Актеры

Наталья Бондарчук \Natalia Bondarchuk 
Россия, 10 мая 1950 г.
актер

После успеха "Соляриса" было до 40 предложений в месяц сниматься, однако Наталья Сергеевна не спешила их принимать, не хотелось девальвировать свой образ. За последующие годы было сыграно лишь около десятка ролей, зато ни одна из них не была проходной.

Сайт: Актеры советского кино

Актриса
Наталья Бондарчук родилась 10 мая 1950 года в Москве, в семье режиссера Сергея Бондарчука и актрисы Инны Макаровой.
В 1971 году окончила актерский факультет ВГИК (мастерская С.Герасимова и Т.Макаровой), а в 1975 году режиссерский факультет ВГИК (у тех же мастеров).
В кино Наталья Бондарчук дебютировала в 1970 году, в фильме "У озера", затем снялась в лентах "Пришел солдат с фронта", "Ты и я". Драматическое дарование актрисы наиболее ярко проявилось в роли Хари в философско-фантастической картине Андрея Тарковского "Солярис" (1972).
После успеха "Соляриса" было до 40 предложений в месяц сниматься, однако Наталья Сергеевна не спешила их принимать, не хотелось девальвировать свой образ. За последующие годы было сыграно лишь около десятка ролей, зато ни одна из них не была проходной: Мария Волконская в драме Владимира Мотыля "Звезда пленительного счастья", госпожа де Реналь в телеэкранизации "Красное и черное", царевна Софья в исторической дилогии "Юность Петра" и "В начале славных дел", поставленных Сергеем Герасимовым.
По поводу роли Софьи было много писем - зачем Бондарчук согласилась сниматься в такой роли "мясничихи кровожаждущей"? А она понимала эту героиню по-другому. Для нее Софья - предтеча Екатерины, первой эмансипированной женщины.
Режиссер
В качестве режиссера и сценариста Наталья Бондарчук дебютировала в 1975 году новеллой "Бессчастная Матренка" в альманахе "Пошехонская старина" по роману Салтыкова-Щедрина - это был диплом, делали его вместе с Николаем Бурляевым и Игорем Хуциевым. Затем был "Медный всадник" Пушкина с Сергеем Аполлинарьевичем Герасимовым, который снимался у нее в главной роли - учитель у ученицы. Следующий фильм - "Живая радуга" по роману Носова.
Наибольшую известность получили два фильма, поставленные Н.Бондарчук в конце 80-х годов по сценариям, написанным в соавторстве с писателем Юрием Нагибиным - "Детство Бемби" и "Юность Бемби". В фильме снялись ближайшие родственники Натальи Сергеевны: сын Ваня Бурляев, мама Ирина Макарова, муж Николай Бурляев и, наконец, сама Наталья Бондарчук. Всю эту теплую семейную компанию удачно разбавляют Марис Лиепа и Лев Дуров. Дилогия о Бэмби была отмечена большим количеством наград - более пятнадцати. Эти фильмы посмотрели в первые же месяцы 9 миллионов детей.
Н.Бондарчук: "Мне все говорили: "Какой удивительной красоты кадр!" А мы за этим следили! … Мы приезжали на съемочную площадку до рассвета, и самые красивые планы были сняты как раз на режиме рассвета, когда солнца еще нет, а облака уже есть, света достаточно".
Дети так полюбили этот фильм, что стали объединяться вокруг Натальи Сергеевны, и так возник Московский детский театр "Бемби", руководителем которого она теперь является.
Влияние Рериха
В 1992 году Наталья Сергеевеа сняла "Просите, и будет вам" - православный фильм по роману Лескова "Зверь". Дальше снимать стало сложно, потому что это было начало развала отечественного кинематографа. С этого времени Наталья Сергеевна стала снимать документальные фильмы, посвященные семье Николая Константиновича Рериха, мировоззрение которого она приняла к 30 годам.
С именем Рериха связана Трансгималайская экспедиция, поэтому она прошла часть этого маршрута. Он пролегал вдоль реки Белухи, что в горном Алтае, очень труднодоступном. "Мы полмесяца ездила на лошадях, - рассказывает Наталья Сергеевна. - Там было много необычного. Вообще Алтай - это наша заповедная сакральная зона, к которой надо относиться особо. Это смычка земли с космосом напрямую, поэтому просто ходить туда, задрав нос, - лучше не надо. Это зона, та самая, про которую Тарковский снимал свой фильм. И есть еще одна зона - это Гималаи, и там я тоже побывала". Так появились телевизионные документальные фильмы о Рерихах, о Гималаях.
В 1999 году Наталья Бондарчук завершила картину "Одна любовь души моей", рассказывающей о судьбах Александра Пушкина и Марии Волконской.
Н.Бондарчук: "Во время написания сценария пришлось перерыть более двух тысяч книг. Например, в воспоминаниях современников искали упоминания о характерных для Пушкина фразах. Я настолько погружена в материал, что порой ощущаю себя живущей в XIX веке".
Этот фильм она считает не случайным в своей творческой биографии. "Я хочу создать Пушкина, которого любит народ, - говорит Наталья Сергеевна. - Я хочу создать художественный образ Пушкина, причем юного, когда он был влюбленный, светлый очень. Это не биографический Пушкин, это Пушкин-легенда. Почему? Потому что фильм построен как воспоминания Марии Николаевны Волконской о Пушкине. Это образ, который у нее остался в памяти. Можно дать Пушкина-беса, а можно дать Пушкина-гения. Мне ближе художественный образ, поэтому я буду снимать романтизированный образ Пушкина, он у меня будет с развевающимся плащом, он будет ухаживать за женщинами, но мило и замечательно и очень эстетично, не так, как бы сейчас передали события из бани. Этого не будет".
Личная жизнь
Хотя Наталья Сергеевна и родилась в Москве, но не любит города, предпочитает жить на даче. Она не любит водить машину, но объехала 42 страны, из них Норвегию и Новую Зеландию на машине целиком. Компьютеры не любит, но может сутками сидеть в собственной монтажной, на которой "играет, как на пианино". При ее нелюбви к технике, она, при съемке и монтаже картины "Одна любовь души моей", использовала самые что ни на есть передовые технологии. Освоить монтаж было непросто, но зато, переступив этот рубеж, почувствовала, что у нее "выросли крылья"!
Наталья Сергеевна замужем за актером и режиссером Бурляевым Николаем Петровичем (1946 г.р.). Он был артистом Академического театра им. Моссовета, театра им. Ленинского комсомола, киностудии им.Горького; снимался в фильмах: "Иваново детство", "Андрей Рублев", "Игрок", "Военно-полевой роман" и др.; поставил фильмы "Лермонтов", "Ванька-Каин" и др. Ген. директор киноцентра.
Сын Бурляев Иван (1976 г.р.) - студент Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского.


Автор: Елена Новоселова
Сайт: Российская газета
Статья: Солдат Бондарчук при исполнении

-В новый сериал о Есенине разве что ленивый не бросил камень. Идут споры, плохая это работа или очень плохая. А ваше мнение?
-Некоторые моменты меня напрягли, но всю работу целиком я приняла. Потому что последние три серии полностью переворачивают эту историю и дают ясную концепцию ухода Есенина из жизни. Там есть та самая политическая составляющая, которая мне так близка в истории с Александром Сергеевичем Пушкиным. По-моему, она правильная. Что же касается главной роли, то актер сыграл великолепно. Хотя излишнее муссирование некоторых слабостей поэта мне кажется чрезмерным. Это единственное, что можно поставить в укор не самому Сереже, а драматургии и, может быть, режиссуре.
-Сергей Безруков снимался и у вас. Работа идет уже с 1999 года, но пока фильма целиком мы не видели...
-Сначала закончу полномасштабный художественный фильм "Пушкин. Дуэль и смерть". К сожалению, такого кино о поэте не было с 1936 года. И даже к 200-летнему юбилею у нашего режиссерского сообщества не дошли руки до Пушкина. А 37 серий выйдут в течение моей жизни. Это будет фильм не только о Пушкине, а об истории России.
-Сейчас сериалы "пекутся" гораздо быстрее...
-Дело в том, что наше телевидение, даже то, которое по определению должно отвечать за культуру, не очень-то интересуется просветительскими лентами. Фильмы о Пушкине для большинства наших каналов - неформатные и нерейтинговые.
-То есть коммерческие показы и Пушкин не совместимы? А как же "не продается вдохновенье, но можно рукопись продать"?
-Можно. Я учла свой горький опыт в фильме "Пушкин. Дуэль и смерь" и попыталась уравновесить эти два начала, сняв его в канонах современного кинематографа, который невозможен без рейтинговых актеров, без подвижной камеры, без ритмического монтажа. Надеюсь все-таки, что хотя бы часть юношества его посмотрит.
-Вам повезло, что вы можете использовать все эти модные "прибамбасы". А у серьезных писателей есть шанс выиграть у "рейтинговых" авторов?
-Конечно, есть. Ведь человек меняется. И если сначала он с удовольствием жует "жвачку", запивая ее пепси-колой, то, повзрослев душой, а особенно став отцом или матерью, захочет воспитывать ребенка в родной культуре. И она пока еще существует: в иконах, в великолепной отечественной архитектуре, классических текстах.
-Россия практически перестала читать. Все ли средства хороши, чтобы вернуть читателя в библиотеки?
-Конечно, нет. Однако и поддержать снобистски настроенных деятелей культуры, которые, возвышаясь над толпой, брезгливо твердят: "Не прикасайтесь к классике!" - не могу. Мне кажется, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы знало русскую историю. Вот только врать не нужно. А у нас за несколько последних лет вышло море лживых книг, где Пушкин только развратник, дуэлянт и картежник.
-В свое время школьников снимали с уроков литературы и водили на просмотр "Войны и мира". Хотя были учителя, которые считали, что это принципиально ошибочный подход к классике...
-Исторический фильм такого уровня обязательно обернет человека к первоисточнику. Не знаю, каким образом заведется этот механизм, но это обязательный обратный процесс. Как отдача ружья после выстрела. Когда Сергей Аполлинариевич Герасимов сделал фильм "Красное и черное", молодые люди не расставались с томиком Стендаля даже на улице. Мне было 13 лет, когда я посмотрела "Войну и мир". Гораздо позже читала роман и с удовольствием узнавала тех героев, которых полюбила в фильме. К слову, среди тысячи персонажей романа есть некто "солдат Бондарчук". Я даже это прозвище присвоила. Так и называла себя "солдат Бондарчук при исполнении".
-Психологи бьются над такой сложной вещью, как "мотивация поступков". Ну как в голову тринадцатилетнего балбеса вложить желание читать?
-У моей 17-летней дочки Машеньки настоящий интерес к чтению проснулся только к 17 с половиной годам, то есть практически к полному взрослению. Она поступила в ГИТИС и стала работать актрисой. Знания и чувства, рожденные русской культурой, ей понадобились для работы. Если честно, до поступления в вуз и я не очень-то много читала. А Герасимов провоцировал нас такими разговорами: "Ну вы, конечно, помните, как писал Толстой или Достоевский о том-то?" И мы неслись в библиотеку, разыскивали нужные строчки. А Сергей Аполлинариевич нарочно давал нам фрагменты только из лучших произведений. Во время учебы я сыграла 420 классических ролей. К слову, театр - замечательный способ приобщить детей к хорошей литературе. Это я вижу по своим маленьким актерам, с которыми как режиссер работаю в Одинцове и в Апрелевке. Интерес к большой литературе начинается с "Красной Шапочки".
-В вашей семье культ книги?
-Особенно у отца. Ведь вся его жизнь - это самообразование. Все-таки он парень-то деревенский был, родился в селе Белозерка, воспитывался и учился в провинциальных городах Ейске и Ростове. И уже взрослым человеком попал в Москву. Мама вспоминала, как он говорил: "Инка, ты посмотри, вот книга, всего-то 25 копеек стоит, а ведь гений написал. Как же ее не купить?" У отца всегда были огромные библиотеки. У Феди и Алены - тоже великолепные собрания, где есть Полное собрание Льва Толстого, проштудированное отцом. Если говорить современным языком, папа был трудоголиком при подготовке к съемкам. Бесконечно много читал. Я сейчас просматриваю эти книги: и там все самое важное уже подчеркнуто и отмечено.
-Готовясь к фильму о Пушкине, много пришлось прочитать?
-Литературная основа сценария - гигантская библиотека о Пушкине, которую я собрала. Мне пришлось проштудировать около двух тысяч томов о Александре Сергеевиче, Николае I, Бенкендорфе, изданных почти за два века. Работала в библиотеках и отделах редких рукописей. Думаю, что в этой эпохе я разбираюсь не хуже профессионалов. Так произошла моя версия гибели поэта. Она не столько связана с ухаживанием Дантеса за Натали и ревностью Пушкина, как это представлялось многим литераторам, а прежде всего политическая.


Фильмография Наталья Сергеевна Бондарчук
/Natalia Bondarchuk/
Актерские работы:
•  У озера [1969]
•  Сердце России [1970]
•  Пришел солдат с фронта [1971]
•  Солярис [1972]
•  Нам некогда ждать [Страницы] [1972]
•  Возвращение катера [1972]
•  Исполнение желаний [1973]
•  Небо со мной [1974]
•  Звезда пленительного счастья [1975]
•  Бессчастная Матрена [1975]
•  Красное и черное [1976]
•  Бабушки надвое сказали... [1979]
•  Взрослый сын [1979]
•  В начале славных дел [1980]
•  Юность Петра [1980]
•  Василий и Василиса [1981]
•  Живая радуга [1982]
•  Мать Мария [1982]
•  Детство Бемби [1985]
•  Юность Бемби [1986]
•  Господи, услышь молитву мою [Просите, и будет вам] [1991]
Режиссерские работы:
•  Пошехонская старина [1975]
•  Бессчастная Матрена [1975]
•  Живая радуга [1982]
•  Детство Бемби [1985]
•  Юность Бемби [1986]
•  Господи, услышь молитву мою [Просите, и будет вам] [1991]
•  Одна любовь души моей [1999]
Сценарист:
•  Пошехонская старина [1975]
•  Бессчастная Матрена [1975]
•  Детство Бемби [1985]
•  Юность Бемби [1986]
•  Господи, услышь молитву мою [Просите, и будет вам] [1991]

Наталья Бондарчук Наталья Бондарчук Наталья Бондарчук
Наталья Бондарчук Наталья Бондарчук Наталья Бондарчук
Наталья Бондарчук Наталья Бондарчук Наталья Бондарчук
Наталья Бондарчук

Фильмография (актер)

Название фильма Наша оценка Описание
В начале славных дел\В начале славных дел подробнее
Звезда пленительного счастья\Звезда пленительного счастья подробнее
Красное и черное \Красное и черное подробнее
Лермонтов\Лермонтов подробнее
Мать Мария\Мать Мария подробнее
Пришел солдат с фронта\Пришел солдат с фронта подробнее
Солярис\Солярис подробнее
Ты и я\Ты и я подробнее
Юность Бемби\Юность Бемби подробнее
Юность Петра\Юность Петра подробнее
Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#