"Жара"
Название фильма: | Жара |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | The heat | ||
Жанр: | комедия | ||
Режиссер: | Резо Гигинеишвили | ||
В ролях: | Алексей Чадов, Артур Смольянинов, Константин Крюков, Тимоти, Анастасия Кочеткова, Тигран Кеосаян, Фёдор Бондарчук | ||
Год выпуска: | 2006 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
...Лето, 2006 года. От беспрецедентной жары плавится асфальт, изнуренные прохожие прячутся в тени деревьев. И кто знает, смогла бы произойти эта невероятная история в какой-нибудь другой день...
Четыре закадычных друга-одноклассника встречаются в кафе после долгой разлуки. За три года жизнь каждого сложилась по-своему. Алексей отслужил на флоте. Артур, поступил в театральное училище и проводит лето, в поисках работы безрезультатно обивая пороги киностудий. Тимати, занялся шоу-бизнесом, делая успешную карьеру рэп-музыканта. А Костя, сын состоятельного человека, провел три года в Лондоне, но, не доучившись, решил вернуться домой.
Необыкновенно жаркий день становится судьбоносным для друзей. В течение 24 часов каждый героев найдет то, в чем он нуждался больше всего. Алексей, случайно столкнувшись на улице с юной танцовщицей Настей, поймет, что встретил настоящую любовь. Артур нежданно-негаданно получит предложение, о котором мог только мечтать. Тимати, повстречавшись с бандой скинхедов, чудесным образом сумеет выпутаться из сложной ситуации и попасть на свой собственный концерт. Ну а Костя, вследствие сложившихся обстоятельств, попадет в переплет, но в результате вновь обретет любящего отца и верных друзей.
Люди и события фильма сменяют друг друга как в калейдоскопе, где мошенник может оказаться благородным рыцарем, а шекспировская драма — обернуться невинной шуткой. Неизменным остается место действия — Москва. Она вместе с героями переживет радостные и опасные моменты, преображаясь, мешая стили и времена, красуясь и молодея...
СЮЖЕТ
Четверо друзей встречаются после долгой разлуки. В детстве они дружили, а теперь судьба раскидала их в разные стороны. Чадов сразу после школы отправился служить на флот моряком. Джоконда уехал в Англию, но увлёкся там нетрадиционным тантрическим сексом, наркотиками и рок-музыкой, из-за чего был выперт из тамошнего английского колледжа и вернулся обратно, в Россию. Лютый просто всё это время страдал какой-то фигнёй и мечтал стать актёром. Но больше всех, конечно, повезло простому русскому парню Тимати, который ударился об шоу-бизнес, сделался участником "Фабрики звёзд" и превратился в звезду R'n'B, то бишь адептом современной негритянской культуры и рэп-читалок.
И вот спустя годы друзья снова встретились и решили это дело отметить, забурившись в какой-нибудь барчик. Но случается неладное – администрация барчика, чтоб она провалилась, отказывается принимать к оплате простые советские доллары. Приходится одному из ребят идти к ближайшему обменному пункту и менять доллары на более привычную отсталым барменам валюту.
Однако добраться до обменного пункта не представляется возможным. Как минимум, из-за отсутствия такового, а как максимум – из-за того, что в пути наших героев ждут самые немыслимые приключения. Один за другим наши ребята уходят на поиски обменного, и в итоге остаётся один, у которого ни денег, ни ключей от машины, ни модной куртки – ничего! Ёлки!
Незавидная ситуация.
ВЕРДИКТ
Откровенно жаль, возможно, хорошего человека Фёдора Бондарчука, с именем которого "Жару" связывают в первую голову, хотя здесь он выступил не в роли режиссёра, а в роли "всего лишь" продюсера. Ибо что бы ни делал теперь этот человек, ко всему народные массы относятся с подозрением, во всём видят гламур, нахрап и отсутствие видимого таланта.
Так и здесь. По большому-то, чай, счёту, "Жара" – не самый ужасающий образец пост-советского кино. Но прозвучало имя Фёдора Бондарчука, и окружающие уже только и ждут выгодного момента, чтобы заклеймить и без того несчастного творца. Отовсюду слышны голоса недовольства, всюду несчастный фильм "Жара" заслуживает не самые высокие оценки.
Впрочем, местами эти оценки таки оправданы. Поелику начинается кино и правда не самым лучшим образом. Хотят того авторы фильма, или нет, но любому насмотренному зрителю первое же приходящее в мозг сравнение сразу напоминает о "Питере FM". Совершенно очевидно, что авторы "Жары" пытались повторить успех этой картины и создать такой же фильм-настроение, фильм ни о чём.
Да только вышло по-другому, потому что получилось не так легко и не так весело. Возможно, потому, что с самого начала "Жара" берёт несколько неверный тон и начинает создавать позитив не самыми позитивными способами. К примеру, такой сюжет. Иностранный гость столицы случайно толкает девчонку и разбивает ей фотоаппарат. Девчонка садится на тротуар и горюет. Иностранный гость идёт дальше и встречает афериста, который похищает у гостя его фотокамеру. Аферист с похищенным фотоаппаратом идёт дальше, видит сидящую девчонку, жалеет её и отдаёт ей похищенный фотоаппарат. Тем самым, по замыслу авторов, якобы торжествует вселенская справедливость.
Однако зрителей в моём лице в этот самый момент лишь неудержимо тошнит. Потому что мало того, что позитив создаётся такими уродливыми и нехристианскими средствами. Так ещё и ситуация настолько не отличается жизненностью, что ближайшая приходящая на ум аналогия – поздние фильмы Эльдара Рязанова и вся пост-перестроеная чернуха. Ага, вор отдал горюющей девочке фотоаппарат. Верим, верим. Тьфу! Позитива ни на грош, а лишь ощущение, что нас совсем за дебилов держат...
И наворотили-то, наворотили... Чтобы разобраться в том, как Чадов догадался прийти к театру, надо смотреть фильм очень и очень внимательно – до мелочей, как квест. А чтобы понять хитроумную комбинацию с квартирой, надо вообще усиленно скрипеть мозгами на всём протяжении, чтобы только на следующий день вдруг понять – а, вот оно что! Не кино, а натуральный паззл какой-то! Не то, чтобы это было таким уж серьёзным недостатком, но выглядит подобное в данном случае не столько как авторский замысел, сколько как авторская недоработка.
Впрочем, со второй половины фильма всё более-менее приходит в норму, и местами начинаются уже более внятные сюжетные линии. Как, к примеру, рассказ о приключениях Лютого, отправившегося сниматься в фильм к известному режиссёру Фёдору Бондарчуку. На этом моменте я даже улыбаться начал, в итоге даже выйдя из кино в слегка приподнятом настроении. Тоже, наверное, немало. Хотя и во второй половине нашлось место совершенно дурацкому аресту того самого афериста. Это, типа, такой китч и прикол, задорные маски-шоу посреди обычного фильма?
Но, в общем, сюжет при всей его гламурности и многочисленных нелепостях (ладно, Тимати не смог позвонить, однако отчего не позвонили следующие два гонца – совсем лишились рассудка?), в целом – вот парадокс! – выглядит небезынтересно и местами даже почти волшебно (как, к примеру, эпизод с той самой девочкой, у которой в фотоаппарате вдруг оказались фотки всех героев истории (хотя и этот отрывок авторы слишком быстро скомкали и не довели до того уровня, на котором настоящее начинается волшебство)). Местами сюжет даже приобретает лёгкость, которой ему так не хватает в целом. То есть, попытки сделать хорошо и гармонично всё-таки видны.
Но именно что попытки. Ибо можно ли сделать кино о любви, замешанное больше на рекламе? Всю первую половину фильма авторы только тем и занимаются, что рекламируют друг друга. Ах, какой красавчик Тимати, какой крутой режиссёр Фёдор Бондарчук, какой хороший актёр Лютый, какая замечательная водка "<Название>"... Осточертело!
Хотя за один из побочных рекламных эффектов "Жару" можно даже похвалить. Дело в том, что многие актёры "Жары" до этого снимались в бондарчуковской же "Девятой роте", и в итоге их узнаёшь словно родных, им многое прощаешь. Этакий получается дружеский капустник, к которому предъявлять серьёзные претензии несерьёзно.
Вот только за мега-человека Тимати авторов хочется отдельно пожурить. Я даже не знаю, как передать это ощущение добрыми словами... Всё равно, как если бы на главную роль позвали Децла или Олега Газманова. Только народ потешать, честное слово. Конечно, я не исключаю, что в жизни Тимати может оказаться очень милым парнишкой, и всё представленное – лишь его сценический образ, однако особой жизненности этот образ фильму не добавляет и сопереживать представленному имбецильному герою не вынуждает.
В итоге "Жара" оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, после фильма осталось слегка повысившееся настроение. С другой стороны, осталось впечатление, что меня, как зрителя, авторы фильма несколько поимели, выступив в роли откровенных манипуляторов.
Так что, если поставить вопрос ребром – да, или нет – то, пожалуй, я "Жару" к просмотру не порекомендую. Ну что поделать, никак не может Бондарчук ничего своего создать! А прославиться в веках-то хочется! Вот и творит – то по мотивам работ отца, то по творчеству коллег ("Питер FM")... И в том, и в другом случае получается не безоговорочная фигня, но нечто довольно среднее и уж явно не заслуживающее того пафоса, который сопровождает каждое новое явление Великого Режиссёра народу.
Особенно показателен в этом отношении рекламный слоган фильма: "Их ждали – они вернулись". С фильмом и сюжетом связи никакой, чистый шоу-бизнес.
ОЦЕНКА – 7 из 12.
Леонид ШЕВЧЕНКО aka Linch