"Маскарад"
Название фильма: | Маскарад |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Маскарад | ||
Жанр: | драма / экранизация | ||
Режиссер: | Сергей Герасимов | ||
В ролях: | Николай Мордвинов, Тамара Макарова, Софья Магарилл, Михаил Садовский, Сергей Герасимов | ||
Год выпуска: | 1941 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
По мотивам одноименной драмы Михаила Лермонтова
Арбенин Евгений Александрович (Н.Мордвинов), бывший карточный шулер, наивно полагал, что из игры можно выйти и прошлое можно забыть. Трудно сказать, что на самом деле стало причиной трагических событий, произошедших в его семье (в роли Нины - Т.Макарова). Были ли то интриги некоего Низвестного (С.Герасимов), некогда разоренного им? Или же это была расплата за совершенные им грехи? Доподлинно известно одно: причастными к этой темной истории оказались многие из лиц ему известных.
Обращаясь к литературной классике, Герасимов старался воссоздать объемную картину времени. Кинокартина «Маскарад», тонко передающая романтический пафос драмы Лермонтова, трактовалась им как трагедия обманутого доверия и отличалась высокой режиссёрской и актёрской культурой. Одной из самых значительных актёрских работ в этом фильме стало исполнение Герасимовым роли Неизвестного, который выступает антиподом Арбенина.
Появление «Маскарада» в творчестве Сергея Герасимова казалось неожиданным. Предыдущими работами он уверенно заявил себя мастером современной молодежной темы, одним из основоположников «прозаического» направления в киноискусстве, для которого характерны скрупулезное вглядывание в психологию людей, подробное изображение их повседневной жизни, деталей быта. И вдруг — лермонтовская драма с ее порывами всепоглощающих страстей, напряженной духовной борьбой, почти нечеловеческими страданиями, где все укрупнено, обострено до предела.
Сергей Аполлинариевич много раз смотрел знаменитый спектакль в Александринке. «...Секреты гениального лермонтовского текста и расчетливый блеск мейерхольдовской постановки, — признавался он, — пронизывали меня до дрожи». Но: «Арбенина я представлял себе иным», — подчеркивал Герасимов. «Решение поставить "Маскарад" едва ли можно считать случайностью», — напишет позже режиссер.
Перед ним как перед постановщиком встала трудная задача — перевести драматическое, к тому же написанное в стихах, произведение на язык кино, найти соответствующий кинематографический эквивалент неизбежным текстовым сокращениям. Он пришел, вероятно, к наиболее эффективному решению. Непривычные для кинематографа длинные диалоги оживлялись внутрикадровым монтажом, «простыми физическими действиями», что придавало естественность поведению героя. Делалось все это тактично и не снимало поэтического звучания. Актерские мизансцены строились в больших декорациях, которые давали простор артистам, позволяли широко использовать движение камеры и, самое главное, несли смысловую роль. В финале фильма Герасимов использовал особенно выразительную мизансцену. Лишившийся рассудка Арбенин, проходя по анфиладе, закрывает за собой одну дверь за другой, как бы продлевая тем самым прощание с жизнью.
Вспомнив былые фэксовские годы, Герасимов сам решился сыграть роль Неизвестного. И буквально в нескольких кадрах Герасимову удалось создать образ опустошенного, разуверившегося в жизни человека, единственной целью которого стала фанатическая жажда мести. Налет мелодраматизма в игре режиссера-актера по-своему резонирует с общей трагедийной атмосферой фильма.
Фридрих Эрмлер назвал «Маскарад» «лебединой песней довоенного "Ленфильма"».Фильм был закончен 21 июня 1941 года, а на экранах московских кинотеатров появился во время войны. Война самого фильма коснулась напрямую: самолет, на котором негатив «Маскарада» был отправлен из Ленинграда в Москву, разбился. Успели сделать контратипы (копии с промежуточного позитива) — и этим спасли картину.