"Чапаев"
Название фильма: | Чапаев |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Чапаев | ||
Жанр: | драма / военный | ||
Режиссер: | Сергей и Георгий Васильевы | ||
В ролях: | Борис Бабочкин, Борис Блинов, Варвара Мясникова, Леонид Кмит, Илларион Певцов, Степан Шкурат, Вячеслав Волков, Николай Симонов, Борис Чирков, Георгий Васильев | ||
Год выпуска: | 1934 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
"Чапаев" - это уникальный опыт создания культурного героя средствами кино. Он стоит где-то посредине между Тарзаном и Джесси Джеймсом. Фильм Васильевых появился в тот момент, когда поэзия на нашем экране сменялась драмой, идеология заговорила в нём не языком монтажного авангарда 20-х, а кинопрозой с элементами вестерна, комедии и народной песни. Каким был на самом деле Василий Иванович Чапаев - теперь не так уж и важно. Создав на экране фольклорного героя, Васильевы выполнили не только социальный заказ, но и главную задачу кино, которое во все времена и при любой власти стремится заменить собой реальность." - Сергей Добротворский.
"Чапаевым" открылся первый советский кинофестиваль (Москва-35). По итогам опроса киноведов мира (1978) фильм включён в число ста лучших фильмов мирового кино.
Еще:
Наполненный революционной романтикой и яркими характерами, с блестящей игрой исполнителя главной роли Бориса Бабочкина, фильм рассказывает о легендарном герое гражданской войны — Василии Ивановиче Чапаеве.
«Чапаев» — это уникальный опыт создания культурного героя средствами кино. Фильм братьев Васильевых появился в тот момент, когда поэзия на советском экране сменялась драмой, идеология заговорила в нем не языком монтажного авангарда 1920-х годов, а кинопрозой с элементами вестерна, комедии и народной песни. Старая хроника сохранила неопровержимый факт небывалого успеха этого фильма. «Мы все идем смотреть Чапаева» — такой транспарант несут красноармейцы в колоннах многолюдной демонстрации. Это действительно был фильм «для всего советского народа», для многих его поколений. Секрет успеха прост и трудно, редко достижим. Он — в герое. Одновременно легендарном и реальном, психологически сложном и сказочно простом, принадлежащему истории и мифу. Авторы сценария и режиссеры фильма братья Васильевы создавали такого героя, находясь между литературой и фольклором. Между прозой бывшего комиссара чапаевской дивизии Д. Фурманова и народными песнями, сказами о Чапаеве. К нему стягиваются все сюжетные линии, на нем замыкаются все отношения, на него работают все остальные персонажи, непосредственно и опосредованно. Даже события гражданской войны — лишь драматическая среда, в которой живет, борется, погибает этот герой. Герой с большой буквы, ибо являет собой счастливого человека, оседлавшего свою судьбу и трагически погибающего, несмотря на это. Но герой без котурн, с живым, противоречивым, многожанровым характером. К такому зритель проникается доверием и интересом, дарит ему любовь и сочувствие, действительно готов надеяться: «А вдруг выплывет!»
Чапаев — роль всей жизни талантливого русского актера Бориса Бабочкина, его профессиональное счастье, его профессиональный подвиг. Фотографии, хроника свидетельствуют: герой и исполнитель мало похожи. Однополчане, даже родной сын утверждали: «похож». Это было сходство внутреннее, сущностное, не внешнее и не дарованное природой, а завоеванное талантом, мастерством, трудом актера.
"Каким был на самом деле Василий Иванович Чапаев - теперь не так уж и важно. Создав на экране фольклорного героя, Васильевы выполнили не только социальный заказ, но и главную задачу кино, которое во все времена и при любой власти стремится заменить собой реальность." - Сергей Добротворский.