"Беги, Лола, беги!"
|
Название фильма: |
Беги, Лола, беги! |
|
Страна-производитель: |
Франция |
Английский: |
Lola rennt |
Жанр: |
триллер / приключения |
Режиссер: |
Том Тыквер |
В ролях: |
Мориц Бляйбтрой , Херберт Кнауп , Франка Потенте |
Год выпуска: |
1998 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Сюжет и комментарий
Описание:
"Беги, Лола, беги" - самый знаменитый и модный немецкий фильм последнего десятилетия, ставший хитом по обе стороны Атлантики. Лола и Манни живут в Берлине и безумно любят друг друга. И когда Манни - маленький курьер большого бандита - теряет сумку с деньгами своего босса, спасти его может только Лола. Но на то, чтобы раздобыть совсем не маленькую сумму в сто тысяч марок, у девушки есть только 20 минут. Каждая секунда может означать разницу между жизнью и смертью. Так что как следует отдышитесь и приготовьтесь к головокружительной и опасной пробежке в компании со стремительной Лолой. В пути вас ждёт не один сюрприз... Режиссер Том Тыквер: "Бегущий человек объединяет в себе воедино взрыв динамики и эмоций. Когда люди находятся в движении, они, тем самым, являются живым изображением отчаяния, счастья, вообще чего угодно. Я хотел, чтобы "Беги, Лола, беги" схватила зрителя за шиворот и поволокла за собой с головокружительной скоростью "американских горок". Я желал добиться истинного, не приукрашенного ощущения скорости - ощущения дикой погони с необратимыми последствиями". Картина номинирована на награды Европейской киноакадемии в категориях "Лучший продюсер" и "Лучший фильм". Номинация на "Золотого Льва" в категории "Лучшая режиссура" на международном кинофестивале в Венеции в 1999 году. Номинация на соискание наград "Golden Satellite" и "Independent Spirit" в категории "Лучший зарубежный фильм". Фильм получил 8 национальных кинонаград в Германии, в том числе за "Лучший фильм года", а также приз зрительский симпатий на кинофестивале "Сандэнс-99".
Рецензия(и):
Увы, я этот фильм посмотрел на видео, а не на большом экране. Хотя он, безусловно, относится к тем произведениям, которые противопоказано смотреть на "рыбьем глазе" телевизора, наслаждаясь звуком, доносящимся из одноваттовых телевизионных колонок, перемежаемым криками детишек за окном, которые избивают дворника ведерками для игры в песочек.
Такой фильм надо смотреть на огромном экране во всю стену, чтобы тебя долбило сурраундом и чтобы при каждом взрыве видео- и музыкальных эффектов сердечко ухало куда-то в область селезенки. Вот тогда будет достигнут нужный баланс ощущений, особенно если ты не забудешь перед началом фильма купить попсового корна и пару баночек пива.
Но я всех этих мелких радостей жизни был лишен, потому что не выдержал муки преследования читателями, которые каждый день просили в письмах: "Экслер! Посмотри "Лолу" и выскажи нам все, что ты думаешь об этом гениальном фильме!" Или: "Экслер! Оторви свои пасхальные джинсы от стула, сходи в кино, посмотри "Лолу" и выскажи всем, что ты думаешь об этом полном отстое и отвратительной дешевке!"
Результатом этого потока просьб стало то, что я-таки купил кассету и посмотрел этот - как сейчас говорят - "культовый" фильм по моему культовому телевизору, грызя культовые семечки, которые были пожарены в культовой тефлоновой сковородке. Кот Бублик, кстати, этот фильм тоже смотрел с большим интересом. Но Бублик потом признался, что бегающая по экрану Лола ему сильно напоминала мышку, чем и вызвала его живейший интерес к этому произведению искусства. Я же смотрел этот фильм с большим интересом по совсем другой причине, о чем мы сейчас и поговорим...
Уже не первый раз режиссеры видеоклипов начинают снимать полнометражные художественные фильмы. Обычно из этого редко получается что-то приличное. Достаточно вспомнить "Му-му" Грымова, которую я утомился смотреть где-то после первых 20 минут, или "Маму" Евстигнеева, которую я-таки досмотрел до конца, поэтому обязательно обругаю в ближайшее время. Такой паршивый фильм с такими прекрасными актерами надо было очень постараться снять...
Но в случае с мамой "Му-му" видеоклиповые режиссеры явно попытались размежеваться со своей основной профессией, поэтому снимали "нормальное" полнометражное кино, на чем и погорели. А Тыквер поступил умнее. Он не стал под что-то подделываться, а снял чистый видеоклип. Снял мастерски, следуя всем законам видеоклипа и используя всевозможные достижения техники съемок, которые были изобретены для клипов. Кстати, я не знаю - является ли основной профессией Тыквера съемка видеоклипов, а заговорил об этом только потому, что "Лола" - это видеоклип. Но клип, который занимает целый фильм. Не "растянут на целый фильм", так как в этом случае получилось бы нечто отвратительное, а именно занимает целый фильм. То есть чистые 90 минут на экране разворачивается стремительное действие, характеризующееся мгновенной сменой планов, цветовой гаммы, углов съемки и так далее, которое держит в напряжении от начала до конца. Именно этим, на мой взгляд, и объясняется просто бешеный успех этого фильма (более 14 крупных наград в разных странах и "Лучший фильм года" в Германии).
Что самое интересное, как таковой фильм не представляет собой нечто уж совсем выдающееся. Наоборот. Сюжет фильма очень прост. У девушки Лолы есть парень - Мэнни. Парень работает мелким курьером у какого-то мафиози. В один прекрасный (правильнее было бы сказать - печальный) день Мэнни забывает в метро пакет, в котором всего-навсего 100 000 марок. До встречи с боссом ему остается 20 минут, он звонит Лоле и признается, что если эта сумма у него не окажется в течение этого времени, то его убьют. Или он пойдет грабить магазин, что равносильно смерти или тюрьме, потому что у него нет никакого опыта в ограблении магазинов. И Лола начинает бежать, чтобы достать деньги. Причем бежит она к своему папашке, который работает то ли управляющим, то ли директором банка.
В общем, это почти все. Суть фильма заключается в том, что этот сюжет повторяется несколько раз (а точнее - три раза) с разными вариантами развития событий. То есть каждый раз действие начинается со звонка Мэнни Лоле, та начинает бежать, но мелкие различия в самом начале ее беготни (испугает ли ее собака на лестнице, поставит ли подножку некий придурок и так далее) приводят не только к огромной разнице в событиях процесса добывания денег и финала, но и к различию дальнейшего развития событий у многих случайных героев, которые попадаются Лоле на всем протяжении ее пути (эти жизненные пути даются по каждому герою в виде клипового набора фотографий; прием не нов, я его встречал в каких-то других фильмах). Что там происходит и чем заканчивается каждый из вариантов - рассказывать смысла нет, потому что иначе будет не очень интересно смотреть сам фильм. Кстати, мысль о том, что незначительное изменение первоначального развития событий может привести к огромному резонансу во всех последующих этапах жизни, иногда совершенно изменяя их, - уже много-много лет муссируется в литературе (особенно в фантастике) и в кино.
Но дело там, повторяю еще раз, не в сюжете. Тыкверу настолько блестяще удалось от первого до последнего кадра сохранить совершенно бешеную динамику, используя всевозможные эффекты и способы съемки, что смотреть "Лолу" - одно удовольствие даже по обычному видео. Я представляю, в какой восторг приходят зрители, посмотрев этот фильм на большом экране с хорошим звуком.
Сам Тыквер говорил: "Я хотел, чтобы "Беги, Лола, беги" схватила зрителя за шиворот и поволокла за собой с головокружительной скоростью "американских горок"..." Невероятно, но ему это вполне удалось. Многим режиссерам не удается добиться такой динамики и экспрессии даже в пятиминутном видеоклипе, а Тыквер ухитрился сохранить невероятное ощущение скорости в целом полуторачасовом фильме. И даже мультипликационные вставки в фильме смотрятся вполне естественно.
Резюмируя. Этот фильм нельзя называть шедевром мирового кинематографа. По крайней мере шедевром того, что мы называем мировым кинематографом. "Беги, Лола, беги" - это достаточно уникальный эксперимент, который окончился фантастическим успехом. Уникальность эксперимента заключается в том, что его повторить нельзя. Даже не то чтобы нельзя, а просто не имеет смысла. Клиповая техника съемок практически неприменима для полнометражных фильмов. Да она и не предназначается для этого. Поэтому "Лола" и является уникальной, потому что режиссер сумел доказать, что можно снять 90-минутный фильм с помощью подобной техники. И можно даже сделать так, что это будет очень яркий, динамичный и захватывающий от первой до последней минуты фильм. Но повторить этот эксперимент так, чтобы добиться подобного успеха - нельзя. Я в этом почти уверен. В "Лоле" Тыквер выжал из клипов все, что только было возможно. Второй раз это уже не получится. Даже у Тыквера, который сотворил, казалось бы, невозможное.
Так что этот фильм обязательно надо посмотреть. Потому что ничего подобного, скорее всего, вы больше не увидите. Но посмотреть "Лолу" очень желательно на большом экране, чтобы не кастрировать ощущения. Хотя я даже от просмотра фильма на видео получил истинное удовольствие. Но обязательно пойду его смотреть на большом экране.
(c) Alex Exler (http://www.exler.ru)
______________________________
Кино без границ… Удивительно точное название для этого явления. Такие фильмы могут нравиться или нет, но, бесспорно, имеют право на существование как отражение другого, может быть, непривычного для обыденного сознания, взгляда на мир. Вызывая различную реакцию зрителя, от крайней неприязни до крайнего восторга, эти фильмы открывают большие возможности для дискуссий.
Попробуем разобраться в фильме немецких кинематографистов "Беги, Лола, беги". По жанру его можно определить как философский фильм-абсурд, фильм-игра. Не случайно в эпиграф к фильму вынесены слова: "Конец игры - это начало игры" (Гербергер). Фильм сложен по внешней и внутренней организации, имеет несколько уровней действительности, существующих параллельно. Мир каждого героя существует отдельно, и одновременно пересекается в определенной точке времени с миром другого человека. Элемент случайности, который режиссер Том Тыквер использует для связи событий в сложную картину мира, может изменить судьбу человека, а, следовательно, и ход самой игры. Стечение обстоятельств (кража мопеда Лолы) приводит к тому, что она опаздывает на встречу со своим другом Мани, то есть, является завязкой в развитии сюжета. У Лолы есть только 20 минут, чтобы помочь Мани достать 100 000 марок. Отсчет времени пошел, игра началась. Ей приходится каждый раз начинать свой бег с начала, пока она не достигнет нужного результата. Правда, при этом изменяется и очередной вариант развития действия, и будущее. Таким образом, новый вариант игры (может быть, это просто параллельная реальность c другим развитием сценария?) изменяет ее судьбу и судьбу людей, с которыми она сталкивается (Мани, женщина с коляской, велосипедист, бомж, отец, сотрудница банка). Ведь в мире-игре, как показывает нам режиссер, есть, как и в любой игре, несколько разных вариантов (или реальностей). И каждый участник ведет свою игру. Итак, игра - это как бы внешняя структура, оболочка развивающегося действия.
С внутренней стороны фильма мир Лолы - это театр абсурда и хаоса, вызов обществу, противостояние миру обыденного сознания, к которому принадлежат ее родители, а так же противостояние окружающим реалиям благовоспитанного и консервативного общества. Ее трудно назвать дочерью банкира. Лола и Мани - представители молодежной среды с непременными татуировками, шокирующей окружающих одеждой, эпатирующим поведением и сомнительным родом занятий. Абсурд ее и его жизни ярко проявляется уже на самом уровне общения. В принципе, она готова принять участие в ограблении магазина или самой ограбить банк ради Мани, хотя тот представляет собой слабую, ведомую, несколько истеричную личность, и совершенно непонятно, что их может связывать. Любовь, скажете вы. Не уверена. Секс - может быть. В фильме есть рассуждения об их любви, но, на мой взгляд, для Лолы - это, скорее, протест против причесанного, лишенного ярких и теплых человеческих эмоций мира, к которому она принадлежит по рождению. Достаточно статичного и безразличного мира, где родным матери и отцу нет до нее никакого дела. Отсюда - психопатическое поведение и образ жизни. Скажем так, что внутреннее противостояние двух миров гиперболизировано и доведено режиссером до абсурда. Для большей убедительности режиссер наделяет ее чертами этакой ведьмочки конца ХХ века, обладающей способностью концентрировать энергию в крике.
В структуру фильма введено много различных символов. Часы-дракон в начале фильма - "поглотитель" времени; красный телефон с летящей в воздухе трубкой - символ отсчета времени и начала новой игры. Статичность обыденного мира символизирует один и тот же монолог матери по телефону и ее неизменная поза в кресле каждый раз, когда Лола заново начинает свой бег. Большое стекло, которое рабочие постоянно переносят через дорогу перед машиной реанимации и которое в одной из реальностей разбивается, является символом хрупкости человеческой жизни, ее беспомощности перед стечением обстоятельств. В фильме-абсурде, фильме-игре каждая деталь имеет свой скрытый или явный смысл. Ничего лишнего. Тройной кадр: стрелки часов, подбирающиеся к заветной цифре 12, бег Лолы по улице и нетерпение ожидающего ее Мани. Вот он, физический символ времени для каждого из них. Для хода игры важен мультфильм, изображающий бег Лолы по лестнице и включенный в ткань игрового кино, имеющий разное окончание для разных вариантов игры. Практически с этого момента и начинается разница в развитии событий.
Для этого фильма случайность, стечение обстоятельств и фатальность происхождения тех или иных событий являются сюжетообразующими элементами. В соответствии с этим в каждом варианте игры изменяется будущее людей, сталкивающихся с Лолой (оно представлено в виде мгновенно сменяющих друг друга кадров, как в полицейской или светской хронике), например, от смерти в одном случае до счастливой семейной жизни в другом у одного и того же человека. Фатальность же несет в себе неизбежность осуществления каких-либо событий (например, столкновения двух машин), и тогда их столкновение - это только вопрос времени.
Режиссер использует цвет как сюжетный элемент, а так же как элемент усиления эмоционального воздействия фильма. Например, использование черно-белого цвета во фрагменте с рассказом Мани (так называемый прием "рассказ в рассказе") не только отделяет завязку игры от основного действия фильма, но и служит дополнительным акцентом внимания зрителя. Для этой же цели служат акценты красного цвета: телефон, волосы Лолы, красный фон фрагментов их любовных бесед.
Франка Потенте (Franka Potente), исполнительница роли Лолы, очень убедительна и естественна в своей игре. Она, практически, является единственной героиней фильма, а все остальные персонажи служат только фоном развития действия.
Конечно, фильм сложен. Возможно, кому-то он не понравится из-за своей многослойности и неоднозначности сюжета. Но ведь это - "кино без границ", позволяющее автору воплотить на экране свое представление об окружающем нас мире и выразить к нему свое отношение. Даже если оно существенно отличается от обыденного. Главное, что это - талантливо.
(c) Наталья Хральцова (http://www.dvdworld.ru)