депешу с большим интересом и передал ее в министерство охраны природы. Я понимаю, что бродячие собаки опасны на улицах, но зачем же их убивать? Например, во Франции мы просто кастрируем уличных кобелей, чтобы они дальше не размножались.
— Может быть, на радость своим поклонникам не из животного мира вы все-таки когда-нибудь сниметесь в кино?
— Ну и зачем мне все это нужно? Я отказалась от карьеры актрисы навсегда, поэтому, какой бы режиссер (пусть даже самый знаменитый) ни предложил мне сняться, отвечу отказом. Кстати, автографы у меня и сейчас берут — просто по улице пройти невозможно. Но я не хочу возвращаться в прошлое. Мне искренне хочется, чтобы, когда произносят слова «Брижит Бардо», люди вспоминали не о моих фильмах, а о защите животных.
— Пока что они все еще вспоминают фильмы.
— Жаль, если так.
— Последний вопрос… Вы когда-нибудь приедете в Россию?
— К сожалению, наши желания не всегда совпадают с нашими возможностями. Но если получится посетить Россию хотя бы на один день, то обязательно приеду. Как вы понимаете, я посвящу этот день, конечно, вашим животным… Но в то же время непременно попробую понять вашу чудесную страну, ощутить теплоту сердец россиян, к которым испытываю бесконечную нежность. Думаю, что мы с вами похожи. Крепко обнимаю ваших читателей и их животных.
Из досье
Брижит Бардо (настоящее имя Камилла Жеваль) родилась 28 сентября 1934 года в семье богатого промышленника.
Снялась в фильмах «И Бог создал женщину…», «Бабетта идет на войну», «Частная жизнь», «Вива, Мария!».
Ее первым мужем был знаменитый режиссер Роже Вадим, а мать и отец так никогда и не одобрили карьеру дочери. Неожиданно для всех в 1970 году, на самом пике популярности, ушла из кино.
В 1987 году основала «Фонд Бардо» и занялась защитой животных со всем рвением, на которое была способна: протестовала против ритуального умерщвления мусульманами овец, клеймила модниц за ношение шубок и гурманов за «поедание растерзанных трупов».
В 1992 году рассталась с последним мужем — Бернаром д’Ормелем и с тех пор пережила один-единственный нервный срыв — когда умер ее любимый кот.
По опросам общественного мнения во Франции, уже 45 лет входит в сотню красивейших женщин мира.
Брижит Бардо появилась на свет 28 сентября 1934 года в Париже. Уже пятнадцати лет от роду будущая икона сексуальной революции начала карьеру манекенщицы (в частности, снималась для журнала 'Эль'). Во время одного из показов она приглянулась известному актеру и журналисту Роже Вадиму. Этот ценитель прекрасного не только очаровал юную красавицу, но и сам не устоял перед ее чарами: парочка готова была идти под венец, но воспротивились родители Брижит (девушке еще не исполнилось семнадцати!). С замужеством пришлось немного подождать, однако Бардо начала делать первые шаги в кино именно при участии Вадима.
Вначале это были второстепенные роли, впрочем, у таких классиков, как Рене Клэр ('Большие маневры', 1955) или Саша Гитри ('Если бы Версаль поведал о себе', 1954). Первым по-настоящему оглушительным успехом Брижит Бардо стала картина 'И бог создал женщину' (1956), в роли постановщика которой выступил Роже Вадим (для него это был первый опыт режиссуры). В этом манифесте женственности двадцатидвухлетняя Бардо играет восемнадцатилетнюю сироту Жюльетт Арди, для которой замужество означает свободу от прежних формальностей. Впрочем, и для актрисы успех означал новый этап в жизни: в частности, спустя год после выхода фильма она развелась с Вадимом. Позже тот констатировал: 'С тех пор как я открыл Брижит ее подлинную суть, наш брак начал клониться к закату'. Кстати сказать, Бардо стала лишь первым трофеем Роже Вадима; после этого разрыва он прославился на всю Францию бурным романом с Катрин Денев и женитьбой на Джейн Фонде.
Самое главное, что после фильма Роже Вадима слава Брижит прогремела на весь мир, перед ней были настежь открыты двери Голливуда. Однако она не изменила французскому кино и снималась только на родине, с равным успехом выступая как в народных комедиях ('Парижанка', 1957; 'Бабетта идет на войну', 1959; 'Дон Жуан в юбке', 1973), так и в авангардных драмах ('Презрение', 1963; 'Три шага в бреду', 1968). В 1973 году актриса распрощалась с экраном, желая, чтобы зрители запомнили ее молодой и привлекательной. С тех пор все свое свободное время Брижит Бардо посвящает борьбе за права животных, организовав ради этой благой цели специальный фонд своего имени. Ее самое знаменитое высказывание на эту тему граничит с гениальностью: 'Если бы я могла хоть как-то повлиять на то, как люди относятся друг к другу, я бы занялась этим, но поскольку это не в моих силах, ограничусь отношением людей к животным'.
Остается добавить, что именно Брижит Бардо была первой французской актрисой, позировавшей в 1970 году для бюста Марианны; до этого национальный символ Франции воплощал черты анонимных француженок. Рассказывают, что скульптор Ален Гурдон, которому заказали ваять Марианну в тот памятный год, придал 'лицу республики' черты Бабетты ради шутки. Но результат оказался настолько хорош, что с тех пор повелось приглашать звезд в качестве моделей: по дорожке, проторенной Бардо, к такому специфически французскому признанию заслуг в разные годы прошли Катрин Денев, Мирей Матье, Летиция Каста, Патрисия Каас и Софи Марсо.
Автор: Тарас ЖУМАРОВ
Сайт: Дни.РУ
Свой 70-летний юбилей сегодня празднует самая знаменитая блондинка Франции – Бриджит Бардо. Она родилась 28 сентября 1934 года в Париже. С 14 лет, урожденная Камиль Жаваль подрабатывает фотомоделью, снимаясь, в т.ч. для журнала Elle.
Карьера Бриджит Бардо как киноактрисы кино началась с второстепенных ролей в фильмах Рене Клэра "Большие маневры" (1955) и Саши Гитри "Если бы Версаль поведал о себе" (1954). Однако имя Бардо стало широко известно после выхода на экраны фильма Роже Вадима "И Бог создал женщину" в 1956 году. До этого актриса снялась в 15 фильмах, которые так и не принесли ей славы.
Фильм Вадима во Франции также не имел большого успеха, зато в Америке получил всеобщее признание, так же, как и актриса, исполнившая роль – восемнадцатилетней сироты Жюльетт Арди. После этой картины на Бардо наступила мода. Девушки стали подражать ей в одежде, прическе и косметике. Спустя год после выхода фильма, Бриджит Бардо развелась с Роже Вадимом, за которого хотела выйти замуж еще в 17 лет (тогда не позволили родители).
Бардо превратилась в звезду мирового масштаба. На родине, во Франции, она снималась как в народных комедиях "Парижанка" (1957); "Бабетта идет на войну"(1959); "Дон Жуан в юбке"(1973), так и в серьезных авторских фильмах, таких как "Презрение" (1963) Годара или трилогии "Три шага в Бреду" (1968) Роже Вадима, Луи Маля и Федерико Феллини.
Бриджит Бардо жила насыщенной, эмоциональной жизнью не только на экране, но и в жизни. Она выходила замуж каждые семь лет, пережила три развода и четыре попытки самоубийства.
Перед своим сорокалетним юбилеем – в 1973 г. Бардо ушла из кинематографа, желая, чтобы в памяти зрителя она осталась молодой и красивой. С тех пор актриса направляет свою творческую энергию на защиту животных. Ради этой цели она создала даже фонд своего имени. "Если бы я могла хоть как-то повлиять на то, как люди относятся друг к другу, я бы занялась этим, но поскольку это не в моих силах, ограничусь отношением людей к животным", - заявила она однажды. В своих мемуарах она также написала: "Свою молодость и красоту я отдала мужчинам, свои зрелость и опыт я хочу отдать животным".
…ТЕМ вечером родители вместе с маленькой Брижит зашли поужинать в небольшой ресторанчик. Между столиками прохаживалась цыганка, бегло осматривая ладони посетителей. Возле отца Брижит гадалка задержалась: «Месье, ваше имя прославится и станет известно во всем мире!» Обрадованный Бардо заказал шампанское. Он подумал, что недавно приобретенный завод — начало будущего процветания фирмы. То, что фамилию Бардо способна прославить сидящая рядом дочка, не пришло ему в голову.
Брижит росла застенчивой и с массой комплексов. Особенно ее беспокоили косоглазие и выпирающие передние зубы. Девочка носила во рту железные скобы и была частым посетителем окулиста. С косоглазием со временем удалось справиться. А вот зубы… Казалось, что у Брижит все время слегка надуты губы. Хотя с годами этот недостаток превратился в «изюминку» и получил название «гримаска Бардо». К четырнадцати годам она неожиданно превратилась в маленькую женщину с точеной фигурой, гордой осанкой и легкой походкой. Последнее было результатом упорных занятий в балетном классе.
Однажды Брижит попалась на глаза сотруднице модного журнала «Elle» и вскоре уже украшала обложку престижного издания. Затем последовали приглашения на кинопробы, во время которых она встретила своего будущего мужа — помощника режиссера Роже Вадима. Начавшийся роман потребовал от Бардо отчаянной храбрости, поскольку ее буржуазное семейство восприняло длинноволосого и «голого как сокол» Вадима в штыки. Девушку даже попытались отправить из Парижа в швейцарский пансион — подальше от тлетворного влияния Роже. Но не тут-то было. Брижит показала характер. Когда родители ушли в театр, она засунула голову в духовку и включила газ. К счастью, спектакль отменили и чета Бардо вернулась раньше времени. «Еще пять минут — и ваша дочь отправилась бы к праотцам», — констатировал врач. Родители присмирели и согласились на свадьбу. Когда отец вел 18-летнюю Брижит к алтарю, то даже не подозревал, что его малышка уже два года как любовница Вадима и за плечами у нее нелегальный аборт.
Талант на неверность
Замужество окончательно связало Бардо с кинематографом. Вадим задался целью написать сценарий и самостоятельно поставить картину, где главную роль исполнит его молодая жена. Этим фильмом стал «И Бог создал женщину». В нем Брижит, будучи от природы шатенкой, предстала в образе длинноволосой блондинки. Ее героиня по ходу сюжета не раз обнажается. Последний факт вызвал на родине супругов скандал. Фильм посчитали аморальным. Зато в Америке он побил все кассовые рекорды и сделал из Бардо звезду.
Для самой актрисы картина стал судьбоносной еще и по другой причине. На съемочной площадке Брижит встретила новую любовь — актера Жана-Луи Трентиньяна. «К Жану-Луи я испытывала безумную страсть, — вспоминала Брижит. — Я бросилась очертя голову в его глаза и в его жизнь. Он был нежный, спокойный и искренний. Мы никогда не ссорились». А что же Роже Вадим? «С Вадимом мы жили как брат и сестра. Я оставалась к нему бесконечно привязана, он был мне опорой, другом, семьей. Но не возлюбленным. Страсть между нами прошла». Они развелись на удивление спокойно. И на всю жизнь остались добрыми друзьями.
Однако соединиться с Трентиньяном Брижит не удалось. Во-первых, он тоже был женат. А во-вторых, вскоре после съемок 22-летнего Трентиньяна призвали на срочную службу, которая продолжалась тогда во Франции три года. Очень быстро отношения сошли на нет, потому что Брижит была не из тех, кто любит на расстоянии. В ее жизни появилась череда молодых людей. Она вела себя с ними, как и полагается «женщине-ребенку». Была искренна, но в то же время и жестока, как это делают дети. «Когда Брижит с мужчиной, то он для нее — все на свете, — вспоминал один из друзей актрисы. — Когда же все кончено, она даже слышать о нем не желает. Брижит переходит к другому, не оглядываясь и не вспоминая о том, кого бросила». Ему вторил Роже Вадим: «Поверьте мне, у Брижит талант на неверность».
Многочисленные романы позволили прессе представить актрису исчадием ада. Журналисты называли Брижит «пожирательницей мужчин». Этот миф настолько глубоко засел в головы некоторых читательниц, что одна из них чуть не покалечила актрису. Дело происходило в госпитале, куда Бардо приехала навестить заболевшего коллегу. Она оказалась в лифте в компании медсестры, которая везла пациенту завтрак. Узнав в блондинке известную актрису, женщина с криком «Так это ты, развратная тварь!» попыталась вилкой изуродовать лицо Брижит.
Личная жизнь актрисы стала настоящим Клондайком для прессы. Фоторепортеры преследовали Бардо на каждом шагу, ночевали под ее окнами. А на ее второй свадьбе они устроили смертоубийство, чуть не задавив саму невесту. Новым избранником Брижит стал очередной партнер по съемочной площадке Жак Шарье. Картина называлась «Бабетта идет на войну», и Жак играл главную мужскую роль. «Я не настолько любила Жака, чтобы связать с ним свою жизнь. Но я была беременной, а остаться одной с ребенком на руках — страшный скандал», — вспоминала Бардо. Бракосочетание актрисы стало одним из главных событий 1958 года. Невеста явилась на церемонию в клетчатом платье. Этого было достаточно, чтобы следующие пять лет во всем мире одежда в клеточку шла нарасхват. К тому времени «Bardolatrie» («бардопоклонничество») по обе стороны океана обрело неслыханные масштабы. Миллионы женщин подражали походке актрисы, перенимали ее манеру говорить, делали себе прическу а-ля Бардо, которую в народе прозвали «кислой капустой».
«Или я сейчас умру»
Тем временем сама виновница переполоха взяла тайм-аут в связи с «интересным положением». Шарье был безумно рад грядущему событию, чего нельзя было сказать о Брижит. Она не хотела ребенка, и избавиться от него помешал лишь официальный запрет на аборты во Франции. «Я побывала у врачей, акушерок и шарлатанов всех мастей, — честно признавалась актриса. — Не нашлось ни одного, кто пошел бы на риск — сделать аборт «самой Брижит Бардо».
Беременная Бардо сидела в своей квартире, как в осажденной крепости, опасаясь лишний раз покинуть укрытие. Папарацци установили вокруг дома круглосуточное дежурство. Как-то актриса попыталась воспользоваться потайным ходом, но и там наткнулась на вездесущих шпионов. От неожиданности Бардо отскочила в сторону и попала прямиком в мусорный контейнер.
После рождения сына отношения в семье разладились окончательно. Шарье вздумалось проявить диктаторские замашки и запретить супруге сниматься. Конечно, это было глупо. Бардо даже родители никогда ничего не могли запретить. В результате заботы о новорожденном взвалили на няню. А Бардо окунулась с головой в работу. Ее фильмы приносили неплохой доход как самой актрисе, так и государству. Один дотошный журналист подсчитал, что бывали годы, когда выручка от экспорта картин с участием Бардо становилась во Франции второй по значимости после экспорта вина. И без того громкая слава Брижит продолжала расти. Согласно статистике, персона актрисы являлась темой для разговора у 47% французских семей.
«Меня лишили права на личную жизнь. У меня вообще нет никакой личной жизни. Я как загнанный зверь. Не могу сделать и шага, чтобы ко мне не приставали с расспросами», — жаловалась актриса режиссеру Анри Клузо, у которого в то время снималась в фильме «Истина». Бардо, как всегда, умудрилась влюбиться в своего партнера — Сэмми Фрея. Только Жак Шарье в отличие от первого мужа Роже Вадима не был столь терпимым. Он жутко ревновал жену. Однажды дело закончилось банальным мордобоем. Естественно, под вспышки фотокамер.
Близился двадцать шестой день рождения актрисы, который она решила во что бы то ни стало провести в тихом месте. Брижит укрылась на частной вилле недалеко от Ниццы. Несмотря на строжайшую конспирацию — парик, темные очки и шляпу, блаженное спокойствие длилось ровно несколько дней. На четвертый день в местном ресторанчике к актрисе подскочил поклонник с просьбой вместе сфотографироваться. «Прошу вас, месье, оставьте меня в покое. Или я сейчас умру», — закричала не своим голосом Брижит. К вечеру виллу уже окружала толпа репортеров. А ночью актрису нашли в саду без сознания. Она сидела, прислонившись к колодцу с перерезанными венами.
Газеты тут же начали потешаться над неудачной попыткой звезды свести счеты с жизнью. А среди писем все чаще попадались, например, такие: «В следующий раз, когда тебе захочется умереть, спрыгни с Эйфелевой башни. Тогда на земле одной сукой станет меньше». Этот случай вызвал много пересудов. Но точнее всех поступок Бардо оценил Роже Вадим. «Брижит — эгоистка. Кроме нее самой никто не существует. Результат этого эгоизма — полное одиночество. Со временем оно стало причинять ей слишком сильную боль».
Тонна роз
САМА же актриса все-таки была склонна винить в личных неудачах мужчин: «Просто они не могут меня удержать». После развода с Шарье она продолжала искать «крепкое плечо». По окончании нескольких романов Бардо выбрала себе третьего мужа. Впервые он был богаче ее. Все предыдущие кавалеры в финансовом плане сильно уступали первой даме французского кино. Меркантильности в вопросах любви Брижит была лишена начисто. Еще на заре своей кинокарьеры Бардо отказалась от приглашения поужинать с самым богатым человеком мира — миллиардером Онассисом: «Что? Онассис? Мне это неинтересно».
Немецкий миллионер Гюнтер Закс очаровал актрису не своими капиталами, а галантной манерой ухаживать. С начала их знакомства Закс не переставал удивлять Бардо красивыми жестами. Например, он завис на вертолете над ее поместьем в Сен-Тропе и забросал его розами. Актриса потратила целый день на то, что подбирала цветы. Они попадались ей на каждом шагу. Именно тогда сердце актрисы и дрогнуло: «Он ухаживал за мной, словно Джеймс Бонд, — вспоминала Брижит. — И покорил меня страстью, с которой пытался меня завоевать». Он называл ее Маму, она его Закси. Решение о браке было принято всего через несколько недель после знакомства. Брижит, памятуя о беспределе, который журналисты устроили на ее предыдущей свадьбе, отказалась расписываться в Европе. И тогда пара отправилась в Америку, где в Лас-Вегасе без проволочек 14 июля, в День взятия Бастилии, сочеталась браком. Говорят, что судья, зарегистрировавший эти отношения, воскликнул: «Что за страна! Днем я приговорил к смерти убийцу, а вечером выдал замуж Брижит Бардо.»
Во Франции весть о неожиданном замужестве Бардо произвела фурор. На страницах газет она оттеснила даже репортаж о том, как Шарль де Голль принимал парад в честь годовщины взятия Бастилии. Репортеры жаждали «сесть на хвост» паре, которая проводила медовый месяц где-то на островах. Но с мужем-миллионером, имеющим в распоряжении личный реактивный самолет, преследовать Брижит стало не таким простым делом. Теперь папарацци оказались в непривычной роли догоняющих. Зато Бардо блаженствовала.
Однако супружеская идиллия дала трещину, как только Бардо вернулась к работе. Съемки нового фильма проходили в Англии. И Брижит вновь увлеклась своим партнером. На этот раз это был молодой англичанин Майк Сарн. Из их непродолжительного романа Сарн сделал вывод: «Главное для Брижит — это потребность в любви. Она влюблялась на пару лет, или на пару дней, или на пару недель».
Брак с Заксом просуществовал несколько лет. «У нас оказались противоположные вкусы, — констатировала актриса. — Он обожает светские мероприятия, когда его снимают, любит, когда о нем пишут. Я, наоборот, люблю уединение. С замужеством покончено. Я хочу жить своей жизнью».
Ее клятва
…ФИЛЬМ, которым Брижит поставила точку в своей кинокарьере, был сорок восьмым по счету. Актриса играла знатную средневековую даму, когда в массовке ее внимание привлекла женщина с козочкой. В перерыве она подошла к животному, чтобы погладить, и узнала ужасную вещь. Оказывается, после съемок животное должны были забить для праздничного обеда. В этот же день Брижит выкупила скотину и заявилась с ней в отель. Ночь козочка, которую актриса назвала Николеттой, провела в постели новой хозяйки. А днем Бардо выгуливала свою подопечную на поводке, ловя насмешливые взгляды окружающих. Клиенты отеля всерьез полагали, что Бардо тронулась умом. К этому начинал склоняться и режиссер, видя, что актрису гораздо больше беспокоит бутылочка с молоком для козочки, чем текст роли.
Однако ум у Бардо был ясным, как никогда ранее. «Я вдруг поняла, что мне осточертело это кривляние, которым я занимаюсь. Моя работа показалась мне никчемной и достойной осмеяния. А ведь у меня только одна жизнь, и я хочу прожить ее по-своему!»
По окончании съемок Бардо дала клятву «отдать свое имя, славу, состояние и силы на то, чтобы помогать животным, любить их и пробуждать к ним любовь других». За прошедшие с тех пор почти тридцать лет ее слова ни разу не расходились с делом. Она возглавляет общественный фонд по борьбе за права животных, пишет письма президентам разных стран. У одних просит запретить котиковый промысел. У других — прекратить отлов и убийство бездомных собак. Все свободное время проводит в имении, где полно живности. Говорит, что наконец обрела «любовь, которой не страшно время». И избавилась от ненависти. К себе самой.
Две категории мужиков
У Бриджит Бордо однажды спросили о ее отношении к мужчинам.
— С ними всегда хлопотно, —ответила кинозвезда. — Одни тянут, не знают, с чего начать, и никогда не заканчивают. Другие наоборот — наровят сразу начать с финала.
На вопрос: не стесняется ли она раздеваться на киносъемках? Бриджит ответила:
— С какой это стати. Кинематографисты такие же мужчины, как и все прочие.
Анекдоты
У Бриджит Бордо спросили:
- Что для Вас является самым большим удовольствием?
- Рюмку коньку - до, и сигарету - после.
+++
Сидят детишки в песочнице играют:
Вдруг один находит в песке игрушечный самолетик:
- УУУ ... Хочу поскорее стать летчиком...
-Тут второй находит ведерко - А ...- радуется малыш - хочу стать пожарником.
- А третий держит в руках старую фотку Бриджит Бардо и, грустно вздыхая , говорит - А я хочу поскорее стать взрослым ...
+++
Две старушки, все в морщинах, треплются. Одна говорит:
- Вчера показывали по телевизору, как Брижит Бардо живет. И саму ее показывали. Ты помнишь, когда мы молодые были, все хотели выглядеть точно как она?
- Ну?
- Ну вот и сбылась наша мечта.
+++
Прилетает как то Бриджит Бардо на пару дней в Москву. Ее толпа поклоников встречает, журналисты интервью берут. После всей этой канители, в конце дня, она уставшая собралась проспаться у себя в номере. Только прилегла, как к ней в номер вламывается мужик. Она с перепугу собралась охрану кричать, а он ей говорит умаляющим голосом, "Меня зовут Вася. Я ваш большой поклонник и все ваши фильмы пересмотрел. Немогли ли вы выполнить маленькую просьбу. Когда вы уже будете садиться в самолет крикните пожайлуста ВАСЯ ПРОЩАЙ."
Ну она сжалилась и согласилась.
На следующий день, уже на трапе самолета она останавливается и кричит в толпу проважающих "ВАСЯ ПРОЩАЙ", а из толпы Вася ей в ответ "Отстань дура, надоела уже".
+++
Фильмография (актер)
Название фильма | Наша оценка | Описание |
Большие маневры \Les Grandes manoeuvres | ||
Будущие звезды \Futures vedettes | ||
Три шага в бреду / Необыкновенные истории \Tre passi nel delirio |