"Папа в командировке"
Название фильма: | Папа в командировке |
|
|
Страна-производитель: | Югославия | ||
Английский: | Otac na sluzbenom putu | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Эмир Кустурица | ||
В ролях: | Морено Де Бортолли, Мики Мануйлович, Мирьяна Каранович, Мустафа Надаревич | ||
Год выпуска: | 1985 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Сараево в беспокойное время (1948 — 1952гг.) после разрыва Тито со Сталиным, глазами шестилетнего мальчика, отец которого постоянно уезжает в командировки.
Трагедия людей, попавших в жернова тоталитаризма, показана глазами шестилетнего мальчика Малика. Именно его довольно остроумные комментарии о беспокойных событиях в Сараево задают тон трагикомедии. Малик видит, как его отец Меса (Микки Манойлович) постоянно уезжает в командировки, но он не знает пока, что отец и есть тот грубый и похотливый "бабник", из-за которого страдает мать. Судьба наносит удар, когда одна из подружек отца в приступе ревности доносит на своего любовника местной полиции. Месу ночью арестовывают и отправляют на соляные шахты. Из-за чего его жене Сене приходится пережить три жутких, полных горя и нищеты года, зарабатывая на жизнь шитьем.
Как и в фильме «Помнишь ли Долли Белл?», в снятой вновь по сценарию Абдулы Сидрана ленте «Папа в командировке» Эмир Кустурица счастливо минует ловушки ретро-сентиментальности или издевательской иронии в рассказе о недавнем прошлом, не всегда приятном и радостном. Он не ощущает ни ностальгии, ни жалости, ни тем более презрения к «славным пятидесятым», предзакатным годам государственного террора имени товарищей Сталина и Тито, к недолгому периоду «оттепели» на рубеже 50-60-х годов, благословенному свыше временному послаблению в политике и нравах. От быта и истории режиссер предпочитает уноситься будто в надмирные сферы, даже если этот отрыв от реальности по-детски забавен, мил и наивен, как, фантазии Малика
Отзыв о фильме режиссера Ивана Дыховичного (Копейка, Вдох-Выдох) - специально для ДК:
Обычно у высоких художников малояркие персонажи. Здесь что ни человек – практически гоголевский образ. И в этом нет никакой театральщины.
Все герои – они должны ненавидеть друг друга, потому что поставлены в обстоятельства. Вместо этого всю картину я чувствую любовь и страдания этих людей. Есть презрение к подлости, но нет презрения к человеку, совершившему подлость.
Я не люблю детей в картинах – дети и собаки всегда переигрывают взрослых. В этом фильме я обожаю мальчика и девочку, очкастого старшего брата, мне приятны их проявления глупости и наивности – они умны и очаровательны.
Есть вещи крайние в кино – показ голого мальчика, голой девочки. Всегда пошло и глупо. А здесь – очаровательно. Здесь люди все обладают запахом. И меня этот запах не раздражает. Я давно не чувствовал, что мне хочется заплакать над картиной. Я почти не мог сдержаться, когда девочку увозит санитарная машина. И что говорит мальчик. И при всем ужасе наших переводов, дикторских голосов, которые на 30 процентов снижают эмоцию в картине, она на меня снова, как и 20 лет назад, произвела абсолютное впечатление.
Последнее время ни после одного фильма мне с такой силой не захотелось снимать свое кино.