"Спаси и сохрани"
Название фильма: | Спаси и сохрани |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Спаси и сохрани | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Александр Сокуров | ||
В ролях: | Сесиль Зервудаки, Роберт Вааб, Александр Чередник, Вячеслав Роговой, Юрий Стернин, Дарья Шпаликова | ||
Год выпуска: | 1989 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Сюжет фильма близок к философской притче о бремени страстей человеческих и роковых законах судьбы. Своеобразная философская трагедия, где драма любви лишь форма проявления общего трагизма жизненного пути человека, вслепую идущего по земле от рождения к смерти.
Экзистенциальный сюжет Сокуров нашел во французском романе Гюстава Флобера «Мадам Бовари», по которому снят фильм «Спаси и сохрани», названный фразой из православной молитвы. В Швейцарии встретил, героиню своего замысла француженку Сесиль Зервудаки — женщину с необыкновенным лицом и редкой профессией — этнолингвист. Эмма в фильме говорит по–французски со своими русскими партнерами, чужая здесь всем, несоразмерная с масштабом всей этой жизни. Дома ей по пояс: а вместо потолка в ее спальне темное небо. Сокуровская метафора абсолютно кинематографична и трагична.
«Повинность» — это слово вынес Сокуров в название одного из своих документальных фильмов. Повинность жизни несут все его герои. Эмма несет эротическую повинность, которая превращает ее в бездомного дьявола. Душа обретает дом, когда тело погребено. Поэтому эпизод похорон героини в трех гробах Сокуров разворачивает в грандиозную многоярусную панораму. Он как бы отдает последнюю дань материи, восстанавливая траекторию и ритм нисхождения тела, для которого гроб — последний земной дом.