"Петр Первый"
Название фильма: | Петр Первый |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Петр Первый | ||
Жанр: | исторические | ||
Режиссер: | Владимир Петров | ||
В ролях: | Николай Симонов, Алла Тарасова, Николай Черкасов, Михаил Жаров, Михаил Тарханов, Виктор Добровольский, Ирина Зарубина, Владимир Гардин | ||
Год выпуска: | 1938 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Конец XVII - начало XVIII столетия... Период становления Великой Российской Империи, время крупных реформ и тайных заговоров, великих воинских побед и дворцовых переворотов, безудержного веселья ассамблей и жестокого кровопролития казней. О жизни, государственной и военной деятельности Петра Первого - первого российского императора - рассказывает этот фильм.
О государственной и военной деятельности Петра I, о победе русского оружия в битвах под Полтавой и на Балтийском море.
Рецензия на фильм "Петр Первый"
Социальный заказ тех лет — прославление образа идеального вождя, создающего новое государство.
Владимир Петров за сорок лет своей работы поставил двадцать фильмов, один из самых известных — "Петр I", получивший в то небогатое на кинофестивали время престижную премию на Международной выставке в Париже (1937). Владимир Петров и актеры Николай Симонов (Петр I) и Михаил Жаров (Меншиков) также были удостоены Сталинской премии I степени (1941). Успех фильма в прокате был невероятным — напечатанных 300 копий не хватило, встал даже вопрос об их допечатке.
Для экранизации (авт. сцен. Алексей Толстой, Владимир Петров, Николай Лещенко) не случайно был выбран одноименный роман Алексея Толстого, а не его же ранняя трагедия о Петре "На дыбе", представляющая императора одиноким, непонятым правителем. Роман, в котором Петр — крупный государственный деятель, борец с косными традициями, удачливый полководец, организатор военной реформы — как нельзя лучше соответствовал замыслу Петрова, сориентированного на негласный социальный заказ тех лет — прославление образа идеального вождя, создающего новое государство.
В середине 30-х началось бурное обсуждение проблемы личности в истории, в результате ЦК компартии резко осудило историческую школу М. Н. Покровского, утверждавшую, что исторические деятели не играют существенной роли. Сталинской диктатуре необходимо было особое внимание к вождям, ведущим за собой народ! И фильм Петрова стал первой ласточкой в распространении новых взглядов на историю.
"Петр I" открыл на экраны путь целой серии фильмов о выдающихся государственных деятелях, полководцах и флотоводцах ("Александр Невский", "Минин и Пожарский", "Суворов", "Кутузов", "Иван Грозный", "Адмирал Ушаков" и др.).
На первый план в фильме вышла военная тема — девиз Петра: "Не умереть, а победить!", — реализован сюжетно: действие разворачивается от поражения русских войск под Нарвой до триумфального возвращения петровской флотилии после победы над соединенной европейской эскадрой.
Режиссеру удалось идеально соблюсти требуемый идеологический баланс: "Вождь — Народ", подчеркнув драматизм эпохи и прославляя мощь русского духа, величие народа, выдерживающего на своих плечах все — и жестокое обращение, и тяготы бесконечных войн во имя единства Родины. Причем, народ в фильме не безликая масса, а конкретные, живые люди, персонажи со своими запоминающимися характерами и судьбами. Среди других выделена "зеркальная" петровским деяниям, проходящая через весь фильм история крепостного Федьки, первого хозяина Катерины, будущей царицы.
Петр же (в работе над ролью Николай Симонов вдохновлялся пушкинскими "Медным всадником" и "Полтавой") — волевой лидер, рачительный хозяин. Прозорливый политик, жестокий по необходимости, он оправдан уже самим размахом поставленной перед ним цели — собрать сильное, великое государство. Недаром те, кто мешает ему, показаны уничтожающе — тот же царевич Алексей (Николай Черкасов) не просто консерватор, а истеричный трус и предатель.
Разумеется, зрителей в симоновском Петре I привлекали не его заслуги, а, прежде всего, человеческие качества. Жизнерадостный, открытый, веселый, он живет жадно, азартно, в нем бурлит, кипит энергия, он сама жизнь.
Поражал и невиданный размах съемок (операторы Вячеслав Горданов, Владимир Яковлев, художники Николай Суворов, В. Калягин), многотысячные массовки, скрупулезное воссоздание на экране петровской эпохи во всех ее бытовых мелочах — настоящая мебель из музеев, посуда, вещи.
(КиМ. Тамара Сергеева)