"Сестры Магдалины "
|
Название фильма: |
Сестры Магдалины |
|
Страна-производитель: |
США |
Английский: |
The Magdalene Sisters |
Жанр: |
драма |
Режиссер: |
Питер Муллан |
В ролях: |
Джеральдин МакЭван,Анни-Мария Дафф,Нора-Джэйн Нун,Дороти Даффи,Эйлин Уолш,Мэри Мюррей,Питер Муллан,Бритта Смит,Фрэнсис Хили,Даниель Костелло |
Год выпуска: |
2002 |
Наша оценка: |
![](/images/star.gif) ![](/images/star.gif)
|
|
Купить |
|
Интересно:
- Приюты Магдалины в Ирландии содержались сестрами милосердия под покровительством католической церкви. Попадая сюда из семей или сиротских приютов, молодые девушки оказывались в условиях, близких тюремному заключению. Тяжелой работой в прачечных они должны были искупать свои грехи. Грехом, заслуживающим такого искупления, могло стать что угодно: материнство вне брака или слишком откровенная красота. Или столь же вызывающее уродство. Или глупость, или ум, или несчастье стать жертвой насилия и иметь неосторожность рассказать об этом. За эти грехи они бесплатно работали 364 дня в году, полуголодные, подвергаемые телесным наказаниям и унижениям. Их насиловали и у них отнимали детей. Это заключение было бессрочным. Тысячи женщин провели жизнь и умерли здесь. Подсчитано, что более 30.000 женщин содержались в "Приютах Магдалины" по всей Ирландии. Последний приют Магдалины ("прачесная") в Ирландии закрылся в 1996 году, семь лет назад. - Приюты "Магдалины" были основаны в девятнадцатом веке в
Дополнительная рецензия:
Несмотря на то, что фильм этот удостоился высших наград на кинофестивалях в Венеции и Торонто, в нашей стране на него с наибольшей вероятностью можно было бы наткнуться поздней ночью, переключая каналы - если не сейчас, то через год-два. И если бы тогда телевизионные помехи помогли скрыть некоторые визуальные отличия, его можно было бы оценить как добротный фильм 70-х годов. То были годы расцвета левых организаций, освобождения от всего и вся. Очевидно, что и фильмы того времени соответствовали духу эпохи. В особом ряду стоят те из них, которые воспевали стойкость человеческого духа в нечеловеческих условиях: "Полет над гнездом кукушки", "Полуночный экспресс", "Папийон". А если еще припомнить сцену с массовой обнаженкой в "Ночном портье", то вывод напрашивается сам собой: "Сестры Магдалины" - фильм, вышедший не совсем в свое время. Это подтвердил и тот факт, что на более престижных кинофорумах его как бы не заметили. Начинается он по-ирландски, заканчивается по-английски. "Айриш дринкинг сонг" настраивала на психоделические видения, которых в фильме так и не оказалось. Зато голого мужика сзади в полный рост показали - если хотите, характерная черта британской культуры. По стилю съемок фильм больше всего напоминает консервативный островной футбол: силовой, с обилием верховых передач, похожий на регби, и эффектность комбинаций в нем ощущается лишь в завершающих эпизодах. Итак, Ирландия, 60-е. Мир захватывает битломания и эйфория раскрепощенности. Но в обществе ревностных католиков этого не ощущается. Прыщавый отрок в тестостероновом угаре насилует свою двоюродную сестру. Воспитанница интерната кокетничает с взрослеющими пацанами. У незамужней тетки родители отнимают новорожденного сына и отдают его на усыновление - лишь бы от себя подальше. Результат для всей троицы один - в монастырь силком. Тут-то и выясняется, что монастырь этот - самая настоящая тюрьма, в которой содержатся "шлюхи" и просто яркие женщины, способные своей красотой ввергнуть в искушение добропорядочного католика. И так вот фильм почти некрасовской безысходностью выжимает из зрителя жалость к безвинно страдающим, попутно уточняя мораль: люди, ограничивающие свободу, по определению садисты, а потакающие этому - лицемерные развратники. Ну хоть революционерками какими-то монастырские прачки не предстают. Им ведь вовсе необязательно располагать прогрессивными взглядами - это просто дуры, что неудивительно, в большинстве своем глубоко религиозные. Из этой массы камера выделяет трех героинь, чей маршрут в "Приют Магдалины" мы и наблюдали. Характеры их прорисовываются следующим образом: Стерва, Обиженная-на-Мужчин и Мать. Впоследствии к ним примыкает еще одна - Курица. Искусство, как известно, требует жертв. В монастыре-тюрьме клюют не по-христиански. Потому-то и был введен дополнительный характер, максимально трагический, чтобы им можно было пожертвовать без явного ущерба для основной троицы. Курицу, окончательно запутавшуюся в непонятом ей существовании, закрывают в психушке - в финале выясняется, что там она умерла от истощения на почве душевного расстройства. Умирает, так и не найдя сострадания, старая кудахталка, проведшая за стиркой сорок с лишним лет. Стерву ожесточение приводит к открытому неприятию общечеловеческих ценностей. В таких фильмах доведение до отчаяния обычно отождествляется с потерей надежды. В "Цельнометаллической оболочке", к примеру, наблюдался полновесный срыв с катушек. Но сестры Магдалины весь фильм пребывают в трезвом уме. Если присмотреться, преграды к пути на волю не самые неберущиеся - монахиня-автоматчица на вышке вроде не была замечена. Лишь промучившись основательно на протяжении более чем полутора часов экранного времени, две героини наконец сбегают (третью забрал из приюта достигший совершеннолетия братишка - процедура на деле оказалась простейшей). Логический итог фильма: бывшая узница на автобусной остановке трясет вновь отращенной гривой, демонстрируя бывшим своим надсмотрщицам непокоренность духа. Завершается фильм описанием дальнейших судеб героинь, которое, впрочем, можно было и предугадать. Шотландского быка Питера Муллана довелось увидеть, точнее - запомнить, дважды. В "Эскорте" он бил морду Даниэлю Отею, разорившему его и наставившего ему рога. В этот раз он колошматил непутевую дочь. Поверить, исходя из этих крошечных фрагментов, в то, что это крупный кинодеятель, почти невозможно. И данный фильм также не является доказательством: старательная, но, несмотря на все завоеванные призы, средняя работа. Фильм своей направленностью обязан нравиться воинствующим феминисткам, правозащитникам и прочей живущей протестом аудитории. В нем беспощадно осуждаются структуры коллективного насилия, несвободное общество - общество мужского ханжества, попутно выдвигается тезис о том, что звериные инстинкты, найдя трудный выход, обретают извращенность. Без сомнения, добавил ему вистов наезд на уважаемую во всем мире организацию - католическую церковь (которую, кстати, некоторые называют самой злодейской организацией за всю