|
СКАЗКА ПРО БЕЛОГО БЫЧКА
Большинство киносериалов заметно сдают уже на второй серии. Некоторые держатся до третьей (как «Люди Икс»), а то и до четвертой части («Звездные войны»). Если сериал доживает до шестого или седьмого сиквела, то обычно он сползает в откровенный трэш. Но у любого правила есть исключения. В случае правила продолжений исключение называется «Бондиана». Четыре года назад на экраны вышла ее двадцатая серия «Умри, но не сегодня», и это была не малобюджетная картина для избранных фанатов, а 140-миллионный блокбастер, собравший в мировом прокате более 430 миллионов долларов. Фантастический результат для проекта, которому в 2002-м исполнилось сорок лет.
По забавному совпадению, нынешний ведущий продюсер «Бондианы» Барбара Брокколи – практически ровесница проекта. Когда в 1962 году ее отец Альберт Брокколи спродюсировал «Доктора Ноу», Барбаре было всего два годика. В начале 1980-х она начала работать над проектом вместе с отцом, а «Золотой глаз», выпущенный в 1995-м (за год до смерти старшего Брокколи), стал дебютом Барбары в роли полновластного продюсера. Ее сводный брат Майкл Уилсон почти на двадцать лет ее старше, а потому он стал продюсером «Бондианы» еще в 1985 году, во время съемок «Вида на убийство».
В отличие от большинства голливудских продюсеров, Брокколи и Уилсон «складывают все яйца в одну корзину» – занимаются исключительно «Бондианой». Поэтому их личное благополучие полностью завязано за успех картин сериала. Учитывая это, вы можете себе представить их депрессию, когда они после завершения «Умри, но не сейчас» провели несколько месяцев в бесплодных попытках придумать сценарную идею для нового эпизода приключений Бонда.
Причина их творческого кризиса была очевидна. Взяв в середине 1990-х на главную роль красавчика Пирса Броснана, Брокколи и Уилсон начали разрабатывать тему «гламурно-блокбастерного» Бонда. Спецэффекты становились все дороже, трюки – все эффектнее, наряды персонажей – все шикарнее, и в итоге Бонд из суперагента превратился в супергероя с иронической усмешкой. Он стал настолько крутым и всемогущим, что истории про него стали терять сюжетное напряжение.
В «Умри, но не сейчас» была сделана попытка показать более мрачного Бонда, но в итоге он получился лишь еще более гламурным. И хотя в финансовом отношении лента удалась, реакция на нее критиков и зрителей показала, что если продюсеры сделают еще один шаг в проторенном направлении, то они потеряют деньги. Нужно было искать новые решения и возвращать ленту в мир реальных людей.
Еще одной продюсерской проблемой стал исполнитель главной роли. С одной стороны, у Броснана как раз кончился контракт. Наступило время искать нового Бонда. С другой стороны, ирландский актер был не против продолжения сотрудничества с Брокколи и Уилсоном. Да и публике он нравился. Прием на работу нового Бонда мог вызывать бойкот сиквелов со стороны многочисленных поклонников Броснана. В общем, куда ни кинь – всюду клин.
Размышления по поводу судьбы сериала заняли у продюсеров почти два года. За это время они выбрали сюжет для новой картины, решив создать ее на основе романа Йена Флеминга «Казино Рояль». В свое время права на эту книгу были проданы студии Columbia, в то время как «канон» экранизаций Флеминга создавался сперва студией United Artists, а затем поглотившей ее MGM. Лишь когда компания Sony купила Columbia и MGM, права на все книги Флеминга собрались в одних руках, и Брокколи с Уилсоном получили возможность экранизировать «Казино Рояль».
Будучи первым романом о Бонде, «Казино» идеально подходило для перезапуска сериала с новым, относительно молодым актером. Однако его можно было «заточить» и под 50-летнего Броснана. Поэтому выбор «Казино» в качестве основы для сиквела стало не точкой, а очередной запятой в спорах вокруг будущего проекта.
Окончательное решение, судя по всему, было принято в начале осени 2004 года. 30 сентября студия Sony объявила, что премьера «Казино» состоится в конце 2006 года (ранее назывались сроки в 2005 году). Вскоре после этого Пирс Броснан официально заявил, что больше не связан с «Бондианой». Продюсеры все-таки решились на перезагрузку проекта и поручили написание соответствующего сценария авторам двух предшествующих бондовских лент Нилу Первису и Роберту Уэйду, а также создателю «Столкновения» и сценаристу «Девушки на миллион» Полу Хаггису.
КРЕЙГ. ДЭНИЕЛ КРЕЙГ
В отличие от многих популярных киногероев, Джеймс Бонд успешно пережил несколько смен ведущего актера, причем не один из исполнителей этой роли не был «клоном» предыдущего. В результате у каждого заинтересованного зрителя и критика есть собственное представление, кто был лучшим Бондом, и каким должен быть новый суперагент. Так что объявление о том, что продюсеры сериала ищут нового исполнителя, привело к появлению целой лавины сетевых, журнальных и газетных публикаций, обсуждающих перспективы того или другого актера.
Одни «пикейные жилеты» настаивали, что Бондом должен стать малоизвестный исполнитель, зарекомендовавший себя в паре-тройке артхаусных лент. Другие считали, что роль суперагента станет отличным карьерным ходом для актера первой величины. Одни верили, что продюсеры ищут совсем молодого Бонда, могущего на равных конкурировать с Человеком-пауком. Другие надеялись, что на экране появится джентльмен в летах, а не «сопливый юнец». Одни хотели смазливого Бонда. Другие – жесткого и небритого.
Подключился к обсуждениям и Пирс Броснан, казалось бы, полностью порвавший с сериалом. Он то заявлял, что Колин Фаррелл, которого многие считали значимым претендентом, не справится с образом Бонда, то говорил, что считает именно Фаррелла идеальным кандидатом. При этом в прессе продолжали бродить слухи, что Броснан и продюсеры «Бондианы» могут заявить о возобновлении контракта.
Кроме Фаррелла, из числа известных актеров чаще всего назывались имена Кристиана Бейла, Орландо Блума, Рейфа Файнса, Хью Джекмена, Джуда Лоу и Юэна Макгрегора. Также регулярно всплывали имена Эрика Бэны («Халк»), Жерара Батлера («Лара Крофт 2», «Призрак Оперы»), Джека Девенпорта («Пираты Карибского моря»), Йоана Гриффита («Король Артур»), Джулиана Макмэхона (сериал «Части тела»), Эдриана Пола (сериал «Горец»), Джеймса Пьюрфоя («Обитель зла»), Джонатана Рис-Майерса («Играй как Бэкхем»), Дугрея Скотта («Энигма»), Карла Урбана («Doom»), Горана Виснича (сериал «Скорая помощь»), Доминика Уэста («Рок-звезда»), Сэма Уортингтона («Великий рейд»), Руперта Френда (новая постановка «Гордости и предубеждения») и Генри Кэвилла («Тристан и Изольда»).
В начале 2005 года наиболее упорные бондовские слухи ходили о Клайве Оуэне. К тому времени он сыграл суперпрофессионального водителя в серии рекламных роликов концерна BMW (идея этих короткометражек стала основой сюжета «Перевозчика») и главного героя в «Короле Артуре». Также он номинировался на «Оскар» за работу в «Близости» и как раз закончил съемки в «Городе грехов». Оуэн был очень достойным кандидатом на съемки в «Бондиане», но все-таки не получил роль агента 007. Зато чуть позже он спародировал этот образ в ремейке «Розовой пантеры».
В Голливуде многие говорили, что продюсеры ведут переговоры с несколькими звездами, но не могут найти с ними общий язык. Но позднее, когда актер на роль Бонда был утвержден и представлен публике, продюсеры заявили, что изучали более 200 исполнителей, но предлагали сыграть суперагента только одному человеку – Дэниелу Крейгу. И Крейг согласился. Официальное объявление о его назначении было сделано 14 октября 2005 года в Лондоне, на специально созванной пресс-конференции.
По признанию Уилсона и Брокколи, наибольшее впечатление на них произвела работа Крейга в малобюджетном британском криминальном триллере «Слоеный торт». Также Крейга можно было увидеть в таких разных постановках, как биопики «Сильвия» и «Любовь – это дьявол», нуар-триллер «Проклятый путь», экранизация компьютерной игры «Лара Крофт – расхитительница гробниц», спилберговская драма «Мюнхен». На момент подписания контракта с создателями «Казино» ему было 37 лет.
Сразу же после объявления о найме Крейга в Интернете началась война фанатов сериала. Одни говорили, что у продюсеров поехала крыша. Как можно было дать эту роль не особенно обаятельному блондину, в то время как в книгах Бонд описан как привлекательный брюнет? Другие утверждали, что Крейг – хороший актер, которому надо дать шанс проявить себя. И что такого в том, что он блондин? Новый век – новый имидж. Но, на чьей бы стороне не выступали создатели и авторы полемических сайтов и статей, в конечном счете, все они работали на рекламу будущей картины.
КОМАНДА ПОДДЕРЖКИ
Любовь продюсеров «Казино» к «Слоеному торту» не ограничилась приглашением на работу Крейга. Еще до подписания контракта с актером они подумывали о назначении режиссером «Казино» создателя «Торта» Мэттью Вона. Но начинающий режиссер (а также продюсер первых картин Гая Ричи и муж Клаудии Шиффер) предпочел заняться третьими «Людьми Икс». Что же касается «Казино», то продюсеры вместо Вона взяли Мартина Кемпбелла («Маска Зорро»), некогда поставившего «Золотой глаз».
В окончательном варианте сценария «Казино» превратилось в повествование о том, как Джеймс Бонд входит в элиту британской разведки. Далее он получает свое первое задание в качестве агента 007 – поехать в Черногорию, посетить Казино Рояль и обыграть банкира террористов Ле Шиффра, который пытается с помощью покера вернуть потерянные на неверных инвестициях чужие деньги.
Если вы читали книгу «Казино Рояль», то помните, что там действие происходило во Франции во времена Холодной войны, персонажи играли в карточную игру баккара, а Ле Шиффр был связан с советской разведкой СМЕРШ. Но, за исключением этих осовремениваний и полностью переписанного пролога, сценарий, в общем и целом, следовал тексту Флеминга. Сохранили даже сцену жестокой пытки главного героя, хотя для фильма с рейтингом PG-13 она была на грани фола.
Параллельно с обсуждением потенциальных Бондов в Сети шли споры о претендентках на роль Веспер Линд. Это сотрудница казначейства, которую дают агенту в напарницы, дабы она проконтролировала его обращение с деньгами, выделенными Бонду для игры с Ле Шиффром. Разброс кандидаток вновь был очень велик – от Айшварии Рай до Скарлетт Йоханссон и от Анджелины Джоли до Танди Ньютон. В итоге остановились на француженке с английским именем Ева Грин, которая дебютировала в «Мечтателях» Бертолуччи, а затем сыграла в «Арсене Люпене» и «Царстве небесном». Также существенные женские роли в «Казино» получили итальянка Катерина Мурино и живущая в Америке хорватка Ивана Миличевич («Между небом и землей»).
За право сыграть Ле Шиффра большой конкуренции не было, и потому продюсеры могли спокойно выбрать того, кто лучше походит для этого образа. Они остановились на датском актере Мадсе Миккельсене, которого вы могли видеть в «догматической» картине «Открытые сердца» и в «Короле Артуре».
В свое время в «Лицензии на убийство» сценаристы убили американского приятеля и коллегу Бонда Феликса Лейтера, фигурировавшего в нескольких эпизодах сериала. Но в «Казино» агент ЦРУ еще жив, и в фильме его сыграл темнокожий Джеффри Уайт («Сириана», «Сломанные цветы»). Интересно, что в большинстве фильмов «Бондианы» этот персонаж был светлокожим.
Прервав давнюю традицию сериала, сценаристы в «Казино Рояль» обошлись без секретарши мисс Манипенни и Q – главы технического отдела британской разведки. Дело в том, что в новой картине Бонд должен был полагаться не на хитроумные устройства, а на свою голову. Однако они сохранили босса супергента по прозвищу M, и эта роль вновь досталась Джуди Денч, которая работает над образом M со времен «Золотого глаза».
Отдельной «фишкой» ленты стало приглашение Себастьена Фукана, который сыграл одного из второстепенных злодеев. Фукан – французский атлет и один из создателей экстремального городского спорта «паркур», который вы могли видеть в «Ямакаси» и «13-м районе». Фукана привлекли к работе над «Казино», чтобы снять эффектную гонку по городским крышам, во время которой спортсмен так разогнался, что его не смог догнать даже дублер Крейга! Эпизод пришлось переснимать в чуть меньшем темпе.
БОНД ПОШЕЛ ПО МИРУ
Работая над «Казино», создатели ленты решили не увлекаться компьютерной графикой и сосредоточиться на традиционных «каскадерских» трюках с прыжками, падениями, погонями и перестрелками. Однако это не значило, что фильм откажется от традиционного для сериала путешествия по экзотическим уголкам нашей планеты. В частности, в сценарии были предусмотрены эпизоды в Африке, на Мадагаскаре, на Багамах, в Италии, в Черногории. И, естественно, в Англии.
Изначально африканские эпизоды предполагалось снять на натуре, в Южной Африке. Но создатели картины не смогли договориться о работе на Черном континенте и обеспечить группе должную охрану. Поэтому все жаркие сцены снимались на Багамах, которые последовательно сыграли самих себя, Мадагаскар и материковую Африку. Естественно, это потребовало сооружения в джунглях огромных декораций – например, целого городка африканских трущоб. Но это все равно было проще, надежнее и дешевле, чем рисковать жизнями в реальной Африке.
Основная работа над «Казино» развернулась в Чехии, которая изображала Черногорию. Пейзажи курорта, на котором находится «Казино Рояль», снимались в Карловых Варах, а интерьерные съемки были сосредоточены в Праге, на студии «Баррандов».
Не забыли авторы фильма и британскую студию Pinewood, на которой «Бондиана» снимается с самых первых серий. Один из ее громадных павильонов даже называется «Павильон 007 имени Альберта Брокколи». В интерьерах Pinewood были выстроены декорации для съемок ряда венецианских сцен. Впрочем, некоторые итальянские эпизоды все же создавались в Италии.
В последнее время режиссеры предпочитают, чтобы актеры исполняли большую часть экранных трюков. Однако Мартин Кемпбелл на этом не настаивал, и каскадеры работали над экшен-эпизодами не меньше, а то и больше, чем звезды картины. Правда, это не значило, что Крейгу не нужно было тренироваться. Четыре месяца до начала съемок он провел в спортзале, совершенствуя свою и без того приличную мускулатуру. Другое дело, что заниматься ему этим пришлось очень осторожно, поскольку Бонд-культурист плохо смотрелся бы в смокинге. Все-таки, ключевыми эпизодами фильма были сцены в казино, а не боевиковые фрагменты.
Съемки «Казино» начались 30 января и завершились 21 июля этого года. Будь картина более «компьютерной», ее не успели бы завершить к ноябрьской премьере. Но поскольку сложных CG-эффектов в ленте не было, то после завершения съемочного периода ее оставалось лишь смонтировать, озвучить и разослать в кинотеатры. Теперь все зависит от зрителей. Время и кассовые сборы покажут, примет ли публика нового «Бонда», снятого скорее в эстетике «Идентификации Борна», нежели «Умри, но не сейчас». |