Актеры

Михаил Пуговкин\Mihail Pugovkin 
Россия, 13 июня 1923 г.
актер
КОГДА Миша Пуговкин, слесарь Московского тормозного завода, решил стать актером, родители сначала были против. «Работая на заводе, я получал 450 рублей, — вспоминает Михаил Иванович. — В театре же мне предлагали всего 75. Но в конце концов мама благословила меня, сказав: «Иди, раз душа просит. Только с таким лицом разве берут в артисты?»

Родился 13 июля 1923 г. в селе Рамешки Чухломского района Ярославской области. Отец - Пуговкин Иван Михайлович. Мать - Пуговкина Наталья Михайловна.
Михаил появился на свет в хлопотное время сенокоса, когда все жители села, кроме старых и малых, с утра до позднего вечера были в поле. Михаил Пуговкин был третьим сыном в семье, дома и в селе его ласково называли Минькой. Семья жила бедно, и Минька с ранних лет познал все тяготы крестьянского труда.
Школа находилась в 40 км от Рамешек, ребятишек возили туда на лошадях. Маленький Минька все делал с шутками, прибаутками, но никто тогда не мог и подумать, что этот маленький паренек с задорной мордашкой станет Народным артистом СССР.
Талант Миньки проявился на деревенских свадьбах, где он лихо отплясывал цыганочку, барыню и русскую полечку. Без него не обходилась ни одна свадьба, приглашали и в соседние деревни.
В 1938 г. семья Пуговкиных переехала в Москву. Родители хотели дать детям хорошее образование. Поселились у сестры Натальи Михайловны, в доме № 5 по Печатному переулку. Михаил, как отец и братья, поступил на работу и старался держаться солидно, даже повсюду прибавлял себе два года.
На тормозном заводе, где он трудился электромонтером, его полюбили за смекалку и веселый характер. Но уже тогда все помыслы Михаила витали в клубе им.Каляева, где после работы он занимался в драматическом кружке. На репетиции бежал, позабыв все.
Встреча с Народным артистом РСФСР А.П.Шатовым, художественным руководителем клуба, стала для Михаила счастливой. Опытный мастер распознал в нем природный артистический дар, и когда заболел исполнитель главной роли в пьесе А.Островского «Свои люди - сочтемся», он поручил ее Михаилу Пуговкину. Михаил за одну ночь выучил не только свою роль, но и всю пьесу. После этого роль купца Большого прочно укрепилась за ним на целых два года.
Как-то на спектакль пришел заслуженный деятель искусств РСФСР Ф.М.Каверин, который возглавил тогда Московский драматический театр. Он был поражен игрой молодого паренька и заинтересовался им. Вскоре он пригласил Михаила в профессиональный театр. Это был подарок судьбы, ведь у него не было даже специального образования, а играть надо было с профессионалами, да еще в таком сложном репертуаре: М.Горький «На дне», Л.Андреев «Дети Ванюшины», Ф.Шиллер «Мария Стюарт». Сначала поручались эпизодические роли, но юноша не затерялся среди мастеров. Его игрой любовались коллеги, восхищались зрители, начала писать пресса.
Работал много и упорно. Пришлось приложить массу усилий в работе над дикцией. С этой задачей он успешно справился, заслужив уважение Ф.М.Каверина.
В 1941 г. М.Пуговкин получил приглашение на работу в кинематограф. Известный режиссер Г.А.Рошаль предложил ему сняться в роли Степаши в картине «Дело Артамоновых». Не раздумывая, Михаил дал согласие. На пробах Рошаль спросил, сможет ли он петь, плясать, играть, и на все был ответ - могу. «Вот молодость! Что ж, будем его снимать», - сказал Рошаль. В этом фильме в роли молодой певицы дебютировала также и Любовь Орлова.
В то же время М.И.Пуговкин познакомился с Марком Бернесом, они подружились, вместе ездили на гастроли, участвовали в концертах. Бернес ласково называл его - крестьянин.
Съемки фильма «Дело Артамоновых» шли в июне 1941 г. Картину не успели озвучить, началась война. Михаил, прибавив себе год, ушел вслед за отцом и братьями на фронт. Попал в стрелковый полк № 1147 разведчиком. На Смоленщине прошел через кромешный ад без единой царапины, а в августе 1942 г. под Ворошиловградом получил ранение в ногу. В госпитале началась гангрена, Михаила готовили к ампутации. Он попросил главного хирурга полевого госпиталя: «Доктор, нельзя мне без ноги, я же артист!» На свой страх и риск хирург пошел навстречу.
Лечение длилось долго, болезнь отступала медленно. Из одного госпиталя - в другой, так добрался до Тбилиси. Оттуда его списали в запас, целый месяц добирался до Москвы. Выздоравливая, вспоминая свою трехлетнюю творческую деятельность, он твердо решил - без сцены, без съемочной площадки ему не прожить.
Как только добрался до столицы, Михаил пришел в единственный действовавший в то время театр драмы, где главным режиссером был Народный артист РСФСР Н.М.Горчаков (ныне - театр им.В.Маяковского). Заведующим музыкальной части был Константин Симонов, ведущими артистами - Валентина Серова и Ростислав Плятт. В театре репетировали пьесу «Москвичка», Михаил получил в ней роль. Успех у публики был огромный.
В 1943 г. в Москве открывается школа-студия В.И.Немировича-Данченко во главе с режиссером МХАТа В.Г.Сахновским. Михаил идет в приемную комиссию, а в ней: В.И.Качалов, И.М.Москвин, Н.П.Хмелев, А.К.Тарасова, А.И.Грибов... Просмотрев документы, Москвин удивленно воскликнул: «Вы - артист! Уже артист! И хотите учиться? Да у тебя три класса образования?» Несмотря на огромное волнение и отсутствие аттестата об образовании, Михаил благополучно сдал вступительные экзамены. Его первым зачислили в списки студентов. И.М.Москвин, как опытный мастер, был уверен в успехе талантливого юноши.
Сокурсниками Михаила Пуговкина были: Владлен Давыдов, Алексей Покровский, Игорь Дмитриев, Андрей Гончаров, Владимир Трошин, Ирина Скобцева. Михаил учился с большим удовольствием, с радостью играя все порученные роли. И.М.Москвин, не скрывая, боготворил студента Пуговкина.
Приглашали М.Пуговкина и в кино. В 1943 г. ему досталась небольшая роль солдата Феди в фильме В.Петрова «Фельдмаршал Кутузов», затем в фильме И.Анненского «Свадьба» по А.П.Чехову. Сцена была с танцем, снимали много дублей. Раненая нога болела и кровоточила, но Михаил старался двигаться легко и плавно. Работа в картине запомнилась ему партнерством с Фаиной Раневской, Эрастом Гариным, Зоей Федоровой, с которой через много лет встретился на съемках «Свадьбы в Малиновке».
В 1944 г. Михаилу Пуговкину приходится прервать учебу, так как его призвали на действительную службу в танковое училище в Ветлуге. Начал работать, делать концерты, выступать, защищая честь родного училища. Спустя годы, М.И.Пуговкину подарили книгу, выпущенную к 50-летию училища, где есть его портрет с подписью: «Курсант М.И.Пуговкин, много сделавший для развития художественной самодеятельности училища, ныне - Народный артист СССР».
Закончилась война. После демобилизации из училища Михаил продолжил занятия в студии МХАТа.
В 1947 г. М.Пуговкин женился на своей сокурснице, ныне Заслуженной артистке РСФСР Н.В.Надеждиной. У них родилась дочь Елена, проживающая ныне с мужем и сыном Михаилом в Москве. С Н.В.Надеждиной они прожили 12 лет, затем семейная жизнь дала трещину, они разошлись. С дочерью и внуком у Михаила Ивановича добрые отношения. Н.В.Надеждина перед своим бенефисом, 22 мая 1994 г. в Омском Академическом театре прислала Михаилу Ивановичу приглашение и теплое письмо.
После окончания школы-студии МХАТ М.И.Пуговкин едет работать на Север. В Мурманском театре Северного флота он играет Олега Кошевого в спектакле «Молодая гвардия». Затем - год работы в Вильнюсском русском драматическом театре, а затем - снова Москва, театр Ленинского комсомола и съемки в кино. За восемь лет - 16 картин. Среди них «Адмирал Ушаков», «Солдат Иван Бровкин», «Земля и люди», «Олеко Дундич» и др. После фильма «Адмирал Ушаков» критики, пресса дружно отметили, что так искренне и неподдельно может играть только талантливый, одаренный природой актер. Его незаурядная внешность говорила сама за себя. И пошли у Пуговкина одна за другой комические роли, и в каждой из них он был великолепен и неповторим. Много позже режиссеры рассмотрят в нем новые, совершенно иные свойства, которые позволят ему играть роли противоположного жанра.
Фильм «Адмирал Ушаков» снимался в Ялте. Тогда Михаил Пуговкин впервые увидел море. Оно произвело на него грандиозное впечатление. Получилось так, что из 33 фильмов, в которых снялся Михаил Пуговкин, 26 снимали в Ялте, а 6 - в Севастополе. Играл моряков, боцманов, морских офицеров. Входя в образ, ходил в тельняшке, стоял на вахте, драил палубу. Дружба актера с моряками продолжается до сих пор. На 70-летний юбилей Михаилу Пуговкину дарили тельняшки, бескозырки, капитанские кители. Моряки-черноморцы прислали теплое поздравление.
Режиссер Михаил Ромм в молодом актере увидел не только нужный типаж, но и талант, редкую для молодых актеров способность совершенно естественно держаться перед камерой. Именно он сказал ему важную фразу: «Думаю, если будете много работать, то годам к 50-ти полностью оформитесь. Тогда вас будет еще интереснее снимать». Его слова оказались пророческими. К 50 годам М.И.Пуговкин снялся в 57 фильмах.
В 1955 г. на экраны вышел фильм С.Ростоцкого «Земля и люди», где М.Пуговкин колоритно сыграл Гришку Хвата, типичного единоличника из села, не желающего работать на колхоз. Хват еще не уголовник, а вот Софрон Ложкин из фильма «Дело пёстрых», снятого в 1958 г. Н.Досталем, - закоренелый преступник со стажем. Роль исполнена великолепно, хотя в преступной среде М.Пуговкину «вращаться», разумеется, не приходилось. Ложкин не был главным персонажем фильма, но Пуговкин сыграл его очень выпукло, поэтому внимание зрителя оказалось приковано именно к нему. Его фигура заслонила других героев картины. Это актерское качество Михаила Пуговкина отмечал и Сергей Бондарчук. Однажды, уже под конец жизни, он сознался Михаилу Ивановичу, что ошибся с ролью Некрасова в фильме «Они сражались за Родину», - надо было снимать Пуговкина, а Ю.Никулину нашлась бы другая роль.
В 1961 г. М.И.Пуговкин женится во второй раз, на актрисе Москонцерта А.Н.Лукьянченко. Михаил Иванович и Александра Николаевна прожили счастливо 32 года. В доме всегда царили уют и порядок, творческая атмосфера. Но 1 апреля 1991 г. Александра Николаевна ушла из жизни. Михаил Иванович тяжело переживал потерю. Поэтому, когда его пригласили в Ялту на озвучивание фильма «Болотная стрит», в котором он играл коменданта дома, - уехал без промедления.
Уже в пору творческой зрелости М.Пуговкин встретился с Леонидом Гайдаем. Их счастливое сотрудничество продолжалось долгие годы. Потрясающий успех у зрителей имели образы прораба-перевоспитателя из «Операции «Ы» и режиссера Якина из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», отца Федора из «12 стульев» и другие.
В 1965 г. Михаилу Ивановичу Пуговкину присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР. Он много ездит по стране, встречается со зрителями и, конечно, снимается. «Беспокойное хозяйство» в постановке М.Жарова, «Девушка с гитарой» А.Файнциммера, «Суд идет» С.Третьякова, «Нейлон-100» В.Басова, «Майские звезды» С.Ростоцкого и другие. Значительной работой в 1967 г. оказалась роль Яшки-артиллериста в фильме А.Тутышкина «Свадьба в Малиновке». Потом он сыграл у того же режиссера главную роль в картине «Шельменко-денщик».
Народно-смеховую основу персонажей М.И.Пуговкина высоко ценил режиссер-сказочник А.Роу. Пуговкин снялся у него в нескольких фильмах-сказках. В них актер очень разный. То глуповатый, чванливый король, то отважный, с душой нараспашку воевода, то хитрый, изворотливый атаман. Но общее в них - острохарактерность и комизм.
В 1977 г. М.И.Пуговкину присваивают звание Народного артиста РСФСР, а в 1988 г. - Народного артиста СССР. После 1982 г. Пуговкин снялся в более чем двадцати фильмах.
После смерти супруги, Александры Николаевны, Михаил Иванович приехал в Ялту для работы над фильмом и остался там. В Ялте он познакомился с сестрой своего друга, актера Юрия Медведева - Ириной Константиновной. Со временем они стали работать вместе, Михаил Иванович чувствовал во всем с ее стороны большую заботу. Теперь она - его менеджер, администратор, продюсер, близкий друг, любимая жена. С 1992 г. они живут в Ялте.
В августе 1995 г. в гостинице «Ялта» кинорежиссер и кинооператор Игорь Красовский снял документальный фильм, посвященный Михаилу Пуговкину. Актеру выпала очень продолжительная творческая жизнь, - начав сниматься в кино в 1941 г., он трудится до сих пор. Далеко не каждому актеру удается не только сохранить, но и развить свой творческий потенциал в течение столь длительного срока и быть настолько любимым зрителями в каждой своей роли. Секрет популярности Михаила Пуговкина заключается не только в верности своей теме, но и в органической связи с корнями, обычаями его родной земли, его родного народа.
Живет и работает в г.Ялте.
http://www.biograph.comstar.ru/bank/pugovkin.htm

Список фильмов:
• Дело Артамоновых (1941)
• Кутузов (1943)
• Свадьба (1944)
• Беспокойное хозяйство (1946)
• Кубанские казаки (1949)
• Максимка (1952)
• Адмирал Ушаков (1953)
• Корабли штурмуют бастионы (1953)
• Верные друзья (1954)
• Мы с вами где-то встречались... (1954)
• Ревизоры поневоле (1954)
• Школа мужества (1954)
• Доброе утро (1955)
• В один прекрасный день (1955)
• Земля и люди (1955)
• Крушение эмирата (1955)
• Солдат Иван Бровкин (1955)
• Илья Муромец (1956)
• Братья (1956)
• Правда (1957)
• Степан Кольчугин (1957)
• Девушка с гитарой (1958)
• Дело "пестрых" (1958)
• Иван Бровкин на целине (1958)
• Олеко Дундич (1958)
• Майские звезды (1959)
• Снежная сказка (1959)
• Им было девятнадцать (1960)
• Крепость на колесах (1960)
• С днем рождения! (1961)
• Девчата (1961)
• Сердце не прощает (1961)
• Ход конем (1962)
• Чудак-человек (1962)
• Черемушки (1963)
• Короткие истории (1963)
• Пропало лето (1963)
• Суд идет (1963)
• Фитиль № 9 (1963)
• Штрафной удар (1963)
• Большой фитиль (1963)
• Сумка, полная сердец (1964)
• Дайте жалобную книгу (1964)
• Операция "Ы" и другие приключения Шурика (1965) DVD
• Непокоренный батальон (1965)
• Над нами Южный Крест (1965)
• Фитиль № 32 (1965)
• Спящий лев (1965)
• Путешественник с багажом (1966)
• Его звали Роберт (1967)
• Свадьба в Малиновке (1967)
• Пока гром не грянет (1967) научно-популярный
• Нет дыма без огня (1967)
• Годен к нестроевой (1968)
• Огонь, вода и...медные трубы (1968)
• Ошибка резидента (1968)
• Варвара-краса, длинная коса (1969)
• Если есть паруса (1969)
• Фитиль № 95 (1969)
• Двенадцать стульев (1971)
• Факир на час (1971)
• Шельменко-денщик (1971)
• Золотые рога (1972)
• Иван Васильевич меняет профессию (1973) DVD
• Нейлон 100% (1973)
• Звезда экрана (1974)
• Незнакомый наследник (1974)
• Не может быть! (1975)
• Финист - Ясный Сокол (1975)
• Два капитана (1976)
• Русалочка (1976)
• Есть идея! (1977)
• Новые приключения капитана Врунгеля (1978)
• Ах, водевиль, водевиль... (1979)
• Приключения принца Флоризеля (1979)
• За спичками (1980)
• Лес (1980)
• Лялька-Руслан и его друг Санька (1980)
• У матросов нет вопросов (1980)
• Несравненный Наконечников (1981)
• Шестой (1981)
• Серебряное ревю (1982)
• Спортлото-82 (1982)
• Без особого риска (1983)
• Женатый холостяк (1983)
• Приказано взять живым (1983)
• Егорка (1984)
• Человек с аккордеоном (1985)
• Зловредное воскресенье (1986)
• На златом крыльце сидели (1986)
• Визит к Минотавру (1987)
• Артистка из Грибова (1988)
• Болотная street, или Средство против секса (1991)
• Выстрел в гробу (1992)
• Господа артисты (1994)
• Домик окнами в сад (произв.)


Автор: Игорь Изгаршев
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Чудо природы с дипломом слесаря

ПУГОВКИНА взяли, хотя тема «неактерской» внешности будет преследовать его всю жизнь. Когда Леонид Гайдай, снявший все лучшие фильмы с участием Михаила Ивановича, решил снимать его в роли режиссера Якина в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», комиссия «Мосфильма» категорически не хотела утверждать кандидатуру актера. Мол, не может быть у режиссера такое «неинтеллигентное лицо». «Ко мне придирались всю жизнь, — говорит Пуговкин. — Гайдаю говорили, что Пуговкин — это «Солдат Иван Бровкин», это «Свадьба в Малиновке». Интеллект-то где? Они же не знали, что я интеллект всегда с собой ношу. У меня специальная сумочка для этого есть».
В 1991 году Пуговкин стал эмигрантом, уехав из-за болезни легких (актера мучила астма) в Ялту, где он стал такой же достопримечательностью, как городская набережная и знаменитое Ласточкино гнездо. Только если за архитектурными памятниками следят власти, то все заботы о памятнике живом легли исключительно на его супругу Ирину Константиновну. И потому семейство вернулось в российскую столицу, где на днях состоялось открытие «Киноцентра Михаила Пуговкина».
Накануне своего юбилея Пуговкин снялся в сотой по счету картине. Но сам считает, что в кино так до конца и не раскрылся. «В Школе-студии МХАТа мне говорили, что мой автор — это Достоевский. А я — ну это чудо природы какое-то — от Достоевского перешел к Гайдаю. Это было мое счастливое время».
А может, оно и к лучшему, что Михаил Иванович так и не снялся в фильмах по Достоевскому? Иначе где бы еще взяли такого трогательного прораба из «Приключений Шурика», короля из множества детских сказок, отца Федора из «Двенадцати стульев», режиссера Якина, наконец?
«Мое главное счастье, — говорит юбиляр, — то, что я еще с вами. Когда Станиславского спросили, что главное в актере, он ответил — обаяние. Только тогда на вас будут смотреть и к вам будут тянуться. Я немножко этим качеством обладаю».
Несмотря на солидное количество праздничных свечей на юбилейном торте, чувствует себя Пуговкин неплохо: «Я — как сегодняшняя погода. Она колышется, и я вместе с ней. Хотя если бы можно было всегда оставаться 65-летним…»
Как только не называли Пуговкина — и Королем комедии, и «лучшим другом Голливуда». Только великим не называли. И правильно делали, потому что он — просто Любимый.


Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Михаил Пуговкин: основательный хитрец

Родился он в бедной крестьянской семье, в ярославской деревне. В детстве его называли Минькой. Свой актерский талант он уже тогда проявлял на деревенских свадьбах и праздниках — пел, танцевал, выступал с прибаутками. Перед войной семья переехала в Москву, родители хотели дать детям хорошее образование и вырвать их из тягот сельской жизни. Будущий артист поступил электромонтером на завод, однако большую часть свободного времени старался проводить в драмкружке клуба им. Каляева. Здесь же он начал играть на сцене свои первые роли, был замечен и приглашен работать профессиональным актером в Московский драматический театр.
Весной 1941 года Михаила Пуговкина пригласили сниматься в кино — в картине «Дело Артамоновых». В июне фильм был снят, а уже через месяц Михаил Пуговкин, приписав себе лишний год, отправился на фронт разведчиком в стрелковый полк. Он участвовал в самых кровопролитных сражениях первого этапа войны, в августе 1942 года был тяжело ранен, попал в госпиталь, где ему собирались ампутировать ногу. «Доктор, мне нельзя без ноги, я артист», — сказал Пуговкин хирургу. Ампутацию отложили.
Лечение по разным госпиталям страны шло почти год. В конце концов, Пуговкина списали в запас, и он возвратился в Москву. Тут он принял решение освоить актерскую профессию основательно — поступил в Школу-студию В. Немировича-Данченко. А после войны Пуговкин работал в театрах Мурманска, Вильнюса, Вологды, Москвы. Однако успех принесло ему кино. Уже в небольших ролях в фильмах «Адмирал Ушаков», «Солдат Иван Бровкин», «Земля и люди» он полюбился и запомнился зрителям. Талант Михаила Пуговкина был, конечно же, комического характера, но его пробовали и на роли драматические — в середине 50-х годов актер довольно хорошо сыграл матерого бандита-рецедивиста в детективе «Дело «пестрых»».
И все же, окончательным для Пуговкина стало амплуа комика — этакого важного на вид плута и хитреца. Он очень органично вписывался в знаменитые комедии тех лет: «Девчата», «Дайте жалобную книгу», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Свадьба в Малиновке», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию»… Заметили незаурядного актера и режиссеры детского кино — Пуговкин идеально подходил на роли сказочных героев. Миллионам детей нескольких поколений доставила огромную радость его работа в картинах: «Илья Муромец», «Огонь, вода и медные трубы», «Варвара-Краса, длинная коса», «Финист — Ясный Сокол», «Новые приключения капитана Врунгеля»…
С первой женой Михаил Пуговкин прожил 12 лет, у них родилась дочь Елена, сейчас уже взрослый внук. Со второй супругой актер прожил три десятилетия, до самой ее смерти в 1991 году. Вскоре, приехав в Ялту на съемки очередного фильма, Михаил Пуговкин решил поселиться в этом городе. Там же он познакомился и со своей нынешней женой — Ириной Константиновной, она и поныне его верный друг и сотрудник.
Не хочется ворчать о старых добрых временах, которых никогда и не было, но таких блестящих артистов комического жанра, как герои нашего рассказа, сегодня в отечественном кино нет.




Автор: Татьяна Богданова
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Михаил ПУГОВКИН: «Давно я автографы не раздавал»

Актер живет в музее?
ВСТРЕЧА действительно получилась домашняя: с печеньем, конфетами и чаем. Два года назад Пуговкины продали подаренную правительством Москвы квартиру в центре столицы и на эти деньги приобрели двухуровневое жилье в
16-этажной высотке в более спокойном районе города — Сокольниках. Живут супруги на втором этаже, а на первом Ирина Константиновна организовала (ни много, ни мало!) музей под официальным названием «Киноцентр Михаила Пуговкина».
Под стеклом здесь лежат зачетная книжка и военный билет Пуговкина, масса других документов и наград актера: грамоты, ордена, медали… Есть и киношная корона, в которой Пуговкин играл сказочного короля. На стенах — не один десяток фотографий, собранных в архивах киностудий все той же Ириной Константиновной. Вот на фото совсем еще юный Пуговкин в своем первом фильме «Дело Артамоновых» (1941 год), дальше Пуговкин — боцман Захар Силыч из «Солдата Ивана Бровкина», отец Федор из «12 стульев», жулик из «Спортлото-82», Яшка-артиллерист из «Свадьбы в Малиновке», прораб из «Приключений Шурика», капитан Врунгель, царь из сказок режиссера Роу… Смотрела я на этот знакомый и такой родной пуговкинский нос-картошку и — извините за банальность — не могла сдержать улыбки… Так, с этой идиотской улыбкой на лице, меня и застукал герой музея. Михаил Пуговкин появился в дверях в веселенькой гавайской рубашке навыпуск, темных брюках и легких ботинках, сказал: «Добрый день!», старательно выговаривая каждое слово, и не спеша прошел к накрытому столу.
Да, «Король кинокомедии» постарел… Правда, это было лишь первое впечатление. Как только Пуговкин заговорил, показал свой ум и чувство юмора, он как будто вдвое помолодел! Евгений Петросян и вся компания Регины Дубовицкой отдыхают!
Сотая роль «короля»
— МИХАИЛ Иванович, вы столько ролей сыграли, что уже можете войти в Книгу рекордов Гиннесса. А все-таки каким актером вы себя больше считаете: комическим или драматическим?
— Я бы вошел в Книгу Гиннесса, да только дороги туда не знаю… А актером я себя считаю (как и многие другие мои коллеги) нераскрытым. Учась в Школе-студии МХАТ, я получил «пятерку» за роль Мармеладова из «Преступления и наказания», и Сохновский (он тогда был нашим ректором) сказал: «Вы, молодой человек, раскроетесь, играя Достоевского…» А я (ну разве не чудо природы?) Достоевского променял на Гайдая. Но, поверьте, это было мое самое счастливое время! Я мало сыграл, но то, что я играл, делал от чистого сердца. Кому-то это нравилось, кому-то нет. Наверное, в моем возрасте странно думать об этом, но мне все кажется, что вот сейчас птичка пролетит, поцелует — и завтра же мне позвонят…
Ирина Константиновна: — Он все время ждет звонков от режиссеров. (Жена сидела рядом и периодически перебивала супруга, дополняя его рассказ своими репликами. А гости-журналисты поражались удивительному сходству четы Пуговкиных: оба такие добрые, упитанные, курносые… — Авт.)
— Великого артиста Щукина, который играл Ленина, как-то спросили: «Что главное в кино?», и он ответил: «Уметь ждать. Ждать звонка, кинопробы, первого выпуска кинопробы». Я вот и сейчас все время жду. Правда, сам не знаю чего.
— На пробах «Ивана Васильевича» один член комиссии сказал, что Пуговкин не может играть режиссера Якина, потому что у него неинтеллигентное лицо. Были ли еще какие-то случаи, когда к вашей кандидатуре слишком смешно придирались?
— Всю жизнь придирались, но я побеждал. Кстати, Гайдай хотел, чтобы я играл Верзилу в «Операции «Ы», а я убеждал его, что не подхожу для этой роли. Но все равно сделали кинопробу, принесли ее Пырьеву, который был тогда генеральным директором «Мосфильма». «Леня, Верзила в исполнении Пуговкина — это уголовник. А Верзила должен быть большим и добрым», — сказал Пырьев. И Гайдай предложил мне сыграть прораба. А когда он решил дать мне роль Якина, «Мосфильм» восстал! Я имею в виду режиссеров. «Лень, старик! Пуговкин — это же «Солдат Бровкин», «Свадьба в Малиновке». А интеллект где?» Они же не знали, что интеллект я всегда с собой ношу. У меня такая сумочка для этого есть…
«Секс-символ вернулся!»
— МИХАИЛ Иванович, ну откуда вы черпаете свой оптимизм? Поделитесь тайной.
— Вот внучки из Крыма приехали, порадовали… А сегодня вы меня вдохновили. Вообще я уже не такой…
И. К.: — Такой-такой. И утром, и днем, и вечером.
— А ночью? — полюбопытствовал у жены Пуговкин.
— А ночью тем более, — ответила Ирина Константиновна супругу, а журналистам сказала: — Ночью он любит борща покушать…
— Михаил Иванович, над чем вы сегодня чаще всего смеетесь?
— Сам над собой. Мне 80 лет, в кино не снимаюсь уже четвертый год. Не знаю, как выгляжу со стороны («Хорошо!» — начали льстить журналисты)… Так вот актеры моего плана в Америке даже любовников играют, у молодых парней красивых жен уводят, а мне тут пьяного дворника предложили сыграть! Неужели я опять буду в кадре выпивать? Я это 40 лет назад играл.
— А в рекламе вам сейчас предлагают сниматься?
— Снялся я тут в одной рекламе, средство от импотенции хвалил, теперь никак не могу отделаться.
И. К. — Помню, мне звонили его коллеги-женщины и говорили: «Наш секс-символ вернулся!» Мы тогда еще только переехали в Москву и жили в гостинице.
С президентом на «ты»
— ВЫ МНОГО снимались в маленьких городах и деревнях. Какое место вспоминаете чаще всего?
— Когда я снимался в картине «Иван Бровкин на целине», прежде чем начать обедать, мы должны были выловить мух из тарелки. Разве это может вызвать ностальгию? Вряд ли. Но… Вообще-то я человек деревенский, родился в Ярославской области, около Чухломы. Там есть знаменитое озеро, где водятся караси черного цвета. Между прочим, бывший президент США Кеннеди обожал ярославские рыжики и чухломских карасей. Вот по родине у меня колоссальная ностальгия. Но доехать туда трудно. Сначала надо 300 км до Ярославля поездом добираться, потом до Галича, а потом еще от Галича 60 км. Как подумаю про дорогу, тут же желание пропадает.
И. К.: — Миша, а расскажи, как вы в Лубнах жили…
— Почти два года, пока снималась «Свадьба в Малиновке», мы жили в деревне Лубны — это где-то между Полтавой и Киевом. Приходили со съемок — я, Зоя Федорова, Коля Рыбников, — садились под яблонями, пили чай со свежим вареньем из малины, Коля брал гитару, и мы пели песни. Великолепно! А какие украинские борщи варила нам хозяйка! Однажды она (даже сейчас помню — Надеждой Сергеевной ее звали) уехала куда-то, и борщ приготовила моя покойная супруга Александра Николаевна. И что вы думаете, ничего общего! Оказывается, чтобы борщ получился наваристым, хозяйка бросала в кастрюлю целого петуха.
— Тут, в музее, есть ваша фотография с Владимиром Путиным. О чем вы беседовали с президентом?
— Скажите пожалуйста, о чем можно успеть сказать за полминуты, пока нацепляешь орден?
— Но там такая фотография, будто вы уже час стоите и разговариваете.
— Ну это я нарочно сделал вид, будто мы давно с ним в теплых отношениях…
И. К.: — Это было два года назад, 13 января, когда президент награждал Михаила Ивановича орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени. Было видно, что президент любит артиста Пуговкина. Он немного задержался и сказал: «Так хочется видеть вас в новых кинокомедиях». Но Михаил Иванович не расслышал, там громко музыка играла, и переспросил меня потом, когда шампанское подали. Я передала ему слова президента и…
— Дай я сам расскажу. Я долго стоял с бокалом, а от Путина генерал никак не отходил. Я жду, жду, потом подхожу и говорю: «Товарищ генерал, моя очередь». Президент рассмеялся. «Что хотите?» — спрашивает. «Хотим кино снять, но с деньгами плохо». «Это легко решить», — отвечает он.
И.К.: — Только рядом с ним помощников не было, которые все это записали бы. Может, сейчас напишете и Путин вспомнит свое обещание?
Три жены
— МИХАИЛ Иванович, на экране вы не очень серьезный человек, а вот жену выбрали деловую, с явными организаторскими способностями…
— Старался. Она же у меня последняя, больше этого со мной не произойдет.
Когда-то в молодости цыганка нагадала Пуговкину три брака. Он, конечно, не поверил, но жизнь показала, что цыганка была права: Ирина Константиновна Лаврова — третья жена Михаила Ивановича.
Будучи студентом студии МХАТ, он влюбился в свою однокурсницу Надежду Надеждину. «Это была любовь в шалаше», — говорит Пуговкин. По распределению молодые уехали работать в Мурманск, в театр Северного флота, где и родилась первая дочь Михаила Ивановича Алена. «Мы кочевали с квартиры на квартиру, из театра в театр. Прожили вместе 12 лет и расстались, — говорит Пуговкин. — Продав свои единственные лайковые перчатки, я купил себе билет до Москвы и уже в вагоне на замерзшем стекле написал: «Михаил Иванович, ты начинаешь новую жизнь».
Бурная холостяцкая жизнь продолжалась недолго. Однажды Пуговкину предложили провести концерт певицы Александры Лукьянченко. У нее к тому времени были муж, который работал ее аккомпаниатором, и две взрослые, уже замужние дочери. Сначала влюбленные встречались тайно, а потом Александра бросила семью и ушла из шикарной квартиры на Каретном Ряду в двадцатиметровую комнату в коммуналке к Пуговкину. «До самого ухода из жизни Александры, 1 апреля 1991 года, мы жили душа в душу все 32 года, — говорит сейчас Михаил Иванович. — Всем, что во мне есть хорошего, я обязан ей».
— Михаил Иванович, а где вы нашли третью жену?
И. К.: — Это не он, а я его нашла. Я по специальности библиограф, 20 лет отработала в пионерии, а потом стала заниматься культурой. Я была администратором Союзконцерта, со мной работали многие артисты, а вот Пуговкин все отказывался. Четыре года просила его, чтобы со мной поработал, а он все никак не мог изменить обществу «Знание». У нас билеты были по 4–10 рублей и гонорары у артистов больше, а общество «Знание» все по 80 копеек билеты продавало. Представляете, какой у него был гонорар? А в 1991 году Бог позвал Александру Николаевну, и мы начали вместе работать, а потом постепенно стали семьей.
— Я был на гастролях в Сочи, и так мне не хотелось возвращаться в осиротевшую московскую квартиру, что решил прилететь в Крым. Ирина Константиновна организовала мне творческие встречи. Помню, первый раз возвращаюсь с концерта в гостиницу, открываю большой холодильник… А он загружен под завязку. Я думаю: а может, каждый день так будет?
И. К.: — Путь к сердцу мужчины лежит через желудок… Вот, посмотрите, здесь, на стенде, есть фотографии нашей большой семьи. Теперь у Михаила Ивановича пятеро детей (двое сыновей и три дочери) и семь внуков.
— Да, семья у меня большая, поэтому приходится пить чай без сахара, экономить, — тут же добавил Пуговкин, прихлебывая из чашки.
Горестные дни в Ялте
В ИЮЛЕ 1991 года Пуговкин переехал жить в Ялту, к Ирине Константиновне. Врачи настоятельно рекомендовали пожить в Крыму и подлечить легкие (у Пуговкина — астма), да и сам актер всегда обожал этот курорт: на Ялтинской киностудии он снялся в 26 фильмах.
— К сожалению, в Ялте у меня настали грустные и горестные дни, — вспоминает актер о постперестроечной Ялте. — Главное, нет ощущения курортного города, кинематографического города, за исключением июля и августа, когда приезжают отдыхающие. За эти восемь лет на Ялтинской студии не снимались кинофильмы…
Во время получения паспорта гражданина Украины в 1997 году с меня требовали сдать экзамен по украинскому языку, и только благодаря генералу УВД Крыма Н. Корниенко мне, как почетному гражданину, особым разрешением выдали украинский паспорт…
На юбилейном вечере, который состоялся 13 июля в зале «Юбилейный», новый мэр Ялты В. Марченко (который перед моим праздником не принял ни меня, ни моего директора, хотя трижды мы записывались к нему на прием) в присутствии трех тысяч человек и всего руководства Крыма вручил мне на сцене ордер на трехкомнатную квартиру. Но это помещение в то время не было жилым по БТИ и числилось «кладовками», так как там даже нет окон…
Три года назад Пуговкин вернулся в Россию.
— А вернулся, потому что меня стали звать работать в Москву. Мотаться туда-сюда я не могу, уже не тот возраст. Пришел в правительство Москвы. «Как к вам в Ялте относились?» — спрашивает меня Валерий Шанцев. Я отвечаю: «Все начальство меня обнимало, все говорили: «Вы, Михаил Иванович, наше достояние». «А что, — продолжает Шанцев, — они для вас сделали?» «Да ничего». «Тогда достояние будем возвращать домой, в Москву», — сказал он. Квартиру мне дали в доме, где находится студия МХАТ, в которой я когда-то учился. Я — мужчина (пусть и 80-летний) — вошел туда, и у меня слезы полились из глаз…
— Скажите с высоты прожитых лет: жизнь, она штука веселая или все-таки грустная?
— Она — как погода. Меня тут сегодня один человек спросил: «Как вы себя чувствуете?» Я ответил: «Соответственно сегодняшней погоде». Она колышется, и я вместе с нею.
P. S. Михаил Иванович, как предупредила его супруга, не хотел общаться с журналистами больше 40 минут. Но… Разговорился, ударился в воспоминания, стал читать стихи Надсона и не заметил, что прошло уже около двух часов. А потом еще добрых полчаса синим маркером подписывал свои календари, специально выпущенные к юбилею. «Соскучился, — говорит.- Давно автографы не раздавал…»


Сумочка для интеллекта
Гайдай хотел, чтобы я играл Верзилу в «Операции «Ы», а я убеждал его, что не подхожу для этой роли. Но все равно сделали кинопробу, принесли ее Пырьеву, который был тогда генеральным директором «Мосфильма». «Леня, Верзила в исполнении Пуговкина — это уголовник. А Верзила должен быть большим и добрым», — сказал Пырьев. И Гайдай предложил мне сыграть прораба. А когда он решил дать мне роль Якина, «Мосфильм» восстал! Я имею в виду режиссеров. «Лень, старик! Пуговкин — это же «Солдат Бровкин», «Свадьба в Малиновке». А интеллект где?» Они же не знали, что интеллект я всегда с собой ношу. У меня такая сумочка для этого есть…
________________________________________
Импотенция
Вполне возможно, что такой артист, как Михаил Пуговкин, за границей был бы очень богат. Но Пуговкин живет здесь, на пенсию в полторы тысячи рублей и, представьте, за границей до сих пор не бывал. Поэтому изредка подрабатывает, снимаясь в рекламе. Похвалил «паркетную» фирму - появился в квартире паркет. Посотрудничал с другой - поставили пластиковые окна. Было дело, и колбасу рекламировал, и какое-то замысловатое средство от импотенции. С этим самым средством народ к нему долго потом приставал, добиваясь, пил ли сам Михал Иваныч заморское снадобье.
- Да не пил, не пил! - отмахивается Пуговкин. - Я уж и сам не рад, что в эту историю ввязался!
________________________________________
Корова в обмороке
Вспоминает Михаил Пуговкин: «Как - то под Киевом снимались мы вместе с Сергеем Филипповым в короткометражном фильме. Как сейчас вспоминаю, «Суд идет» картина называлась. Мы там снимались вместе в эпизоде с коровой. А жара на улице – около сорока градусов. И представляете, все это шло в сопровождении немеряных количеств портвейна. Сейчас подумаешь об этом – жуть берет. А тогда – нормально, рабочая обстановка. Итак, идет процесс , снимаем дубль за дублем, в перерывах прикладываемся, как водится. И тут, представляете, корова падает в обморок. Не выдерживает, бедняга, такой интенсивной творческой работы на жаре. Пришлось съемки откладывать на следующий день.
________________________________________
Хоть сейчас!
Как-то Михаила Пуговкина пригласили на большой обед. Семья оказалась гостеприимной, но чересчур болтливой. Все собравшиеся желали пообщаться с Пуговкиным, отвлекая его, просили что-нибудь рассказать, короче говоря, артист встал из-за стола, так толком и не пообедав. Хозяйка, провожая Пуговкина на прощание сказала:
- Приходите когда-нибудь к нам еще обедать…
- С удовольствием, - язвительно отвечал Пуговкин. – Хоть сейчас!
________________________________________
«Гонец» просто гениальный.
Когда в 1944 году снимался фильм «Свадьба», в котором принимали участие Фаина Раневская, Эраст Гарин, Зоя Федорова, Алексей Грибов, Осип Абдулов и другие мэтры нашего кинематографа, Михаил Пуговкин оказался самым молодым и частенько оказывался в роли «гонца». По этому поводу Михаил Яншин шутил: «Не знаю, Миша, какой из вас выйдет актер, но «гонец» из вас просто гениальный!» Время показало, что актер тоже не плохой.
________________________________________
Нельзя ли?
Когда началась война, Михаил Пуговкин прибавил себе год и ушел на фронт. В 1942 году он получил ранение в ногу, началась гангрена, Михаила готовили к ампутации. Тогда он попросил главного хирурга полевого госпиталя: «Доктор, нельзя мне без ноги, я же артист!» Врач на свой страх и риск отказался от ампутации. Лечение длилось долго, но болезнь отступила.
________________________________________
Пророчество
Про дебют Михаила Пуговкина в фильме «Дело Артамоновых» (1941) исполнитель главной роли актер Михаил Державин (отец известного ныне актера Театра сатиры Михаила Державина) сказал своему сыну: "Знаешь, вот этот парень, он будет знаменитым и любимым. Может, он будет ходить в галошах всю жизнь, но знаменитым он будет"
________________________________________
Достояние домой
в 2000 году, Пуговкин вернулся в Москву. Мотаться туда-сюда я не могу, уже не тот возраст. Пришел в правительство Москвы. «Как к вам в Ялте относились?» — спрашивает меня Валерий Шанцев. Я отвечаю: «Все начальство меня обнимало, все говорили: «Вы, Михаил Иванович, наше достояние». «А что, — продолжает Шанцев, — они для вас сделали?» «Да ничего». «Тогда достояние будем возвращать домой, в Москву», — сказал он. Квартиру мне дали в доме, где находится студия МХАТ, в которой я когда-то учился. Я — мужчина (пусть и 80-летний) — вошел туда, и у меня слезы полились из глаз…
Михаил Пуговкин Михаил Пуговкин Михаил Пуговкин
Михаил Пуговкин Михаил Пуговкин Михаил Пуговкин
Михаил Пуговкин Михаил Пуговкин Михаил Пуговкин
Михаил Пуговкин Михаил Пуговкин Михаил Пуговкин

Фильмография (актер)

Название фильма Наша оценка Описание
Артистка из Грибова\Артистка из Грибова подробнее
Ах, водевиль, водевиль…\Ах, водевиль, водевиль… подробнее
Без особого риска\Без особого риска подробнее
Болтная street или средство против секса\Болтная street или средство против секса подробнее
Бременские музыканты\Бременские музыканты подробнее
Варвара-краса, длинная коса\Варвара-краса, длинная коса подробнее
Выстрел в гробу\Выстрел в гробу подробнее
Годен к нестроевой\Годен к нестроевой подробнее
Двенадцать стульев / 12 стульев\12 chairs подробнее
Девушка с гитарой\Девушка с гитарой подробнее
Дело пестрых\Дело пестрых подробнее
Его звали Роберт\Его звали Роберт подробнее
Женатый холостяк\Женатый холостяк подробнее
За спичками\За спичками подробнее
Золотые рога\Золотые рога подробнее
Иван Бровкин на целине\Иван Бровкин на целине подробнее
Иван Васильевич меняет профессию\Иван Васильевич меняет профессию подробнее
Лес\Лес подробнее
Лялька-Руслан и его друг Санька\Лялька-Руслан и его друг Санька подробнее
Максимка\Максимка подробнее
Мы с вами где-то встречались \Мы с вами где-то встречались подробнее
На златом крыльце сидели\На златом крыльце сидели подробнее
Не может быть\Не может быть подробнее
Незнакомый наследник\Незнакомый наследник подробнее
Несравненный Наконечников\Несравненный Наконечников подробнее
Новые приключения капитана Врунгеля\Новые приключения капитана Врунгеля подробнее
Приключения принца Флоризеля\Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы подробнее
Пропало лето \Пропало лето подробнее
Самогонщики. Пес Барбос и необычный кросс.\Самогонщики. Пес Барбос и необычный кросс. подробнее
Свадьба \Свадьба подробнее
Свадьба в Малиновке\Свадьба в Малиновке подробнее
Солдат Иван Бровкин\Солдат Иван Бровкин подробнее
Факир на час\Факир на час подробнее
Финист - ясный сокол \Финист - ясный сокол подробнее
Ход конем\Ход конем подробнее
Человек с аккордеоном\Человек с аккордеоном подробнее
Черемушки\Черемушки подробнее
Чудак-человек\Чудак-человек подробнее
Шельменко-денщик\Шельменко-денщик подробнее
Школа мужества\Школа мужества подробнее
Штрафной удар\Штрафной удар подробнее
Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#