Домашний кинотеатр: Познавая белый свет, в ролях: Нина Русланова, Сергей Попов, Алексей Жарков, Людмила Гурченко, Наталия Лебле, Лена Шелгунова, Наташа Шелгунова, Владимир Пожидаев, Виктор Аристов, жанр: драма / мелодрама Welcome to cinemahome.rumlb jerseys cheap,cheap jerseys wholesale,cheap mlb jerseys,cheap mlb jerseys,cheap mlb jerseys from china,cheap jerseys china,wholesale nhl jerseys,customize baseball jerseys,wholesale nhl jerseys from china,cheap nfl jerseys

Описание фильма

"Познавая белый свет"   

Название фильма: Познавая белый свет
Познавая белый свет
Страна-производитель: СССР
Английский: Познавая белый свет
Жанр: драма / мелодрама
Режиссер: Кира Муратова
В ролях: Нина Русланова, Сергей Попов, Алексей Жарков, Людмила Гурченко, Наталия Лебле, Лена Шелгунова, Наташа Шелгунова, Владимир Пожидаев, Виктор Аристов
Год выпуска: 1978
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
 

Сюжет и комментарий

В аннотированном каталоге советских фильмов фабула этой картины излагалась следующим образом: «Не складываются отношения между шофером Николаем и штукатуром Любой...»

Треугольник: девушка-штукатур (Нина Русланова) и два соперника - оба шоферы. Люди обычные, даже обычнейшие из обычных, но вглядывается в них режиссер до боли пристально. Героиню мы увидим в обстоятельствах, что называется, контрастных. Дорога, ужасающая грязь, прочно севшие "Жигули", самосвал, их вытаскивающий, и среди этого безобразия - женщина в блестящем длинном платье, но с довольно грубым лицом, да еще аляповато накрашенным. И звучит странный, немного нелепый внутренний монолог: выспренние, казенные слова о молодежи и прочем. Среди них запоминается фраза: "счастье не дают на заводах, и, если оно пришло к вам, - его надо беречь". Все детали тут существенны. Режиссер как бы требует от зрителя запомнить каждую мелочь.
...Застрявшие "Жигули" оставлены. Нина, так зовут героиню Нины Руслановой, и ее спутник перебрались в кабину самосвала - они торопятся. Теперь в тесной кабине весь треугольник героев. За рулем Миша. Необычная внешность для шофера грузовой машины: утонченное лицо, длинные мягкие волосы, потертая флотская шинель, вежлив, деликатен.
Полная ему противоположность - Степан (А. Жарков). Тоже шофер такого же самосвала. Крепко сбит, силен, преизбыточно наделен "цепкой жизненной силой", шумлив и предельно самоуверен, привык с дерева жизни все обрывать хваткой рукой - блага, премии, женщин. С Ниной - хотя у нее тоже характерец! - бесцеремонен, как хозяин с принадлежащей ему вещью: "А ну-ка, пересядь в середину, я хочу к окну!" "Нечего тебе рядом с этим, давай к окну, на край!" Такое поведение с женщиной, пусть даже близкой, - привычно, естественно, нормально!
И тут-то в кабине все и завяжется.

Рецензия на фильм "Познавая белый свет"
"Познавая белый свет", люди видели свет и тень своего каждодневного существования, свои возможности и нравственные потери.
После запрета фильма "Долгие проводы" режиссер покинула Одессу и оказалась на "Ленфильме". Инициатором приглашения был руководитель 1-го творческого объединения студии И. Авербах. Муратовой предложили сценарий писателя Г. Бакланова "О чем шумят березы".

"Это было не стопроцентное попадание, - рассказывал И. Садчиков, тогдашний главный редактор тематической группы современных фильмов Госкино СССР. - В сценарии было выведено несколько судеб на фоне пригородной стройки какого-то цеха. Тематически придраться к этому сочинению было нельзя, но было хорошо видно, что сценарий написан, но не дописан. Бакланов был не силен в изображении рабочего класса, а Кира Муратова, как потом выяснилось, добавить к этому ничего не могла, ибо собственно трудовой процесс ее не интересовал. В сценарии не хватало отношений людей, и был избран метод мелких вставных эпизодов, которые как бы не входили в действие, а расцвечивали его".

Муратова переписывает сценарий, и теперь фильм носит название "Познавая белый свет". Человек и действительность соотносятся друг с другом в соответствии с пристальным, вдумчивым отношением к ним личности режиссера - автора, всецело отвечающего как художник за экранное изображение.

Картина "Познавая белый свет" не сразу была понята и оценена по достоинству. Поэтика фильма столь необычна, что поначалу и раздражает, и вводит в заблуждение. Раздражает диссонансом красок, пестротой, грубостью грима героини, какой-то вычурной патетикой некоторых реплик, а подчас и ходульностью персонажей, многим другим. А заблуждение рождается оттого, что зритель, несколько подустав от этого буйства на экране, может принять фильм еще за одно порождение того вульгарного "поэтического кино", в котором мелодраматичность и жеманная красивость резко расходятся с реальной жизнью.

Но это первое впечатление надо преодолеть и вглядеться пристальнее, ибо пестрота и прочее - сознательный прием художника, за этим - серьезная и глубокая мысль: в нашей жизни полно дешевой яркой безвкусицы, пошлости и грубости, и они-то и мешают проявлению глубинно-человеческих и потому истинно прекрасных чувств.

Треугольник: девушка-штукатур (Нина Русланова) и два соперника - оба шоферы. Люди обычные, даже обычнейшие из обычных, но вглядывается в них режиссер до боли пристально. Героиню мы увидим в обстоятельствах, что называется, контрастных. Дорога, ужасающая грязь, прочно севшие "Жигули", самосвал, их вытаскивающий, и среди этого безобразия - женщина в блестящем длинном платье, но с довольно грубым лицом, да еще аляповато накрашенным. И звучит странный, немного нелепый внутренний монолог: выспренние, казенные слова о молодежи и прочем. Среди них запоминается фраза: "счастье не дают на заводах, и, если оно пришло к вам, - его надо беречь". Все детали тут существенны. Режиссер как бы требует от зрителя запомнить каждую мелочь.

...Застрявшие "Жигули" оставлены. Нина, так зовут героиню Нины Руслановой, и ее спутник перебрались в кабину самосвала - они торопятся. Теперь в тесной кабине весь треугольник героев. За рулем Миша. Необычная внешность для шофера грузовой машины: утонченное лицо, длинные мягкие волосы, потертая флотская шинель, вежлив, деликатен.

Полная ему противоположность - Степан (А. Жарков). Тоже шофер такого же самосвала. Крепко сбит, силен, преизбыточно наделен "цепкой жизненной силой", шумлив и предельно самоуверен, привык с дерева жизни все обрывать хваткой рукой - блага, премии, женщин. С Ниной - хотя у нее тоже характерец! - бесцеремонен, как хозяин с принадлежащей ему вещью: "А ну-ка, пересядь в середину, я хочу к окну!" "Нечего тебе рядом с этим, давай к окну, на край!" Такое поведение с женщиной, пусть даже близкой, - привычно, естественно, нормально!

И тут-то в кабине все и завяжется. Степан убежден, что набор тарахтящих пошлостей - это общеинтересно, его обязаны все слушать. Ан нет, Нина слушает почему-то Мишу. Он сказал, что она напоминает ему одну женщину. Наверно, артистку? Или с картины? Ничего подобного - женщину на обочине, которую он увидел за секунду до аварии. Женщину, которую уже нельзя было ни объехать или затормозить. Спасая ту женщину, Миша попал в аварию и потерял ногу. Но это выяснится лишь потом. А перед этим разговором в машине - один маленький, но значимый эпизодик. Миша увидел Нину посреди дорожной грязи, выскочившую из "Жигулей" на крохотный сухой пятачок. Он подошел к ней - она стояла выше его, на бугорке, - вдруг наклонился и осторожным, бережным, отнюдь не аффектированным, а самым простым движением стер платком грязь с ее туфелек. Больше ничего. Расценивайте это как хотите, но у Муратовой нет случайных деталей!

Меж тем самосвал доехал туда, куда торопились Нина и Степан. А тут феерия - некая ярмарка невест и женихов. Белые платья, фаты, черные костюмы, девичьи лица - все "навалом": загс бывает на этой стройке наездом - вот и расписывают разом целый табунок. Нина, как лучший строитель, должна приветствовать этих, как их называют в таких случаях, брачующихся. Она влезает на помост и выкрикивает заученную речь (тут-то и выясняется, что тот нелепый внутренний монолог - это Нина учит про себя будущее свое выступление). Но до ее речи никому нет дела - надвигается дождик, звучит команда - приехали машины за невестами и женихами. Все шумно и бурно разбегаются. И вот уже по шоссе несется грузовик, на нем - стоя, прижавшись друг к другу, гурьба невест в белоснежных платьях, накрытых с головой темным брезентом. Грузовик мчится, брезент хлопает по ветру грубыми, черными крыльями над белоснежной стаей невест.

Метафора?

А на помосте одна, всеми забытая Нина. Только Степан бурно аплодирует ей. И тут она яростно срывает с головы парик, словно сдирает с себя всю эту фальшивую красоту, эту эрзац-культуру (как 3. Шарко в "Долгих проводах").

Данная сцена - ключевая. Ибо фильм последовательно, нигде не уклоняясь от избранной линии, как бы изнутри взрывает то, что не нашло тогда точного определения, но что мы все отлично знаем - зовем ширпотребной культурой, понимая под этим мишуру, фальшь наскоро придуманных холодной душой обрядов, пошлость и грубость житейских отношений, смирение перед хамством, пренебрежение тем, что можно назвать культурой чувств, засилие разнообразнейших дешевых подделок под истинную красоту.

Монолог о счастье, который произносит Нина, прозвучит еще - в третий раз! Это будет позднее, когда уже Мише и Нине будет необходимо быть друг с другом. Они будут ночью сидеть в кабине самосвала, им просто хорошо, и она спросит: "А с чего у тебя началось?" И он ответит: "Когда ты заговорила о счастье, которое не делают на заводах..." Она с презрительным смехом вспомнит тот казенный текст и внезапно замрет на полуслове: впервые этот текст оказался к месту - вот сейчас ночью, когда они вдвоем.

Фильм так и движется - через метафоры, повторы, триады, ибо исследуется материя весьма тонкая: молодые души, только-только пытающиеся высвободиться из плена псевдокультуры, псевдокрасоты.

И будут три зеркала. Вначале автомобильное зеркало в самосвале. Нина глядится в него, размалеванная, как папуас, - ее идеал красоты. Затем на стройку, где работают девушки, кто-то принесет трюмо. В него глядится подруга Нины, она взяла из театрального реквизита (самодеятельность) шляпу с траурными перьями и бархатный плащ. Достаточно накинуть на себя вот такие одежды - и ты уж в другом мире! Она даже начинает почему-то читать вслух Лермонтова, "Белеет парус одинокий...", но поэт так же случаен, такой же внешний атрибут, как эти шляпа и плащ.

И третье зеркало - в финале. В дом вселяются новоселы. Все в беспорядке на улице. Среди других вещей - овальное зеркало, как рама для портрета молодоженов. В нем головы Миши и Нины. Степан отвергнут, несмотря на все прошлое. Миша сделал предложение. Но вглядитесь в эти две головы - длинные, мягкие волосы Миша остриг нелепо и безобразно. Нина уже не накрашена, но на голове чудовищный, какой-то африканский перманент - тысячи жиденьких штопоров во все стороны. Нет, режиссер не строит никаких иллюзий, не создает благостного финала - герои во многом еще рабы тех же привычек. И камень, пущенный яростной рукой обиженного Степана, вдребезги разбивает это апофеозное зеркало.

И все же - победа за Мишей. Терпит поражение наделенный цепкой жизненной силой Степан, очень узнаваемый тип. А слабый, да не просто слабый, даже калека - вместо ноги протез - Миша побеждает! Впрочем, не так уж он и слаб. Степан грозит - оставь Нину, ноги переломаю. Миша отвечает спокойно и твердо: "Обе не переломишь, только одну!" У психологов это называется "мягко ошеломить".

Фильм не вызвал одобрения на приемке картины в Госкино. Мы называли уважаемого И. Садчикова. До сих пор он считает (возможно, справедливо) ошибкой выбор на главную роль литовского актера с русской фамилией Попов. По сценарию Михаил совершал в финале подвиг, потушив пожар. Актер не только, по Садчикову, не смог объяснить повседневный героизм героя, но ходил вялый, чем-то озабоченный, был похож на хиппи, а не на шофера. Оттого что в материале не было героя, все пошло наперекосяк. "Главный эпизод, где шофер-инвалид тушит пожар, режиссер вообще не сняла".

Картина "Познавая белый свет" с трудом проходила худсоветы "Ленфильма". Даже покладистый И. Авербах делал замечания. Муратова вспыхнула: "Вот вас я попрошу больше в мой зал не входить". Характер режиссера: она считает, что у автора должна быть мания величия. Теперь известный киновед А. Плахов говорит: "Я считаю очень важным фильм "Познавая белый свет". Он чрезвычайно важен, мне кажется, для самой Муратовой и вообще для нашего кинематографа, потому что в этом фильме произошел поворот от, условно говоря, модернизма 60-х годов к тому, что мы сейчас называем постмодернизмом". Экзистенциальное переживание проблем советской действительности, некая невнятность взаимоотношений людей (героев фильмов Муратовой) отразили опасность потери человечности. Сама странный человек, странный режиссер, в глазах многих Муратова еще исследовала загадку любви, выходила за границу лирико-социалистического сюжета о стройке, о строителе (вышеоговоренное противостояние просоветского писателя Г. Бакланова и одесской беглянки Киры), чтобы найти новую эстетику. Для простых, обыкновенных, зато жизненных персонажей, героев фильмов Муратовой, - кино, через ее руки, явилось возможностью выражения многогранности жизни. "Познавая белый свет", люди видели свет и тень своего каждодневного существования, свои возможности и нравственные потери.

(Марина Кудинова, Юрий Тюрин. Нина Русланова. Творческая биография)

Поставангардный фильм, как если б породнили Пастернака с Шукшиным

Полупобедное шествие в массы Муратовой началось со снятых с полки полуневинных «Коротких встреч» и «Долгих проводов». Но в 1978 году, не дожидаясь реабилитации своих первых фильмов, Муратова порывает с «провинциальными мелодрамами», как она их называла. И ставит свой едва ли не лучший, выдающийся фильм «Познавая белый свет». Непредсказуемость порывов в этом фильме — прихотливом «потоке жизни», пробуравленном на глубину многоэтажно выстроенных кадров, склеенных дерзким и плавным монтажом, — с течением времени как бы иссыхает в муратовских фильмах в условность плоскостного изображения. А барочность фактуры этого чувственного (а не чувствительного) фильма постепенно испаряется в самодостаточную беглость пальцев режиссера-виртуоза. На свой манер прекрасного, но до обиды уязвимого.
«Познавая белый свет» — поставангардный фильм, как если б породнили Пастернака с Шукшиным, — прошел мимо, как косой дождь. «Познавая белый свет» — это «интервью» Муратовой о том, как делать фильм в убогой и одновременно возвышенной декорации советской стройки. В лирическом растворе этой картины бытовая сценка наплывает на эстрадную интермедию, кич поставлен встык с изыском, а лубок — с гротеском. Полнота жизни в эстетической многовариантности или первозданном хаосе, облагороженном варварским сплетением узоров в шикарное лоскутное одеяло. «Познавая белый свет» — это драмбалет о соре, из которого сквозь сюжет прорастает метафора самого творения из ничего. На разбитой дороге, в чистом поле. Муратова выбрала для этого фильма стройку и грезы любви, соединив кадры-строфы, по сути микрокатастрофы лирических состояний. Соединив живописные цезуры и примитивистские коллажи. Соцартистские фотографии и театральные мизансцены. У нее обыкновенный завод загадочен, как конструктивистский замок, а хоровод мотыльков кружится вокруг фонаря в ночном летнем воздухе подобно снежинкам. Муратова спрессовывает настоящее и будущее в пространстве рифмованных ассоциаций между сном и явью. Ее сказка сказок разыгрывается актерами, исполняющими по ту сторону экрана и роль зрителей. Они, к примеру, наблюдают из окна недостроенного дома, как из ложи, за сценой любовной перепалки на дальнем плане.
Муратова совмещает эпизоды картины по принципу несходства, придавая каждому из них внебытовую призрачность, общежитейский и многослойный смысл. Она одухотворяет вещный мир картины. Грузовики здесь — действующие лица — дышат как живые, ревут, как хор плакальщиц, или вперяют свои жаркие глазницы-фары на свидании героев, ошеломительно сыгранных Ниной Руслановой и Сергеем Поповым.
Здесь комсомольская свадьба снята как феллиниевская фреска сладкой жизни товарищей невест и товарищей женихов, у которых под ногами уже болтаются дети. Снята дробно и обобщенного — в повторах-деталях и на общем плане. В скрещеньях рук, поцелуев и взглядов. Здесь девочки-двойняшки, новобранцы стройки, то играют роль отличниц производства, будто сошедших с обложки «Огонька», то ведут себя как лилипутки из цирка. Здесь настоящие искры сварки у новой кирпичной стены воздействуют на зрителя как чудо, как тайная непредсказуемость натурального задника нового театра на Таганке.
Безудержная эмоциональность этого фильма, щепетильно остраненная Муратовой, свидетельствует о неподдельном демократизме ее утонченного искусства, о нескромном обаянии ее эстетических деформаций.
(Зара Абдуллаева)

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#