Актеры

Регимантас Адомайтис \Регимантас Адомайтис  
Литва, 31 января 1937 г.
актер
Окончил физико-математический факультет Вильнюсского университета (1959), затем — актерский факультет Литовской консерватории (1962). В 1962-1968 — актер Каунасского драматического театра, с 1968 — Академического театра драмы в Вильнюсе. Народный артист СССР (1985).
Снимался в фильмах:
• Хроника одного дня (1964)
• Никто не хотел умирать (1966)
• Сергей Лазо (1968)
• Чувства (1968)
• Король Лир (1971)
• Мужское лето (1971)
• Камень на камень (1972)
• Это сладкое слово - свобода! (1973)
• Чертова невеста (1974)
• Авария (1975)
• Один на один (1977)
• Юлия Вревская (1978)
• Враги (1978)
• Потерянный кров (1978)
• Кентавры (1978)
• Полоска нескошенных диких цветов (1979)
• Из жизни отдыхающих (1980)
• Жизнь прекрасна (1980)
• Факт (1981)
• Извините, пожалуйста (1982)
• Трест, который лопнул (1982-1983)
• Мираж (1983)
• Зеленый фургон (1983)
• ...И прекрасный миг победы (1984)
• Идущий следом (1984)
• Матвеева радость (1985)
• Досье человека в "Мерседесе" (1986)
• Карусель на базарной площади (1986)
• Следы оборотня (1987)
• Трудно быть Богом (1989)
• Градус черной луны (1992)
• Ангелы смерти (1993)
• Раскол (1993)
• Способ убийства (1993)
• Ты есть... (1993)
• Будем жить (1995)
• Волчья кровь (1995)
• Пейзаж с тремя купальщицами (1995)
• Мужчина для молодой женщины (1996)
• Американская трагедия
Ссылки:
• Регимантас Адомайтис о кино и о себе
• Газета "Молодость Сибири"
• Mirror Weekly, 1997


http://www.devichnik.ru/9911/adomaytis.htm
РЕГИМАНТАС АДОМАЙТИС О КИНО И О СЕБЕ
Регимантас Адомайтис в 1962 году закончил актерское отделение Литовской консерватории. Все его киногерои, начиная с первой роли Донатаса в фильме В. Жалакявичюса «Никто не хотел умирать» и заканчивая Верещагиным в «Юлии Вревской», необычайно ярки и темпераментны. Может, даже излишне нервны. Но именно поэтому они запоминаются надолго. Но это на экране. В жизни Адомайтис совсем другой: обаятельный, скромный человек. К тому же очень аккуратный и такой элегантный, что даже обычный свитер домашней вязки на нем выглядит как парадный фрак. Не случайно в прошлом году именно Регимантас на республиканском конкурсе удостоился звания самого элегантного мужчины Литвы. (Хотя сам актер воспринимает эту «победу» как знак уважения к его прошлым заслугам в области культуры и искусства).
- Судя по высказываниям жюри, после просмотра фильма «Жернова судьбы» на латышском кинематографе можно поставить крест. А что с литовским ?
- Умер, и, думаю, навсегда. Может, я очень пессимистически сужу, может, даже перебарщиваю, но просто в такой маленькой стране, как Литва, Латвия или Эстония, собственной кинематограф – непозволительная роскошь. Республикам Балтии, в том числе и Польше, нужно объединиться для создания единого кинематографического продукта. Только тогда этот продукт будет высокого качества. А так… Каждый раз снимать никакие фильмы. Кому это нужно ?
- Но ведь если не будет республиканского кино, где смогут проявить себя молодые актеры?
- Практически нигде!
- То есть это творческий тупик?
- Безусловно. Ну, снимают для нашего телевидения сериальчик «Родственники», кстати, с участием таких известных российскому зрителю артистов, как Вайва Майнялите, Витаутас Томкус, Регина Арбачяускайте, Альгис Масюлис и другие, но, кроме литовского зрителя, его ведь никто не увидит. Поэтому и актеров наших, даже очень хороших, популярных не только в Литве, никакой режиссер знать не может. Варимся в собственном соку, а толку – ноль. Но это и понятно. Кино претерпело катаклизмы, пришли новые люди, новые режиссеры, новые актеры. Их раскручивают. А мы, «шестидесятники», уже никому не нужны. В отношении себя вообще иллюзий не питаю: появились не только территориальные ограничения, но и возрастные, что тоже сужает потенциальный репертуар. К тому же молодые режиссеры, которым, может, и нужны актеры старшего возраста для какой-нибудь роли, зачастую просто не знают нас.
- В пору хронической незанятости артистов ни в кино, ни в театре некоторые популярные актеры снимаются в рекламных роликах. Вы не считаете это унизительным?
- Унизительно ? Это с какой позиции посмотреть. Если с максималистской точки зрения, может, и унизительно. Но если начать копать вглубь, тогда выяснится, что вся актерская, лицедейская деятельность унизительна. Ведь мы не создаем какого-то материального продукта, мы только интерпретаторы – люди, которые продают себя, чтобы кто-то, используя наш талант, мог высказать свои мысли, свое видение мира. Мы – обычные продажные шкуры, занимающиеся проституцией. Так что в роликах сниматься – это нормально. Тем более, когда весь мир стал ненормальным, сместя ориентиры нравственности, совести, моральных и этических приоритетов.
- А вы сами снимались?
- Да, снимался как-то с латышским актером Иваром Кальниншем и моим старшим коллегой и другом Донатасом Банионисом. Правда, какую муру рекламировали, толком не помню. Да это и не суть важно. Лет пять назад для наших киношников были очень трудные времена, точнее, безвременье, и если за съемки платили сотню-другую долларов, это было великое счастье. И еще как-то раз знакомый попросил, чтобы я мебель литовскую порекламировал. Снялся. Почему бы и нет ? Это же тоже роль, хоть и без эстетических изысков. Да и наша мебель достойна широкой рекламы, так что сняться в такой мини-роли совсем не зазорно. Тем более если ничего другого и не предлагают…Обидно, конечно, в советские времена я был нарасхват, как и Юозас Будрайтис, ныне советник по культуре Литовского посольства в России. И Банионис после «Мертвого сезона», «Гойи», «Бегства мистера Мак-Кинли» и многих других лент мирового уровня сейчас не гнушается рекламировать на ТВ очки. А что делать ? На пенсию не проживешь…
- Ален Делон сказал, что уходит из кино, потому что сегодня нет хороших, под стать его таланту, режиссеров. Вы согласны с этим?
- Ему легче: есть на что жить. На наше государственное пособие только ноги протянуть можно. Так что мы волей-неволей вынуждены работать, порой переступая через принципы. Ну а насчет отсутствия хороших режиссеров француз не прав. Они всегда были, есть и, дай Бог, будут.
- В театре по-прежнему играете?
- Не много, но играю. Даже в четырех театрах, включая Русский драматический театр Литвы. Так что моя семья сводит концы с концами только благодаря моей профессии. Хотя, знаете, в театре тоже произошли перемены. Ставят много интересных режиссерских спектаклей. Это и мэтр Эймунтас Някрошюс, и Римантас Туминас, и Оскарас Коршуновас… Их спектакли получают призы на престижных международных фестивалях, имеют положительную критику, всегда собирают аншлаги. Может быть, это и новаторски, смело, но лично мне, да простят меня досточтимые, не нравится. Я консерватор и исповедовал другую веру – Станиславского. Поэтому меня как зрителя на сцене интересует живой актер, а не режиссер, который демонстрирует свое отчаянные, на грани эстетического шока, фокусы, заставляя артистов прыгать выше головы, оголяться чуть ли не в каждой мизансцене, в общем, изгаляться во имя какой-то суперидеи. Может, потому, что в театре многое стало надуманным, схематичным, бездушным, публика меньше их посещает? Или цены на билеты останавливают людей? Не знаю…
- Вы не хотели бы сами снимать кино?
- Нет, я не смогу это делать. Режиссер постоянно должен кому-то что-то указывать, а это не для меня. Я из тех, кто лучше сам сделает, чем попросит кого-то. Это только на экранах я генералов, крупных начальников играл, внутри я – рядовой солдат.
- А дома вами жена командует?
- Трудно сказать. Мы с женой оба пытаемся навязывать друг другу собственное мнение, поэтому частенько ссоримся. Из-за любой мелочи. Даже из-за того, как стул поставить. Но ненадолго. Потому мы вместе уже 30 лет. За эти годы научились как-то сглаживать острые углы непонимания, навязывания своего взгляда. Ведь эта бытовая узколобость мешает не только в повседневной жизни, но и в творчестве. Да и перед сыновьями неудобно.
- Сколько их у вас?
- Трое. Но только средний пошел по моим стопам.
- Как отдыхает актер Адомайтис?
- Отдыхать – такого слова я не знал десятилетия, а сейчас… Валяться на пляже не люблю, гулять без дела тоже: читаю, занимаюсь чем-то, нахожу работу рукам: ловлю рыбу на даче в озере или в огороде копаюсь. Еще я люблю – только не смейтесь – корзины плести из лозы, а потом раздаривать их. Это вроде бы мое хобби.
- Сейчас актеры продают свои имена, известность партиям. Вас пытались купить?
- Пока, слава Богу, нет. Но я знаю таких людей. Большие деньги за это дают. Просто мне хватило того, что при социализме я в роли народного депутата СССР в Кремле штаны просиживал. Потом был в инициативной группе литовского народно-освободительного движения «Саюдис». Ныне, спустя десять лет, его пытаются реанимировать, но время этого движения прошло. Да и я аполитичный. Между прочим, я хоть и был народным артистом СССР, но в компартию так и не вступил. Редчайший случай, пришлось как-то выкручиваться: дескать, не дорос… Считаю, актерам вообще в политике нечего делать. Неприятно видеть мелькающие на ТВ лица Н.Михалкова, С.Говорухина, других известных деятелей культуры и искусства в кулуарах Госдумы РФ, не там их место. Но это на мой взгляд. Я индивидуалист, одиночка и очень не люблю, когда мне кто-то что-то навязывает.
- И на прощание: что бы вы сказали XXI веку?
- Ничего. Каждое поколение должно само учиться жить, а то мы молодым чаще всего свои ошибки передаем, потому никак и не научимся жить своим умом. Единственное, надо что-то глобальное сделать, чтобы не было жестокости и на официальном, и на бытовом уровне. Впрочем, наверное, это невозможно ? Очень жаль! Но человеком надо оставаться в любых условиях...
Сергей ЛАВРОВ
Вильнюс - Москва

Сайт: Международный Объединенный Биографический Центр

Родился 31 января 1937 года в Шяуляе (Литва). Отец - Адомайтис Вайтскус (1898г.рожд.). Мать - Адомайтене Котрина (1905г.рожд.). Супруга - Баерите Еугения (1941г.рожд.), певица Вильнюсской филармонии. Дети - Витаутас (1972г.рожд.), Гедиминас (1977г.рожд.), Миндаугас (1980г. рожд.).
Окончил физико-математический факультет Вильнюсского государственного университета (1954-1959) и актерский факультет Вильнюсской консерватории (1958-1962). С 1963 по 1967 год работал в Каунасском драматическом театре. С 1967 года по настоящее время - актер Национального академического драматического театра Литовской республики.
Первый учитель Р.Адомайтиса в театре - Г.Ванцявичюс. В кино - В.Жалакявичюс.
Роли Регимантаса Адомайтиса, сыгранные им в театре и кино, весьма разнообразны. Его герои отмечены то комической, то трагической интонацией. Первая профессия Адомайтиса - физик - научила его мыслить логически, выработала у него способность анализировать явления, а затем стимулировала интерес к душе человека, к самой сути его поведения.
Регимантас Адомайтис всегда имел свою точку зрения относительно создаваемого персонажа, старался найти свой метод его воплощения. Иногда он как бы сливался со своим героем, иногда - отстранялся от него, глядел на него со стороны, оправдывал его или осуждал. Симметричные, нормативные персонажи никогда не привлекали актера. Его захватывают моменты трагической правды. Таким было и начало: "ассиметричный" Донатас в крайне "симметричной" семье братьев Локисов ("Никто не хотел умирать", 1965) - излюбленный режиссерский прием В.Жалакявичюса: опираясь на стереотипы, разрушать их изнутри. И так с каждой ролью: иной, новый взгляд на мир. В фильмах "Король Лир" (реж.Г.Козинцев, 1971), "Потерянный кров" (А.Грикявичюс, 1977), в спектаклях "Отшельники Альтоны", "Миндаугас" история почти вплотную приближается к зрителю. В мрачной атмосфере "Короля Лира" Эдмонд Р.Адомайтиса - смелый, темпераментный, неуклонно стремящийся к совершенству. Режиссер картины Григорий Козинцев вспоминал: "Адомайтис после каждого кадра с трудом приходил в себя, подолгу вышагивал по площадке, все еще находясь во власти роли. Только так и можно сыграть смерть Эдмонда, вернее, момент его предсмертного прозрения".
Много лет спустя актер признается: "Порой я себя перестаю понимать". Действительно, совместить столь различные миры его героев нелегко - спокойного, уравновешенного Аугустинаса из тревожных послевоенных лет ("Мужское лето", реж.М.Гедрис, 1971), Франца, с его прозрением и муками совести ("Отшельники Альтоны" Ж.П.Сартра, 1968) и Трапса, стремительно приближающегося к своему финалу, находящегося в постоянном компромиссе с собственной совестью ("Авария", реж.В.Жалакявичюс, 1974), неукротимого анархиста Вольца ("Вольц", реж.Г.Райш, 1973) и сдержанного, верного Раймера ("Невеста", реж.Г.Райш, 1980).
Из нескольких десятков ролей, сыгранных в Каунасском и Вильнюсском театрах драмы, актер выделяет Франца ("Отшельники Альтоны" Ж.П.Сартра, 1968) и Миндаугаса ("Миндаугас" Ю.Марцинкявичюса, 1969), Джорджа ("Мыши и люди" Д.Стейнбека, 1966) и Мажвидаса ("Мажвидас" Ю.Марцинкявичюса), Эдгара ("Играем Стринберга" Ф.Дюренмата, 1974) и Боркмана ("Юн Габриэль Боркман" Г.Ибсена, 1981), Калигулу ("Калигула" А.Камю, 1983) и Сера ("Костюмер" А.Гарвуда, 1996).
Миндаугаса Р.Адомайтис играл и на сцене рижского театра. Концепция этого образа с его трагической внутренней коллизией наложила свой отпечаток и на Мажвидаса - только здесь актер, как и его герой, по-особому, значительно относится к слову. Его поэтическая рефлексия - "сильнейшее духовное оружие". Но только ли слово? "Со временем я начинаю понимать, что все тело актера создает зримый рисунок роли, что оно помогает раскрыть и преподнести зрителю твое понимание характера героя..."
По-своему понял Адомайтис и Калигулу. Для актера эта роль была движением к границам своих творческих возможностей и даже за их пределы. К лучшим ролям актера критики причисляли еще одну, еще более необычную для актера роль - Андрея Голубева из пьесы А.Гельмана "Наедине со всеми" (1982). Это первый яркий современный герой в театральной биографии Р.Адомайтиса.
Среди других театральных работ Р.Адомайтиса - роли классического и современного репертуара: Гриша ("Перед ужином" В.Розова, 1963), Жигус ("Солнце и столб" К.Сая, 1963), Арманд ("Дама с камелиями" А.Дюма, 1964), Албанис ("Король Лир" У.Шекспира, 1964), Йонас ("Студенческая новелла" Р.Самулявичюс, 1965), Аугустас ("Называй меня матерью" Д.Урневичюте, 1965), Алеша ("Униженные и оскорбленные" Ф.Достоевского, 1966), Вишинскис ("Жемайте" К.Инчюра, 1967), Вольтер ("Цена" А.Миллера, 1970), Грегор ("Средство Макропулоса" К.Чапека, 1973), Исабек ("Фудзияма" Ч.Айтматова, 1974), Собескис ("Казимерас Сапега" Б.Сруога, 1979), Густав Шаузели ("Остров нищих" К.Сая, 1980), Марчюс ("Под летним небом" В.Бубниса, 1983), Людвиг Великий ("Мольер" М.Булгакова, 1984), Утенок ("Крест Утенка" П.Трейниса, 1984) и др. В настоящее время Р.Адомайтис вместе с Д.Банионисом занят в репетиции спектакля "Невозможная встреча" П.Барза в Вильнюсском драматическом театре.
Сразу после фильма "Никто не хотел умирать", который стал событием в кинематографе, духовной жизни общества, актера начинают приглашать многие кинематографисты. Он снимался в фильмах таких режиссеров, как В.Жалакявичюс, А.Грикявичюс, А.Жебрюнас, М.Гедрис, В.Виноградов, А.Гордон, И.Рудас, Г.Козинцев, Р.Вабалас, Г.Райш (Германия), К.Метциг (Германия), Р.Нахапетов, Н.Корабов, Ю.Ильенко, А.Павловский, Н.Губенко, Г.Чухрай, В.Винник, И.Поплавская, Н.Стамбула и др.
Фильмография Р.Адомайтиса насчитывает не один десяток картин: "Хроника одного дня" (Летчик, 1963), "Никто не хотел умирать" (Донатас, 1965), "Восточный коридор" (Иван, 1968), "Сергей Лазо" (Лазо, 1968), "Игры взрослых людей" (Бронюс, 1968), "Чувства" (Каспарас, 1969), "Вся правда о Колумбе" (Антоний, 1970), "Король Лир" (Эдмонд, 1971), "Мужское лето" (Аугустинас, 1971), "Камень на камень" (Граф, 1972), "Это сладкое слово - свобода!" (Франциско, 1973), "Вольц" (Вольц, 1973), "Авария" (Трапс, 1974), "Один на один" (Роберт Ниман, 1974), "Чертова невеста" (Гирдвайнис, 1974), "Садуто-туто" (Повилас, 1975), "Враги" (Яков, 1977), "Юлия Вревская" (Верещагин, 1977), "Потерянный кров" (Адомас Вайнорас, 1977), "Кентавры" (Орланд, 1978), "Лицо не мишень" (Фишер, 1978), "Полоска нескошенных диких цветов" (Директор школы, 1979), "Жизнь прекрасна" (Следователь, 1980), "Невеста" (Раймер, 1980), "Из жизни отдыхающих" (Павлищев, 1980), "Американская трагедия" (Мейсон, 1980), "Трест, который лопнул" (Энди, 1982), "Факт" (Буцкус, 1981), "Извините, пожалуйста" (Ачас, 1981), "Медовый месяц в Америке" (Дейвид, 1982), "Богач, бедняк..." (Бойланд, 1983), "И прекрасный миг победы" (Самойлов, 1984), "Мираж" (Морган, 1982), "Зеленый фургон" (Червень, 1983), "Свадьба в лесу" (Феликс, 1985), "Матвеева радость" (Мастер Тектон, 1985), "Карусель на базарной площади" (Пряхин, 1987) и др.
Регимантас Адомайтис снялся в нескольких картинах немецких режиссеров. Критики в Германии отмечали и пластику актера, и его органичность в картине "Вольц", и психологическую динамику. Интересную роль предложил Р.Адомайтису ветеран немецкого кинематографа К.Метциг в фильме "Один на один". Но подлинным событием стало участие в "Невесте", которое увенчалось присуждением Р.Адомайтису Национальной премии ГДР (1981).
Высоко оценены и другие фильмы с участием Р.Адомайтиса: "Никто не хотел умирать", "Чувства", "Это сладкое слово - свобода!", "Кентавры", "Факт" и др. - лауреаты международных и всесоюзных фестивалей, отмеченные престижными премиями. В 1968 году актер был удостоен призов за лучшую мужскую роль в фильмах "Игры взрослых людей" и "Сергей Лазо" на кинофестивалях Прибалтики, Белоруссии и Молдавии.
Сам актер не раз бывал на известнейших фестивалях: с фильмом "Это сладкое слово - свобода!" - в Москве, с "Фактом" - в Канне. В 1985 году он был членом жюри международного кинофестиваля в Западном Берлине.
Игра Р.Адомайтиса на сцене театра и в кино не раз была отмечена высокими почетными званиями: Народный артист СССР (1985), Народный артист Литовской ССР (1979), Заслуженный артист Литовской ССР (1973), лауреат Государственной премии Литовской ССР (1982), кавалер Почетного ордена Гедиминаса III степени (1997).
Почти все свое свободное время Регимантас Адомайтис проводит в своем загородном доме в 80 километрах от Вильнюса. Творческий труд актер с удовольствием чередует с физическим. Он ухаживает за садом и огородом, разводит цветы, а совсем недавно у него появилось новое увлечение - пчеловодство.
Живет и работает в Вильнюсе.
Регимантас Адомайтис Регимантас Адомайтис Регимантас Адомайтис
Регимантас Адомайтис Регимантас Адомайтис Регимантас Адомайтис
Регимантас Адомайтис

Фильмография (актер)

Название фильма Наша оценка Описание
Волчья кровь\Волчья кровь подробнее
Восточный коридор\Восточный коридор подробнее
Градус Черной луны\Градус Черной луны подробнее
Зеленый фургон \Зеленый фургон подробнее
Из жизни отдыхающих\Из жизни отдыхающих подробнее
Король Лир\Король Лир подробнее
Мираж\Мираж подробнее
Никто не хотел умирать \Никто не хотел умирать подробнее
Отряд\Отряд подробнее
Трест, который лопнул\Трест, который лопнул подробнее
Трудно быть богом \Es ist nicht leicht ein Gott zu sein подробнее
Факт\Факт подробнее
Хроника одного дня\Хроника одного дня подробнее
Человек-амфибия \Человек-амфибия подробнее
Чувства\Чувства подробнее
Это сладкое слово - свобода!\Это сладкое слово - свобода! подробнее
Юлия Вревская\Юлия Вревская подробнее
Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#